In diagram position, two White and two Black Rooks stand side by side in the 2x2-square (see the Scheme). Quantity and location of another pieces can be anything.
Twins are allowed if Rook square is saved in one form or another. Fairy pieces and conditions are not allowed.
The main criteria of problems evaluation is an interesting content. Depending on quantity and quality of sent problems, the arbitrator can divided an award into several subsections or, vice versa, can combine several sections into the one.
В диаграммной позиции две белые и две чёрные ладьи расположены рядом в одном квадрате 2х2 (см. схему). Количество и расположение других фигур и пешек на доске – произвольное.
Близнецы допустимы, если они сохраняют ладейный квадрат в том или ином виде. Сказочные фигуры и условия не разрешены.
Главный критерий для оценки композиций: интересное содержание. Конкурс общий, но при достаточном количестве задач возможно раздельное присуждение по трём секциям с общим зачётом (по одной лучшей задаче).
68 entries were received from 28 authors representing 15 countries | На конкурс поступило 68 композиций от 28 авторов из 15 стран
68 entries were received for the tourney: 12 direct mates, 48 – helpmates, 8 – selfmates.
In 2012 Quick Composing Tourneys “Knight square” (TT-4) and “Bishop square” (TT-51) were held. So I decide to hold “Rook square” (also there is “Pawn square” – for the future). Judging by content of sent compositions, Rook material is difficult for realization of variety concepts. But the most “inquisitive” authors was managed to find interesting ideas, for what I thank them. “Who seeks will always find!” – it’s Russian proverb.
There were few direct mates and selfmates in this tourney, that’s why (as agreed with TT Director) I decided to combine this sections into the one. Also after much thought I decided to include only the most notable problems in the award. I hope that the authors of rest problems will understand my choice.
I didn’t include following problems in the award:
- No 51 (Ka8-Ka6, s#2) – there is no answer for 1...d4+ in the initial position;
- No 19 (Kh7-Kf7, #4) – simplification of yacpdb/220084.
In helpmate section I didn’t distinguish problems with “mates-building principle” (just with some exceptions) because in chess composition it is need to realize artistic IDEAS in chess form. Also I didn’t distinguish problems in which one of thematic Rooks can be replaced on another piece or even be removed at least in one solution.I didn’t consider Bristol clearance as an achievement in this TT because it is the most simply concept that can be realized in this material. I evaluated only IDEAS which were realized by authors on set theme.
На конкурс поступило 68 задач: 12 – на прямой мат, 48 – на кооперативный мат, 8 – на обратный мат.
В своё время (2012) были проведены блицконкурсы с «квадратом коней» (TT-4) и «квадратом слонов» (TT-51), возникла идея попробовать «ладейный квадрат» (на будущее есть ещё «пешечный квадрат»). Судя по содержанию композиций, ладейный материал оказался достаточно сложным для воплощения разнообразных замыслов. И всё-таки наиболее пытливым композиторам удалось найти интересные идеи, за что им искренняя благодарность. «Кто ищет, тот всегда находит!» – гласит русская пословица.
Поскольку на прямой и обратный мат поступило немного композиций, то по согласованию с директором блицконкурсов Алексеем Оганесяном решено объединить их в одну секцию, а задачи на кооперативный мат, наоборот, не делить по традиционным секциям. Также после долгих раздумий я решил наградить отличиями лишь наиболее заметные задачи. Надеюсь, что авторы неотмеченных композиций с пониманием отнесутся к моему выбору.
В секции прямых и обратных матов претендовали на отличия, но остались неотмеченными:
- No 51 (Ka8-Ka6) – безответный шах вначале 1...d4+;
- No 19 (Kh7-Kf7) – упрощение комбинации задачи yacpdb/220084 (Х. Хойден, 2006).
В секции кооперативных матов не отмечены задачи (за некоторым исключением), в основе которых лежит принцип «матостроительства». В статье 1 “Правил шахматной композиции” (2012) очень ёмко, но при этом лаконично сформулирована главная цель шахматной композиции, а именно: «выражение художественных ИДЕЙ в шахматной форме». Это то, к чему нужно стремиться в творчестве! Также не отмечены задачи, в которых одна из тематических ладей может быть заменена на другую фигуру или вообще снята с доски – хотя бы в одном из решений. Прокладка пути (Бристоль) не рассматривалась в данном конкурсе как достижение, поскольку это самое простое, что может быть исполнено в данном материале. Оценивались исключительно – ИДЕИ, реализованные авторами на заданную формальную тему. Поздравляю лауреатов и приглашаю участников ознакомиться с итогами конкурса.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
#2-4 & s#2-4
20 entries were received from 12 authors representing 10 countries | На конкурс поступило 20 композиций от 12 авторов из 10 стран
1st Prize, 1st Place - No 26 Grigory Atayants TT-201, SuperProblem, 18-02-2018
1BB5/4n2K/1p2RRP1/q3rr1p/4P1kp/2p1P2N/p5pP/5bN1
#3
(11+12)
2nd Prize, 2nd Place - No 4 Anatoly Vasilenko TT-201, SuperProblem, 18-02-2018
5rRb/5Rrk/4P1pN/7P/2QB4/1p6/1K6/8
#3
(8+6)
1st Honorable mention, 3rd Place - No 25 Ralf Krätschmer TT-201, SuperProblem, 18-02-2018
2K1k3/2p3p1/p3P1N1/8/1pBp4/2b5/1prR4/2rR4
#4
(6+10)
1st Prize, 1st Place - No 26, Grigory Atayants (Russia) 1BB5/4n2K/1p2RRP1/q3rr1p/4P1kp/2p1P2N/p5pP/5bN1
Reciprocal change of 2nd and 3rd moves in a threat and in a variation.
In 2nd pair – play on the same square, and 2nd move in one variation becomes a mating move in another. All variations and threat are connected between each other, that’s why we can talk about style synthesis by Adabashev. (author.)
If we see a solution in full notation then it turns out that there is no any reciprocal change. Also there is no style synthesis by Adabashev. [see the programmatic article “Синтез Адабашева” in the magazine “Шахматная композиция” (“Shahmatnaja Kompozitsija”), No 137, 2017.]
But the problem is very interesting because the author was managed to find a scheme with rich tactic opportunities which realized here in two pairs of variation: with quasi-reciprocal change (1st pair) and with White play on the same square (2nd pair). Generally presented complex corresponds to “strategic” synthesis (by Adabashev). This problem is quite competitive in usual (non-thematic) tourney. My congratulations to the author! And especial “Thanks!” for progression of Adabashev’s ideas.
Чередование вторых и матующих ходов в угрозе и в варианте. Во второй паре вариантов проходит игра на одном поле, причём второй ход в одном варианте становится матующим в
другом. Все варианты и угроза связаны между собой, поэтому можно говорить о стилевом синтезе по Адабашеву. (автор).
Если посмотреть решение в длинной нотации, то легко обнаружить, что никакого чередования здесь нет. Как нет и «стилевого» синтеза по Адабашеву (см. программную статью «Синтез Адабашева», ШК-137, 2017).
Задача интересна тем, что автору удалось найти схему, богатую тактическими возможностями, которые реализованы здесь в двух парах вариантов: с квази-чередованием (1 пара), игрой на одно поле белых фигур (2 пара). В целом представленный комплекс соответствует «стратегическому» синтезу (по Адабашеву). Эта задача вполне конкурентоспособна с точки зрения перспективы в обычном (нетематическом) конкурсе. Мои поздравления автору! И отдельное «Спасибо!» за продвижение идеи Марка Адабашева.
This problem attracts primarily its unusual construction. Formally here there is a “black correction” with two exact moves. But the main thing is that here there is a story with needle pithy game, and it’s always pleasant! The apogee of play is in variation 1...Rfxf7 2.exf7! Rxg8 3.fxg8Q#, where all Rooks eliminated! I want to emphasize that in Prize problems thematic “Rook square” play actively, that has a greatest value for this TT.
Эта задача привлекает прежде всего своим необычным построением. Формально в ней есть тема «чёрной коррекции» с двумя точными ходами. Но главное здесь – сюжет, содержательной стороной которого является острая нешаблонная игра, что всегда приятно! Апогей игры в варианте 1...Rfxf7 2.exf7! Rxg8 3.fxg8Q#, когда с доски исчезают все ладьи!
Подчеркну, что в призовых задачах активно играет тематический «Ладейный квадрат», что имеет наибольшую ценность для данного конкурса.
Compared with yacpdb/23340, yacpdb/198717 and yacpdb/439891, here we see additional variation with capture of White Rook. Duals are eliminated, form are normalized.
По сравнению с известными образцами:
- yacpdb/23340 (В. Шинкман, 1884);
- yacpdb/198717 (Т. Доусон, 1907);
- yacpdb/439891 (П. Джагер, 1984);
добавлен вариант со взятием тематической белой ладьи, устранены дуали, нормализована форма.
HOTF. Two mates by promoted Rook in one pair of solutions. Two captures of promoted Rook (Zilahi/Ceriani) in second pair of solutions with reciprocal change of moves. Dismantling of a retrocage: bPh7→h5, bR~6→h6→h7, wR~6→h6, bPg7→g6, bRh7→g7→g8→f8, wPf6(h6)xg7→g8R→Rg7, bRf8→g8, wRh6→h7 (authors).
Very precise author’s comment. This problem fascinated arbitrator at first sight! Powerful heavy-pieces-material with both sides. Also the play is original and large-scale! Retro-proof of opportunity of castling is only a “background” for subsequent performance. Excellent problem!
Note: I cannot distinguish the problem No 17 (Ka1-Ka8) (probably it is composed by the same author), which belongs to the retro-genre in its essence.
HOTF. Два мата превращенной ладьи в первой паре решений. Два взятия превращенной ладьи (Зилахи/Чериани) во второй паре решений c чередованием ходов. Развязывание ретроузла: bPh7→h5, bR~6→h6→h7, wR~6→h6, bPg7→g6, bRh7→g7→g8→f8, wPf6(h6)xg7→g8R→Rg7, bRf8→g8, wRh6→h7 (авторы).
Очень чёткий авторский комментарий. Эта задача очаровала арбитра с первого взгляда! Налицо – мощный тяжелофигурный материал с обеих сторон. Под стать материалу и игра – очень оригинальная и масштабная! Ретро-доказательство возможности рокировки – здесь всего лишь фон для последующего спектакля. Замечательная задача!
Примечание: Не отмечена задача No 17 (Ka1-Ka8) (вероятно, того же автора), которая по своей глубинной сути относится всё же к жанру «ретро».
HOTF: combination of Zilahi paradox and Fox theme (author).
Author’s comment is need to correction. The combination of three ideas: Zilahi theme (1st pair) + Telkis theme (2nd pair) with “single Avanta”. It’s excellent problem, bravo! Especial gratitude to the author for Avanta...
HOTF: сочетание парадокса Зилахи и темы Фокса (автор).
Авторский комментарий нуждается в корректировке. Сочетание трёх идей: тема Зилахи (1 пара) + тема Телкиса (2 пара) на фоне «одиночной Аванты». Отличная задача, браво! Отдельная благодарность автору за Аванту...
1)+2) and 3)+4) – double Zilahi.
2)+3) – dual-avoidance choice od 2nd Black move which is motivated by avoidance of roentgen of mating pieces.
1)+4) – white-black FML on 2nd move; in mating positions Black Rooks stand on the squares in which White Rooks stand in initial position.
In all solutions only thematic pieces play and Black open a line for wB. (authors.)
The problem is densely saturated by tactic ideas. I want to note a spicy nuance: only thematic Rooks play!
1)+2) и 3)+4) – двойной Зилахи:
2)+3) – антидуальный выбор второго хода черных, мотивированный избеганием рентгена матующей фигуры.
1)+4) – бело-черный "ушел-пришел" на втором ходу; в финальных позициях черные ладьи занимают место белых в начальной.
Во всех решениях играют только тематические фигуры, и во всех решениях черные вскрывают линию белого слона (авторы).
Задача плотно насыщена тактическими идеями. Отмечу пикантный нюанс: играют только тематические ладьи!
Special Prize - No 44, Ingemar Lind (Sweden) 3bb3/2p5/4rR2/4Rr2/6k1/4p3/4K2n/6q1
a) diagram: 1.Kh3 Rg6 2.Rff6 Rh5#
b) Re5<->Re6: 1.Rh5 Rf3 2.Reg5 Re4#
c) Re6<->Rf6: 1.Kf4 Rxe3 2.Qg5 R6e4#
d) Rf6<->Rf5: 1.Re7 Rh5 2.Rf4 Reg5#
e) Rf5<->Re5: 1.Bh5 Rf3 2.Rg5 R6f4#
Here we see 5 from 6 possible locations of “Rook square” – it is a record! This is superior to the judge’s example (14.11.2017) – yacpdb/437709, where only 4 locations.
Из 6 возможных положений «Ладейного квадрата» здесь реализовано 5 – рекорд! Это превосходит пример из практики арбитра (14.11.2017) – yacpdb/437709, где только 4 положения.
Once more 3-phase cyclic Zilahi. But in last solution the Pawn promotes and checkmates, and this fact simplifies a realization of this difficult concept.
Ещё один трёхфазный циклический Зилахи. Но есть одно «но»: в последнем решении пешка матует в образе ферзя, что упрощает реализацию этого сложного замысла.
2nd Honorable mention - No 6, Živko Janevski (Macedonia) 3N4/8/3RR3/3rrp2/2bk4/6NK/8/8
1.Rxd6 Sb7 2.Kd5 Rxd6#
1.Rxe6 Se2+ 2.Ke5 Rxe6#
Combination of Zilahi and Chumakov themes with model mates in economic and elegant Meredith without White Pawns. (author.)
A beauty of this problem is in economy of mating pictures! I want to slightly clarify author’s comment: “Combination of Zilahi and Chumakov themes with model mates in economic and elegant gravure (!) without White Pawns”
I remember for foreign composers: the form of problems with 8-10 pieces called as “gravure” in Russia (in the Russian-speaking space). Information about it was, for example, in “Thematic dictionary of helpmate genre” [magazine “Problemist of Ukraine” (“Проблемист Украины”), 2017, No 4].
Сочетание тем Зилахи и Чумакова с правильными матами в экономичном и элегантном мередите без белых пешек (автор).
Красота данной задачи – в экономичности матовых финалов! Позволю себе немного уточнить авторский комментарий: «Сочетание тем Зилахи и Чумакова с правильными матами в гравюре (!) без белых пешек».
Напомню для иностранных коллег: форма задач с числом фигур 8-10 именуется в России (в русскоязычном пространстве) – «гравюра». Информация об этом содержится, в частности, в «Тематическом словаре кооперативного жанра» («Проблемист Украины», 2017, № 4).
Special Commendation - No 58 Dieter Müller TT-201, SuperProblem, 18-02-2018
7b/7b/n2Rr3/K2Rr3/8/k7/8/8
h#2
b) Ka3->e4
(3+6)
6th Commendation - No 20, Anatoly Skripnik (Russia) 8/b7/8/8/1p6/5k2/1rr5/1RR1K3
a) diagram: 1.Rc5 Rc4 2.Rg2 Rb3#
b) Pb4->a4: 1.Rb6 Rb4 2.Rg2 Rc3#
c) Rc2->a2, Rc1->a1: 1.Kg2 Rxb2+ 2.Kg1 0-0-0#
d) Ke1->d5: 1.Ke2 Ke4 2.Rb3 Rxc2#
a), b) – black-white clearance, blockings of g2 by Black Rooks.
c), d) – captures of Black Rooks.
Gravure, white aristocrat. (author.)
“Mates-building”. I distinguish the problem in view of the twin c) with unexpected mate by castling.
В решениях а) и b) черно-белая прокладка пути, блокирование поля g2 черными ладьями. В решениях с) и d) черные ладьи берутся. Гравюра, белый аристократ (автор).
Матостроительство. Задача отмечена благодаря близнецу с) с неожиданным матом посредством рокировки.
Variation for Bristol theme on the background of Rook square (White Bristol – e and h) – author.
Once more problem with “mates-building”. Special distinction – for an attempt of realization of maximum quantity of phases. Herewith I did not take into account the twins g) and h) because twinning is unlucky and there are repetitive moves.
Вариация на бристольскую тему на фоне ладейного квадрата (белый бристоль: близнецы e, h) – автор.
Ещё одна задача с «матостроительством». Специальное отличие – за попытку реализации максимального количества фаз (решений). При этом, не приняты во внимание близнецы «g» и «h», способ образования которых неудачен, а в решениях имеются повторы ходов.
Special Commendation - No 58, Dieter Müller (Germany) 7b/7b/n2Rr3/K2Rr3/8/k7/8/8
a) diagram: 1.Re4 Rd2 2.Rf6 R6d3#
b) Ka3->e4: 1.Sc5 Rd3 2.Bf5 R6d4#
Aristocrat, White Bristol, model mates, direct and indirect unpinnings on 1st move (author.)
Double Bristol in aristocrat form.
Editorial. The author with gratitude dedicates this problem to the doctors and nurses of the hospital in which not long ago he suffered a complicated operation and subsequent rehabilitation course.
Аристократ, белый Бристоль, правильные маты, прямое и косвенное развязывание первым ходом (автор).
Двойной Бристоль в форме аристократа.
От редакции. Автор с благодарностью посвящает эту задачам докторам и медсестрам госпиталя, в котором он недавно перенес сложную операцию и последующий реабилитационный курс.
close X In the form below, you are able to submit comment to any original of this section. If your message is about a mistake/anticipation/version of a problem, please, use an appropriate category (click the button "Category" and select a relevant one)
Enter your comment and click the black button "Add comment" - you will be prompted to log in via one of several popular social networks; to do this click on the appropriate icon. If you want to remain anonymous, enter a nickname, email address and click "Send" - your message will immediately appear in the widget (new comments appear at the bottom). To reply to someone comment click the "Reply" link below the corresponding comment.
If you want to attach an image (e.g. chess diagram) to your comment click on the icon (in the lower right corner of the input field) and select a needed graphic file on your computer.
You can subscribe to comments of this widget by clicking the icon and enter your e-mail. Visitors who use rss-aggregators can subscribe to rss-feed for this widget by clicking on the icon
закрыть X В форме ниже вы можете оставить комментарий к любой задаче данного раздела. Если ваше сообщение касается замечания об ошибке, сообщения о предшественнике или предложения версии задачи, пожалуйста, используйте соответствующую категорию (кнопка "Категории" ниже поля ввода комментария справа).
После ввода текста сообщения нажмите черную кнопку "Комментировать". Вам будет предложено авторизоваться через одну из нескольких популярных социальных сетей; для этого щелкните по иконке соответствующей соцсети. Если вы хотите остаться анонимом, введите произвольный никнейм, адрес электронной почты и нажмите "Отправить" - ваше сообщение сразу появится в виджете комментариев (новые комментарии выводятся внизу). Для ответа на чей-либо комментарий щелкните ссылку "Ответить" ниже соответствующего комментария.
Чтобы прикрепить к тексту комментария картинку (например, диаграмму), нажмите на иконку (в нижнем правом углу поля ввода) и выберите нужный графический файл на вашем компьютере.
Чтобы подписаться на комментарии щелкните иконку и введите адрес вашей электронной почты. Посетители, использующие rss-агрегаторы, могут подписаться на rss-фид данного виджета, щелкнув по иконке
Atayants G. – No 26 (#3)
Bhushan P. – No 52 (#2)
Brzozowicz J. – No 3 (s#2)
Dietrich S. – No 13 (h#2.5)
Frolkin A. – No 16* (h#2), No 17* (h#2)
Gavryliv E. – No 48 (h#2), No 49 (h#3), No 50A (h#3), No 50B (h#3)
Hadži-Vaskov G. – No 23 (h#2), No 24 (h#2)
Halma M. – No 9 (#4), No 10 (h#2), No 11 (h#2), No 12 (h#3), No 27 (#2), No 28 (s#4), No 29 (s#4)
Harl A. – No 35 (h#2)
Janevski Ž. – No 5 (h#2), No 6 (h#2)
Jonsson C. – No 14 (h#2), No 15 (h#2.5)
Koci V. – No 30 (#2), No 31 (h#2), No 32 (h#3), No 33 (s#4), No 34 (s#4)
Kostyukov A. – No 38 (h#2), No 39 (h#2), No 40 (h#2)
Krätschmer R. – No 25 (#4), No 36 (#4), No 37 (h#2)
Lind I. – No 42 (#2), No 43 (#2), No 44 (h#2), No 45 (h#2), No 46 (h#2), No 47 (s#2)
Manikumar S. – No 54* (h#2)
Medintsev V. – No 18* (h#2)
Milošeski B. – No 19 (#4), No 59 (h#2)
Mlynka K. – No 1 (h#2), No 2 (h#2)
Müller D. – No 58 (h#2)
Paliulionis V. – No 60A (h#3), No 60B (h#3), No 61 (h#3), No 62A (h#3), No 62B (h#3), No 62C (h#3), No 63 (h#3), No 64 (h#3), No 65 (h#3), No 66 (h#3), No 67A (h#3), No 67B (h#3)
Pitton P. – No 68 (h#2)
Serafimović I. – No 41 (#2)
Skripnik A. – No 18* (h#2), No 20 (h#2)
Spitsyn A. – No 21 (h#2), No 22 (h#2)
Tar G. – No 7 (h#2), No 8 (s#3)
Vasilenko A. – No 4 (#3), No 16* (h#2), No 17* (h#2)
Velmurugan N. – No 51 (s#2), No 53 (h#2), No 54* (h#2), No 55 (h#2), No 56 (h#2), No 57 (h#2)