ШАХМАТНАЯ ЗАДАЧА
XIX ВЕКА
Государственное издательство
«ФИЗКУЛЬТУРА и
СПОРТ» Москва
1960
СОДЕРЖАНИЕ
Часть
I.
Зарождение
современной
шахматной
задачи
Средневековые задачи-мансубы. Первые европейские композиции. Сборники «Цивис Бононие» и «Бонус социус». Задачи на пари
Глава 2. Подъем задачной композиции
в Европе.
Стамма и его сборник. Дель Рио и моденская группа. Композиторы начала ХIХ века; Зильбершмидт, Доллингер,
Глава 3. Формирование
современных принципов.
Возникновение периодической шахматной печати. Основоположники современной задачи - композиторы 40-х годов.
Д'Орвилль. Болтон. Бреде. Андерсен. «Индийская задача». Сборник Александра
Часть
II.
Основные
центры
европейской
задачной
композиции
XIX
века
Глава 4. Задачная композиция в
Англии.
Первые конкурсы составления задач. Йоркширская группа: Гримшоу, Тертон, Кидсон. «Д. Б.из Брайдпорта» — Джон Браун. Хили. Кзмпбелл.
Сборник
«Английская
шахматная
задача»
Глава 5. Задачная композиция в Германии и
Австрии.
Чемпион международных конкурсов—Конрад Байер. Открытие новых идей. Новотный. Плахутта. Зеебергер.
Конкурсы Западногерманского шахматного союза
Глава 6. Задачная композиция
во Франции.
Международные
конкурсы
во
Франции.
Творчество
французских
композиторов.
Аноним
из
Лилля
—
Эрлен.
Ламуру.
Гродеманж.
Прадинья
Часть
///.
Формирование
национальных
школ
Глава 7. Английская
школа.
Стили и школы. Принципы английской школы. Лоус. Плэнк. Сборник «Шахматная задача. Руководство с иллюстрациями».
Воплощение
принципов
английской
школы
в
двухходовых
и трехходовых
задачах.
Хискот.
Тавернер.
Мэкензи.
Глава 8. Немецкая школа.
Котц и Коккелькорн. Клетт, Бергер и его книга «Шахматные задачи и искусство их составления». Принципы немецкой школы.
Конкурсы Германского
шахматного
союза.
Венская
группа проблемистов:
Эрлин,
Фейгль
Глава 9. Чешская школа.
Кениг — основоположник чешской школы. Конкурсы журнала «Светозор». Добруский. Хохолоуш. Поспишил.
Сборник
«Чешские
шахматные
задачи»
и
принципы
чешской
школы.
Творчество
чешских
композиторов
Часть
IV.
Задачная
композиция
в
других
европейских
странах
и
США
Глава 10. Распространение шахматной
задачи в Европе.
Задачная
композиция
в
Голландии,
Швеции,
Дании,
Венгрии,
Италии,
Швейцарии,
Финляндии,
Испании,
Польше
Глава 11. Задачная
композиция в США.
Первые
американские
конкурсы.
Кук.
Чини.
Сборник
«Американские
шахматные
орешки».
Лойд.
Егo
творческие
взгляды и
книга
«Шахматная
стратегия».
Шинкман.
Двухходовая
задача в
США
Часть
V.
Задачная
композиция
в
России
Глава 12. Становление современной
композиции в России.
Пионер русской композиции А. Д. Петров. «Шахматный листок» В. М. Михайлова,
И.
С.
Шумов
и
отдел
«Всемирной иллюстрации».
Композиция
в
журналах
М.
И.
Чигорина.
«Теория
шахматных
задач»
М.
К.
Гоняева
Глава 13. Подъем русской композиции в конце XIX
века.
П. П. Бобров. Композиция в «Шахматном обозрении» и «Шахматном журнале». Конкурсы составления задач.
Творческие искания
русских
композиторов.
А.
В.
Галицкий,
его
творчество и
теоретические
работы
Практическую игру
часто называют прозой, композицию—поэзией шахмат. И в этой сравнении много
верного. О развитии задачной композиции в
XIX веке, о людях, двигавших
ее вперед, о лучших произведениях, которыми они обогатили сокровищницу
шахматного искусства, рассказывает эта книга - Автор—мастер спорта, кандидат
технических наук Е. И. Умнов является одним из ведущих практиков и теоретиков
советской задачной композиции. По широте охвата материала книга не имеет себе
равных не только в нашей, но и во всей мировой литературе.
ОТ АВТОРА
Шахматная задачная
композиция имеет многовековую историю. Она прошла длительный и сложный путь — от
средневековых мансуб до задач наших дней. Важное место в этом процессе занимает
XIX
век. Именно в этом столетии были сформулированы основные художественные принципы
задачной композиции, сделаны важнейшие открытия, продолжающие до сих пор питать
творчество проблемистов, намечены основные творческие направления,
сформировались первые задачные школы, которым предстояло развиваться и
совершенствоваться в дальнейшем. В том же веке появилась периодическая шахматная
печать, начались и широко внедрились конкурсы составления задач — все это
послужило мощным стимулом для развития композиции. С ростом культурного обмена
между отдельными странами композиция, первоначально развивавшаяся в небольшом
числе европейских государств, широко распространилась по всему земному шару.
Истории шахматной
задачи в
XIX
веке и посвящена настоящая книга. Материал расположен по отдельным странам в
хронологическом порядке. Такая система позволит читателю воссоздать общую
картину развития композиции в
XIX веке и вместе с тем получить представление об основных школах и
направлениях. В первую очередь рассмотрено развитие задачи в тех странах, в
которых зародилась современная композиция и которые на протяжении всего столетия
оставались ее основными центрами. Отдельно выделены данные, характеризующие
формирование национальных школ, затем освещено развитие композиции в других
странах Европы и США. В самостоятельный раздел выделены материалы о русской
задачной композиции. В приложении дается список основных работ, относящихся к
рассматриваемому в книге периоду, ссылки на них
делаются по ходу изложения.
Уже на первых
страницах книги читатель встретится с понятиями правильного, экономичного и
чистого мата. Напомним, что мат
называется правильным, если в нем участвуют все наличные фигуры белых
(исключение возможно лишь для короля и пешек), а каждое поле матовой зоны
недоступно королю только по одной причине — оно или занято своей фигурой или
атаковано единственной вражеской фигурой. При выполнении только первого условия
мат считается экономичным, только второго - чистым.
В работе над книгой
ценную помощь автору оказали коллеги, участники
I Международного конгресса
композиторов в Пиране 1958 г.; автор выражает им искреннюю благодарность.