Award in SuperProblem - 2017 Informal Tourney | Twomovers
Итоги годового конкурса SuperProblem - 2017 | Двухходовки
Published: July 6, 2018
Опубликовано: 6 июля 2018
В 2017 году в разделе оригинальных двухходовок на сайте «SuperProblem» увидели свет 53 произведения 27 авторов из 5 стран (Азербайджана, России, США, Словакии и Украины). Ввиду значительного количества миниатюр (17) целесообразно выделить их в отдельный подраздел.
Благодаря тщательному отбору, проведённому директором раздела Евгением Пермяковым, среди опубликованных композиций практически нет откровенно слабых или недостаточно оригинальных. Тем не менее, пришлось что-то отсеивать - все отметить невозможно.
Исключена А134 (E.Gavryliv) из-за нелегальности позиции (общий баланс позиции – 33; вне баланса или белая пешка “a”, или черная пешка “h”).
В A086 (V.Markovcij, M.Chernyavsky) добавление попытки с обструкцией недостаточно для отличия. Для сравнения:
yacpdb/160739,
В попытке с произвольным отскоком коня осуществлению главного намерения белых – 2.Bf5# – препятствует идейный ход 1...R:e3 с подготовкой «лазейки» для чёрного короля (2.Bf5? K:f5!). Вступительным ходом решения поле f5 дополнительно подхватывается, и, казалось бы, уже ничто не мешает реализации плана белых (по Домбровскису) после защиты 1...R:e3. Ан нет! Появилась новая «лазейка» (2.Bf5? Kd5!), обусловленная уже двумя факторами: ослабляющим моментом вступительного хода белых и добавочным защитным мотивом хода чёрных. Именно такая двойственная (бело-чёрная) причина отражения тематической антидуальной попытки на матующем ходу – характерная «внутренняя» особенность «анти-Домбровскиса», идеи, первооткрывателем и активным разработчиком которой является автор этой задачи Валерий Шаньшин.
Детально эти проблемы рассмотрены в его недавней статье «Новая логическая комбинация» (см. «ШК» №140 за 2018 год).
В данном произведении впервые представлен синтез белой коррекции, безупречной коррекции угрозы (с возвратом первичной угрозы в качестве мата варианта) и анти-эффекта Домбровскиса. Гармоничное параллельное соединение трёх логических идей сопровождается переменой матов 3х1. Отменный сюжет!
Новый синтез темы ле Гранд (А-С, С-А) с перекрестно-замкнутой темой Домбровскиса (В-С, С-В) в форме Загоруйко 3х2 и псевдо-комбинацией Бурмистрова (по автору). Отметим весомую роль антидуалей после 1...S:e4 в последних фазах, вызванных ослаблениями во вступительных ходах, и радующее глаз построение без белых пешек.
Да, форма Загоруйко – идеальная по компактности и восприятию оболочка для различных комбинаций тем перемены игры и функций ходов. Однако оригинальность алгоритма при одновременной оригинальности схемы в этих рамках уже большая редкость. Вот и здесь – свежие нюансы в «алгебре», но схема известна по коллективной задаче
yacpdb/194654, Только соавтор почему-то оказался «не у дел»…
Белая коррекция с коррекцией угрозы и анти-эффектом Домбровскиса… Запись основного тематического содержания в алгебраической форме: Aa – B(A?)|aC(A?)| (Автор).
Задача-пионер с органичным расширением анти-Домбровскиса, замысел которой в иной схеме позднее доведён до логического завершения (см. 1 приз). А в А095 до полноценной коррекции угрозы не хватило варианта с матом 2.Sg5# в решении.
Загоруйко 3х2 с эффектом Домбровскиса. Интересны возникающие белые комбинации с антидуалями и неполная полусвязка в последних фазах. В ложных следах вступления и опровержения разными фигурами на одних полях (с2 и с3). Очень цельно, правда, нагрузка белого ферзя в финальной фазе оставляет желать лучшего.
Синтез тем Ерохина (A-B, B-A) и ле Гранд (A-C, C-A) в трех фазах при неизменной защите – комбинация Дячука, презентованная Василием в 5 FIDE World Cup, 2017 (2 приз):
yacpdb/428114,
. В коллективной A096 – фронтально-диагональное переложение этого механизма, добавление фазы с парадоксом Домбровскиса (Aa!-aA) при чередовании защиты-опровержения в I-II фазах. Важный для чистоты выражения темы Ерохина момент: 1…Be6 2.B:e6# в начальном положении не заготовлено и проявляется лишь после вступительного хода в ложном следе. Достаточно оригинально, только при «зубодробильной» игре с обилием взятий, особенно белыми, о художественной стороне замысла и речи быть не может.
Показ содержания в максималистском стиле. Я бы предпочёл начать сразу с 1.Qg8?, а не с второстепенных слайдов. А по существу очень объемный замысел: Загоруйко (3х2 в 4 фазах), полная форма темы Домбровскиса (AB – ab) и нешаблонная последовательная коррекция угрозы A – B(A?) – C(B?)|B|. Хорош и решающий вступительный ход, но вычурная белая пешка на 7-й горизонтали на грани превращения, необходимая лишь для одного из ложных следов, лишает иллюзий на более высокое место.
7th Prize – A102
Pavel Murashev
SuperProblem, 18-04-2017
2K56p12ppP1Q1R1n5p2kP1NRB1p3p1B2P1Pp12N1n2r
#2
(12+11)
Special Prize – A128
Kabe Moen
SuperProblem, 27-11-2017
По автору: игра и разрушение полубатареи, трансформация вступлений (BC) и угроз (AD) в маты вариантов c переменой матов и защит, перемена угрозы с возвратом в маты вариантов, тема Салазара (CB) и эффект Домбровскиса (aA). Богато, но как-то не очень стройно. А вступления хороши.
Упоминается и «псевдо-Ерохин» (AB), о чём здесь можно говорить весьма условно, так как 1...Scd3 2.Se2(A)# заготовлено изначально, а это не соответствует принципам чистоты перемены игры и функций ходов. Есть и «мусорные» элементы в содержании.
По-видимому, оригинальный синтез румынского Новотного с темой Флека (х4) при 3-кратном использовании перекрытия каждой из двух линейных чёрных фигур. Во всяком случае, мне идейных предшественников найти не удалось, хотя схема и встречалась. Тематически безупречно (без чёрных дуалей при разделении матов).
Ra4 последовательно является вступительным ходом, угрозой и матом в варианте. Урания, белая коррекция, коррекция угрозы и парадокс Домбровскиса (Автор).
Чёткий, без мусорных «наворотов» сюжет с белой коррекцией. Быть может, в этом особенность замысла, однако жаль, что последовательность разделяемых по Барнсу угроз с основной ветвью сюжета «незапараллелена» (1-2-1 вместо 2-1-1).
Оригинальный синтез : тема Барнса + парадокс Домбровскиса + анти ле Гранд + псевдо ле Гранд. Формула : A/B a!-A aB- B aX, bA (Авторы).
Разберёмся, а есть ли здесь анти-ле Гранд? Если ле Гранд – замкнутый 2-фазный синтез двух эффектов Домбровскиса при неизменной защите, то мы вправе ожидать, что анти-ле Гранд – замкнутый 2-фазный синтез эффекта и анти-эффекта Домбровскиса при неизменной защите со всеми вытекающими отсюда последствиями (требованиями к анти-Домбровскису). А что же в А126? После 1.Rd2! поле е5 дополнительно не подхвачено, и у белых и в мыслях не может быть «намерения» 2.Ba7# на 1...S:d3 (более того, 2.Ba7? здесь не проходит по трём причинам). Сводится к просто перемене мата.
Иных претензий к задаче нет. Конечно, анти-ле Гранд формальный, но есть и рациональное зерно – отказ от банального перекрёстно-замкнутого Домбровскиса за счёт невозможности 1...e:d2 во втором ложном следе.
Содержательная перемена матов с игрой 3 белых батарей (одна из них косвенная). Провокация шаха в решении. Позиция громоздкая, а почему бы не убрать пешку a3, переставив Bb2 на a1?
У белых есть три возможности нападения ладьей на поле d4. Решает только рокировка с предварительным развязыванием ферзя и связыванием черной пешки, которое используется после защиты черных (предварительное связывание). Тема последнего командного первенства мира, выбор вступительного хода, перемена мата (Авторы).
Пусть и не очень сложная, но приятная и незамыленная идея. К сожалению, из-за специфики схемы в первой фазе есть досадные дуали на 1...Qf6/Qh8.
Игра белых и черных фигур на одни и те же поля (белые вступительным ходом разблокируют тематическое поле, на котором угрожают и трижды матуют, черные трижды защищаются на другом поле). Перемена матов и по Рухлису. Возврат (по авторам).
Концентрация игры на конкретных полях, разумеется, всегда интересна, но тяжёлая неразъёмная цепь из 21 фигуры несколько удручает.
Special Honorable Mention (as equal) | Специальные почетные отзывы (на равных)
Special Honorable Mention – A085
Karol Mlynka
SuperProblem, 11-01-2017
b2N4K1N2P1rp6nB1kpP2Q8bP61pP2P2nr6
#2
(10+10)
Special Honorable Mention – A109
Anatoly Vasilenko & Mark Basisty
SuperProblem, 24-10-2017
n2B1n21p2p2q1N1k3NK2pR2r1P3P2b2B481bR1Q3
#2
(10+10)
Special Honorable Mention – A123
Valery Shanshin
SuperProblem, 27-10-2017
2b3r1K3p32B4p2Q54Pk1P4NP2n3RP1n4N3
#2
(10+7)
Special Honorable Mention – A085 Karol Mlynka (Slovakia) dedicated to the memory of Milan Velimirović
1.Qh4? ~ 2.Bb6#(Z), 1...d4 (A,B*) 2.Qe7#, 1...Sg4!;
1.Qe2? ~ 2.Sce6#(X), 1...d4 (B,C*) 2.Qc4#, 1...R:f7!;
1.Qf3! ~ 2.Qc3#, 1...d4 (C,A*) 2.Sde6#(Y), 1...Bb4 2.Bb6#(Z), 1...Kd4 2.Qe3#.
Где A – перекрытие линии поддерживающей белой фигуры, В – разблокирование, С – прямая защита (защитные мотивы) и А* – вскрытие линии поддерживающей белой фигуры, B* – блокирование, С* – отвлечение (ослабляющие моменты).
Циклическое чередование противоположных защитных мотивов и ослабляющих моментов ходов чёрных (Jönsson cycle) в 3 фазах при неизменной защите и перемене матов. Задача словацкой школы, одним из адептов которой является Кароль.
Автор для сравнения приводит задачу М.Велимировича (
yacpdb/2683,
), где несколько нарушена чистота циклического чередования сопряженных тактических идей, а именно: в ложном следе 1.Qh4? и в решении 1.Qf3! защитный мотив (перекрытие линии грозящей белой фигуры) и ослабляющий момент (вскрытие линии поддерживающей белой фигуры) не абсолютные антиподы. В А085 этот недостаток устранен.
В решении – встречная игра черных фигур через покинутое белым слоном поле (Авторы). Эффектная идея, но ею всё и ограничивается. Аранжировка бледновата.
Special Honorable Mention – A123 Valery Shanshin (Russia) in Memoriam Rudolf Larin
1.Qh5? – 2.Sd5(A), Sd3(B)#, 1…Rd8 2.S3g2, S1g2#, 1…Sb4!;
1.Qd4(C)? – 2.e5(D), Sd5(A)#, 1…S:f3 2.Sd3(B)#, 1…Rd8 2.S3g2#, 1…Sc3!;
1.e5(D)! – 2.Qd4(C), Sd3(B)#, 1…Bf5 2.Sd5(A)#, 1…Rd8 2.S1g2#.
Разделение матов тематической дуали угрозы и варианта. Темы Барнса, Reversal-II, псевдо Ле Гранд (Автор). Впечатление двоякое. Скорее всего, замысел следует рассматривать как экспериментальный.
Commendations (as equal) | Похвальные отзывы (на равных)
Commendation – A104
Alexander Shpakovsky
SuperProblem, 19-04-2017
"Чёртов" мередит с любопытным поединком фигур. В попытках и ложном следе белые вступительным ходом связывают одну фигуру черных, затем развязывают другую. Решает же одно из самосвязываний белых ладей. Активен чёрный Bf2. Элементы темы Шедея (ход 2.Q:d5#) кажутся «набежавшими» случайно.
Занимательная попытка соединить в нешаблонном механизме полубатареи белые комбинации с темами Урания (ход белых с5) и Салазара. Правда, заявленного взаимного перекрытия белых слона и пешки на поле с5 нет (1.Bc5? всё-таки обструкция). Важнее другое: в начальном положении нет ответа только на 1...Kg4, поэтому попытка 1.Bc5? с этим опровержением – одна из многих – выглядит искусственной, не вытекающей из логики борьбы сторон.
Возможно – «золотая середина». В более поздней версии (А119) авторы в погоне за усложнением содержания допустили больше огрехов, в числе которых и повторы опровержений в ложных следах.
Commendation – A118
Pavel Murashev
SuperProblem, 15-08-2017
82B1p1r1BK2p3Q3Pn2p2pk1P17N2b1NPP18
#2
(10+8)
Commendation – A124
George Liylu
SuperProblem, 27-10-2017
5B22K57R1pR1pp23k4n1Np3r3Q44bN2
#2
(7+8)
Commendation – A131
George Liylu
SuperProblem, 06-12-2017
Предоставление свободного поля черному королю в 3-х фазах с темами ле Гранд (CD), псевдо- Салазар (AB), псевдо-Ерохин (BC), Шедея (C), парадоксом (cC) и эффектом Домбровскиса (dD), объединенными циклическим чередованием защита-опровержение. Перемена 3-х матов. Трижды вступления ферзем по одной диагонали (Автор).
Печально, что маститый композитор пренебрегает чистотой перемены игры и функций ходов и многое воображаемое в этом перечне выдаёт за действительное. Для истинного псевдо-Салазара в фазе 1.Qe1? после 1...Sd6 в принципе не должно проходить 2.Sef4# (даже, если 1...Sd6 не защищает от угрозы). Кроме того, 1...d3 2.Bb7# из этой фазы заготовлено уже в начальном положении, поэтому ни парадокса Домбровскиса, ни псевдо-Ерохина нет.
Не красят задачу и «паразитные» попытки 1.Qb5/Qc5? Bb3!, при которых идейная фаза 1.Qd2? выглядит отчасти «кооперативной».
Commendation – A124 George Liylu (Russia) in Memoriam Rudolf Larin
*1...Sc4 2.Rd5#, 1...e4 2.Se2#;
1.Qg2? ~ 2.Qd5#, 1...Sc4 2.S:b5#, 1...e4 2.Qg7#, 1...Rf3!;
1.Rcc6! ~ 2.Rhd6#, 1...Sc4 2.Bc5#, 1...e4 2.Bg7# (1...R:h6 2.Qe3#).
Загоруйко 3х2 в "московском" формате без белых пешек. Симпатично, но схема не нова: A.Keirans, Denken und Raten, 1931 (2K53p43B1N23P2n1pR1p4r1k5pNp5n1Qb4) – блок с переменой матов (2+3).
Перемена произвольная и по Рухлису, псевдо ле Гранд. И схема, и две последние фазы не блистают свежестью, но добавление иллюзорной игры с ходом чёрного короля на ещё одно, третье свободное поле и блокирование этого поля делают задачу достаточно самостоятельной.
Перемена 4-х матов при выборе превращения белой пешки в ферзя и коня (Автор). Те же идея и механизм, что и у Слободана Младеновича (yacpdb/17351). Безусловно, содержание в А132 более гармоничное и тактически насыщенное (по 2 мата при связках чёрных пешек в каждой фазе), но и только.
Miniature section | Раздел миниатюр
1st Prize – A106
Robert Lincoln (†)
SuperProblem, 10-05-2017
Выбор распатования с прямым или косвенным развязыванием черной фигуры, провокация шаха, черная коррекция с переменой матов. Самосвязывание и красивые батарейные маты в решении. Несомненно, в художественном и игровом плане самая колоритная из миниатюр годового конкурса!
Задача совсем иной направленности. Впервые тема Ерохина представлена в миниатюре без близнецов. Обратим внимание на чистоту выражения темы: ответы белых на защиту 1...Rh7 изначально не заготовлены и появляются только в результате ключевых «переключений» во вступительных ходах. Отсутствие ответа на шах белому королю в начальном положении и неудачное опровержение ложного следа, увы, в рамках этой схемы при ограниченном материале неустранимы. Но замысел для миниатюры уникальный, и на огрехи позволительно посмотреть сквозь пальцы.
С доминированием сюжетных мотивов. Дуэль «ладья-слон» при чёрной коррекции с переменой матов 3х1. Показательный марш белой ладьи находит логическое завершение в засаде за чёрным оппонентом. Избавиться от лишних попыток 1.Rc1/Rc2? Bd6! не представляется возможным.
2nd Honorable Mention – A110
Robert Lincoln (†)
SuperProblem, 25-05-2017
K7n1p5k781Q684R3r7
#2
(3+4)
Commendation – A127
Suleyman Abdullayev
SuperProblem, 22-11-2017
82b588k1K1Q386pR8
#2
(3+3)
Commendation – A121
Robert Lincoln (†)
SuperProblem, 08-28-2017
Не отношу себя к большим ценителям "комбинаторных" задач, но здесь, надо отдать должное, представлен очень стройный Карлстрем-Флек при вторичной угрозе. Как водится в подобных замыслах, тактическое наполнение примитивно.
Тема Барнса с тремя тематическими угрозами. В основе – 4-фигурка более чем вековой давности Оскара Блюменталя
(
yacpdb/125777,
) с добавлением wRh2 и bPg2. Это позволило разделить не 2, а 3 угрозы, но чёрные дуали (и белые в 1.Qb7?) сохранились.