Введение (изменение) тактического содержания в идейные варианты
Тактическое содержание является важным элементом любой задачи, существенно
влияющем на ее общую оценку, в том числе и на степень ее оригинальности.
Особенно это характерно для произведений чешской школы, где введение тактических
моментов даже в матовые картины является достаточным условием оригинальности
задачи.
33.
М.
Хавель
Мат в 3 хода |
34.
М. Хавель
Мат в 3 хода |
33)
1. Kpg2! (цугцванг) 1...
Кре7 2. Ch4+ Kpd6 3. Kf7X, 1... Kf2 2. СсЗ Kpe7 3. Kef5x, 1...
Kg3 2. С:g3+ Kpe7 3.Kd5x.
34)
1. Kf2! ~ 2. Cd8 Ф:f6 3. Ке6х, 1... Kp:f6 2. СсЗ+ Фе5 3.
Kfe4X,
1... Ф:f6
2.
Cd2+
Фf4
3.
Kce4X.
В 33 и 34 фактически совпадают и игра, и матующие ходы. Различие лишь в том, что
в 34 в матовых позициях используется связка черного ферзя.
35.
Ш. Шнайдер
Мат в
6 ходов |
36.
И. Брейер
Мат в 6 ходов |
35)
1. Лb8 Се5 2. Лс8 Сb7 (2... е5?) 3. Лd8 Кc6 (3... Кb7?) 4. Ле8 Kg7 (4...Сс6?) 5.
Лf8 Cg5 (5... Cg7?) 6. Kf6x.
36)
1. Лb8
Лb7
2. Лс8 Лс7 (2...
Са6?)
3. Лd8
Лd7 (3...
Сb6?)
4.
Ле8 Ле7 (4...
Сb5?)
5. Лf8
Ле8 (5...
Сс5?) 6. Kf7x.
В 35 и 36 при совпадении всех четырех подготовительных планов белых защиты
черных отличаются тактическим содержанием (соответственно — обструкция и
перекрытие).
37.
Л.
Лошинский
Мат в 2 хода |
38.
П.
Оверкамп
Мат
в 2 хода |
37)
1. Фа4! (2.Cd6X) 1... fe 2. Фа5х, 1... Ф:е4 2.
h8ФХ,
1... Л:е4 2.
b8ФХ,
1...
С:е4 2. Ф:a1X,
1...
К:е4 2. Кс6Х.
38)
1. Лg6! (2. Лd8x) 1... cd 2. Фg5x, 1...Л:d4 2. g8ФX, 1... С:d4 2. f4x, 1...
Kb:d4 2. КеЗх, 1...Ke:d4 2. Cc4X.
Хотя в тасках 37 и 38 идейное содержание одинаково (пятикратное блокирование
одного и того же поля при антидуальном разделении матов), оригинальность 38
определяет, по нашему мнению, изменение в четырех защитах черных тактических
моментов, обеспечивающих разделение соответствующих матующих ответов белых.
39.
Т. Бви
Mam в 2 хода |
7)
1. Cd5 (2. Лb5х)
1... Ф:d5+ 2. Ле4х, 1...
С:d5+
2.f3x,
1… Л:d5 2. К:е6х,
1... Ke:d5 2. d4x, 1...Kf:d5 2.Ke4x. |
В 39
по сравнению с обеими вышеприведенными задачами пятикратное блокирование одного
поля сопровождается не антидуальным разделением матов, а простым отвлечением
черных фигур. Тем не менее ее оригинальность не вызывает сомнения (благодаря
изменению — упрощению! — схемы).
Характерный момент (скорее всего психологический!). Чем сложнее авторский
замысел, тем с большим трудом за ним признается оригинальность при сопоставлении
с произведениями на аналогичную тему. Так, 37 в ряде источников признавалась как
предшественник 38 лишь потому, что в обоих тасках пятикратное блокирование
одного поля осложнено добавочными защитами.
40.
Л. Лошинский
Мат в 3 хода |
41.
К.
Саммелиус
Мат в 3 хода |
40)
1. Ка4 (2. Фb2+)
1...
Cd5 2. Се4!, 1...
Сс6
2. Cd5!, 1... Сb7
2.
Сс6!
41)
1. Лd7 (цугцванг) 1... Cf4 2. Се5!, 1...
Cg3
2.
Cf4!,
1... С:h2
Cg3!
В 40 и 41 очень похожие схемы, кроме того, совпадают и тема, и игра белых и
черных. Различие заключается в тактических моментах, мотивирующих вторые
«преследующие» ходы белого слона.
Наряду с общими для всех школ критериями оригинальности композиций можно
выделить и некоторые частные признаки, связанные с творческими принципами каждой
из школ.
Для произведений чешской школы характерно наличие в задаче не менее трех
вариантов, завершающихся правильными матами.
Замена в таком комплексе хотя
бы одного из главных вариантов — достаточное условие для признания задачи
самостоятельным произведением.
42.
Л.
Ветешник
Мат в 3 хода |
43.
А. Гуляев
Мат в 3 хода |
42)
1. Фа7! ~ 2. Лb5 ab 3. Кf6x, 1... с1Ф 2. Kf6+ КреЗ 3. Лb2x, 1... Kg2 ~ 2. Ле6+
Кр:d5 3. Kf4x, 1... Ch4 2. К:сЗ+ Kpd4 3. ЛbЗx.
43)
1. Фb7!~ 2. Лf6+ Кре5 3. Kg4x, 1... f5 2. К:d3+ Кре4 3. ЛсЗх, 1... Кре5 2. Л:а6
f5 3. К:d3x, 1... Kpf5 2. Kg4 ~ 3. Лf6x.
В 42 и 43 много сходства: близкие схемы и рисунок позиции, первый ход и характер
игры. Аналогичны и два варианта из четырех. Однако различные матовые картины в
двух остальных дают 43 право на независимое существование.
44.
А, Мандлер
Мат в 3 хода |
45.
С. Буль
Мат в 3 хода |
44)
1. Kf6! ~ 2. Kg6+ Kpf6 3.
Се4x,
1...
С:f6
2.
Фс7+
Кре6
3.Cd5x, 2... Kpd4 3. Kf5x, 1... g4 2.
Kd7+ Kpf4 3. Фh6x.
45)
1. Cg7! (2. Ka5!) 1... Ka2 2. Cd4! Kpc4 3.
Кb6x,
1... Cc2 2. Kb6+ Kpc5 3. Cd4x, 1... b4 2.
Ke7+ Kpc4 3. Фа6x.
В 44 и 45 сходства еще больше. В комплексе из трех вариантов совпадают по два
правильных мата. Однако различие даже в одном варианте, заканчивающемся
правильным матом, тоже достаточный признак самостоятельности. Эго подтверждается
многолетней конкурсной практикой.
Для задач логической школы достаточным признаком оригинальности считается
добавление хотя бы одного логического
маневра, подкрепленного пробной игрой.
46.
Г. Енш
Мат в 8 ходов |
47.
Ю. Гордиан, В.
Руденко
Мат в 13 ходов |
46)
Главный план 1. Cf5 е4 2. Kb3+? Kpd3 3. Cd7 и 4. Сb5x
не может быть реализован сразу из-за 3... Кре2! Предварительно нужно вызвать
блокирование поля е2 черным слоном: 1. Cf5 е4 Cd7! (3. Kb3+ Kpd3 4. Сb5х)
2... Са6 3. С:g4 (4. Кс2+ Крс4 Се2x)
3... Сf1
4. Cd7 Са6 5. Ch3 Се2, и теперь беспрепятственно осуществляется главный план: 6.
Kb3+ Kpd3 7. Cd7 Сf1
8. Cb5x.
47)
1. Сс8! (2. Ке6+ Kpd3 3. С:а6х) 1... Сb5
2. Ch3! (нельзя сразу 2. Ке6+ Kpd3 3. Кс5+ Кре2!) 2... Се2 3. Ке6+ Kpd3 4. Кс5+
Kpd4 5. Сс8! (не проходит 5. Кс2+ Крс4 6. КеЗ+ Кр:Ь4!) 5... Сb5
6. КbЗ+
(снова нельзя 6. Кс2+ Крс4 7. КеЗ+ Кр:b4!,
и нет шаха слоном с d6) 6... Kpd3 7. Kc1+ Kpd4 8. Кс2+ Крс4 9.КеЗ+ Kpd4 (9... Кр:b4
10. Cd6+ Кра4 11. Kd1!)
10. Ch3! Се2
11.
Kb3+ Kpd3 12. Сс8! и 13. С:а6х.
В 47 по сравнению с 46 добавлены два логических маневра белого слона в
практически той же схеме, при совпадении главных планов и соответствующих
пробных игр.
48.
Ш. Шнайдер
Мат в
5 ходов |
48)
1.
Лс8
Сb7
2.
Лd8
Кc6
3.
Ле8
Kg7
4.
Лf8. |
Пятиходовка 48, по-видимому, послужила исходной позицией при создании
шестиходовки 35 того же автора. В данном случае мы имеем пример не формального
удлинения решения, а целенаправленного увеличения цепи взаимосвязанных
последовательных логических (хотя всего лишь и одноходовых!) маневров.
Большое разнообразие тактических идей и механизмов в задачах стратегической
школы предполагает, по нашему мнению, наличие и большего числа соответствующих
самостоятельных признаков оригинальности произведений этого направления.
К их числу, по-видимому, можно отнести введение: 1) тематической
угрозы, образующей вместе с идейными вариантами самостоятельный тематический
комплекс; 2) тематических ложных следов;
3) механизмов перемены.