during the solution a white piece becomes pinned, and the pinned piece must be meaningful to the solution. On white’s mating move the pin of this piece prevents it from giving a mate.
At least two thematic phases (set play, solution, twin) are required. Non-thematic solutions are not allowed. Zero positions are not allowed. Fairy pieces and conditions are not allowed.
по ходу решения становится связанной белая фигура, которая для этого решения критически важна. На матующем ходу связка мешает этой фигуре самой поставить мат.
Требуются по крайней мере две тематические фазы (иллюзорная игра, решение, близнец). Нетематические фазы запрещены. Сказочные фигуры и условия не разрешены.
42 entries were received from 17 authors representing 13 countries | На конкурс поступило 42 композиций от 17 авторов из 13 стран
We received from the tourney controller, Aleksey Oganesjan, 42 anonymous problems for evaluation. The overall quality was fine.
Most problems employed opening of a hidden pin line when executing the theme. This entails pinning one of two white pieces that guard the same square near the black king so that the second white piece can mate. Several of the problems used a double mechanism of this type to tackle the theme. A variant of this pattern was used in several problems in the form of the Baltic theme.
We looked for problems that deviated from this thematic pattern, fully or partly, or that had significant added content. We were surprised not to find much use of thematic black pins, as in example 1, and only one problem - No 2 (Ke2-Kg5) - managed to successfully employ this idea (in three other problems the similarity to the example was too high).
The following problems were not included in the award:
- No 28 (Kf1-Kh5), No 29 (Kc2-Kg3), No 30 (Kg8-Kf4) – too similar to example 1;
- No 19 (Kb8-Ke7, h#1.5), No 21 (Kb8-Kc6, twinning with check to black king);
- No 33 (Kb8-Kc4) – illegal position;
- No 35 (Kg8-Kf5), No 37 (Kc7-Kd5) – artificial addition of a piece just to justify the threat by a pinned piece;
- No 17 (Kc7-Kc3) – one of the judges discovered that the problem can be upgraded 4 phases, so joint version is published at the end of the award out of the tourney;
- No 3 (Kb2-Kd5) is very similar to No 4, and by the same author, and we preferred the later.
After claims for provisional award, two problems were excluded:
- No 40, initially marked by 1st Prize, – due to strong anticipation pdb/P1228447;
- No 23, initially marked by 1st Special HM – due to authors’ request.
Before moving into the award, we would like to issue the following statement. We deeply sympathize with our colleagues from Ukraine, their families and friends. The brutal attack on civilians is incomprehensible to us, and we strongly condemn this. Quoting the famous science & science fiction writer, Isaac Asimov: “Violence is the last refuge of the incompetent”.
Мы получили в анонимном виде 42 задачи от директора конкурса Алексея Оганесяна. Общее качество задач было прекрасным.
Большинство задач использовали открытую или замаскированную линию связки для представления темы. Это означало связывание одной или двух белых фигур, контролирующие одно и то же поле около чёрного короля, так что вторая белая фигура могла матовать. Несколько задач использовали двойной механизм данного типа для выполнения темы. Разновидность этой схемы была использована в нескольких задачах конкурса с Балтийской темой.
Мы искали задачи, которые полностью или частично отклонялись от этой тематической схемы или имели существенное дополнительное содержание. Мы удивились, не найдя активного использования чёрных связок, как в примере 1, ведь лишь в одной задаче – No 2 (Ke2-Kg5) – удалось успешно воплотить эту идею (в остальных трёх задачах схожесть с примером 1 была слишком высока).
Следующие задачи не включены в присуждение:
- No 28 (Kf1-Kh5), No 29 (Kc2-Kg3), No 30 (Kg8-Kf4) – слишком похоже на пример 1;
- No 19 (Kb8-Ke7, h#1.5), No 21 (Kb8-Kc6, шах чёрному королю при образовании близнеца);
- No 33 (Kb8-Kc4) – нелегальная позиция;
- No 33 (Kb8-Kc4), No 35 (Kg8-Kf5), No 37 (Kc7-Kd5) – искусственное добавление фигуры только для оправдания угрозы связанной фигурой;
- No 17 (Kc7-Kc3) – одному из судей удалось добавить к этой задаче ещё одну фазу, поэтому совместная 4-фазная версия опубликована в конце отчёта вне конкурса;
- No 3 (Kb2-Kd5) – очень похоже на No 4 (видимо, того же автора), и мы предпочли последнюю.
По итогам замечаний на предварительные итоги, были исключены две задачи:
- первоначально отмеченная 1-м призом No 40 – из-за сильного предшественника pdb/P1228447;
- первоначально отмеченная 1-м специальным почётным отзывом No 23 – по желанию авторов.
Прежде чем перейти к присуждению, мы хотели бы сделать следующее заявление. Мы глубоко сочувствуем нашим коллегам из Украины, их семьям и друзьям. Жестокое нападение на мирных жителей нам непонятно, и мы это решительно осуждаем. Процитируем известного писателя-фантаста Айзека Азимова: «Насилие — последнее прибежище некомпетентных».
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
1st Prize - No 7 János Csák TT-265, SuperProblem, 29-07-2022
8/8/8/3p4/b1nk1rq1/5R2/1rP1K1p1/4R3
h#2
2.1..
(4+8)
2nd Prize - No 15 Vitaly Medintsev TT-265, SuperProblem, 29-07-2022
2r3b1/3p2nN/p1NPR1P1/Pp3k2/1K2pp2/7r/8/2q5
h#2
2.1..
(7+11)
3rd Prize - No 16 Francesco Simoni TT-265, SuperProblem, 29-07-2022
7K/8/n3rQ2/kpr3p1/3B1p2/P1b1n1Pp/5ppP/5b1q
h#2
2.1.. b)Ka5->g1
(6+14)
1st Prize - No 7, János Csák (Hungary) 8/8/8/3p4/b1nk1rq1/5R2/1rP1K1p1/4R3
In the diagram position two white pieces (Pc2 & Rf3) are pinned. In each solution, B1 unpins one of these pieces. On W1 the white king, which must open the line of WRe1 to guard e4 & e5, has to carefully choose between squares d1 & f2, each pinning a different white piece. If the wrong square is chosen the two white pieces will be pinned and the mate impossible. Thus, the WK must avoid repining the white piece unpinned on B1 and instead keep the pin of the other white piece on a different line. On B2 square c5 is blocked by the black piece that moved on B1. An original idea of dual avoidance by the WK executed with full harmony.
В диаграммной позиции две белые фигуры (Pc2 и Rf3) уже связаны. В каждом решении чёрные первым ходом развязывают одну из этих фигур. Ответным ходом белый король, открывающий линию другой своей ладье для подхвата полей е4 и е5, должен точно выбрать между ходами на d1 или d2, каждый из которых развязывает одну из указанных фигур. Неверный выбор приведёт к тому, что обе фигуры окажутся связанными и мат будет невозможен. Таким образом, белый король должен избежать повторного связывания белой фигуры, развязанной ранее, и развязать другую фигуру. На втором ходу чёрные блокируют поле с5 той же фигурой, что ходила на первом. Оригинальная идея антидуалей белого короля реализована с полной гармонией.
Can be compared to pdb/P1089261 (author.)
Qc1/Rh3 must select their route to g4 between two options to allow the WK its sole tempo move that sees it entering into a pin-line. This disables the pinned white piece from delivering a mate. The mating piece on only one of two possible squares in order to keep all squares around the BK guarded. An interesting execution of the black and white play.
Можно сравнить с pdb/P1089261 (автор.)
Qc1/Rh3 должны выбрать маршрут до g4 между двумя альтернативами, позволяющими белому королю выполнить темпоход, после которого одна из белых фигур окажется связанной, что лишит её возможности поставить мат. Поэтому белые смогут матовать только одной из двух своих фигур, чтобы поля вокруг чёрного короля оставались атакованными. Интересная игра чёрных и белых
The only problem in the competition to double the theme in four solutions. The theme is combined with the Chumakov and Baltic themes, a good achievement but at the price of heavy construction employing two separate groups of pieces on two “wings” of the board. Both groups revolve around the white half-pin. In each “wing pair” of solutions two black pieces can make a required self-block. The static black piece, the one that does not make the self-block, is captured by one of the half-pinned white pieces, leaving the pinned piece only as a support to the other on the mating square. Thematically, it is the half-pin that is at the center of the problem.
Единственная в конкурсе задача, где тема удвоена и выполнена четырежды. Тема конкурса сочетается с темой Чумакова и Балтийской темой – это хорошее достижение, но плата за него – тяжёлая конструкция, использующая два отдельных «крыла» доски. Обе группы фигур вращаются вокруг белой полусвязки. В каждой «паре крыльев-решений» две чёрные фигуры могут заблокировать нужное поле. Та из этих фигур, что не блокирует поле, забирается одной из полусвязанных белых фигур, и другая белая фигура, став связанной, может лишь поддержать мат подхватом матового поля. Тематически именно эта белая полусвязка является центром задачи.
Another problem showing the theme in an original way and unique to this tourney. Paradoxically, it is the piece that gets pinned first that give the mate: after B1 (Se5/Sg4 the white knight (Sd5/Sh5) is pinned (anti-ziel element). The WR corrects this on W1 by moving into the evacuated square and unpinning the knight just pinned. B2 now pins the other knight preventing it from giving mate. There is exchange of move order on B1 & B2 between the solutions, though the block of the same square in both solutions reduce the richness of the problem.
Ещё одна задача, показывающая тему оригинальным и уникальным для данного конкурса способом. Парадоксален антицелевой элемент: именно та фигура, которая после первого хода чёрных оказывается связанной, в итоге даёт мат (Sd5 в первом решении и Sh5 – во втором). Белая ладья корректирует это, когда на первом ходу идёт на освободившееся поле и развязывает только что связанного коня. Но перемена порядка одних и те же ходов чёрных, блокирующих одно и то же поле в каждом решении, снижает богатство задачи.
W1 is the key move in this interesting problem, with a WS move into a black battery-line. On one hand, this allows black to open this battery without giving check, and on the other hand, the WS gets pinned. This becomes the thematic pin as both WSs can potentially mate but the pin prevents one of them from mating.
The composer added a very similar predecessor pdb/P0555281 that does not present the theme.The addition of the theme is worthwhile and the reader are encouraged to make the comparison.
В этой интересной задаче ключевым является первый ход белых, когда один из их коней идёт на линию чёрной батареи, превращая её в полусвязку. С одной стороны, это позволяет чёрным сыграть этой батареей без шаха, но, с другой стороны, тот белый конь тем самым окажется связанным. Это становится тематической связкой, потому что потенциально оба коня могут матовать, но именно связка препятствует одному из этих матов. Автор указал похожий предшественник pdb/P0555281, не содержащий темы конкурса. Добавление темы стоило того, и читателю предлагается провести сравнение этих задач.
A complex problem with thematic indirect pins that avoids mimicking example 1 (unlike several other entries). However, the problem lacks a central unifying line. In both solutions BRd3 moves away to open the line to WBc2: but in the first solution it makes a hideaway move refraining from blocking BBa1, while in the second solution it moves to block BBa1 (selecting c3 and not d4). In both solutions B1 pins WRb5 but in the first this pin is thematic, preventing WRb5 from giving mate, while in the second W1 unpin the WR to allow it to give mate. Both B2 move are to f6: the first by the BB allows recapture on f6 for the mate and the second is a self-pin of BSe4 – a hideaway move opening the guard line of the WB and avoiding interfering with the mate but also pinning WBe7 that cannot mate by capturing f6. Incredible complexity but lacks in unity.
Сложная задача с тематическими косвенными связками, позволяющими избежать подражания примеру 1 (в отличие от нескольких других задач). Однако задаче не хватает центральной объединяющей идеи. В обоих решениях ладья d3 открывает линию слону c2, однако в первом решении это хайдэвэй, избегающий перекрытия слона а1, а во втором – наоборот, перекрытие этого слона (выбор между Rc3 и Rd4). В обоих решениях этим первым ходом чёрные связывают ладью b5, но в первом решении эта связка тематична, потому что препятствует мату Rxd5#, а во втором решении белые ответным ходом развязывают свою только что связанную ладью, чтобы она могла дать мат. В обоих решениях второй ход чёрных выполняется на f6: в первом решении – чёрный слон позволяет белому взять его на том же поле с матом, а во втором – это самосвязывание коня е4, его хайдэвэй, открывающий линию белому слону d3 и избегающий препятствующего мату перекрытия, но также связывающий слона е7, что препятствует другому мату (Bxf6#). Невероятная сложность, но без должного единства.
On its way to selfblock on c4 the BS captures a pawn and creates a battery that opens at B2. The WK, moving to guard e4 & e5, must choose between f4 or f5 so it will not be checked by B2. Doing so, the WK enters into a pin-line, pinning either WPc2 or WRg3, and thus only one of them can mate. It is a pity that the BS blocks the same square in both solutions, but at least it gets there by two different routes.
На своём пути к блокированию поля с4, чёрный конь забирает пешку и создаёт батарею, которая сыграет на втором ходу. Белый король, который должен подхватить поля e4 и e5, выбирает между ходами на f4 и f5, так что он не должен попасть под шах на втором ходу. Делая этот выбор, король делает связанной одну из своих фигур (с2 или g3), которая, таким образом, матовать не сможет. Жаль, что чёрный конь блокирует одно и то же поле в каждом решении, но по крайней мере он делает это по двум разным маршрутам.
B1 determines if WPb2 will move one or two squares, exchanging roles with the BSs in guarding c4 & c5. This is a nice play on W1 and the only problem in the tourney using guard of two squares around the BK. If not for the double mechanism (BRh1 & BSc1 are relevant only to the first solution while BBh7 & BSg6 only to the second) the problem would have been ranked higher.
Первый ход чёрных определяет, на одно или два поля пойдёт пешка b2, что меняет роль чёрного коня в контроле с4 или с5. Красивая игра на первом ходу белых и единственная в конкурсе задача, использующая подхват двух полей около чёрного короля. Если бы не двойной механизм (Rh1 и Sc1 используются только в первом решении, а Bh7 и Sg6 – только во втором), задача была бы оценена выше.
WK hideaway, while opening the line WBf1, into one of two squares unguarded by B1. Choosing the wrong square will either pin both intended mating pieces (1st solution) or expose the WK to check by B2 (2nd solution) - an imbalance leading to a lower place in the award. The black piece move to the same square and the white pieces mate on the same square (the Baltic theme), with model mates.
Хайдэвэй белого короля, открывающий линию слону f1, на одно из полей, с которых чёрные снимают контроль первым ходом. Выбор неверного поля приведёт либо к связке обеих матующих фигур (первое решение), либо к шаху белому королю на втором ходу (второе решение) – дисбаланс, обусловивший понижение отличия задачи.
Ходы чёрных и белых фигур на одни и те же поля (Балтийская тема) с правильными матами.
In each one of the set white half-pins is opened after capture of one of the piece by the BS on its way for self-blocks on c4 or e6. A single BS is doing all of black’s work and it exchanges roles with WSb7 in blocking/guarding c4 & e6. The opening of the half-pin prevents from one of the white pieces from mating.
В каждом решении каждая из двух белых полусвязок становится связкой после того, как чёрный конь забирает одну из белых фигур по пути к блокированию с4 или е6. Этот конь выполняет у чёрных всю работу и меняет функции белого коня b7 по подхвату с4 или е6. Превращение полусвязки в связку препятствует одному из двух матов.
6th Honorable mention - No 22, Misha Shapiro (Israel) Kn5r/P1p5/1k6/4N3/3n4/1p6/4B3/8
a) diagram: 1.Sdc6 axb8S 2.Sa5 Sd7# (Sbd7#?)
b) wBe5: 1.c5 axb8B 2.Sc6 Bc7# (Bbc7#?)
In each phase the promoted piece parallels the thematic piece, with both guarding the same square. However, the promoted piece is pinned and cannot mate.
В каждой фазе превращённая фигура контролирует то же поле, что и вторая тематическая белая фигура, но превращённая не может матовать из-за связки.
WK tempo play moving to a square unguarded by B1 and into a pin line. The composer used the double mechanism efficiently by using the pinning black pieces to make the required self-blocks. The use of BSd7 is a pity, see a suggested correction (No 18A).
Темпоигра белого короля на поле, с которого чёрные снимают контроль первым ходом, ведёт к связке одной из тематических фигур. Автор использовал двойной механизм, эффективно задействовав чёрных блокеров в качестве связывающих фигур. Использование коня d7 оставляет желать лучшего; мы предлагаем автору исправление (см. No 18A).
WK tempo play with dual avoidance: B1 open a black line preventing entry into one of the thematic squares and guards e3. Thus, the WK enters into one of two potential pin-lines with pin-prevention of one of the mating moves. We suggest an improved position (see No 6A).
Темпоигра белого короля с антидуалями: первым ходом чёрные открывают линию своей фигуре и препятствуют одному из ходов белого короля, а также подхватывают поле е3. Таким образом, белый король идёт на одну из двух потенциальных линий связки, тем самым препятствуя другому из матовых ходов. Мы предлагаем автору улучшенную версию (см. No 6A).
Combination with the Baltic theme: B1 self-blocks square d5, B2 has active black sacrifices on d4, and the mates are with different white pawns. The WSs also move to the same square to guard f5 & e4. Interestingly, in one solution white opens the line for the black sacrifice and in the other solution it is black that opens the line.
Сочетание темы конкурса и Балтийской темы: первым ходом чёрные блокируют поле d5, а вторым – активно жертвуют свою фигуру на d4 для обеспечения мата одной из пешек. Белые кони также играют на одно и то же поле, подхватывая f5 и e4. Интересно, что в одном решении линию для чёрной жертвы открывают белые, а в другом – чёрные.
Again, combination with the Baltic theme (B2 and the mates on the same square), but the blocks with the BSs on the same square are less interesting than blocks on different squares.
И вновь сочетание темы конкурса с Балтийской темой (вторые ходы сторон выполняются на одни и те же поля), но блокирования чёрными конями на одном поле менее интересны, чем на разных полях.
Here, too, two different BSs self-block on the same square. The mates are by the WR that remains not pinned on g4 (competing the Baltic theme). The obstructions, determining W1, are a nice addition.
Здесь вновь мы видим, как чёрные кони блокируют одно и то же поле. Маты той белой ладьёй, которая осталась несвязанной (Балтийская тема). Обструкция, определяющая первый ход белых, – красивое дополнение.