in diagram position or during a play, three Black linear pieces somehow hinder the White. On any move (including on mating) White piece or Pawn goes to the point of intersection of the lines of action of these three Black pieces that allows to create a threat (or to immediately checkmate). A presence of variations/branches with a capture of the thematic White piece or pawn is not necessary. The theme can be realized in the solution or in the try. One of the three black thematic pieces can be a pawn. Any kinds of twins are allowed if its are thematic. Promoted pieces, fairy pieces and conditions are not allowed.
в диаграммной позиции или по ходу игры три чёрные линейные фигуры как-либо мешают белым. Любым по счёту ходом (в том числе матующим) белая фигура или пешка становится в точку пересечения линий действия этих трёх чёрных фигур, что позволяет создать угрозу (или сразу поставить мат). Наличие разветвлений со взятием тематической белой фигуры или пешки не обязательно. Тема может проходить как в решении, так и в ложном следе. Одной из чёрных тематических фигур может быть пешка. Любые виды близнецов разрешены, если они тематичны. Сверхкомплект, сказочные фигуры и условия не разрешены.
9 entries were received from 7 authors representing 5 countries | На конкурс поступило 9 композиций от 7 авторов из 5 стран
The following problems are not included in the award:
- No 2, No 3, No 7 – in my opinion, besides one thematic mate (with the move to the point of intersection of the lines of action), there are too few interesting nuances. Moreover, in No 7 initially there is no answer on the check 1...Qd6+;
- No 4 – in comparison to 1st example from the announcement, here there are too few original moments and at the same time there are no thematic tries with Barulin theme. Moreover, here there are double threat and two more pieces.
In the TT conditions there were: “...White piece or Pawn goes to the point of intersection of the lines of action of these three Black pieces that allows to create a threat (or to immediately checkmate)”. In order not to limit the imagination of the authors, I deliberately chose a rather general wording "that allows". This meant: said threat (mate) should become possible not necessarily because of using all three interferences at once – using of one (two) from its is thematic too. But in this case, it is critical that two (one) other interferences are used, explicitly or implicitly, in another variations – otherwise thematic White move to the point of intersection has partially artificial effect.
It was for this reason that the following problems turned out to be non-thematic:
- No 9 – mutual interferences of lines of Black pieces by each other are used but without White move to the point of intersection;
- No 5 – the key to the point of intersection of the lines of action of three Black pieces but further only two of its are used. By agreement with the author, No 5 is published at the end of the award as an out-of-tourney dedication to the participants.
In the three marked problems, their authors implemented the theme with due imagination.
Не отмечены:
- No 2, No 3, No 7 – кроме одного тематического мата (с ходом в точку пересечения), интересных моментов в каждой из этих задач, на мой взгляд недостаточно для отличия. А в No 7 к тому же вначале отсутствует ответ на шах 1…Qd6+;
- No 4 – по сравнению с примером 1 из анонса, здесь слишком мало оригинального, зато отсутствуют ложные следы с белыми комбинациями, на две фигуры больше и есть двойная угроза.
В условии конкурса было сказано: «…белая фигура или пешка становится в точку пересечения линий действия этих трёх чёрных фигур, что позволяет создать угрозу (или сразу поставить мат)». Я намеренно, чтобы не ограничивать фантазию авторов, выбрал довольно общую формулировку «что позволяет». Она подразумевала: указанные угроза или мат должны становиться возможными не обязательно из-за использования всех трёх перекрытий сразу – тематично также будет использование только одного (двух) из них. Но тогда критически необходимо, чтобы в других вариантах явно или неявно использовались другие два (одно) перекрытия, иначе тематический белый ход в точку пересечения трёх линий будет иметь частично искусственный эффект.
Именно по указанной причине оказалась нетематична No 9 (использованы взаимные перекрытия линий чёрных фигур, но без хода белой фигуры в точку их пересечения), а также – что особенно обидно – отличная No 5, где вступительным ходом белая фигура становится в точку пересечения линий действия трёх чёрных фигур, но далее в угрозе и варианте белые используют суммарно только два из трёх перекрытий. По согласованию с автором, No 5 опубликована в конце отчёта как внеконкурсное посвящение участникам.
В трёх отмеченных задачах их авторы реализовали тему с должной фантазией.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
Prize - No 1 Igor Agapov TT-272, SuperProblem, 15-09-2022
8/K1p1B3/p3N3/2N1kb2/2r5/1B1qPQb1/4R3/3R4
#2
условие
(9+7)
Honorable mention - No 6 Gábor Tar TT-272, SuperProblem, 15-09-2022
k2N2R1/1pB5/1P6/2p4Q/4r3/N3p1r1/q3b1Bp/R4n1K
#2
условие
(9+10)
Commendation - No 8 Viktor Syzonenko TT-272, SuperProblem, 15-09-2022
b3r3/8/8/2N4Q/7r/7p/1pNpPB1K/1Bbk4
#2
условие
(7+8)
Prize - No 1, Igor Agapov (Russia) 8/K1p1B3/p3N3/2N1kb2/2r5/1B1qPQb1/4R3/3R4
Thematic lines: Qd3-f5, Rc4-f4, Bf5-d3.
By key, the Pawn goes to the point of intersection of these lines. An interference of 1st from these lines is used in threat and in III, an interference of 2nd and 3rd – in I and II.
In IV an interference of another Black line Qf3-d5 is used.
Additionally: III, V – correction of bBf5; IV, V – opening of White lines; VI – change-mate in comparison to set play.
Perhaps the only thing that can be called a fly in the ointment is the insufficient loading of some White pieces, especially Bb3, which is needed only in II. But this pales against the backdrop of a complex concept and a fairly light (for such content) construction.
Тематические линии: Qd3-f5, Rc4-f4, Bf5-d3.
Вступительным ходом белая пешка идёт в точку пересечения этих трёх линий. Перекрытие первой из них использовано в угрозе и варианте III, а двух других линий – в вариантах I и II. В варианте IV использовано перекрытие ещё одной чёрной линии Qf3-d5.
Дополнительно: варианты III и V содержат коррекцию слона f5, варианты IV и V – открытие белых линий, а вариант VI – перемену мата по сравнению с иллюзорной игрой.
Ложечкой дёгтя можно назвать, пожалуй, лишь недостаточную загрузку некоторых белых фигур, особенно слона b3, нужного лишь в варианте II. Но это меркнет на фоне сложного замысла и довольно лёгкой (для такого содержания) конструкции.
Thematic lines: Re4-e8, Be2-a6, Qd5(e6)-a2; Re4-e8, Bg4-c8, Qa2 g8
A main feature of the problem is that two thematic mates are performed by the front pieces of two different White batteries (and not the same one, as in 1st example of the announcement). Therefore, from a thematic point of view, mates by Knight on c4 square in try and in solution differ in which side of this square the Black Queen stands.
In an additional variant of the solution – a mate on the same square (b7) as in try but by another piece.
Тематические линии: Re4-e8, Be2-a6, Qd5(e6)-a2; Re4-e8, Bg4-c8, Qa2-g8
Главная особенность задачи – два тематических мата выполняются передними фигурами двух разных белых батарей, а не одной и той же, как в примере 1 анонса. Поэтому с тематической точки зрения маты конём на c4 в ложном следе и в решении отличаются тем, с какой стороны от этого поля стоит чёрный ферзь.
В дополнительном варианте решения – мат на том же поле (b7), что и в ложном следе, но другой фигурой.
Thematic lines: Ba8-f3, Re8-e3, Ra4(c4,d4)-g4
Among all the problems sent, this one has the most unusual (albeit simple) plot. Initially two thematic lines are ready: mate Se3#? impossible because of Re8-e3, and mate e3#? – not only because of Ba8-f3, but also because of the banal Rxh5. Therefore, White's goal is to force the Rh4 to make a critical move along the 4th rank, after which the White Pawn, having made a “bolder” move (two squares ahead), could interfere both this Rook and the Bishop.
Тематические линии: Ba8-f3, Re8-e3, Ra4(c4,d4)-g4
Среди всех присланных задач, у этой – самый необычный, хоть и несложный сюжет. Вначале уже готовы две тематические линии: мат Se3#? невозможен из-за Re8-e3, а мат e3#? – не только из-за Ba8-f3, но и из-за банального Rxh5. Поэтому цель белых – заставить ладью h4 сделать критический ход по четвёртой горизонтали, после которого белая пешка, сделав ход «посмелее» (на два поля), смогла бы перекрыть и эту ладью, и слона.
Thematic lines – Qf2-c5, Rb4-e4 and Bc3-h8, but an interference of Bishop is not used at all – so unfortunately the problem is non-thematic for TT-272.
The problem is somewhat similar to prize-winner No 1 (but without self-pins), but here additionally – 4th capture of White piece and a construction is even lighter and without White Pawns.
Also compare to yacpdb/480644.
Тематические линии – Qf2-c5, Rb4-e4 и Bc3-h8, но перекрытие последней из них никак не использовано – поэтому, увы, для данного конкурса задача нетематична.
Немного схожа с призовой No 1 (только без самосвязываний), но дополнительно здесь – четвёртое взятие белой фигуры, а конструкция ещё легче и без белых пешек.
Также сравните с yacpdb/480644.