In the initial position or after the key move of #2, there is at least one orthodox half-neutral piece in neutral phase.
The thematic half-neutral piece should play at least 4 times, in the following way:
1) it should be played by White to give at least two mates on different squares.
and
2) it should be played by Black to at least two different squares, leading to different mates by White.
The thematic variations can be split between phases (set play, tries, actual play, twins) but zero-positions are not allowed.
It is also allowed to use the thematic piece as front piece of a battery.
No other fairy pieces and conditions are allowed, except orthodox half-neutral pieces.
в начальной позиции или после вступительного хода двухходовки есть одна или несколько ортодоксальных полунейтральных фигур в нейтральной фазе.
Тематическая полунейтральная фигура должна сыграть как минимум 4 раза:
1) сыграть за белых, ставя маты как минимум с двух различных полей
и
2) сыграть за черных на как минимум два различных поля, что ведет к различным матам.
Это тематическое содержание может быть реализовано суммарно в нескольких задачных фазах (иллюзорная игра, ложные следы, действительное решение, близнецы), но зеро-позиции не разрешены.
Разрешено использовать тематическую фигуру как переднюю фигуру батареи.
Другие сказочные фигуры (кроме ортодоксальных полунейтральных) и сказочные условия не разрешены.
36 entries were received from 9 authors representing 7 countries | На конкурс поступило 36 композиций от 9 авторов из 7 стран
The level of the tournament was very high, with many surprising ways of showing the theme. As judges, we have paid attention to many aspects, which will be revealed in the comments.
Unfortunately, we had to exclude 12 problems which turned out as not thematic:
- No half-neutral piece in neutral phase in the initial position or after the key: No 1 (Kf6-Ke8), No 2 (Kd3 Ke1), No 3 (Kc6-Ke4);
- The half-neutral pieces in neutral phase are not played by Black to at least two different squares, leading to different mates by White: No 25 (Kh8-Ke4), No 27 (Kc2-Kd4, 8+9+2), No 28 (Kc2-Kd4, 9+7+3), No 29 (Ke3-Kd5), No 30 (Kf1-Ke3), No 31 (Kf4-Kd4), No 32 (Kg7-Ke5), No 36 (Ka6-Ke4);
- There are two half-neutral pieces each performing half theme: No 34 (Kg3-Ke4) (e8 for the White phase, g6 for the Black phase).
In the remaining 20 compositions to be judged, the following thematic pieces have been used:
- Queen: 5 occurrences in 4 compositions
- Rook: 9 occurrences in 6 compositions
- Bishop: 2 occurrences in 2 compositions
- Knight: 15 occurrences in 14 compositions
- Pawn: 3 occurrences in 3 compositions
As shown in the examples, the half neutral Knight dominates the scene, but all type of figures are represented – clearly a sign of composers’ creativity!
The first 4 prizes have something in common: the key is played by a half-neutral piece in the white phase, entering in the neutral phase. This paradoxical element highly enhances the value of the composition, particularly when the play is introduced after the thematic key! Moreover, in each of these problems, the proposed theme is at least doubled. These qualities make the prize awarded problem feature in the group of higher ambitions.
We would like to thank Aleksey for inviting us to judge together this tournament, which provided us an enjoyable learning experience. The whole process included surprisingly many unexpected facets and different points of view, that we exchanged.
Уровень конкурса был очень высок, со множеством неожиданных способов реализации темы. Как судьи, мы уделили внимание многим аспектам, которые отражены в этом отчете.
К сожалению, мы вынуждены были исключить 12 задач из-за нетематичности:
- нет полунейтральных фигур в нейтральной фазе ни в начальной позиции, ни после вступительного хода: No 1 (Kf6-Ke8), No 2 (Kd3 Ke1), No 3 (Kc6-Ke4);
- полунейтральные фигуры в нейтральной фазе не играют за черных на два различных поля и/или это не ведет к различным матам: No 25 (Kh8-Ke4), No 27 (Kc2-Kd4, 8+9+2), No 28 (Kc2-Kd4, 9+7+3), No 29 (Ke3-Kd5), No 30 (Kf1-Ke3), No 31 (Kf4-Kd4), No 32 (Kg7-Ke5), No 36 (Ka6-Ke4);
- есть две полунейтральные фигуры, каждая из которых исполняет «половину темы»: No 34 (Kg3 Ke4) (e8 – в белой фазе, g6 – в черной фазе).
В оставшихся 20 задачах следующие тематические фигуры были использованы:
- ферзь: 5 использований в 4 задачах
- ладья: 9 использований в 6 задачах
- слон: 2 использований в 2 задачах
- конь: 15 использований в 14 задачах
- пешка: 3 использований в 3 задачах
Как было показано и в примерах, полунейтральный конь – это самый распространенный случай, но, кроме него, в присланных задачах представлены и остальные типы фигур, что говорит о большой креативности авторов!
В первых 4 призах есть нечто общее: вступительный ход выполняется полунейтральной фигурой в белой фазе, которая вступает в нейтральную фазу. Этот парадоксальный элемент сильно повышает ценность композиции, в частности потому, что вся игра появляется после тематического вступления! Кроме того, в каждой из этих задач предложенная тема удвоена. Эти качества делают призовые задачи особенно амбициозными.
Мы хотим поблагодарить Алексея за приглашение судить совместно этот конкурс – это дало нам очень интересный и приятный опыт. Весь процесс присуждения включал в себя удивительно много неожиданных и разных точек зрения, которыми мы обменивались друг с другом.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
1st Prize, 1st Place - No 9 Petko Petkov TT-232, SuperProblem, 05-02-2020
2r5/8/3QP2b/4p3/3pP2R/r3k(bN)1K/4pN1N/4B3
#2
f3: Half-n. Knight (nhS)
(9+7)
2nd Prize, 2nd Place - No 7 Jean-Marc Loustau & Michel Caillaud TT-232, SuperProblem, 05-02-2020
The best 2-phase concept in diagonal-orthogonal correspondence reminding help-play matching. The only thematic piece goes through different thematic transformations of W-N-B and W-N-W types, nicely using geometry of the board. There were just a few problems in the competition where none of the 4 thematic variations involved a capture. In this masterpiece there are 8 thematic variations and none of them actually involve a capture. Clearly our favourite and perhaps the most original idea of the tournament from the bunch of problems using a thematic half neutral S, with correction play of the thematic piece in the try and play. Some of us would have preferred to have a switch between the try and the real play, as the sacrifice of the white half neutral Knight might look more appealing.
Лучший двухфазный замысел с диагонально-ортогональным соответствием, напоминающий help-play в жанре коопматов. Единственная тематическая фигура проходит через различные тематические трансформации W-N-B и W-N-W, красивое использование геометрии доски. Было очень мало задач в конкурсе, где ни один из четырех тематических вариантов не содержал бы взятия. В данном же шедевре – 8 тематических вариантов, и все без взятия.
Это однозначно наш фаворит в данном конкурсе и, возможно, самая оригинальная идея среди группы задач конкурса, использующих тематического полунейтрального коня. Коррекция тематической фигуры в ложном следе и решении. Некоторые из нас предпочли бы, чтобы решение и ложный след поменялись местами, поскольку жертва белого полунейтрального коня выглядела бы более привлекательной.
A perfect cyclic mechanism, surprising and clever kind of Stavrinides theme, involves 2 pairs of thematic pieces, thematic key-move and unusual thematic defenses by the same half neutral S. The presentation is again in diagonal-orthogonal correspondence, with the half neutral Queen and half neutral Knight exchanging the roles (defender / mating piece). Small blemishes: all captures and double threat create a bit mechanical appearance, and the single unwanted by-variation couldn’t be avoided.
Совершенный циклический механизм, неожиданная и умная разновидность темы Ставринидиса, включающая две пары тематических фигур, тематическое вступление и необычные тематические защиты одним и тем же полунейтралшьным конем. И здесь мы видим диагонально-ортогональное соответствие, с переменой функций полунейтральных ферзя и коня (защитник / матующая фигура). Небольшие недостатки: все варианты и двойная угроза со взятиями производят немного механистическое впечатление, а от единственного непарного варианта избавиться нельзя.
A very surprising 3rd degree white correction concept leading to attractive and highly thematic choice of key-move. The overall content appears as having 2 parts, the other one being a rich set of 8 thematic variations in the solution (including 3 self-pins), almost tripling the thematic requirements. Over the 3 thematic phases 3 half neutral pieces make not less than 16 different moves: the Rook – 9, the Knight – 4 and the Queen – 3. Blemishes: a bit less organized thematic content, and the bhnRb1 used as cook-stopper.
Очень неожиданная белая коррекция третьей степени, ведущая к впечатляющему и в высшей степени тематическому выбору вступления. Итого содержание состоит из двух частей. Богатый набор из 8 тематических вариантов в решении (включая 3 самосвязывания), почти утроение тематических условий. В трех тематических фазах 3 полунейтральные фигуры не менее 16 различных ходов: ладья – 9, конь – 4, ферзь – 3. Недостатки: менее организованное тематическое содержание, и bhnRb1 используется только для устранения побочных решений.
Out of the two attempts to achieve the thematic record of this tourney, this one, with 3 thematic pieces, and thematic key-move, presents 10 thematic variations (including 1...nhS:d4 2.R:d4# in the set-play). No 24 uses 4 thematic pieces in 8 thematic variations, but the impression is marred by the schematic and completely symmetrical variations featuring 8 mutual captures. Naturally, even in No 23 the total number of variations is much more impressive than the quality of play. The key move is suggested by the unprovided strong move 1...hnS:f2=bS granting two flights.
Одна из двух попыток достичь тематического рекорда в данном конкурсе – на этот раз с тремя тематическими фигурами и тематическим вступлением представлены 10 тематических вариантов (включая 1...nhS:d4 2.R:d4# в иллюзорной игре). Задача No 24 включает 8 тематических вариантов с 4 тематическими фигурами, но впечатление омрачено схематичными и полностью симметричными вариантами с 8 взаимными взятиями. Естественно, даже в этой No 23 общее количество вариантов намного больше впечатляет, чем качество игры. Вступление подсказывает тот факт, что у белых вначале нет ответа на сильный ход 1...hnS:f2=bS, предоставляющий черному королю два свободных поля.
The same complex thematic combination as in No 7, surprisingly using only two half neutral Queens (and a couple of half neutral Pawns) to complete the cycle. This, together with the specific fairy effects in all 4 thematic mates makes it more unusual than No 7, but many technical pieces and side variations with orthodox effects reduce the impression.
То же самое сложное тематическое сочетание, как в No 7, неожиданно использующее только двух полугнейтральных ферзей (и множество полунейтральных пешек) для завершения цикла. Этот факт вкупе с особенными сказочными эффектами во всех 4 тематических матах делает данную задачу более необычной, чем No 7, но множество технических фигур и посторонних вариантов с ортодоксальными эффектами снижает впечатление.
Unusual and joyful thematic content, spread over set-play and solution to complete a half neutral Bishop star, after the thematic unpinning key. The thematic half neutral Bishop changes its roles in initial position (guard of e3 & e5), set-play (battery mates controlling e3 & e5) and solution (self-blocks of e3 & e5). It also allows a pair of changed mates and a pair of mates on the same square f3. Blemishes: plugs on d6, h2 and h6 to assure unique mates in the set-play.
Необычное и веселое тематическое содержание, соединенное с иллюзорной игрой для завершения звездочки полунейтрального слона, после тематического развязывающего вступления. Тематический полунейтральный слон меняет свою функцию в начальной позиции (защита е3 и е5), в иллюзорной игре (батарейные маты с контролем е3 и е5) и в решении (самоблокирование е3 и е5). Это также формирует пару вариантов с переменой матов и пару матов на одном и том же поле f3. Недостатки: «затычки» на d6, h2 и h6 для образования новых матов в иллюзорной игре.
EN <-> RU
The Honorable Mentions display pleasant combinations, delivering more thematic variations than the minimum 4 stipulated in the theme definition.
|
Почетные отзывы демонстрируют приятные сочетания с бо’льшим количеством тематических вариантов, чем 4 установленных в условии конкурса.
1st Honorable mention - No 6 Michel Caillaud TT-232, SuperProblem, 05-02-2020
A lovely Meredith in a perfect diagonal-orthogonal correspondence construction. The key by the initial en prise Sd4 is compensated by the existence of a (thematic!) set play after its capture. Very impressive activity of the thematic half neutral Queen, which delivers 5 different mates – the absolute record of the tournament.
Приятный мередит с совершенным диагонально-ортогональным соответствием и отличной конструкцией. Вступление с уходом изначально атакованного Sd4 компенсировано наличием тематической (!) иллюзорной игры после его взятия. Очень впечатляющая игра тематического полунейтрального ферзя, который ставит 5 различных матов – абсолютный рекорд конкурса.
3+3 variations by the half neutral Queen, with nice mates after the specific interferences of the black Bishop and the black Rook by the thematic piece. The pairs of pinning defenses on two squares and 6 different moves by the thematic are nicely constructed.
3+3 варианта с игрой полунейтрального ферзя, с красивыми матами после специфических перекрытий черного слона и черной ладьи тематической фигурой. Пары связывающих защит на двух полях и 6 различных тематических ходов выполнены красиво.
The excellent flight-giving key, surprisingly moving the Knight in the corner is sadly spoilt by the ensuing totally symmetrical play. Yet this task rendering with 4+2 thematic variations by the half neutral Knight and 2+4 thematic variations by the half neutral Rook still has an overall charming appeal which can't be neglected, in spite of the seemingly orthodox play realized with fairy pieces.
Отличное вступление с предоставлением свободного поля – неожиданный ход белого коня в угол – подпорчено последующей полностью симметричной игрой. Тем не менее, эта задача, представляющая 4+2 тематических варианта с игрой полунейтрального коня и 2+4 тематических варианта с игрой полунейтральной ладьи всё же довольно очаровательна, чем нельзя пренебрегать, несмотря на казалось бы чисто ортодоксальную игру, реализованную с помощью сказочных фигур.
A rich problem, with a nice key destroying the set battery. The thematic piece is unable to move in the diagram position and becomes active only after the key moves. The thematic moves are split between two phases – a similar concept as in No 14, this time presenting a surprising half neutral Pawn star (without changed mates), with much less of fairy nuances.
Богатая задача с красивым вступлением, разрушающим имеющуюся батарею. Тематическая фигура не может ходить в диаграммной позиции и становится активной только после вступительных ходов. Тематические ходы поделены между двумя фазами – как и в No 14, но здесь представлена неожиданная звездочка полунейтральной пешки (без перемены матов) с меньшим количеством сказочных нюансов.
The play of the half neutral S creates an unusual combination of half-pin and half-battery, in a rather heavy construction. The quality of key is perhaps slightly reduced by the strong move capturing the half neutral piece in the set play, providing a flight (i.e. 1...f:e3).
Игра полунейтрального коня создает интересное сочетание полусвязки и полубатареи, в довольно тяжелой конструкции. Качество вступительного хода слегка портит отсутствие вначале ответа на сильное взятие 1...fxe3, дающее поле черному королю.
The only problem showing the four required thematic mates by the half neutral Bishop in a single phase. Also a nice switchback mate and the (initially out of play) white Queen visiting three corners. All this content is possible thanks to the clever usage of the half neutral Sf7 and the thematic key played by the white Queen. However, hnRg7 is rather technical, as a white Rook would instantly lead to a cook.
Единственная задача, показывающая 4 требуемых тематических мата полунетральным слоном в одной фазе. Также красив возврат на матующем ходу и обход трех углов в исполнении белого ферзя, изначально стоящего вне игры. Всё это содержание достигнуто благодаря умному использованию полунейтрального коня f7 и тематическому вступлению в исполнении белого ферзя. Однако hnRg7 – в немалой степени техническая фигура, поскольку будь она белой, это вело вы к появлению побочного решения
The thematic mates and defenses occur on the same pair of squares, with no captures in the real play. The key is thematic, but quite obvious, because of the out of play white Queen and the unprovided strong defense 1...Bb2.
Тематические маты и защиты проходят на одной и той же паре полей, без взятий в действительной игре. Вступление тематично, но довольно очевидно, потому что белый ферзь стоит вне игры и отсутствует ответ на сильную защиту 1...Bb2.
The moves of half neutral Sb5 simultaneously close a white and a black line. From a strategic point of view, that's an interesting concept – pity this is not entirely pure. The extra variation doesn't actually hide that 1...hnSd4 is a very strong unprovided move. Also wSa6 and wPg2 were added as executors in one variation each.
Ходы полунейтральным конем b5 закрывают одновременно белую и черную линии. Со стратегической точки зрения, это интересный замысел – жаль, что он не полностью чистый. Действительно, дополнительный вариант не скрывает, что 1...hnSd4 – это очень сильная защита, на которую вначале ответа нет. Также wSa6 и wPg2 каждый играют только в одном варианте.
Zugzwang with a good flight-giving key and a nice motivation for the black half neutral Bishop. A similar combination to No 17, with a nice flight-giving key and unusual 1...nhBba2 move. The neutral half neutral piece works actually as an orthodox white Rook.
Хорошее цугцванговое вступление с предоставлением поля и красивой мотивацией для черного полунейтрального слона. Сочетание похоже на No 17, но с необычным ходом 1...nhBba2. Нейтральная полунейтральная фигура действительно работает как ортодоксальная белая ладья.
close X In the form below, you are able to submit comment to any original of this section. If your message is about a mistake/anticipation/version of a problem, please, use an appropriate category (click the button "Category" and select a relevant one)
Enter your comment and click the black button "Add comment" - you will be prompted to log in via one of several popular social networks; to do this click on the appropriate icon. If you want to remain anonymous, enter a nickname, email address and click "Send" - your message will immediately appear in the widget (new comments appear at the bottom). To reply to someone comment click the "Reply" link below the corresponding comment.
If you want to attach an image (e.g. chess diagram) to your comment click on the icon (in the lower right corner of the input field) and select a needed graphic file on your computer.
You can subscribe to comments of this widget by clicking the icon and enter your e-mail. Visitors who use rss-aggregators can subscribe to rss-feed for this widget by clicking on the icon
закрыть X В форме ниже вы можете оставить комментарий к любой задаче данного раздела. Если ваше сообщение касается замечания об ошибке, сообщения о предшественнике или предложения версии задачи, пожалуйста, используйте соответствующую категорию (кнопка "Категории" ниже поля ввода комментария справа).
После ввода текста сообщения нажмите черную кнопку "Комментировать". Вам будет предложено авторизоваться через одну из нескольких популярных социальных сетей; для этого щелкните по иконке соответствующей соцсети. Если вы хотите остаться анонимом, введите произвольный никнейм, адрес электронной почты и нажмите "Отправить" - ваше сообщение сразу появится в виджете комментариев (новые комментарии выводятся внизу). Для ответа на чей-либо комментарий щелкните ссылку "Ответить" ниже соответствующего комментария.
Чтобы прикрепить к тексту комментария картинку (например, диаграмму), нажмите на иконку (в нижнем правом углу поля ввода) и выберите нужный графический файл на вашем компьютере.
Чтобы подписаться на комментарии щелкните иконку и введите адрес вашей электронной почты. Посетители, использующие rss-агрегаторы, могут подписаться на rss-фид данного виджета, щелкнув по иконке