Введение механизмов перемены
64.
Л. Исаев
Мат в 2 хода |
65.
В. Чепижный
Мат в 2 хода |
64)
I.
Ке1! (2. Фе4х) 1... Фg6 2. СебХ, 1. . .Лb6
2. Сс6Х.
65)
Иллюзорная фаза: 1.
Cg5?
Фb6 2. Кс6Х, 1.. .Лg6 2. К :
g6x,
опровержение — 1. . .Фg6!
Решение: 1.
Kg4! (2. Kc5x) 1. . .Фb6 2.Cd6x, 1. . Лg6 2. Сf6Х.
Когда была составлена двухходовка 65, многие композиторы, которым она была
показана, выражали сомнение в ее оригинальности.
Не было полной уверенности и у самого автора. И только после авторитетного
заключения Л. Лошинского — «здесь удвоено содержание задачи Л. Исаева» — эта
композиция была послана на конкурс. Присуждение ей высокого отличия судьей
конкурса Г. Альбрехтом, известным знатоком двухходовки, способствовало внедрению
данного критерия оригинальности композиций (введение фазы) в судейскую практику.
66.
Д. Сване
Мат в 2 хода |
67.
Я. Владимиров
Мат в 3 хода |
66)
Иллюзорная фаза: 1... К2:d3
2. Ле4х, 1... К4:d3
2.
Cd5х,
1… Л:d3
2. Фа4х. Решение: 1. Ке4! (2. Ф:bЗx)
1... К2:d3
2.
Kd6x,
1…
К4:d3
2.
Kd2x,
1...
Л:d3
2. Ф:с5x.
67) Иллюзорная фаза: 1. Се2? Cd4 2. С:d4, 1... СсЗ 2. С:сЗ, 1... С:b2 2. С:b2, опровержение— 1... Cd6!
Решение: 1. с7!
(цугцванг) 1...
Cd4
2. Се5!, 1...
СсЗ 2.
Cd4!,
1...
С:b2
2. СсЗ!
В двухходовке 66 и трехходовке 67 по сравнению соответственно с 60 и 41 в
решении совпадают все три идейных варианта. Добавление иллюзорной игры
фактически удваивает их содержание и делает обе задачи полностью оригинальными.
68.
Э. Виссерман
Maт
в 3 хода |
69.
Н. ван Дейк
Maт
в 3 хода |
68)
1. Cg8 (2. Ф:c7+) 1... Ф:d3 2. Ke:f4+ Kpd4 3. Ke2х,
1... Лс:d3
2. К:c5+
Kpd4
3. К:
Зx,
1… Лg:d3
2.
Kg5+
Kpd4
3.
Kf3x,
1...
C:d3
2. К:c7+
Kpd4
3.
Kb5x.
69) Иллюзорная фаза: 1... Ф:с4 2. Kg5+ Кр:d4 3. Ке6х, 1...Л7:с4 2. Ке5+ Кр:d4 3. Кс6х, 1… Л1:с4 2. Ke1+ Кр:d4 Кс2х, 1... С:с4 2. К:d2 Кр:d4 3. КbЗx.
Решение: 1. Фb5!
(2. Фе5+) 1...
Ф:с4 2. Ке6!,
1...
Л7:с4 2. Ке6!,
1...
Л1:с4
2.Кс2!,
1...
С:с4 2. КbЗ!
Решение 68 совпадает с иллюзорной игрой в 69. Действительной же игрой в 69
является новая фаза, введенная автором в содержание задачи. (Замена фронтальной
батареи в 68 на диагональную в 69 не имеет существенного значения, так как линия
связки черных фигур не меняется.)
70.
В. Гебельт,
Г. Жук
Мат в 2 хода |
70
Иллюзорная фаза: 1... Л:е4 2. Ке6x,
1... К:е4 2.сЗх. Решение: 1. Фg1!
~
2. f4x
, 1...
Л:е4 2.
Фg7x
, 1... К:е4 2. Фа1х, 1... de 2.
f3x. |
71.
Л. Загоруйко
Мат в 3 хода |
72.
В. Брон, Ф.
Давиденко
Мат в 3 хода |
71)
1. Лс6 (2. Фс5+) 1... Л:d3 2. Kg6 ЛеЗ 3. Фb4x,
1...
С:d3 Kg2 Се4 3. Ф:g7x,
1...
К:d3 2. КсЗ Ке5 3. Фс6x.
72) Иллюзорная фаза: 1. К:е6? (2. Фd4+) 1... Л:е4 2. К:с7 Лd4 3. Фе7х, 1... С:е4 2. Лf8 Cd5 3. Ф:с7x, опровержение — 1... К:е4!
Решение: 1. Лf8! (2. Фg7+) 1... Л:е4 2. Кр:с7 Лd4
Ф:е6х, 1... С:е4 2. К:e6 Cd5 3. Ф:с7х, 1... К:е4 2. С:е6 Kd6 3. Фg7х.
Решения трехходовок 71 и 72 фактически совпадают: каждая из них содержит по три
варианта со взаимной обструкцией трех черных фигур и последующим блокированием
этими фигурами полей возле черного короля. И здесь, как и в предыдущем примере,
авторам удалось ввести иллюзорную игру только для двух из трех тематических
вариантов, что тем не менее обеспечило ей оригинальность, а заодно и победу в
конкурсе.
73.
Д. Зейльбергер,
П. Кутсхейд
Мат в 2 хода |
74.
Э. Лившиц
Мат в 2 хода |
74) Первая фаза: 1... Cd5+2. Kp:d5x, 1... Cd3+2. Кр:d3x. Вторая фаза: 1. Фd7? (2. Фg4х) 1... Cd5+ 2. К:d5х, 1... Cd3+ К:d3x, опровержение — 1... f5!
Решение: 1. КрbЗ!
(2. Ф:е4Х) 1... f5 2. Kd5x, 1...
g4 2. Kd3x.
В 73 представлена простая перемена матов на шахи белому королю. В близкой по
схеме 74 автору удалось к двум известным фазам добавить еще одну фазу с
переменой матов по Рухлису. По нашему мнению, добавление фазы является таким же
четким критерием оригинальности композиции, как и введение фазы.
75.
К. Арнштам
Мат в 2 хода |
76.
К.
Гольдсхмединг
Мат в 2 хода |
75)
Иллюзорная
фаза:
1... de 2. Kf6x, 1... fe 2. Kd6x.
Решение: 1.
Kd3!
(2. Фе5x)
1...
de
2.
Kd6x, 1... fe 2. Kf6x.
76)
Первая фаза: 1...
cd
2. Ке6Х, 1...
ed
2. Кс6х. Вторая фаза: 1. Ке7? (2. Фd5x)
1...
cd
2. Фс5х, 1...
ed
2. Сс5х, опровержение— 1... Ф:b5
(стоит отметить, что простой перестановкой черного ферзя на g2 можно добиться
более приемлемого опровержения — 1… Фg5! —без взятия белой ладьи). Решение: 1.
КеЗ! сd Кс6x,
1…
ed 2.Ке6x.
Общими для 75 и 76 являются две фазы с чередованием матов, построенные на
аналогичной схеме. Оригинальность 76 — в добавлении третьей фазы с простой
переменой матов.
77.
В. Руденко
Мат в 3 хода |
78.
А. Лобусов, В.
Копаев
Мат в 3 хода |
78)
Первая фаза: 1. Фg5? (2. Ф:f4+) 1... Лс4 2. Kd3+, 1... Сс4 2. Кс6+,
опровержение— 1... Лf3! Вторая фаза: 1.Фg8?
(2. ФbЗх)
1... Лс4 2. Кс6+, 1... Сс4 2. Kd3+, опровержение — 1... е6! Решение: 1. Фg6! (2.
Фе4+) 1... Лс4 2.ФdЗ, 1... Сс4 2. Фе6.
Как и в предыдущем примере, в 78 повторена схема чередования игры трехходовки
77. Однако добавленная фаза с простой переменой здесь является действительной
игрой.
79.
Я. Буглош
Мат в
2 хода |
80.
Г. Отье
Мат в
2 хода |
80)
Иллюзорная фаза: 1...
Крс4 2. Фе4x,
1...
Kpd3 2. Фd5x.
Решение: 1. Фf1
Kpd5 2. ФdЗx,
1...
Кре4 2. Фс4x.
Элементарные примеры 79 и 80 наглядно иллюстрируют критерий оригинальности,
который можно назвать изменением фазы.
Идентичная для обеих задач иллюзорная фаза в 79 связана с решением механизмом
чередования, а в 80 — механизмом произвольной перемены матов.
81.
Г. Мусанте
Мат в 2 хода |
82.
В. Руденко, В.
Мельниченко
Мат в 2 хода |
82)
Первая фаза: 1. КсЗ? (2. Ф:е5Х)
1...
Кс4 2. Ксе2x,
1... Kf7 2. Kd5x,
опровержение— 1...
Фb5!
Вторая фаза: 1. Кс5? Кс4 2. Kd3x, 1...
Kf7 2. Ке6x,
опровержение— 1...
Сb2!
Решение: 1. Kd6! (2. Kh5x) 1...
Л:еЗ 2. Kde4x,
1… Лg5 2. Kdf5x.
Две фазы с простой переменой матов при перекрытии ферзя и слона черных в 81 и 82
почти полностью совпадают. Различие заключается в третьих фазах: в первом случае
происходит простая перемена матов при тех же перекрытиях черных фигур, во втором
— произвольная перемена матов с выключением черной ладьи.
83.
А. Лобусов
Мат в 2 хода |
84.
А. Лобусов, С.
Шедей
Мат в 2 хода |
84)
Первая фаза: 1. Kf6? ~ 2. Фh2х,
1... Л:d6 2. Kd3x, 1... Фd5 2. Ф:d5x, опровержение—1…
f2!
Вторая фаза: 1.Лf6?
~
2. Ф:g5x,
1... Фd5 2. Kd3x, 1... Л:d6 2. Ф:d6x, опровержение— 1... Фе4! Решение: 1. Kpc1
(2. Kd1х) 1... Л:d6 2. Ф:g5x, 1… Фd5 2. Фh2x.
Изменение фазы в 84 по сравнению с 83 заключается в добавлении одного идейного
варианта в двух фазах из трех (одна фаза и тематические угрозы в двух других
фазах в обеих задачах полностью совпадают). Этот пример в принципе соответствует
критерию добавления тематического варианта, хотя идейный вариант добавлен и не
во всех фазах.
85.
П. Оверкамп
Мат в 2 хода |
86.
Л. Лошинский, В.
Чепижный
Мат в 2 хода |
86)
Первая фаза: 1. Фb7?
Лh7
2.
b4x,
1...
Kf7 2. КbЗx,
1... Ле8 2. Фb6x,
опровержение— 1...
Ле4! Вторая фаза: 1. Фg4?
Лh7 2. Фd4х, 1... Kf7 2. Лc4х, 1... Лe8 2. b4x,
опровержение — 1...
Cd5! Решение: 1. Фе6!
(2. d7x)
1...Лh7
2. Лс4х, 1...
Kf7 2. Фd5x, 1...
Ле8 2. КbЗx.
В данном случае изменение фазы в 86 по сравнению с 85 гораздо существеннее, чем
в предыдущем примере. За счет использования механизма трех векторов вместо двух
в 86 достигнута полная однородность всех фаз, что обеспечивает не только особую
цельность задачи, но и ее полную оригинальность (кстати, авторы 86 не знали о
существовании 85).
87.
Л. Лошинский, С. Лейтес, Е.
Умнов
Мат в 2 хода |
88.
М. Марандюк
Мат в 2 хода |
88) Первая фаза: 1. Cb4? Kbd5 2. Ф:d7x, опровержение — 1... Kcd5! Вторая фаза: 1. Cf4? Kcd5 2. Ле8х, опровержение — 1... Kbd5!
Решение: 1. Са5! (2. Кс6х)
1...
Kbd5 2. Ле8x,
1... Kcd5 2. Ф:d7x.
Схемы, идейные варианты и угроза задач 87 и 88 полностью совпадают. Однако
автору 88 удалось глубже проникнуть в схему. Тематические ложные следы и новый
вступительный ход существенно расширили содержание задачи, обогатив его
современными мотивами перемены функции хода (в задаче представлена своеобразная
трактовка темы Ханнелиуса), а заодно и гарантировали, по нашему мнению,
оригинальность новой задачи.
89.
Ж. Савурнэн
Мат в 2 хода |
89)
Первая фаза: 1...
Cd6
2.Кf6x,
1… Лd6 2. Фе5х. Вторая фаза: 1. Cf6?
~
2. Cg6x,
опровержение — 1...
Cd6! Третья фаза: 1. Се5? ~ 2.
Лf4x,
опровержение— 1... Лd6! Решение: 1.
Фd2
(2. Ф:еЗx)
1...
Cd6 2. Cg6x,
1...
Лd6 2. Лf4x. |
Предположим, что на ранней стадии разработки тематики перемены была составлена
задача, подобная 89, но с белым слоном с5 (вместо h8). Содержание ее —
двукратная перемена матов при перекрытии Гримшоу — с современной точки зрения
весьма тривиально и вряд ли привлекло бы сейчас чье-либо внимание. Однако и
здесь композитор отыскал скрытые в схеме возможности. При белом слоне h8
появляются тематические ложные следы, угрозы и опровержения которых вместе с
идейными вариантами действительной игры образуют одну из самых популярных тем,
связанных с переменой функций ходов — тему Домбровскиса.
По нашему мнению, одна лишь такая перестановка слона была бы достаточна для
признания задачи совершенно самостоятельной!
В заключение необходимо остановиться на некоторых общих соображениях. Если та
или иная задача явно отвечает рассмотренным выше критериям, то она, бесспорно,
должна, по нашему мнению, быть признана оригинальной. Однако в судейской
практике не исключены случаи, когда рассматриваемая задача не полностью
удовлетворяет определенному критерию оригинальности. Тогда на первый план
выдвигаются художественные признаки. Если новая композиция действительно
приобрела, с точки зрения судьи, несомненные художественные достоинства по
сравнению с более ранней, если налицо творческий прогресс в разработке темы, то
он может и должен (здесь решающую роль играют эрудиция, опыт, знание, вкус
арбитра) поощрить усилия автора, доказательно аргументировав свое решение в
итоговом отчете.
90.
В. Кобец
Мат в 3 хода |
91.
Ф. Давиденко
Мат в 3 хода |
91)
1. Фb8
~
2. Л:с4+ Кр:с4 3. Фb4x,
1... ФсЗ 2. Лb5+
Kpd4 3. Сс5х, 1... Сf8
2. ЛbЗ+
Kpd4 3. еЗх, 1... СеЗ 2. Ла4+ Kpd4 3. Ф:b2x
.
Задача 91 была признана судьей конкурса неоригинальной ввиду того, что «три из
четырех правильных матов уже встречались ранее, в частности, в задаче В. Кобеца»
(90). Такое решение арбитра нам представляется совершенно неверным. В данном
случае налицо изменение одного идейного варианта в комплексе четырех вариантов с
правильными матами. А кроме того (что не менее важно), в 91 идейные варианты
объединены механизмом положения («ладейный крест»). По нашему мнению,
объединение идейных игр механизмами положения вообще должно служить
самостоятельным критерием оригинальности произведения.
92.
Э. Цеплер
Maт
в 5 ходов |
93.
Э. Цеплер
Maт
в 5 ходов |
92)
1.
Ла8!
Л:а8
2. e6
Фb8
3.
Лg8+
Ф:g8
4. fgФ(Л)+
Л:g8
5. Kf7х.
93)
1. Kpe1!
~
2.
Лg2
Лb8
3.
Лg8+
Ф:g8
4. fgФ(Л)+
Л:g8
5. Kf7х,
1... Фа8! 2. Лg2
Лb8
3.
f8Ф(Л)+!
Л:f8
4. Лg8+
Л:g8
5.
Kf7x.
Задачи 92 и S3 иллюстрируют пример того, как художественное достоинство
логического произведения — тонкий, без применения прямолинейных,
сильнодействующих средств, подготовительный план — обеспечивается более глубоким
проникновением в схему, реализацией заложенных в ней скрытых возможностей. И как
результат — идейная законченность и полная оригинальность новой задачи.
Как
известно, не являются дуалями превращения пешки на матующем ходу: ферзь
(ладья) или ферзь (слон).
94.
Л. Лошинский
Мат в
2 хода |
95.
Ж. Боулин
Мат в 3 хода |
94)
(сравнить
с 57). 1. Лсс4 (2. Л:f2x) 1...
Фd4 2. Kf3x, 1... ФdЗ 2. Лf3x, 1... Ф:d2 2.
Лсе4х, 1...
Ф:f5 2. Лfе4х.
95)
(сравнить с 29). 1. Лf4
~
2. Се6! Л:е6, С:е6 3. Kd7, Кс6x,
1... Ла6 2. Kde6! С:е6 3. Kg6x, 1... Сс8 2. Kfe6! Л:е6 3. Лf5x,
1… Лf6 2. Лf5+! С:f5 3. f4х.
Задачи 94 и 95 наглядно иллюстрируют, как чисто художественный фактор — введение
дополнительного, тесно связанного со всей идейной игрой варианта, даже без
кардинального изменения схемы,— обеспечивает несомненную самостоятельность
композиции стратегического направления.
96.
Л. Лошинский
Мат в 2 хода |
97.
А. Ривс
Мат в 2 хода |
97)
Ложные следы: 1. cb? ed!, 1. c3? ef!, 1. c4? е6!, 1. сd? e5! Решение: 1. Лb4!
Задача 97 была исключена из конкурса ввиду наличия, по мнению судей, полного
предшественника (96). Однако такое решение нельзя признать правильным (на что в
свое время указал один из основоположников стратегической двухходовки К.
Мэнсфилд). Действительно, в 96 нарушение художественных принципов весьма
значительно: два тематических ложных следа представляют грубое взятие сильных
черных фигур — ладьи и коня. Автор 97 сумел избежать этого и получил полноценное
самостоятельное произведение.
98.
Л. Бата
Мат в 2 хода |
99.
Л. Лошинский
Мат в 2 хода |
98)
Иллюзорная фаза: 1...
Фе5 2. Лd2x, 1…
Kе5
2. Ле4x,
1... Л:d5 2. Ф:b4x,
1...
bа
2. СсЗx.
Решение: 1. Се4! (2. ЛdЗx)
1...
Фе5 2. Ф:b4x,
1...
Ке5 2. Фb6x,
1...
Л:е4 2. Лd2х,
1…
bа
2. ФсЗх.
99)
Иллюзорная фаза: 1...
Фе5 2. Ф:d1x,
1...
Ke5
2. Ке2x,
1... Л:d5 2. Ла4x,
1...С:d5 2.
Cc5x.
Решение: 1. Се4! (2. ЛdЗх)
1... Фе5 2. Ла4х, 1... Ке5 2. Сс5х, 1... Л:е4 2. Ф:d1x, 1... С:е4 2. Ке2x.
В 99 за счет весьма незначительного по сравнению с 98 изменения схемы (введение
черного слона д2) достигнута исключительная цельность идейного содержания,
оставляющая впечатление полной художественной законченности. Именно это
позволяет считать задачу 99 совершенно оригинальной.
Предложенные в статье определения и классификация основных критериев
оригинальности шахматной задачи, естественно, не являются исчерпывающими и
окончательными. Следует ожидать, что в дальнейшем некоторые из критериев будут
дополнены и детализированы, удастся также выработать и достаточно четкие
критерии оригинальности по признакам художественного и технического
совершенствования композиций.