in the same phase, White or Black thematic piece (Rook or Queen) visits all four corners and leaves the board (immediately, or after performing one or more moves). It is allowable if initially this piece stands in one of corners and visits three rest corners in thematic phase. At least one of thematic moves from corner to corner must be perform without a capture. Fairy pieces and conditions are not allowed.
в одной и той же фазе белая или чёрная тематическая фигура (ладья или ферзь), посетив все четыре угла, удаляется с доски (сразу или выполнив ещё один или несколько ходов). Допустимо, если эта фигура изначально стоит в одном из углов и в ходе тематической фазы посещает три остальных угла. Хотя бы один тематический ход из угла в угол должен быть без взятия. Сказочные фигуры и условия не разрешены.
54 entries were received from 16 authors representing 12 countries | На конкурс поступило 54 композиций от 16 авторов из 12 стран
The most popular motifs of the theme realization were the following:
- in #N/s#N – a visit of wR/Q to corners with further sacrifice of this piece in order to provide/force a mate;
- in h# – a visit of bR/Q to corners with further sacrifice of this piece under wP that performs an excelsior;
- in h# and hs# – wR/Q chasing bR/Q to all corners (as in yacpdb/585854).
But I decide to include in the award only problems that, besides above motifs, have another additionally content (or problems where above motifs are realized at least without technical shortcomings and in economic form). As a result, in every of four sections I marked four problems – it happened by accident but symbolically taking into account the name of the theme.
Самыми популярными мотивами реализации темы в этом ТТ были следующие:
- в #N/s#N – обход белой ладьи/ферзя по углам с последующей жертвой этой фигуры для обеспечения/вынуждения мата;
- в h# – обход чёрной ладьи/ферзя по углам с последующей жертвой этой фигуры под белую пешку, выполняющую эксцельсиор;
- в h# и hs# – погоня белой ладьи/ферзя за чёрной по всем углам (как в yacpdb/585854).
Но в присуждение этого ТТ я решил включать только те из этих задач, где, помимо указанных мотивов, было ещё какое-то содержание, «изюминка» (или те, где указанные мотивы реализованы по крайней мере без грубых технических огрехов и в экономичной форме). В итоге в каждом из четырёх разделов я отметил по четыре задачи – это получилось случайно, но символично с учётом названия темы.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
#3-N
Prize - No 30 Grigory Popov TT-273, SuperProblem, 25-05-2023
A plot of the problem:
1) wR after Re8-e4-d4 “draws out” a bR (from h1 to a1) via a threat Rd1#;
2) an attempt of wR to go to mate square h1 via returning by the shortest way Rd4-e4-e8 is unlucky because bR manages to return (on a8) too;
3) so the White changes a route of the Rook – after a move on d3, the White Rook forces a Black Rook to go out from a line “a”, and after that the White Rook goes on h1 through the line “a”.
При 1.Sxh2+? Ke1! белые дают мат только на 11-м ходу (С+). Поэтому белые избирают другой путь:
Сюжетная задача:
1) белая ладья после Re8-e4-d4 угрозой Rd1# выманивает чёрную с h1 на a1;
2) попытка белой ладьи попасть на матовое поле h1, вернувшись тем же кратчайшим путём Rd4-e4-e8, неудачна, потому что чёрная ладья тоже успевает вернуться – на а8;
3) поэтому белые меняют маршрут ладьи – сходив на d3, она вынуждает чёрную коллегу уйти с линии «а», после чего именно по этой линии идёт с матом на h1.
The theme is realized both for White and Black – it’s an undoubted merit of the problem. But it is made mechanically – unlike previous problem, the play of both sides is slightly less interesting and inventive. That is why a range of distinction is lower.
Тема выполнена как за белых, так и за чёрных – это несомненный плюс задачи. Но сделано это немного механистически – в отличие от предыдущей задачи, игра обеих сторон чуть менее интересна и изобретательна. Поэтому и ранг отличия ниже.
2nd Honorable mention - No 31, Grigory Popov (Russia) 7R/1p2Kb1B/4p1p1/4kp2/2P3P1/1pP3P1/5N2/8
Main plan: 1.Sd3#? Ke4! Preliminarily the White needs to guard a e4-square but 1.Rd8? b2! 2.Rd4 b1Q(B)!
In the solution, the White at first creates another threat 1.Ra8! (2.Ra5+ b5 3.Rxb5#) 1...b6 2.Ra1 (3.Re1#)
but after that luckily turned onto main plan: 2...fxg4 3.Rh1 ~ 4.Rh5+! gxh5 5.Sd3#
Author: “Paradox. In order to guard f5, firstly it is need to unguard f5: the White firstly forces the Black to unblock f5 and after that guards f5 by Bh7”.
It sounds interesting, but I dare to argue with the author. When the White performs a maneuver Rh8-a8-a1, he doesn’t attempt (by himself or by the hands of the Black) to guard on unguard f5. He doesn’t think about it at all because he means another mate
(Re1#), and a defense against this mate is unblocking f5 coincidentally. But since this defense opens a line e5-h5, is allows the White to open another line and to guard f5 by Bishop. And since this Bishop along the way guards e4 additionally, the White timely "remembered" the main plan.
So, the paradox (pointed out by the author), if there is, then with a big stretch. But there is a good “short” logic problem where the TT theme is realized in a very light and economic construction – for sure.
Главный план: 1.Sd3#? Ke4! Предварительно надо взять под контроль поле e4, но с этой целью не проходит 1.Rd8? b2! 2.Rd4 b1Q(B)!
В решении белые сначала создают совсем другую угрозу 1.Ra8! (2.Ra5+ b5 3.Rxb5#) 1...b6 2.Ra1 (3.Re1#),
но потом удачно «выруливают» на главный план: 2...fxg4 3.Rh1 ~ 4.Rh5+! gxh5 5.Sd3#
Автор: «Парадокс. Чтобы взять под контроль поле f5, надо вначале снять контроль с поля f5: белые сначала вынуждают чёрных разблокировать f5, а затем вынуждают отдать контроль этого поля слону h7».
Это звучит небезынтересно, но рискну поспорить с автором. Проводя манёвр Rh8-a8-a1, белые совсем не стремились (сами или руками чёрных) усилить или ослабить контроль над f5. Они об этом вообще не думали, потому что имели в виду совсем другой мат (Re1#), защитой от которого (fxg4) по совпадению явилось разблокирование поля f5. Но поскольку эту защита вскрыла линию e5-h5, это позволило белым с темпом (шахом) вскрыть другую линию и подхватить поле f5 слоном. А так как попутно слон подхватил ещё и поле е4, то белые вовремя «вспомнили» о главном плане.
Так что указанный автором парадокс здесь, если и есть, то с большой натяжкой, зато что есть точно – так это добротная логическая короткометражка, в которой тема ТТ выражена в очень лёгкой и экономичной конструкции.
Simply problem with a choice of the key – the White firstly perform a diversion the bB from the file “a” in order to wR freely goes to 8th rank via this file.
Несложная задача с выбором вступления – белые сначала отвлекают слона от линии «а», чтобы потом именно оттуда ладья беспрепятственно пошла на 8-ю линию.
As a winner of #3-N, this problem has an interesting plot too:
1) excellent flight-giving-key with “provoked checkmate” (Rxe5#);
2) bR goes out from battery line in order to prevent a battery mate (Kxe4#) that the White created by the key;
3) the White changes a play by capture Rh1 and by forcing a “self-incarceration” of Rh4 by the move h6-h5;
4) wQ “forgets” about battery mate and after thematic maneuver captures bPh5 in order to “unincarcerate” bR and force Rxh5#.
Yes, a capture Qxh1 is rough on its own, but since Rh1 would not be able to prevent with the battery mate from the original threat, the need to eliminate this Rook is far from obvious.
Как и победитель раздела прямых матов, эта задача имеет оригинальный сюжет:
1) задача открывается великолепным вступлением – с «провоцированным матом» (Rxe5#) и предоставлением чёрному королю свободного поля;
2) угрозу батарейного мата, которую белые создали этим вступлением, чёрные могут отразить, только уведя ладью с батарейной линии;
3) далее белые меняют игру: забрав ладью h1 и тем самым лишив чёрных полезных ходов, белые заставляют их ходом h5 «самозамуровать» ранее ушедшую на h4 ладью;
4) забыв о батарейном мате, белый ферзь после тематического манёвра забирает пешку h5, «размуровывая» ладью и заставляя её поставить «обычный» мат с h5.
Конечно, взятие ладьи на h1 грубовато само по себе, но поскольку эта ладья никак не смогла бы помешать батарейному мату из исходной угрозы, то необходимость устранения этой ладьи далеко не очевидна.
The White Rook needs to get to h8, but the c1-rook will not be able to do this, both because the Bishop does not have time to free this square and because c1-Rook has to sacrifice itself on c5 to unstalemating. So it is need to go to h8 with another rook, and since the sacrifice on c5 blocked the c-file, it is need to do this through the only remaining free a-file.
Белой ладье надо попасть на h8, но ладья с1 сделать это не сможет и потому что слон не успевает освободить это поле, и потому что ей надо жертвовать собой на с5 для распатования. Так что идти на h8 нужно другой ладьёй, и поскольку жертва на с5 перекрыла линию «с», то делать это нужно через единственную оставшуюся свободной линию «а».
This and next problems, unlike two previous, don’t contain any big subtleties in the solution, but nevertheless show the theme without captures in the corners and in a very economic form.
Эта и следующая задачи, в отличие от двух предыдущих, не содержат каких-то тонкостей в решении, но тем не менее демонстрируют тему без единого взятия в углах и в очень экономичной форме.
Anticritical move of bB, further Klasinc for thematic maneuver of bR and mating move from corner to corner (well complementing the content) – all this are clearly “tied up” on the same field a1.
Антикритический ход слона, последующий Класинц для тематического манёвра чёрной ладьи и удачно дополняющий содержание матующий ход из угла в угол – всё это чётко «завязано» на одном и том же поле а1.
A curious subtlety with a choice of square for unstalemated wK: if 1...Kb8? 2.Qe3 fxe3 3.Bf5 e4 then it can try to swap squares g7 and h8 for sacrifices of Bishop and Rook – 4.Bh8 exf5 5.Ra1 f6 6.Ra7? – but unfortunately the Rook can’t get in time in g7.
Generally wide play of Black pieces create a good impression.
Любопытная тонкость с выбором поля для хода распатованного короля: при 1...Kb8? 2.Qe3 fxe3 3.Bf5 e4 можно попробовать поменять местами поля g7 и h8 для жертв слона и ладьи – 4.Bh8 exf5 5.Ra1 f6 6.Ra7? – но, увы, ладья не успевает к g7.
В целом размашистая игра чёрных фигур оставляет хорошее впечатление.
Commendation - No 15 Ralf Krätschmer TT-273, SuperProblem, 25-05-2023
7r/1q6/6B1/1pp2bpp/3pprkb/5pn1/1K4P1/8
h#4
условие
(3+14)
Commendation - No 15, Ralf Krätschmer (Germany) 7r/1q6/6B1/1pp2bpp/3pprkb/5pn1/1K4P1/8
1.Ra8 Bf7! (Be8?) 2.Ra1 Bc4 3.Rh1 Bf1 4.Rh3 gxh3#
One of the few helpmates in this TT without excelsior but with a subtlety in a choice of route of wB that can get under a pin: 1...Be8? 2.Ra1 Bxb5 3.Rh1 Bf1??
Одна из немногих в этом ТТ кооперативок без эксцельсиора, но с небольшой тонкостью в выборе маршрута белого слона, который не должен попасть под связку: 1...Be8? 2.Ra1 Bxb5 3.Rh1 Bf1??
Excellent doubled realization of the theme in a form of two solutions. The author well avoided a symmetry: a play is quite variety for such schemes. The only small shortcoming: in the mate Bxa8# bR guard a square around wK, but in Bxh1# – doesn’t guard.
Отличная удвоенная реализация темы в форме двух решений. Автор неплохо избежал симметрии – игра довольно разнообразная для подобных схем. Единственный небольшой недостаток: в мате Bxa8# слон подхватывает поле около короля, а в мате Bxh1# – нет.
Prize distinction for this problem is giving for an idea of threefold peculiar “valves” in performing of Black pieces. On one side, these pieces successively open lines for wR; on other side, these pieces closes for wR “dual” files “e”, “f” and “g” on that wR would get on a1 but instead goes on “thematic” file “h”. That is, something that the authors of many other problems of this TT roughly avoided by piling up Pawns on dual lines, the author of this problem gracefully avoided and wove it into the thread of the game, – it’s very originally!
And final battery hit 6.Bb1+! is a spectacular point of the solution.
А призовое отличие этой задаче дано за идею трёхкратных своеобразных «клапанов» в исполнении чёрных фигур. С одной стороны, эти фигуры последовательно открывают линии белой ладье, а с другой – закрывают для неё же «дуальные» вертикали «e», «f» и «g», по которым она тоже могла бы добраться до а1, но вместо этого идёт по «тематической» вертикали «h». То есть то, чего авторы многих других задач этого ТТ грубо избегали нагромождением пешек на дуальных линиях, автор данной задачи избежал изящно и вплёл это в нить игры, – очень оригинально!
Ну и финальный батарейный удар 6.Bb1+! – эффектная точка решения.
Meredith with interesting maneuvers of Black pieces: ready indirect diagonal battery Bishop+Rook is destroyed (because it’s perspectiveless – c4-square is guarded by bPb5) and transformed in direct frontal from the same pieces in reverse order!
Мередит с небезынтересными манёврами чёрных фигур: готовая косвенная диагональная батарея слон+ладья разрушается (ибо бесперспективна – поле с4 и так контролируется пешкой b5) и трансформируется в прямую фронтальную из тех же фигур в обратном порядке!
Among many sent hs# with doubled theme in the from of chase, I decided to mark this problem instead that compositions (including problems with many pieces) where there is a capture of passive White piece in the corner.
Из многих присланных hs# с удвоенной темой в виде погони я предпочёл отметить эту задачу вместо тех композиций (в том числе многофигурных), где есть взятие пассивной белой фигуры в углу.