ЧАСТЬ
IV
ЗАДАЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В
ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И США
Глава 10
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ В ЕВРОПЕ
Задачная композиция в Голландии, Швеции, Дании, Венгрии, Италии,
Швейцарии, Финляндии, Испании, Польше
До сих пор мы знакомились с развитием
шахматной задачи в основных европейских центрах. Однако задачная композиция не
замыкается ими. В большей или меньшей степени, раньше или позже она
распространяется уже в
XIX веке почти по всей Европе.
Уже в первом международном конкурсе
«Эра» наряду с проблемистами Англии, Германии и Австрии принимали участие
бельгийские и венгерские композиторы. К концу 70-х годов представительство
значительно расширяется. Например, в Нью-Йоркском международном конкурсе 1880
г., проведенном в связи с
V Американским шахматным
конгрессом, из 53 участников лишь половина была из США, а другая представляла
добрым десяток стран, причем, кроме Англии, Германии и Австро-Венгрии*, здесь
были участники из Голландии, Швеции, Италии, Греции, Румынии и Канады. А
десятилетием-двумя позднее среди призеров конкурсов можно было встретить еще
представителей Дании, Испании,
Швейцарии, Норвегии,
первых успехов добились польские, финские и сербские проблемисты. О России нам
предстоит особый разговор.
*Читателям,
конечно, известно, что в этом насильственно сколоченном государственном
объединении, распавшемся в 1918 году, под властью австрийской монархии
находились не только венгерский, но также чешский, словацкий и ряд югославянских
народов.
Во всех этих странах понемногу
возникает шахматная печать — появляются отделы в общих изданиях и специальные
шахматные журналы. Раньше других такой журнал создается в Голландии, затем в
Швейцарии, зарождаются журналы в Испании, Дании и других государствах. Не все
органы шахматной печати оказываются долговечными, некоторые вскоре прекращаются,
другие выходят с перерывами, но так или иначе шахматные журналы получают
значительное распространение. Во многих странах выходят книги по шахматной
композиции, сборники задач.
Пионером в организации международных
конкурсов составления задач в рассматриваемых странах явилась Италия. В
приведенном ранее списке первых международных конкурсов упоминался и итальянский
конкурс. А к концу века не оставалось ни одной страны из названных выше, в
которой не был бы проведен хотя бы один международный конкурс.
Пожалуй, наиболее богатую историю
имеет задачная композиция в Голландии. Ее краткое изложение дано в книге М.
Нимейера «Антология голландской шахматной задачи за 1792—1933 годы» (41).
Пионером шахматной композиции в
Голландии явился Ф. ван Ньевелт (1743—1826 гг.), опубликовавший первую задачу в
1792 г. Он же был автором первых голландских шахматных книг. Период работы
предшественников современной композиции продолжается до 1846 г., когда в
Голландии начинает
выходить шахматный журнал «Сисса», непрерывно издававшийся до 1874 г. Задачный
отдел этого журнала пользовался значительным авторитетом, в нем печатались не
только голландские проблемисты, но и многие зарубежные мастера задачи.
Из произведений этого периода
приведем задачу №241, содержащую тонкие маневры белого слона.
№241
Г. де Бур
«Сисса», 1862 г.
Мат в 6 ходов
Будь в начальном положении ход
черных, они получили бы мат в 4 хода. Действительно, на
1... Крb5 следует 2.
Cd1 Крс6
3.
Ch5
с матами
3...
Крb5
4. Се8# или
3...
Kpd5 4.
Cf3#,
в случае же 1...
Kpd5
готов ответ
2.
Cg6 и после 2... Крс6 снова
3. Сh5
с теми же матами. Однако белые не имеют выжидательного хода и вынуждены потерять
два темпа, чтобы вернуться к исходной позиции, но при ходе черных:
1. Cg6 Kpd5 2. Сb1
(или
Ch7)
2...
Крс6
3. Сс2, после чего проходит указанная игра. При симметричном
расположении фигур несимметричное решение.
Годы 1874—1892 характеризуются
отсутствием периодического печатного издания в Голландии. Композиция продолжает
совершенствоваться, но авторы публикуют свои произведения преимущественно в
зарубежных изданиях. К этому времени относятся первые успехи голландских
проблемистов на международных конкурсах.
Композиция №242 — первая работа
голландского автора, получившая в конкурсе высшее отличие.
№242
А. Адама
«Бритиш чесс мэгезин», 1887
I
приз
Мат в 3 хода
После хода
1. Фh7, которым ферзь перешел через критическое поле
d3, грозит
2.
Kd3+. При игре короля на
d4 и
f4 проходят два чистых мата:
1...
Kpd4 2. Фh6 Кр:с5 3. Фb6#
и
1...
Kpf4
2.
Kd3+
Kpf3
3. Фh1#.
Остальные варианты таковы:
1...
Kpd6 2.
Kd3;
1...
d4 2. Фе4+;
1...
Cf5
2. Фс7+;
1...
Сb5 2. Фе7+;
1...
Kf3
2.
Kf:d7+.
Задача в английском стиле и удостоена
первого приза на большом английском конкурсе.
Оригинальна по конструкции позиция
№243 — в ней нет пешек.
№243
Л. де Йонг
«Баи фрай», 1890 г.
IV приз
Мат в 3 хода
Тонкое вступление
1.
Kpg7
ставит черных в положение цугцванга. Наиболее интересен вариант
1... Кра2 2.
Фf7+ с тремя матами при
связке ладьи:
2... Кра1 3. Лf1#,
2... Лbb3
3. Лf2#
и 2... Лаb3 3. Ла4#. Последний мат — правильный. Этот вариант объясняет, почему надо
играть королем и только на
g7, а не на е7. Белый ферзь должен давать шах на
f7, так как при 2. Фс4+ Лаb3
мата не будет из-за
перекрытия ладьи ферзем. Интересны разветвления
1...Ла6(а8) 2. Фb6(b8)
с тихими ходами и правильным матом
2... Л:Ф 3. Ла4#. На другие ответы
ладьи следует ее взятие ферзем или ладьей.
Двухходовка №244 составлена в
англо-американском стиле.
№244
В. Мейнерс
« Иллюстрейтид
америкэн», 1891 I
приз
Мат в 2 хода
На ходы черной ладьи получаются 7
различных матов: 1.
Ле6 Лg4
2. Лf5#;
1...
Лf4
2. Ке3# —с перекрытием;
1... Ле4 2.
Лd6#;
1...
Лd4
2. Фс6# – с блокированием;
1... Лс4 2.
dc#;
1... Лb(а)4
2. Кр:Л#.
При 1...
Cg(f)4
перекрывается ладья —2. Крb4#
,
а взятие ладьи позволяет использовать блокирование
1... С:е6
2. Фс5#.
1892 г. открывает новый период,
связанный с созданием Голландского шахматного союза и его ежемесячного органа «Тийдскрифт»,
продолжающего выходить до наших дней. Союз начинает регулярно проводить
международные конкурсы составления задач.
В задаче
№ 245
№245
М. Коэйерс
«Амстердамер веекблад», 1896 г.
I приз
Мат в 4 хода
вступление 1.
Kf5
создает угрозу 2. Фg2+. Если черные защищаются, например, ходами пешек
1...
g5 или 1...
h5,
то проходит вторая угроза 2. Kd6+ Kpd5 3. Крс7 и мат ферзем с полей f5 или f7. Этот же ход конем решает и при 1... Крd3.
Парировать обе угрозы можно, играя пешкой «f»,
—1...
f6,
но тогда белые дают правильный мат, используя блокирование поля:
2. Фd2
Кр:f5 (иначе
3.
Kg3+) 3. Фd5+Kpg6 4.
Kf8#.
Центральный вариант получается после 1...
Kpd5, на что следует 2. е4+
с тонким продолжением 2... Крс4 3. К:с5
b4 4.
Kd6#
и еще двумя правильными матами при 2...
Кр:е4 3. Фg2+
Kp:f5 4. Фg4+
или
3...
Kpd3
4.
Ke5#;
2...
Крe6
3. Ф:c5.
Композиция №246, принадлежащая
одному из наиболее активных голландских авторов,
№246
И. Колпа
«Лежер ауэ»,
1900 г.
I приз
Мат в 3 хода
решается эффектным ходом 1. Cd4, выключающим белого ферзя и освобождающим черному королю два свободных поля.
Интересно разделение ответов слоном
при ходах короля на эти поля:
1... Кр:g4 2. Сс3+
Kpf5 3.
Kg7#
и
1... Кре4 2. Се3+г
Kpd3(d5) 3.
Kf4#. В первом варианте мат правильный.
Еще два правильных мата, образующих между собой эхо, получаются в случае 1... Кре6 2. Kg7+ Kpd5 3. Kf6# и
1… ~ 2. Фd7+
Kpe4 3.
Kf2#. Вторая угроза
2.
Kgf6.
В середине
XIX века зарождается шахматная
композиция в Скандинавии, в первую очередь в Швеции и Дании. Первые шаги
проблемистов этих стран описаны в вводной статье к сборнику «Северные шахматные
задачи 1858-878 годов», составленному совместно
шведским композитором А. Ариелем и датчанином С. Серенсеном (42).
Одним из пионеров современной
шведской композиции был И. Шульц, начавший составлять задачи в 1857 г. Интересна
проблема №247, относящаяся к первым годам его творчества.
№247
И. Шульц
«Дейче шахцейтунг»,
1860 г.
Мат в 5 ходов
Двумя вступительными ходами
1.
Ke6+
de 2. Се7+ Л:е7
белые подготовили осуществление красивого маневра с предоставлением черному
королю двух свободных полей 3. Лg2
b3
4. Лс2+
bc
5.
b4; ходы черного короля также не спасают;
3... Крс6 4. Лd2+ или 3...
Kpd5 4. Лg5#.
Наибольшую известность в этот ранний период приобрели шведские проблемисты А. Арнель и Р. Сальберг.
Задача
№ 248 завоевала высшее
отличие в одном из американских конкурсов.
№248
А. Арнель
«Детройт фри пресс»,
1877 г.
I приз
Мат в 4 хода
Первый ход
1.
Kpg8 атакует поле
f7 и создает угрозы 2.
Л:d7+ Kd6 3.
Kfe7+
и
2. Л:h4
Кр:е6
(2...
~ 3. е4+)
3.
Kg7+.
Главный вариант
1...
de содержит
красивый тихий ход ладьей, становящейся в засаду за две фигуры—2.
Лh5.
Грозит
3. е4+; не спасает 2...
cf, так как после
3.
e4+
fe следует
правильный мат при связанном слоне 4.
Kf4#.
В Дании наибольших успехов в ту же
пору достиг соавтор упомянутого выше сборника С. Серенсен. Он составлял сложные,
трудные для решения задачи. Вероятно, именно его задачи имел в виду Лойд, когда
писал о чрезвычайной трудности, отражающей суровость северного климата.
О пятиходовой задаче Серенсена из
посылки, получившей
I приз па конкурсе Британской
шахматной ассоциации 1873 г , даже привыкшие к трудным решениям немецкие
комментаторы вынуждены были написать «Kolossal
schwer»
С. Серенсен
Конкурс Британской шахматной ассоциации,
1873 г.
I приз
Мат в 5 ходов
1. Ф:b2,
угроза 2. Сс7+ Кр:с7 3.
Фb7+,
1… Лb4 2. К:f5 еf 3. Л:е7 Кр:е7 4. Фf6+;
1... К:b2
2. Се8 Ла7 3. Кс:е6
С:е6 4.
Л:е6+
Не справившись с трудностями
устранения побочных решений. Серенсен вынужден был прибегнуть к грубому первому
ходу со взятием слона.
Можно предложить такую версию задачи,
с лучшим 1-м ходом -
версия
Мат в 5 ходов
1. Фb2 и т.д.
Задача
№249 относится еще не к самым трудным.
№249
С. Серенсен
Конкурс Британской шахматной ассоциации,
1873 г.
I приз
Мат в 4 хода
Первый ход
1. Лf3 создает угрозу 2. Кс6+,
которая проходит и при взятиях ладьи, приводящих к двум вариантам с правильными
матами:
1...
К:f3
2. Кс6+ Кр:е4 3. Фd5+ К:d5
4.
Cc2# и
1… С:f3
2. Кс6+ Кр:е4 3. Фе8+ Ле7 4. Фg6#.
Больше тонкости и трудности содержится в дополнительных вариантах:
1... Кес2 2. Фf6+(вторая угроза) 2... Кр:е4
3. Ке6;
1... Лg6 2.
Kf5
Кр:е4 3. Фd4+
Любопытен пример
№ 250, где Серенсен
осуществляет так называемую римскую идею задолго до открытия ее Котцем и
Коккелькорном.
№250
С. Серенсен
«Дейче шахцейтунг»,
1862 г.
Мат в 3 хода
Нельзя сразу
1.
Kd4 с угрозой 2. Кb3#
ввиду
1...
Cg8. Необходимо сначала отвлечь тематическую черную фигуру таким
образом, чтобы при ее дальнейшей защите от угрозы возникало некоторое
ослабление. Поэтому
1.
Cf3,
угрожая 2. С:е4 и вынуждая
1... С:f5. Теперь, после
2.
Kd4, при прежней защите ходом слона на диагональ а2—g8
он окажется под ударом белого коня— 2...
Се6
3. К:е6#.
В 1873—1881 гг. в Дании издается
журнал «Нордиск шахтиденде», а с 1895 г. выходит на шведском языке «Тидскрифт
фор скак».
Работы шведских и датских
проблемистов последней четверти
XIX века были собраны в двух
сборниках: И. Рос «370 избранных шведских шахматных задач» (43) и И. Иесперсен
«320 датских шахматных задач периода 1878—1902 годов» (44).
В Швеции в эти десятилетия выдвинулся
Ф. Гейерштам. Его сложные содержательные произведения принесли ему много отличий
на международных конкурсах. По стилю он приближался к немецкой школе. Задача
№251 содержит главный вариант с двумя вступительными ходами и двухходовым
матовым финалом:
№251
Ф. Гейерштам
Конкурс Западно-Германского шахматного союза, 1877 г.
II
приз
Мат в 4 хода
1. К:с5 Л:d3
2. Ке4 Л:f4
3. Фe6# и 4. Фе6#.
В зависимости от отступления короля на с4 или е4 получаются два разных
правильных мата, объявляемых одним и тем же ходом ферзя. Угроза
2.
Фе6+
c последующим
3. Сb5
или
3. Лf6.
На ответ 1... Кс7, защищающий поле е6, проходит другая угроза с тихим вторым
ходом 2. Кb7 Л:d3 3. Фс5+.
Наиболее известна композиция
Гейерштама № 252,
завоевавшая
I приз в конкурсе Германского шахматного союза.
№252
Ф. Гейерштам
Конкурс Германского шахматного союза, 1883 г.
I
приз
Мат в 3 хода
Блестящий первый ход
1. Фh8,
удаляющий ферзя из игры и ставящий его под удары обеих ладей, приводит к двум
симметричным вариантам с правильными матами:
1... Лg:h8
2. К:g4
cd
3.
Kf2# или
2... Ф :
d6
3.
Kf6#;
1... Лh:h8
2.
Kd7
cd
3.
Kc5#
или 2... Ф:d6
3. Кf6#.
В самом конце века Швеция дала нового
большого мастера И. Фридлициуса, расцвет творчества которого относится уже к
XX столетию. Он составлял главным образом трехходовки в чешском стиле
и достиг в этом направлении значительных успехов. В дальнейшем по его стопам
пойдет знаменитый норвежский композитор И. Шель, который станет признанным
мастером ортодоксальной чешской школы.
Проблема №253 выделяется
хорошим первым ходом и серией правильных матов, из которых особенно интересны
два первых:
№253
И. Фридлициус
«С.-Пб. цейгунг», 1898 г.
I приз
Мат в 3 хода
1. Лf3 ~ 2. Фh4+
gh 3. Лf4#;
1...
C:c4 2.
c3+
Kp:d5 3.
Лf6#;
1... К:с4 2. Лd3+ С:d3 3.
c3#;
1... С:f3 2. Фа1+ Кр:с4 3. Ке3#;
1... Кр:с4 2. Лf4+
В задаче №254
№254
И. Фридлициус
Шведский конкурс, 1900 г.
I приз
Мат в 3 хода
вступление 1.
Kph4,
уводящее белого короля от появляющегося в дальнейшем шаха черной пешкой,
подготовляет угрозу 2.
Kg6+. Содержание задачи образует комплекс трех идейных вариантов с
правильными матами:
1... Л:f6 2. Фd5+ еd
3.
Kf5#;
1...
Кс7 2. Фd6+
Кр:d6 3. Ке4#;
1... Фd4 2.
Kd7+ Kpd6 3. Се5#.
Из датских композиторов, выдвинувшихся в последней четверти XIX века, особо следует отметить И. Иесперсена, добившегося наиболее значительных успехов и продолжавшего активно работать до самой смерти. В 1903 г. он опубликовал свою 2000-ю задачу.
Иесперсен работал в стиле немецкой
школы и считался одним из последователей венской группы проблемистов.
Пример
№ 255 интересен по
построению и содержит два идейных варианта с отвлечением черных фигур.
№255
И. Иесперсен
«Саусерн трейдс газетт».
1883
г. II
приз
Мат в 3 хода
После
1. Фh5 с угрозами 2. Фd1+
и
2. Ла6+ черные должны защищаться взятием ферзя.
Особенно красив вариант
1... С:h5,
в котором после 2. Кb5
Кр:b5
используется критически и характер хода слона, позволяющий белым выключить его
от батареи: 3. Лg6#,
на 2... Л:b5
матует
3. Ла6#, грозит 3. К:с3#.
При взятии ферзя ладьей используется
ее отвлечение от поля е4: 1... Л:h5
2. Ке4 и
3. К:с3#. Последний мат —
чистый, правильных матов нет.
В дальнейшем Иесперсен совершенствует свою технику и в главных вариантах добивается осуществления правильных матов.
Задача №256 содержит
комбинацию, над которой особенно много работал Прадинья:
№256
И. Иесперсен
«Манчестер уикли таймс», 1898 г.
Мат в 3 хода
1. Фа6 Л:е4 2. Фа8 Л:d4 3. Фе8#
или
2... Кр:d4
3. Фа1#. Белая ладья
жертвуется на соседнем с королем поле, и при ее взятиях получаются два
правильных мата. Дополнительные варианты:
1... Кр:d4
2. Ф:d3+;
1... Кре6 2. Фb7;
1...
de 2. Фс4;
1...
~
2. Л:d5+.
Подъем задачной композиции в Италии
относится к концу 70-х годов. Первая попытка выпуска шахматного журнала была
предпринята в 1859 г., но вскоре он прекратил существование. С 1875 г. начинает
выходить «Нуова ривиста дель скакки», издающийся до 1903 г. Этот орган сыграл
значительную роль в развитии задачной композиции в Италии, им, в частности, были
организованы первые итальянские конкурсы.
Возглавлял развитие итальянской композиции известный мастер Д. Валле, который уже в 1878 г. опубликовал сборник 100 своих избранных задач (45). В 1891 г. он же выпустил работу по истории и теории композиции «Искусство построения шахматных задач» (46). В этой книге обстоятельно излагаются основные принципы задачной композиции. Автор различает необходимые, обязательные качества задачи, относя к их числу идейность, трудность, единственность ходов, отсутствие неиспользованных сил, возможность позиции и свободные, добровольно вводимые качества, как, например, оригинальность, характер ходов, матовых позиций, экономия, богатство вариантов и т. д.
Отдельная часть посвящена
характеристике стилей, сложившихся в задачной композиции.
Из произведений самого Валле мы
приведем два, отмеченных высокими отличиями на итальянских конкурсах. В задаче
№ 257 вступлением
№257
Д. Валле
«Нуова ривиста дель скакки», 1880 г.
II приз
Мат в 3 хода
1. Фf8 жертвуется слон и создается угроза
2. Ф:d6+.
Тихий ход следует на взятие слона пешкой:
1...
de 2.
Cf5
с правильным матом после 2... Крс6 3.
Фс5#.
Взятие королем приводит к двум
правильным матам: 1... Кр:е5 2. Фе7+
Kpf4 3. Ф:d6#
или
2...
Kpd5
3. Фе4#.
Четвертый правильный мат получается
при взятии слоном
1... С:е5
2. Ф:f7+
Kpd4
3.
c3#.
Сложная идея расчистки линий для
ферзя представлена в примере №258.
№258
Д. Валле
«Нуова ривиста дель скакки», 1893 г.
I приз
Мат в 4 хода
Вступление
1. Фh1
создает угрозу вскрытия позиции короля посредством жертвы ферзя
2. Ф:е4+
Кр:е4 3. Лf4+
Кре5 4. Л:е3#.
Если
1...
d1K, защищая поле е3,
то используется открытие вертикали «d» и жертвуется ладья:
2. Лf5+
Кр:f5 3. Фh5+ или 2...
Kpd4 3. Ф:d1+
Главный вариант получается при 1... Л:f6; белые, используя блокирование поля
f6, могут, пожертвовав уже обе
ладьи, расчистить путь для мата ферзем с поля
a1:
2. Лd3
cd 3. Лf5+
Л:f5 4. Фа1# или 3... Кр:f5 4. Фh5#. Оба мата чистые, а первый и экономичный.
После
2. Лd3 грозит мат 3. Лd5# , на 2... Л:f1
проходит другая угроза 3. Фh5+
Основные сведения о развитии
композиции в Венгрии можно найти в кратком историческом очерке, помещенном в
антологии, изданной в 1939 г. (47). Первый период развития венгерской задачи
охватывает 1840—1872 гг. К ведущим проблемистам этого времени принадлежат И. Сен
— пионер венгерской композиции, являвшийся также выдающимся мастером и
теоретиком шахматной игры, Я. Вес, Я. Сирмай, Д. Пап.
Понграч был одним из победителей Бристольского конкурса 1861 г.
Его задача
№259 из посылки,
получившей там
III приз, содержит
интересную позицию цугцванга в главном варианте.
№259
А. Понграч
Бристольский конкурс, 1861 г.
III приз
Мат в 3 хода
Ход
1. Се8 создает угрозу 2. Лg4+
fg
3.
Cg6#. На взятие слона конем 1...
К:е8 следует эффектный ход ладьи, перекрывающий слона,
-
2. Лg5,
после чего черные оказываются в цугцванге.
В примере №260 серия тихих
ходов приводит к сложной позиции цугцванга:
№260
И. Сирмай
Парижский конкурс,
1867 г.
Мат в 5 ходов
1. Кс8 (с угрозой 2. Фd6+
Kpf5 3. Ке7#)
1...
Kf5 2.
Kh6
(грозит мат ферзем на
f5)
2...
Cg6 3. Фd7,
и черные в цугцванге.
На взятие ферзя
3... К:d7 решает 4.
Kg4+
Kpe6(d5) 5. Сс4#;
другие варианты: 3... с4 4. С:с4; 3...
g4 4.
f4+;
3... К:h6 4. Фd6+
и т. д.
Если
1...
C:f3, то 2. Фd6+ Kpf5 3. Ке7+ Кре4 4. К:f6#.
Остроумный маневр белого короля
осуществляется в композиции №261:
№261
Д. Пап
«Остеррейхише
шахцейтунг». 1872 г.
Мат в 4 хода
1.
Kpd7
h2
2. Крс8 и либо
2...
h1К 3. Кр:b7
и 4. Сс6#,
либо 2...
h1Ф 3.
Cd7 и
4. Сf5#.
Ко второму периоду авторы очерка
относят годы 1872—1896. Начинают выходить первые венгерские шахматные издания «Будапешти
шакксемле» (1889—1895 гг.) и «Мадьяр шаккуйшаг» (1897 г.). На этот период
приходится творчество С. Гольда, выпустившего в 1883 г. сборник 200 своих задач
(48), Д. Сабо, А. Хуберта, Э. Шустера. Значительных конкурсных успехов добился
выдвинувшийся в начале 80-х годов М. Эренштейн.
В примере №262
последовательной жертвой трех фигур белые добиваются замуровывания коня
g4, после чего осуществляют
решающий маневр слона:
№262
Д. Сабо
«Дейче шахцейтунг»,
1887 г.
Мат в 5 ходов
1. Ле5 (с
угрозой 2. Кf4#)
1...
fe 2. Ксе3
de (2...
~ 3. С:g4#; 2... Лh4 3.
Kf5
и
4.
Kg7#) 3.
Kf6+ С:f6 4. Сс4
и
5. Сf7#.
Задача
№263 выделяется хорошим
вступлением
№263
М. Эренштейн
«Мюнхенер нейесте
нахрихтен», 1889 г.
II
приз
Мат в 3 хода
1. Фh7, удаляющим ферзя от поля боя, и красивым главным вариантом с
выключением этого ферзя и далеким фронтальным правильным матом:
1... еf (блокируя поле
f3, что дальше используют белые)
2.
Kg6 ~ 3. Фh4#.
В другом разветвлении сначала ферзь
возвращается в игру 1... е3 2. Ф:d3+,
а ход конем является матующим: 2... Кре5
3.
Kg6#.
Угроза
2. Ф:g7+.
Задача
№ 264 содержит три
варианта, заканчивающихся правильными матами.
№264
М. Эренштейн
«Пешти хирлап», 1900г.
I приз
Мат в 3 хода
Хороший первый
ход 1. Лd3, освобождающий поле для коня, создает угрозу,
которая при 1... Л:а6
заканчивается правильным матом 2.
Kd4+
Kpf4 3.
de#.
На 1... Кре6 следует тот
же ответ с другим правильным матом: 2.
Kd4+
Kpd5 3. Фg5#.
Взятие ладьи 1...
ed3
парируется ходом слона
2. С:d3+
Kpe6
3.
Kf4#.
Дополнительные варианты 1...
Kd5(е6) 2. Лd5+
и
1... Каb5(с6)
2. Сс8+.
В последнем
случае используется перекрытие черного слона.
Шахматная композиция в Швейцарии в
XIX веке развивалась в основном усилиями ее энтузиаста, активного
проблемиста Ф. Капрэца. Швейцарские композиторы мало выступали на конкурсах и
почти не завоевывали на них отличий. В 1857—1860 гг. выходил журнал «Швейцерише
шахцейтунг», который позднее, в 1900 г., был восстановлен как орган национальной
шахматной федерации, созданной в 1889 г. Сборник задач швейцарских проблемистов,
составленный М. Геннебергером, был выпущен в уайтовской серии в 1921 г. под
названием «Альпийские шахматы» (49).
Творчество Ф. Капрэца относится к
раннему периоду развития современной задачи и по кругу идей близко к работам
Эрлена, Тертона и других пионеров середины века. Замысел композиции
№ 265 навеян «индийской
задачей» и содержит в главном варианте обходный маневр слона по боковой линии,
переходящего за критическое поле
d2 с последующим матом на
вскрышку:
№265
Ф. Капрэц
«Лейпцигер иллюстрирте цейтунг», 1855 г.
Мат в 5 ходов
1. Се7
h6
2. Са3
h5
3.
Cc1
h4
4.
gh
Kpf4
5. Лd4#. Дополнительный
вариант 1...
h5 2.
Cg5
h4 3.
g4
h3 4.
Kf5
и
5.
Kd6#.
Другой выдающийся швейцарский
проблемист И. Юхли был близок по стилю к немецкой школе. В примере №266
после
№266
И. Юхли
«Академише монатсхефг». 1891 г.
Мат в 3 хода
1. К:с6 черные в цугцванге. Главный вариант
1... Се5 содержит красивый ход ферзем в засаду за белого коня
2. Фа8 и правильный мат со связкой черного слона после
2... Кр:е6 3.
Kd4#.
Другие варианты 1...
Ch2 2.
Фf1+;
1… Кр:е4,
Ce1(h4)
2. Фd1.
Первые задачи финских композиторов
были напечатаны в 1890 г. Тогда же Хельсинкским шахматным клубом, основанным за
четыре года до того, был проведен первый конкурс составления задач. Лучшая
трехходовка этого конкурса приведена на диаграмме №267.
№267
И. Эквист
Конкурс Хельсинского шахматного клуба,
1890 г. Приз
Мат в 3 хода
После
1. Фh8 грозит 2.
Kd7+.
В вариантах 1... Крb6
2.
Kd7+ Kpa7
3. Фа1#
и 1...
Kpd6 2. Кf7+
Кр:е6 3. Фс8# проходят два неплохих правильных мата.
Автор этой задачи И. Эквист был
наиболее активным финским композитором конца века. В 1890 г. он предпринимал
попытку издания шахматного журнала. По его предложению в русском «Шахматном
журнале» в 1893 г. был проведен тематический конкурс на тему взятия на проходе.
Значительных успехов финские композиторы добились уже в
XX веке. В 1934 г. очередным
выпуском уайтовской серии вышел сборник задач финских проблемистов
под названием «Суоми» (50).
Отдельные испанские композиторы начали выступать в 60—70-х годах. Первых конкурсных успехов добился А. Абела.
Его задача
№ 268 содержит любопытный
вступительный ход
№268
А. Абела
«Нуова ревиста дель
скакки», 1877 г.
III приз
Мат в 3 хода
1.
Ch4, создающий позицию цугцванга, и два варианта с пожертвованием
ферзя:
1... Кре6 2. Фf5+ Кр:f5 3.
Kd4#
и
1...
Kd3 2. Фс4+ Кр:с4 3. К:b6#.
Дополнительные
варианты: 1... е6 2. Крb3;
1... е5 2. К:b6+;
1...
Сb7 2. Фb3+
В 1892 г. испанский проблемист и
теоретик
X. Толоса-и-Каррерас выступил с большим руководством по шахматной
композиции (51). Здесь он, в частности, высказывал оригинальные мысли о том, что
отдельных школ в задаче уже нет: все они слились в общую эклектическую школу, а
существуют два основных течения: англо-американское и немецко-чешское, причем
последнее обязательно требует правильного мата. Хотя в ту пору еще рано было
говорить о слиянии всех направлений, основная тенденция развития композиции от
отдельных школ к двум направлениям,
различающимся отношением к
правильности матовых позиций, уловлена правильно. Торжество этой тенденции
явилось делом недалекого будущего.
Наиболее выдающимся испанским
проблемистом был В. Марин, начавший свой творческий путь в 1895 г. Основной
период его работы относится к нынешнему веку, но и в конце прошлого столетия он
имел значительные успехи и обнаружил некоторое своеобразие стиля.
Марин наиболее близок к венской
группе проблемистов. Однако, работая в этом направлении, он особое внимание
уделил одной идее, которая наложила отпечаток на все его творчество.
Задача
№ 269 — один из его
первых конкурсных успехов и ранних примеров разработки излюбленной темы.
№269
В. Марин
Конкурс Вюрцбургского
шахматного клуба, 1895г.
I приз
Мат в 3 хода
Эффектное вступление
1. Фf3
жертвует ферзя для создания позиции цугцванга и подготавливает вторичную его
жертву путем 2. Фd3+
на
1...
а5,
b4,
С~, когда появляется возможность дать мат на уход короля
2... Крс6. Тонкий ответ
осуществляется при игре короля на первом ходу. Белые могли бы уже в начальном
положении, играя ладьей, создать угрозу мата конем с е7, но ладье некуда
отступать. Нельзя, например, 1. Ле6, так как после 1... К:е6 2. Ке7+
король получает выход на е5. Когда же король своим ходом
1... Крс6 сам лишает себя этой
возможности, ход ладьей решает: 2. Ле6
К:е6
3. Ке7#.
Сильнее кажется в этом варианте 2. Л:е4,
но у черных находится единственное опровержение
2...
d5.
Главный вариант получается в случае принятия жертвы на первом ходу
1...
ef. Белые могут, пользуясь открытием линии «е», играть
2. Ле2, создавая угрозу
3. Ке7# , а на взятие ладьи
2...
fe дать правильный
мат 3.
Cg2#
с использованием вскрытия диагонали
g2-d5.
Тонкая игра с жертвами фигур для вскрытия важных линий и является коронной темой
Марина, в которой он на протяжении своего 40-летнего творческого пути будет
находить все новые интересные нюансы.
В композиции
№ 270 белые фигуры
жертвуются для вскрытия четвертой горизонтали.
№270
В. Марин
Испанский конкурс, 1897г.
I приз
Мат в 3 хода
Оригинальность
первого хода 1.
Kf4
в том, что сначала белые сами закрывают нужную им линию, чтобы
после 1...
gf 2.
Kd3
ed
полностью ее расчистить и осуществить
мат с выключением черной ладьи 3. Лh4#. Этот мат неправильный, однако в том же главном варианте
при ответе
2... Л:h8 проходит правильный
мат 3. Сb2#.
Для характеристики стиля
Марина важно отметить, что он обязательно добивался в главной игре по крайней
мере одного правильного мата.
История развития задачной композиции
в Польше подробно изложена в книге М. Врубеля «Сто лет польской шахматной
композиции» (52). Первая задача польского автора была опубликована в 1855 г.
Однако только к концу века польская композиция получает достаточное развитие.
Появляются шахматные издания, организуются конкурсы составления задач, приходят
первые успехи.
Наиболее известными польскими
проблемистами конца
XIX века были братья Эдуард и
Вацлав Потемпские и Освальд Ярошинский (О. Ярош). Проиллюстрируем их творчество,
развивавшееся в направлении, близком к чешской школе.
В позиции №271 три варианта:
№271
Э. Потемпский
«Курьер варшавски»,
1893 г.
Мат в 3 хода
1.
Cf5
Kp:f5 2. Фh5+ Кре4 3.
Kf2#;
1... Кр:d5 2. Ф:f6
Крс4 3. Ф:f7#;
1...
Kpd6 2. Фb8+
Кр:d5 2.
Kde3#
.
Все они проходят в результате
цугцванга и заканчиваются правильными матами.
В задаче №272 первый ход
№272
В. Потемпский
«Тыгодник иллюстрованны»,
1897 г. I приз
Мат в 3 хода
1.
Cf8
создает угрозу
2. Л:е3+ Кре6 3.
Cd7#.
Защиты конем приводят к двум
вариантам с тихими ходами и правильными матами:
1...
Kg3
2. Кc6
К:е4 3. Ф:g8# и 1...
Kf4 2.
Kg4 К:g2 3. К:f6#.
Наконец, в примере №273 только
два варианта, но в обоих получаются
правильные маты двойным шахом:
№273
О. Ярош
«Тыгодник шаховы», 1899 г.
Мат в 3 хода
1. Ch7 ~ 2.
Фf7 Kpd3 3.
Лd6# и
1... Лf3 2. Фе4+ Кр:е4 3. Л:g4#.
Задача имеет побочное решение -
1.
Лg7!
(2.
Лd7+
Cd6
3.
Фd5#)