Из книги "Шахматная композиция 1977-1982".
В. Руденко, В. Чепижный
КРИТЕРИИ ОРИГИНАЛЬНОСТИ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ
Одним из наиболее сложных в современной композиции является вопрос определения
степени оригинальности конкретной шахматной задачи. Несмотря на почти столетнюю
историю развития существующих школ и направлений задачной композиции, до
настоящего времени так и не удалось выработать четкие, общепризнанные критерии
оригинальности произведений.
В «Шахматном кодексе СССР» вопросам приоритета и оригинальности композиций
посвящен специальный раздел. Там, в частности, предложено различать понятия
полного,
частичного
и
идейного предшественника.
Однако приведенные в кодексе определения слишком общи, чтобы ими можно было
руководствоваться в конкретной ситуации. Бесспорны только случаи полной
тождественности сравниваемых задач, когда задача, более поздняя по времени
публикации, из-за наличия полного предшественника лишается права на
существование. В тех же случаях, когда сравниваемые задачи близки по схеме или
идейному содержанию, но «криминального» сходства установить все же не удается,
говорят о наличии частичного или идейного предшественника. Чаще всего это
сопутствует задачам со сложным и относительно новым авторским замыслом. Мы уже
привыкли к тому, что в любой задаче в качестве строительного материала
обязательно используются отдельные элементы, идеи, когда-то и кем-то открытые
впервые, являвшиеся на определенном этапе развития композиции самостоятельными
темами (скажем, комбинации Гримшоу, Плахутты, механизмы положения и т. п.).
Сейчас никому в голову не придет на этом основании хотя бы в малейшей степени
усомниться в оригинальности авторского замысла. Но стоит только композитору
вместо привычного, апробированного «кирпичика» использовать в задаче
какой-нибудь нестандартный, еще не серийный «блок», тут-то и заходит речь о
частичных и идейных предшественниках. Причем ничего позитивного в употреблении
этих весьма неопределенных терминов не содержится — главным образом одно
отрицательное эмоциональное воздействие на автора задачи. Попутно судья
(критик), бросив тень на новую задачу, развязывает себе руки: теперь оценка ее
может быть произвольной. Особенно неуместным представляется нам термин «идейный
предшественник». Развитие композиции как искусства определяется не только
открытием новых идей, но и их всесторонней, более глубокой и совершенной
разработкой всеми композиторами. Поэтому претензии идейного порядка просто
противоречат здравому смыслу. (Абсурдно, например, относить задачи тематических
конкурсов к произведениям второго сорта!) Совсем другое дело — создание
в конкурсах «условий наибольшего
благоприятствования» для произведений с совершенно новыми, оригинальными идеями,
замыслами!
Отсутствием общепризнанных критериев оригинальности произведений нередко
объясняются непроизвольные ошибки со стороны даже опытных арбитров при оценке
конкурсных
задач различных стилей. Так, при отборе задач в один из «Альбомов ФИДЕ»
международный арбитр, видный представитель чешской школы посчитал
неоригинальными и исключил из рассмотрения все стратегические трехходовки на
популярную тему освобождающих жертв белого ферзя (для коня). Свое решение он
мотивировал существованием ряда задач более ранней публикации, в которых идейные
варианты завершались после жертвы белого ферзя правильным матом белым конем. А в
вариантах сравниваемых с ними стратегических трехходовок совпадали три
структурных элемента из четырех (вторые ходы белых и черных и матующий ход).
Причем различие в четвертом элементе, заключавшееся в несовпадении тактических
ослабляющих моментов первого хода черных, по мнению арбитра, несущественно, не
компенсирует «неправильность» матовых картин и не является достаточным условием
для признания самостоятельности произведения.
Сторонники стратегического направления, в свою очередь, зачастую подвергают
сомнению оригинальность «чешских» задач со слишком схожими, на их взгляд,
комплексами матовых позиций, особенно при тактически малонасыщенной игре в
идейных вариантах.
В то же время у приверженцев обоих направлений нередко наблюдается единодушие в
критической оценке одновариантных многоходовок логического стиля, отличающихся
от уже известных несущественными, с их точки зрения, изменениями
подготовительных планов.
Следует отметить, что у специалистов логического и чешского направлений сложился
достаточно осторожный и гибкий подход к оценке произведений, в той или иной
степени совпадающих с ранее опубликованными. Напротив, в стратегической школе
наблюдаются завышенные требования к признакам оригинальности композиций,
вызванные, очевидно, значительно большим (на данном этапе развития) по сравнению
с другими направлениями кругом разрабатываемых идей и механизмов и в еще большей
степени фактическим отсутствием стройной теории этой школы.
Подобное положение может послужить тормозом для дальнейшего развития не только
стратегического направления, но и всей шахматной композиции.
Весьма важным нам представляется и другой аспект данной проблемы, тесно
связанный с творческим ростом молодых композиторов. Чтобы более или менее
успешно конкурировать с опытными проблемистами, начинающий составитель вынужден
сразу же браться за сложную современную тематику. В лучшем случае он вступает на
этот нелегкий путь, освоив теоретические основы различных школ и направлений
композиции. Однако отсутствие практической работы над чешской, логической и
ортодоксальной стратегической тематикой делает его творчество уязвимым как в
техническом, так и в художественном отношении. Известно, что работа над задачами
с правильными матами кроме оптимального использования шахматного материала
прививает вкус к красивым и экономичным матовым позициям; над задачами
логического стиля — к четкости и лаконичности выражения авторского замысла; над
задачами стратегической школы — к широкому использованию тактических идей и
разнообразию механизмов, идейной цельности произведения. Очевидно, все это
должно являться обязательной программой подготовки и совершенствования молодого
композитора (об этом свидетельствуют творческие биографии выдающихся шахматных
композиторов).
Представим, что молодой автор решил пройти эту школу. Что его ждет на этом пути?
Упреки в эпигонстве или даже обвинение в
плагиате. Это может не только отбить у него охоту «сидеть за партой», но
и вообще отвратить от шахматной композиции.
Исходя из вышеизложенного, авторы данной статьи предприняли попытку определить
важнейшие критерии оригинальности шахматных задач, которые могли бы послужить
ориентирами как для арбитров, так и для композиторов, особенно начинающих.
Предложенные критерии можно разделить на общие, равноценные для всех
существующих школ композиции, и частные, связанные со специфическими
особенностями каждой из этих школ.
К числу общих критериев можно отнести:
1)
изменение схемы при близких замыслах,
2)
добавление нового тематического варианта,
3) введение (изменение) тактического содержания в идейные варианты.
Изменение схемы при близких замыслах
Добавление нового тематического варианта
Введение (изменение) тактического содержания в идейные варианты