a diagram position – the twin а – has the only solution. Each of at least two twins (b, c and etc) also has the only solution and the twinning method is the following: moving of White or Black unit to another square, herewith this moving exactly corresponds to a legal move in the diagram position that was executed in the solution of the twin а.
In particular, twins corresponding to following moves that executed in the twin а are allowed:
- capture: one unit is moved to some square where another unit stands;
- castling: the King and the Rook moving to corresponding squares;
- promotion: a Pawn is removed and a new piece is added to promotion square (which can be free or occupied by opposite piece);
- en-passant capture (one Pawn is removed and another Pawn is moved to corresponding square) is allowed only if the solution of the twin а begins with this en-passant capture.
Zero-positions, non-thematic solutions and twinnings are not allowed.
Fairy pieces and conditions are not allowed.
диаграммная позиция задачи – близнец а – имеет одно решение. Каждый из не менее чем двух близнецов (b, c и т. д.), также имеющих по одному решению, образуется путем перестановки белой или черной фигуры на другое поле, причем данная перестановка точно соответствует легальному в диаграммной позиции ходу, который выполнила эта фигура в решении близнеца а.
В частности, допускаются близнецы, соответствующие следующим ходам, выполненным в близнеце а:
- взятие: одна фигура ставится на место другой;
- рокировка: король и ладья переставляются на соответствующие поля;
- превращение: пешка снимается с доски, а на поле превращения (свободное или занятое фигурой соперника) ставится фигура;
- взятие на проходе (одна пешка снимается с доски, другая – переставляется на соответствующее поле) допускается только в случае, если решение близнеца а начинается с этого взятия на проходе.
Зеро-позиции, нетематические решения и способы образования близнецов не разрешены.
Сказочные фигуры и условия не разрешены.
43 entries were received from 16 authors representing 10 countries | На конкурс поступило 43 композиций от 16 авторов из 10 стран
From TT Director Aleksey Oganesjan I have received 43 anonymous compositions:
- 31 – h#2;
- 5 – h#2.5;
- 7 – h#3.
Herewith there were 4 problems (No 21, 24, 42, 43 – all h#2) with five twins; two problems (No 1, No 22) – with four twins; rest problems – with three twins.
When I have composed 1st example from the TT announcement (3rd Prize, Feoktistov-70 JT), I wanted to set this theme in one of team championship that was proposed me to judge. But after that I gave it up myself because decided that not all teams can fulfill the theme. So I expected that for this TT about 10 problems will be sent. That is why real quantity (43) was surprise for me. But during analyzing of sent problems I understood what was the matter. It seemed natural to me to strive so that in twins b, c end etc a tempo-play would appear because this is, obviously, the most effective implementation of the theme (taking into account the fact that filling the content of the problem with some strategy is difficult). And I consider a “transferring” of mating move (at that tempo-play is impossible) as a bonus in the case if someone can realize a “transferring” of at least two moves. But eventually it turned out that the overwhelming majority of the participants took the easy path – a “transferring” of two moves, one of which is mating (without any additional attractive play).
As a result, only four problems have no “transferring” of mating move – No 2, No 11, No 15, No 31, – and that is why I decided to marl all of them. Also two twins with tempo-play as maximum were in 6 problems (No 11, No 15, No 21, No 24, No 31, No 42).
Given the total number of tasks, I decided not to mark following problems:
- No 9 (Ka8-Kd4), No 10 (Ka2-Ke4), No 14 (Kd6 Ke3), No 17 (Kc5-Kf3), No 18 (Kh3-Kc6), No 19 (Kc2 Kd7), No 20 (Kc1-Kc4), No 37 (Ka4-Ke6), No 41 (Kb7-Kc5) – there is no tempo-play in any twin;
- No 4 (Kh2-Kd6), No 5 (Ka4-Ke5), No 6 (Kd1 Kd5) – with the formation of at least one twin, bK turned out under a check;
- No 22 (Ke1-Kc4) – in the twin c), though it is formatted by castling, wR is excess because does not participate in mating position.
After preliminary selection of Prizes and HM, I refused (not without hesitation) No 21 (Kb1-Kc5) and No 42 (Kd1-Kf4) – these are h#2 with five twins, but its are almost full “clones” of Prize No 43 (and herewith in No 21 – four from five mating pictures are almost the same, in No 42 – three from five).
Further, I selected candidates for Commendations. Among h#2 I at once refused No 13 (Kb7 Kb4) with the only wR and repetition of 1.Rc3. Onwards, there were 8 (!) problems with white material B+S: No 7 (Kg7 Kd6), No 25 (Kh6 Kd5), No 29 (Kb6 Kd3), No 30 (Kg2 Kd2), No 32 (Kg3 Kd4), No 35 (Kg3 Kc5), No 36 (Kf8 Kd4), No 40 (Ke2 Ke4). I did not search for differences among them "under the microscope", especially since there were h#3 (No 23, No 27) and four h#2 with more strong White material B+S+S: No 11 (Kh1-Kc4), No 12 (Kb7 Kf4), No 26 (Kh4-Kd3), No 28 (Ke1-Kf6). Among these four problems I have selected:
- No 11 – because, I repeat, the twins were without a transferring of mating move;
- No 12 – at first, three model mates; at second, rest problems has standard (for this TT) twins with shifting of wK and mating move.
Among h#2.5-3 I refused:
- No 16 (Kb3 Kf3) – repetition of 2.Ke2;
- No 33 (Ka5 Ke4) – repetition of 2…Sc5;
- No 34 (Ke3 Kd6) – repetition of 1.Ke6, 2.Kf5, 3…Se7#;
- No 38 (Kf3 Kd4), No 39 (Ke4 Kc5) – model mates, but only one wS (compare to marked No 23 and No 27, where wB and wS).
Eventually 12 problems left.
От директора конкурса Алексея Оганесяна я получил 43 обезличенные композиции. Из них:
- 31 – h#2;
- 5 – h#2.5;
- 7 – h#3.
При этом с пятью близнецами – четыре задачи (No 21, 24, 42, 43 – все h#2), с четырьмя – две (No 1, No 22), остальные – с тремя близнецами.
Когда я составил первую задачу из анонса конкурса (3 приз, ЮК «А.Феоктистов-70»), то впоследствии хотел задать данную тему на один из командных чемпионатов, который мне предложили судить. Но затем сам отказался от этого, т. к. посчитал, что не все команды смогут ее выполнить. Предлагая тему на данный блицконкурс, я предполагал, что тема довольно трудная для исполнения и поэтому рассчитывал на порядка 10 задач. Так что реальное количество (43) оказалось для меня неожиданным. Но при анализе присланных задач я понял, в чем дело. Мне казалось естественным стремиться к тому, чтобы при переносе хода из первого близнеца на другой, в этом близнеце появлялась бы темповая игра, т. к. это, очевидно, наиболее эффектное выполнение темы (с учетом того, что наполнить при этом содержание задачи какой-либо стратегией затруднительно). А перенос матующего хода (при котором темповая игра невозможна) – как бонус, если у кого-то получилось бы сделать перенос двух или более ходов. Но в итоге оказалось, что подавляющее большинство участников пошло по легкому пути – перенос двух ходов, один из которых матующий (без какой-либо дополнительной привлекательной игры).
В результате только у четырех задач не было переноса матующего хода – No 2, No 11, No 15, No 31, – и поэтому я решил их все отметить. Во всех остальных он присутствовал. В итоге максимум два близнеца с темпоигрой было только у шести задач (No 11, No 15, No 21, No 24, No 31, No 42).
Учитывая общее количество задач, я решил не отмечать задачи:
- No 9 (Ka8-Kd4), No 10 (Ka2-Ke4), No 14 (Kd6 Ke3), No 17 (Kc5-Kf3), No 18 (Kh3-Kc6), No 19 (Kc2 Kd7), No 20 (Kc1-Kc4), No 37 (Ka4-Ke6), No 41 (Kb7-Kc5) – ни в одном из близнецов не было темпоигры;
- No 4 (Kh2-Kd6), No 5 (Ka4-Ke5), No 6 (Kd1 Kd5) – при образовании одного из близнецов объявлялся шах черному королю в начальной позиции этого близнеца;
- No 22 (Ke1-Kc4) – в близнеце с), хоть он образовывался рокировкой, белая ладья не принимала никакого участия в построении матовой позиции, т. е. была лишней.
После предварительного отбора задач на призы и почетные отзывы я отказался (не без колебаний) от No 21 (Kb1-Kc5) и No 42 (Kd1-Kf4) – это h#2 с пятью близнецами, но они практически являлись клонами отмеченной призом No 43 (при этом в No 21 – практически одинаковые четыре из пяти матовых картин, а в No 42 – три из пяти).
Далее надо было выбрать кандидатов на похвальные отзывы. Среди h#2 сразу отсеялась No 13 (Kb7 Kb4) с одной белой ладьей и повтором 1.Rc3. Далее были восемь (!) задач с белым фигурным материалом B+S: No 7 (Kg7 Kd6), No 25 (Kh6 Kd5), No 29 (Kb6 Kd3), No 30 (Kg2 Kd2), No 32 (Kg3 Kd4), No 35 (Kg3 Kc5), No 36 (Kf8 Kd4), No 40 (Ke2 Ke4). Искать среди них «под микроскопом» различия я не стал, тем более, что были h#3 (No 23, No 27) и на очереди четыре h#2 с более сильным белым материалом B+S+S: No 11 (Kh1-Kc4), No 12 (Kb7-Kf4), No 26 (Kh4-Kd3), No 28 (Ke1-Kf6). Из этих четырех я выбрал:
- No 11 – т. к., повторюсь, близнецы были без переноса матующего хода;
- No 12 – во-первых, с тремя правильными матами, во-вторых, у остальных задач были стандартные для этого конкурса близнецы с перестановкой белого короля и матующего хода.
Среди h#2.5-3 отсеялись:
- No 16 (Kb3 Kf3) – повтор 2.Ke2;
- No 33 (Ka5 Ke4) – повтор 2…Sc5;
- No 34 (Ke3 Kd6) – повторы 1.Ke6, 2.Kf5, 3…Se7#;
- No 38 (Kf3 Kd4), No 39 (Ke4 Kc5) – правильные маты, но только один белый конь (сравните с отмеченными No 23 и No 27, где у белых конь и слон).
В итоге остались 12 задач, которым я присудил следующие отличия.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
Prize - No 15 M. Witztum, E. Navon, P. Einat TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
8/4B1p1/3Pk1Pp/3qbnpP/3p2K1/3P1PpB/6P1/8
h#2
b) Sf5->h4 c) Pf3->f4
(9+9)
Prize - No 43 Pietro Pitton TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
6B1/8/1p1p4/1p6/1k6/2rP4/3KP3/4B3
h#2
b) Rc3->c6 c) Kd2->e3; d) Kb4->c5 e) Pd3->d4
(5+5)
Special Prize - No 23 Michael Lütt TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
The twin b) is standard extended problem, in this case – with change-play for a mate of King battery. But in next twin a content is increasing.
At first, there is a tempo-play because White has no a waiting first move: Black moves can be swapped (as in No 11) but in the sense of tempo-play it is though not desirable but acceptable, in my opinion (in the end, you don't have to indicate it, but write about its presence in the comments).
At second, in addition there is a set play (which is not in other problems of TT) with initial mate. But actual play is changing again. In the sense of a “depth” of the concept – it is surely best problem.
Близнец b) – это стандартная продолженная задача, в данном случае с переменой игры для мата королевской батареи. Но в следующем близнеце содержание идет по нарастающей.
Во первых, имеется темпоигра, т. к. у белых нет выжидательного первого хода: ходы черных можно переставить (как и в No 11), но в части темпоигры – это хоть не желательно, но, на мой взгляд, допустимо (в конце концов, ее можно не указывать, а написать о ее наличии в комментариях).
Во-вторых, в дополнение имеется иллюзорная игра (чего нет в других задачах конкурса) с построением знакомого первоначального мата. Но действительную игру нужно вновь менять. В части «глубины» замысла – конечно, это лучшая задача.
Prize - No 43, Pietro Pitton (Italy) 6B1/8/1p1p4/1p6/1k6/2rP4/3KP3/4B3
a) diagram: 1.Rc3-c6 Kd2-e3 2.Kb4-c5 d3-d4#
b) Rc3->c6: 1.Kc5 Bc4 2.b4 Bf2#
c) Kd2->e3: 1.Kc5 Kf4 2.Kd4 Bf2#
d) Kb4->c5: 1.Kd4 Bg3 2.Rc5 e3#
e) Pd3->d4: 1.Ra3 Bb3 2.d5 Kc2#
In contrast to the previous one, this problem is for "power". I expected h#2 with twins that repeats all moves of a). And this problems are obvious the best among four sent with five twins. Yes, there are repeated moves but all five mating pictures are different! In usual tourney the problem apparently can pretend for Special Prize as maximum but in thematic tourney (and with such set of problems) the record problem can get a standard (not Special) distinction, in my opinion.
В противовес предыдущей данная задача – на «мощность». Я ожидал увидеть h#2 с близнецами, повторяющими все ходы начального близнеца. И эта задача, очевидно лучшая из четырех присланных с пятью близнецами. Да, есть повторы ходов, но все пять матовых картинок – разные! В обычном конкурсе эта задача, наверное, могла бы претендовать не более чем на специальный приз, но в тематическом (и при таком наборе задач) – рекордной задаче, на мой взгляд, приемлемо присудить стандартное (не специальное) отличие.
Special Prize - No 23, Michael Lütt (Germany) 8/8/3N4/3r4/3k1K2/1b6/2B5/8
a) diagram: 1.Rc5 Sb5+ 2.Kd5 Kf5 3.Bb3-c4 Bc2-e4#
b) Bb3->c4: 1.Be2 Kg3 2.Ke3 Bb1 3.Rd2 Sf5#
c) Bc2->e4: 1.Bc2 Bg2 2.Kd3 Se4 3.Rd4 Bf1#
Of course, h#3-miniatures with three solutions and ideal mates are exist. But here at the expense of the twin b) there is a tempo-play. If the next twin had a tempo-play too, it would already be a standard (not Special) Prize.
Конечно, имеются трехходовые миниатюры с построением подобных идеальных матов и в форме трех решений. Но здесь за счет близнеца b) имеется темпоигра. Если бы и следующий близнец был с темпоигрой, то это уже был бы стандартный (не специальный) приз.
Honorable mention - No 31 Aleksandr Tyunin TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
4r3/8/8/3p4/KNnp4/n2p4/3kPrp1/1b4b1
h#3
b) Sb4->c2 c) Sa3->c2
(3+11)
Special Hon. mention - No 2 János Csák & Gábor Tar TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
4RBK1/4p3/5k2/8/4B3/8/8/8
h#2
b) Pe7->e5 c) Kf6->e6
(4+2)
Special Hon. mention - No 3 Balasubramanian S. K. TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
6B1/5R2/6p1/2k5/1b1p4/6K1/8/8
h#2
b) Kg3->f4 c) Rf7->f6
(3+4)
Honorable mention - No 31, Aleksandr Tyunin (Russia) 4r3/8/8/3p4/KNnp4/n2p4/3kPrp1/1b4b1
a) diagram: 1.Kc3 Sb4-c2 2.d2 Se3 3.Sa3-c2 Sd1#
b) Sb4->c2: 1.Kxe2 Sxd4 2.Kf1 Sf5 3.Re1 Sg3#
c) Sa3->c2: 1.Rb8 Sxd5 2.Rb2 Sf6 3.Kc3 Se4#
The twin b) has a tempo-play with swapping of moves as the twin c). But in last twin after wS captures shifted bS, Black in tempo-play has no a piece that can block this square – in opinion, this fact slightly reduces an impression from the tempo-play. But on another side, twins with shifting on the same square give an additional effect. Pity that third mate is not model.
Близнец b) имеет темпоигру без перестановки ходов, как и близнец с). Но в последнем близнеце, после того, как белый конь съел переставленного черного коня, у черных в темпоигре просто нет фигуры, которая могла бы заблокировать это поле, что, на мой взгляд, все-таки смазывает ее восприятие. Хотя, с другой стороны, близнецы с перестановкой фигур на одно поле дают дополнительный эффект. Жаль, что третий мат не правильный.
Special Honorable mention - No 2, János Csák & Gábor Tar (Hungary) 4RBK1/4p3/5k2/8/4B3/8/8/8
a) diagram: 1.e7-e5 Rd8 2.Kf6-e6 Rd6#
b) Pe7->e5: 1.Kg5 Rxe5+ 2.Kf6 Bg7#
c) Kf6->e6: 1.Kd7 Rc8 2.e5 Bf5#
Miniature with strong White material. Twins without transferring of mating move. But in c) bK after shifting interferes bP and doesn’t allow to spend a tempo-play.
Миниатюра с солидным белым материалом. Близнецы без перестановки матующего хода. Но в близнеце с) король перестановкой перекрывает черную пешку, не давая провести темпоигру.
Commendation - No 24 Pietro Pitton TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
8/8/4ppq1/3N1k2/2p2p1b/2K2p2/3P1P2/8
h#2
b) Qg6->g4 c) Kc3->d4; d) Bh4->h5 e) Sd5->e7
(4+8)
Commendation - No 1 János Csák & Gábor Tar TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
4K3/8/P2NNk1P/8/8/8/3PP3/8
h#2.5
b) Kf6->e5 c) Pd2->d4; d) Pe2->e4
(7+1)
Commendation - No 27 Aleksandr Tyunin TT-256, SuperProblem, 26-07-2021
3q2r1/1B2N3/2p3n1/8/4k3/2K2p1p/7p/5br1
h#3
b) Bb7->c8 c) Se7->f5
(3+10)
Commendation - No 24, Pietro Pitton (Italy) 8/8/4ppq1/3N1k2/2p2p1b/2K2p2/3P1P2/8
a) diagram: 1.Qg6-g4 Kc3-d4 2.Bh4-g5 Sd5-e7#
b) Qg6->g4: 1.Bg5 Kd4 2.c3 Se7#
c) Kc3->d4: 1.Qg6-g4 d3 2.Bg5 Se7#
d) Bh4->g5: 1.Qh5 Kd4 2.Qh5-g4 Se7#
e) Sd5->e7: 1.Ke4 Kxc4 2.e5 d3#
Once more, task with five twins. But in this case the author “cheated” a little because twins a-d somehow exploit the same mating picture. Nevertheless a matrix is different compare to No 43, that allows to mark this problem.
Еще один таск с пятью близнецами. Но автор в данном случае немного «схитрил», т. к. первые четыре близнеца так или иначе эксплуатируют одну и ту же матовую картинку. Тем не менее матрица по сравнению с No 43 другая, что позволяет данной задаче быть отмеченной.
Commendation - No 1, János Csák & Gábor Tar (Hungary) 4K3/8/P2NNk1P/8/8/8/3PP3/8
a) diagram: 1...Kd7 2.Kf6-e5 d2-d4+ 3.Kd5 e2-e4#
b) Kf6->e5: 1...Ke7 2.Kd5 e4+ 3.Ke5 d4#
c) Pd2->d4: 1...h7 2.Kg6 h8R 3.Kf6 Rh6#
d) Pe2->e4: 1...a7 2.Ke5 a8Q 3.Kxd6 Qd5#
The problem with four twins, herewith h#2.5, not h#2. Pawns a6 and h6 plays a main role in one of twins but are not excess in another twins – it makes the whole concept kind of artificial.
Задача с четырьмя близнецами, при этом это h#2.5, а не h#2. Пешки a6 и h6 играют главную роль в одном из близнецов, а в других они не нужны, что делает весь замысел отчасти искусственным.
close X In the form below, you are able to submit comment to any original of this section. If your message is about a mistake/anticipation/version of a problem, please, use an appropriate category (click the button "Category" and select a relevant one)
Enter your comment and click the black button "Add comment" - you will be prompted to log in via one of several popular social networks; to do this click on the appropriate icon. If you want to remain anonymous, enter a nickname, email address and click "Send" - your message will immediately appear in the widget (new comments appear at the bottom). To reply to someone comment click the "Reply" link below the corresponding comment.
If you want to attach an image (e.g. chess diagram) to your comment click on the icon (in the lower right corner of the input field) and select a needed graphic file on your computer.
You can subscribe to comments of this widget by clicking the icon and enter your e-mail. Visitors who use rss-aggregators can subscribe to rss-feed for this widget by clicking on the icon
закрыть X В форме ниже вы можете оставить комментарий к любой задаче данного раздела. Если ваше сообщение касается замечания об ошибке, сообщения о предшественнике или предложения версии задачи, пожалуйста, используйте соответствующую категорию (кнопка "Категории" ниже поля ввода комментария справа).
После ввода текста сообщения нажмите черную кнопку "Комментировать". Вам будет предложено авторизоваться через одну из нескольких популярных социальных сетей; для этого щелкните по иконке соответствующей соцсети. Если вы хотите остаться анонимом, введите произвольный никнейм, адрес электронной почты и нажмите "Отправить" - ваше сообщение сразу появится в виджете комментариев (новые комментарии выводятся внизу). Для ответа на чей-либо комментарий щелкните ссылку "Ответить" ниже соответствующего комментария.
Чтобы прикрепить к тексту комментария картинку (например, диаграмму), нажмите на иконку (в нижнем правом углу поля ввода) и выберите нужный графический файл на вашем компьютере.
Чтобы подписаться на комментарии щелкните иконку и введите адрес вашей электронной почты. Посетители, использующие rss-агрегаторы, могут подписаться на rss-фид данного виджета, щелкнув по иконке