in the initial position of an orthodox helpmate in 2 moves, only the first Black's move (B1) is possible (legal); the remaining 3 half-moves are impossible (illegal). B1 enables (makes possible) exactly the first White's move (W1). W1 enables exactly the second Black's move (B2). B2 enables a mating move (W2). Four units must move in each line of play (phase). At least two thematic phases in multi-solution form or twins are required but without set play or zero-position. Additional (non-thematic) phases are not allowed. Duplexes, fairy pieces and conditions are not allowed.
в начальной позиции задачи на коопмат в 2 хода возможен (легален) только первый ход черных (B1); остальные 3 полухода невозможны. B1 делает возможным строго первый ход белых (W1). W1 делает возможным строго второй ход черных (B2). B2 делает возможным матующий ход (W2). В каждой линии игры (фазе) должны играть 4 фигуры. Требуются как минимум две тематические линии игры в форме Неймана или близнецов, но без иллюзорной игры и без зеро-позиции. Дополнительные (нетематические) фазы недопустимы. Дуплексы, а также сказочные фигуры/условия не разрешены.
70 entries were received from 26 authors representing 17 countries | На конкурс поступило 70 композиций от 26 авторов из 17 стран
From the tourney director Aleksey Oganesjan I have received 70 helpmates without author’s names (one problem was presented in two versions). The overall level of participating works is low, in my opinion. There were quite a lot of simple and example-like problems, as well as those with idle/superfluous white officer(s) at least in one phase. Such entries didn't passed my first selection.
At least one move in the following problems is non-thematic: No 1 (Kh7-Ka4), No 2 (Kb6-Kc3), No 3 (Kh8-Kc3), No 4 (Kh1-Kc6), No 5 (Kh1-Ke5), No 6 (Kc1-Kg3), No 7 (Kh1-Ke5), No 24 (Kg2-Kc2), No 25 (Ke1-Kd3), No 26 (Kg7-Ke5), No 28A (Ka8-Kf5), No 28B (Ka8-Kf5), No 40 (Kb8-Kd8), No 44 (Ka1-Kh1), No 45 (Kh8-Kg2), No 54 (Kh2-Kg4), No 56 (Kh3-Kd4), No 58 (Ke1-Kf3). Authors of the works listed above who want to get clarification can feel free to contact me directly via email or through the tourney director.
In addition to the above mentioned, there were several problems in which the tourney theme was performed artificially – when some unit can be removed or moved in the initial position without affecting the solution but with the loss of some important thematic condition:
- No 51 (Ka4-Kd3) – [-BRh5 +BSf2];
- No 52 (Ke8-Kd5) – [-BRe1];
- No 67 (Kc6-Kd4) – [WB can be placed on g2/h1].
I did not consider these works as candidates for distinctions.
Entries with the presence of promoted pieces in the initial position – No 65 (Kd3-Ke5) and No 70 (Kh3-Ke4) – as well as with movement of a thematic unit/mating unit/black king in twin(s): No 8 (Ka1-Kd5), No 9 (Ka8-Kc4), No 10 (Kh1-Kc1), No 11(Ke2-Kf4), No 17 (Ke7-Ke4), No 18 (Kc2-Kd6), No 20 (Kd6-Kf3), No 27 (Kh1-Kb5), No 30 (Ke1-Kd4), No 39 (Kf1-Kd5), No 44 (Ka1-Kh1), No 62 (Kh3-Ka6), No 64 (Ke2-Kc3) were not included in the award since these techniques are making the challenge easy to reach and are anti-artistic in most cases.
Some additional comments:
No 12 (Ka7-Kf5) – close to the given example; compare to pdb/P0540318;
No 15 (Kc8-Ke7) – strongly anticipated: pdb/P1006876;
No 22 (Kd6-Kh3) – close to pdb/P1330366;
No 34 (Ke5-Kc4) – no better than pdb/P0537812 + black pawn a6 is superfluous;
No 35 (Kc6-Kd4) – no better than pdb/P1006876;
No 46 (Ke5-Kg3) – trivial symmetry in the play + predecessor: pdb/P0526331;
No 59 (Kb3-Ke1) – capture of thematic pawn detracts so much. Compare to pdb/P1370172;
No 66 (Kc5-Kd3) – the move e5-e6 has a triple motivation;
No 69 (Kb1-Kf3) – strongly anticipated: pdb/P0535360.
I belief some problems that were not awarded due to the judge’s high demands – such as No 18 (Kc2-Kd6), No 20 (Kd6-Kf3), No 26 (Kg7-Ke5), No 39 (Kf1-Kd5), No 55 (Kg7-Ke4), No 62 (Kh3-Ka6), No 67 (Kc6-Kd4) – can get high distinctions in some other competitions.
When evaluating remaining works, I paid attention to the mobility of white pieces in the initial position (the higher the better) – in addition to the generally accepted criteria (originality, complexity, unity).
От директора конкурса Алексея Оганесяна я получил 70 обезличенных задач (одна задача представлена в двух версиях). Общий уровень работ, на мой взгляд, низкий. Было довольно много простеньких и похожих на пример коопматов, а также коопматов с не участвующей хотя бы в одной матовой картине белой фигурой. Такие работы отсеялись сразу.
Как минимум один ход в следующих задачах оказался нетематичен: No 1 (Kh7-Ka4), No 2 (Kb6-Kc3), No 3 (Kh8-Kc3), No 4 (Kh1-Kc6), No 5 (Kh1-Ke5), No 6 (Kc1-Kg3), No 7 (Kh1-Ke5), No 24 (Kg2-Kc2), No 25 (Ke1-Kd3), No 26 (Kg7-Ke5), No 28A (Ka8-Kf5), No 28B (Ka8-Kf5), No 40 (Kb8-Kd8), No 44 (Ka1-Kh1), No 45 (Kh8-Kg2), No 54 (Kh2-Kg4), No 56 (Kh3-Kd4), No 58 (Ke1-Kf3). Авторы этих задач, желающие получить разъяснения, могут связаться со мной по электронной почте или через директора конкурса.
Кроме перечисленных выше, были несколько работ, в которых тема выполнена искусственно – когда какую-нибудь фигуру можно снять или передвинуть в начальной позиции без ущерба для решения, но с потерей важного тематического условия:
- No 51 (Ka4-Kd3) – [-BRh5 +BSf2];
- No 52 (Ke8-Kd5) – [-BRe1];
- No 67 (Kc6-Kd4) – [WB может стоять на g2/h1].
Эти работы я не рассматривал в качестве претендентов на отличия.
В присуждение также не попали задачи с наличием в исходной позиции превращенных фигур – No 65 (Kd3-Ke5) и No 70 (Kh3-Ke4) – и с перестановкой в близнеце тематической фигуры, либо матующей фигуры, либо черного короля: No 8 (Ka1-Kd5), No 9 (Ka8-Kc4), No 10 (Kh1-Kc1), No 11(Ke2-Kf4), No 17 (Ke7-Ke4), No 18 (Kc2-Kd6), No 20 (Kd6-Kf3), No 27 (Kh1-Kb5), No 30 (Ke1-Kd4), No 39 (Kf1-Kd5), No 44 (Ka1-Kh1), No 62 (Kh3-Ka6), No 64 (Ke2-Kc3). В большинстве случаев, такие приемы упрощают составителю реализацию сложных тем и являются антихудожественными.
Дополнительные замечания:
No 12 (Ka7-Kf5) – близко к примеру; сравните с pdb/P0540318;
No 15 (Kc8-Ke7) – сильный предшественник: pdb/P1006876;
No 22 (Kd6-Kh3) – близко к pdb/P1330366;
No 34 (Ke5-Kc4) – не лучше, чем pdb/P0537812. И черная пешка a6 лишняя;
No 35 (Kc6-Kd4) – не лучше, чем pdb/P1006876;
No 46 (Ke5-Kg3) – выраженная симметрия в игре + предшественник pdb/P0526331;
No 59 (Kb3-Ke1) – огорчила судью взятием тематической пешки. Сравните с pdb/P1370172;
No 66 (Kc5-Kd3) – ход e5-e6 имеет тройную мотивацию;
No 69 (Kb1-Kf3) – сильный предшественник: pdb/P0535360.
Полагаю, некоторые задачи, не попавшие в присуждение по причине высокой требовательности судьи – такие как No 18 (Kc2-Kd6), No 20 (Kd6-Kf3), No 26 (Kg7-Ke5), No 39 (Kf1-Kd5), No 55 (Kg7-Ke4), No 62 (Kh3-Ka6), No 67 (Kc6-Kd4) – вполне могут претендовать на отличия в других конкурсах.
В оценке работ помимо общепринятых критериев (оригинальность, сложность, гармоничность) я обращал внимание на мобильность белых фигур в начальной позиции (чем выше – тем лучше).
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
1st Honorable mention - No 57 Fadil Abdurahmanovic & Marko Klasinc TT-236, SuperProblem, 09-04-2020
7Q/4pPRp/1pp1K1b1/3n1R1p/8/1n2Bp2/pk6/1N6
h#2
2.1..
(7+11)
2nd Honorable mention - No 13 M. Witztum & R. Vieira TT-236, SuperProblem, 09-04-2020
8/4N1p1/3rppP1/1p2k1n1/1K4P1/1PrP1p2/2qN3P/6Bb
h#2
2.1..
(9+11)
3rd Honorable mention - No 68 M. Witztum & R. Vieira TT-236, SuperProblem, 09-04-2020
K7/8/8/2p2Pq1/5b2/1n1bNkN1/3p1P1R/3r1R2
h#2
b) Bf4->d6
(8+9)
1st Honorable mention - No 57, Fadil Abdurahmanovic (Bosnia & Herzegovina) & Marko Klasinc (Slovenia) 7Q/4pPRp/1pp1K1b1/3n1R1p/8/1n2Bp2/pk6/1N6
1.Sb4 Ra5 2.Bxb1 Rg2#
1.Sxe3 Rb5 2.Bc2 Rg1#
Triple sequential gate-opening effect performed by the same thematic pieces in two solutions. A combination of hideaway and self-blocks as arrival effects in the Black's play. Arrival effects in the play of white rooks, however, are not balanced in solutions.
Тройной последовательный эффект открытия линий в каждом решении в исполнении одних и тех же тематических фигур. В игре черных сочетание hideaway и блокирования в качестве входящих эффектов. Входящие эффекты в игре белых ладей, однако, не вполне сбалансированы в решениях.
An interesting mechanism with consecutive sacrifices of black pieces, but with not quite equal arrival effects of the introductory move. In White's play we see gate-opening for black queen, which in turn captures white pawns that block the mate squares. I like reciprocally changed roles of two pairs of white units.
Интересный механизм с последовательными жертвами черных фигур, но с не вполне равноценными входящими эффектами вступительного хода. В игре белых проходит открытие линий для черного ферзя, который в свою очередь производит взятия белых пешек, блокирующих матовые поля. Следует отметить перемену ролей двух пар белых фигур.
3rd Honorable mention - No 68, Menachem Witztum (Israel) & Ricardo de Mattos Vieira (Brazil) K7/8/8/2p2Pq1/5b2/1n1bNkN1/3p1P1R/3r1R2
a) diagram: 1.Bxf5 (Qxf5?) Sexf5 2.Kxg4 f3#
b) Bf4->d6: 1.Qxf5 (Bxf5?) Sgxf5 2.Ke2 f4#
Equally motivated choice of a unblocking sacrifice on f5 with the subsequent play on this square of different white knights giving g4/e2 flight to black king and simultaneously guarding g3/e3 square. After the departure of the black king from f3 square, a tactically inhomogeneous checkmate by white pawn double-step follows.
Равноценно мотивированный выбор деблокирующей жертвы на f5 c последующей игрой на это поле разных белых коней, предоставляющих черному королю свободное поле g4/e2 с одновременным подхватом поля g3/e3. После ухода черного монарха с поля f3 следует тактически разнородный матующий ход пешкой в форме одиночной Аванты.
Commendation - No 23 Petr Zabirokhin TT-236, SuperProblem, 09-04-2020
8/3B2p1/2b1q3/1p4K1/2r1P3/2p5/5B2/5k1N
h#2
b) Rc4->h2
(5+7)
4th Honorable mention - No 53, Fadil Abdurahmanovic (Bosnia & Herzegovina) & Marko Klasinc (Slovenia) r2QK1n1/n3pB2/5k2/5Pp1/1r3R2/4q2b/8/8
1.Ke5 f6 2.Bc8 Qc7#
1.Sc8 Qd4+ 2.e5 fxe6 e.p.#
The only problem showing en passant capture as thematic feature. In contrast to the higher compositions, here we see a "topological" harmony in the reciprocal play of different black units on the squares e5 and c8 in two phases.
Единственная задача с реализацией взятия на проходе в качестве тематического эффекта. В Commendation от вышестоящих композиций здесь мы видим «топологическую» гармонию в чередовании полей e5 и c8, на которые в двух фазах играют разные черные фигуры.
Special Honorable mention - No 50, Andrey Frolkin & Mark Basisty (Ukraine) 8/2p5/1Ppb4/2p3p1/p1P1P1P1/p1k1P2b/Q1P1PP1r/2R1K2R
a) diagram: 1.Rxf2 Kxf2 2.Kd2 c3#
Why 1.Bxg4 0-0?? 2.Kd2 c3# is impossible?
White captured all 6 absent Black pieces: axb, bxc, d2xe3, g2xf3xe4, hxg. Black captured all 4 absent White pieces: axb, d7xc6, e7xd6xc5.
So wPh7 must promote on h1 – that’s why wRh1 moved and 0-0 is illegal! (Authors.)
b) Rh1->e6: 1.Bf4 exf4 2.Kd4 c3#
The content of this helpmate has a single line of thematic try play that fails due to the illegality of white castling which proves by retroanalysis. This feature, however, requires four units on the board which are useless for the actual play. Non-alternative the same mating move (in contrast to No 68) leads to different finals (Moiseenko theme).
a) diagram: 1.Rxf2 Kxf2 2.Kd2 c3#
Не проходит тематическое 1.Bxg4 0-0 2.Kd2 c3#
Белые пешки взяли все 6 недостающих фигур черных: axb, bxc, d2xe3, g2xf3xe4, hxg. Черные пешки взяли все 4 недостающие фигуры белых: axb, d7xc6, e7xd6xc5.
Чтобы быть учтенной в балансе, черная пешка h превращалась на h1, – значит, ладья белых двигалась и рокировка нелегальна! (авторы.)
b) Rh1->e6: 1.Bf4 exf4 2.Kd4 c3#
В задаче на коопмат в 2 хода с элементами ретроанализа представлен тематический ложный след, не проходящий по причине нелегальности белой рокировки. Этот финт, однако, потребовал введение на доску четырех единиц, ненужных для действительной игры. Безальтернативный матующий ход (в Commendation от No 68) пешкой едва ли является достоинством, правда, он приводит к разным матам (тема Моисеенко).
Special Commendation - No 48, Mark Basisty & Andrey Frolkin (Country) 8/1q2pB2/3pPp2/r1npkbp1/5pn1/2PRpPP1/2K5/b7
a) diagram: 1.Qd7 exd7 2.Bxd7 Rxd5#
b) Pg5->c6: 1.Se4 Rxe3 2.fxe3 f4#
c) Bf7->d1: 1.fxg3 f4+ 2.Ke4 Rd4#
Special distinction for technical achievement. From the several three-phase problems submitted for the tourney, this is the only one without serious flaws, but the play of both sides in phases is far from harmony...
За техническое достижение. Из нескольких присланных на конкурс трехфазных задач, это единственная без серьезных изъянов, но игра сторон в фазах далека от гармонии...
close X In the form below, you are able to submit comment to any original of this section. If your message is about a mistake/anticipation/version of a problem, please, use an appropriate category (click the button "Category" and select a relevant one)
Enter your comment and click the black button "Add comment" - you will be prompted to log in via one of several popular social networks; to do this click on the appropriate icon. If you want to remain anonymous, enter a nickname, email address and click "Send" - your message will immediately appear in the widget (new comments appear at the bottom). To reply to someone comment click the "Reply" link below the corresponding comment.
If you want to attach an image (e.g. chess diagram) to your comment click on the icon (in the lower right corner of the input field) and select a needed graphic file on your computer.
You can subscribe to comments of this widget by clicking the icon and enter your e-mail. Visitors who use rss-aggregators can subscribe to rss-feed for this widget by clicking on the icon
закрыть X В форме ниже вы можете оставить комментарий к любой задаче данного раздела. Если ваше сообщение касается замечания об ошибке, сообщения о предшественнике или предложения версии задачи, пожалуйста, используйте соответствующую категорию (кнопка "Категории" ниже поля ввода комментария справа).
После ввода текста сообщения нажмите черную кнопку "Комментировать". Вам будет предложено авторизоваться через одну из нескольких популярных социальных сетей; для этого щелкните по иконке соответствующей соцсети. Если вы хотите остаться анонимом, введите произвольный никнейм, адрес электронной почты и нажмите "Отправить" - ваше сообщение сразу появится в виджете комментариев (новые комментарии выводятся внизу). Для ответа на чей-либо комментарий щелкните ссылку "Ответить" ниже соответствующего комментария.
Чтобы прикрепить к тексту комментария картинку (например, диаграмму), нажмите на иконку (в нижнем правом углу поля ввода) и выберите нужный графический файл на вашем компьютере.
Чтобы подписаться на комментарии щелкните иконку и введите адрес вашей электронной почты. Посетители, использующие rss-агрегаторы, могут подписаться на rss-фид данного виджета, щелкнув по иконке