Изменение схемы при близких замыслах
Одним из основных критериев оригинальности в чешской школе является различие матовых позиций в центральных вариантах сравниваемых задач.
В обеих четырехходовках (1, 2) чехословацкого гроссмейстера композиции матовые картины полностью совпадают.
Тем не менее изменение схемы в 2 и связанное с этим изменение игры в вариантах
делают эту задачу полностью самостоятельным произведением.
1.
В. Пахман 1
Мат в 4 хода |
2.
В. Пахман
Мат в 4 хода |
1)
Кb7! ~ 2. Сс6 Крb6 3. Фа5+ Кр:с6 4. Kd8x , 1... Кb6 2. Сb5+ С:b5 3. Кс5+ Кра6 4.
Фd2x, 1... Сс4 2. Фd6+ Кр:b7 3.
Фс6+ Крb8 4. Фс8х.
2)
Фf6 ~ 2. Cg6+ Кр:g4 3. Фf5+ Kph4 4. Фh5х, 1... Kd6 2. Фh8+ Kpg5 3. Фh6+ Кр:f5 4.
К:еЗх, 1... g2 2. К:h2 Cg5 3. Cg4+ Kph4 4. Фf2х.
3.
И. Котц, К.
Коккелькорн
Мат в 4 хода |
4.
Бинцер
Мат в 4 хода |
3)
Пробная игра: 1. Фh7? Ле4, Се4!
Решение: 1. Фf7! Cd5 2. Фа7 Ла4 3. Фh7! Ле4, Се4 4. Фh1, Фh4х.
4)
Пробная игра: 1. Фс2? ЛсЗ, СсЗ!
Решение: 1. Фb1! Сb2 2. Фb7 ЛbЗ 3. Фс2! ЛсЗ, СсЗ 4.
Фf5, Ф:g2x.
Главные планы в 3 и 4 совпадают— необходимо вызвать взаимное перекрытие слона и ладьи черных на одном поле.
Подготовительные планы — вынудить антикритические ходы этих фигур относительно поля пересечения — тоже аналогичны.
Различие кажется незначительным: фронтальные маневры белого ферзя заменены на диагональные.
Такое изменение схемы типично для всех школ и давно признается основным критерием оригинальности произведения.
В данном случае это лишний раз подтверждается присуждением 4 высшего отличия на
представительном конкурсе.
5.
Л. Лошинский
Мат в
3
хода |
6.
А. Кузовков
Мат
в
3
хода |
5) Пробные игры: 1. Kd2? Cd5!, 1. КеЗ? Се6!, 1. Kg3? Сс2!, 1. Kh2? Cd1!
Решение: 1. Кре7 (2. Лg4) 1... Cd1 2. Kd2 Cf3 3. К:f3x, 1... Сс2 2. КеЗ Cf5 3.
Л:f5x, 1... С:е6 2. Kg3 Cf5 3. Л:f5x, 1... Cd5 2. Kh2 Cf3 3. К:f3x.
6) Пробные игры: 1. Фс2? Cf5!, 1. Фа2? Се6!, 1. Фе2? Сb5!, 1. Фb1? Се6!
Решение: 1. Kpe1
(цугцванг) 1...
С:f5 2. Фе2 Cd3 3. Ф:d3x, 1...
Се6
2. Фb1
Cd5 3. Ф:d5x, 1...Сb5
2. Фс2 Cd3 3. Ф:d3x, 1...
Се6
2. Фа2 Cd5 3. Ф:d5x.
В 5 и 6 схема изменена за счет замены тематической фигуры, в результате чего в
6
полностью меняется игра белых (при сохранении игры черных).
7.
Э. Виссерман
Мат в 3 хода |
8.
А. Лобусов
Мат в 3 хода |
7)
1.Фh4! (2.ФgЗ+) 1. . .Лf1 2.Kf:е2+ Крс4 3.Kf3x, 1... Лf1 2. Kd:е2+ Крс4 3.Kg2x,
1... Ле8 2.К:d5+ Крс4 3.Ке6x, 1… Лg8 2.Кb5+ Кре4 3.Kg6x.
8)
1.Фg2! (2.Фg4+) 1... Лh5 2.Kdf6+ Крс6 3.Kg5x, 1... Лb4 2.Kef6+ Крс6 3.Kf4x, 1...КеЗ
2.Кс5+ Крс6 3. К:еЗx, 1... Kf2 2. Кb6+ Крс6 3.К:f2x.
В 8 по сравнению с 7 вместо белой фронтальной замаскированной полубатареи использована диагональная.
Именно это является существенным признаком оригинальности данной задачи, а не
изменение одной пары защит черных.
9.
Л. Куббель
Мат в 3 хода |
10.
А.
Кремер,
Э.
Цеплер
Мат в 3 хода |
9)
1. Kpf7! ~ 2. d4 ed 3. Ce4x, 1...
Фh1
2. f4 ef 3.
Ce4x, 1... Фе1 2. Ле7 еЗ 3. Ce4x.
10)
Пробные игры: 1. Лd6? сЗ!, 1. hg? еЗ! Решение: 1. b6 ~ 2. bc d3 3. Cd4x, 1...
Фа1 2. Лd6 сЗ 3. С:d4x, 1... Фg1 2. hg еЗ 3. С:d4x.
Несмотря на похожий рисунок позиций 9 и 10, схемы их следует считать различными,
так как идейные варианты создаются при помощи различных белых и черных фигур.
Кроме того, новым моментом в 10 является введение пробных игр, что еще больше
увеличивает степень ее оригинальности.
11.
М. Барулин
Мат
в
2 хода |
12.
И. Бирбрагер
Мат
в
2 хода |
11)
Ложные следы: 1. Лg4? СсЗ!, 1. Cg4? ЛсЗ! Решение: 1. Ла5! (2. b6х) 1... СсЗ 2.
С:f3x, 1... ЛсЗ 2. Лg5x.
12)
Ложные следы: 1, Ле4? Cd2!, 1. Се4? Лd2! Решение: 1. Ch7 (2. Лf5x) 1... Cd2 2.
С:d3x, 1.. Лd2 2. Ле1х.
Изменение схемы в 12, связанное с переносом точки пересечения черных
дальнобойных фигур относительно черного короля и заменой угроз в тематических
ложных следах, позволило добиться как оригинальности, так и значительного
облегчения конструкции.
13.
А. Мольнар
Мат в 2 хода |
14.
П. Гофман
Мат
в
2 хода |
13)
1. Лd6! (2. d8Фх) 1... Kpd8 2. dcKx, 1... Кр:d6 2. Cb4x, 1... Kpf6 2. Л:е6x,
1... Kpf8 2.
Kg6x.
14)
1. Cg5! (2. с8Фx) 1. . .Kpc8 2. Ф:f5x, 1. . .Kp:c6
2.Ca4x, 1...Kpe6 2. Kc5x, 1...
Kpe8 2. Kf6x.
Схемы в 13 и 14 при одинаковых угрозах и игре черных («королевская звездочка»)
отличаются друг от друга заменой линий связки черных фигур.
15.
Б. Льюис
Мат в 3 хода |
16.
В.
Йоргенсен
Мат в 3 хода |
15)
1.
Лf8!
c6 2.
е8Ф,
1... cd 2.
е8Л,
1... c5 2. e8C, 1... c6 2. e8K.
16)
1. Се6! f6 2. с8Ф, 1... fe 2. с8Л, 1... fg 2. c8C, 1... f5 2. c8K.
Несмотря на фактически аналогичную игру обеих сторон в 15 и 16 (на
четырехкратную игру черной пешки — пикенинни — белые отвечают четырехкратным
превращением пешки в различные фигуры), их схемы существенно отличаются взаимным
расположением основных действующих фигур.