Award in SuperProblem - 2015 Informal Tourney | Twomovers
Итоги годового конкурса SuperProblem - 2015 | Двухходовки
Published: January 8th, 2016
В 2015 году я не только был судьей раздела двухходовок, но и исполнял второй год обязанности директора раздела. Пользуясь случаем, хотел бы высказать несколько своих соображений о качестве присылаемых задач в адрес сайта и о состоянии современной двухходовки в частности.
В минувшем году в разделе двухходовок сайта «SuperProblem» было опубликовано 26 задач. Не так уж и много для годового конкурса. Но в то же время по ровно такому же количеству задач их авторы получили от меня отказ в публикации. В чем же причины столь значительного отсева, учитывая тот факт, что новичков среди претендентов на публикацию не было?
Прежде всего, это слабое содержание присылаемых задач, не соответствующее современному состоянию шахматной композиции. К примеру, один из зарубежных композиторов прислал однофазную малофигурную двухходовку на тему Гримшоу. На мой, как мне кажется обоснованный отказ в ее публикации, в ответ последовало возмущенное письмо с указанием на то обстоятельство, что я не имею права не публиковать его задачу, так как он всем известный композитор. Каково? Привыкли, просто привыкли к тому, что всё присылаемое и мало-мальски годное, без препятствий публикуется и у нас, и за рубежом (к слову – вышеупомянутая задача на Гримшоу все таки была опубликована позже, кажется в Италии).
Вторая причина – и близкая к первой – пренебрежение к требованиям художественности.
Шахи на первом ходу в ложных следах, взятия вступительным ходом черных фигур и опровержения в виде обратного взятия сходившей фигуры, беспардонные и без компенсации отнятия свободных полей у черного короля. Всё это я встретил при отборе задач. Даже от одного автора получил письмо о том, что я отстал от современной шахматной композиции и что теперь при составлении принципы художественности не имеют большого значения. Может быть и правда, отстал?
Третья причина – наличие полных предшественников. При сегодняшней всеобщей компьютеризации и бесплатного доступа к ряду баз данных с опубликованными задачами (базы Д.Туревского, G.Wilts, E.Sadier и др.), не составляет никакого труда «пробить» свою задачу по подобной базе. Поэтому странно получать такие задачи от опытных проблемистов. Что это – лень сделать лишнее движение по открытию базы и проверке своей задачи? Или просто самонадеянность и надежда на свою память? Отмечу, что и редакторы иных изданий и сайтов по шахматной композиции не особо себя утруждают поиском предшественников публикуемых задач.
Потому выскажу свое, наверное не столь оригинальное , но думаю к месту, предложение ко всем шахматным композиторам : «Может быть, лучше меньше присылаемых и публикуемых задач, но качественно лучше!?». И тогда никто не скажет, что «современная двухходовка опустилась ниже некуда» (из высказывания известного российского шахматного композитора). И тогда вал бездарных двухходовок не захлестнет нас окончательно, а публикуемые задачи будут примером для молодых, начинающих проблемистов. И тогда никто из молодых авторов не укажет мне на «проходную» задачу опытного композитора со словами – «Ему так можно, а мне нельзя?»
На днях, перелистывая старую периодику, встретил опубликованное письмо советского шахматного композитора А.Батурина к одному из начинающих проблемистов. Приведу вкратце содержание этого письма.
«Твёрдо знайте: шахматная композиция – искусство. Она подчиняется всем законам искусства, в том числе законам соотношения содержания и формы. Это не кегли, не игра в бабки. Композитор – художник, а не ремесленник. От него ждут произведений искусства, пусть не всегда выдающихся… Но всегда от него ждут шахматной красоты, а не технических упражнений с демонстрацией приёмов».
По-моему, лучше и не скажешь!
Итак, к итогам 2015 года. Год был более удачный на хорошие двухходовки, по сравнению с годом 2014. Всего было опубликовано 26 задач 17 авторов: из России (6 авторов), Украины (4), Азербайджана (3), Словакии (2), Чехии и США (по 1).
Не буду давать анализ всех неотмеченных задач ( думаю, что сам факт публикации на нашем сайте является достаточным стимулом), и скажу лишь о том, что отмечены мной наиболее интересные и содержательные задачи. Особо хотел остановиться на следующих неотмеченных задачах :
А032 П. Новицкий – двухходовка на тему Лева. По сравнению с похожей http://www.yacpdb.org/#32549, улучшен первый ход решения. Но вновь сверхкомплект, что по моему убеждению, не позволяет подобной задаче конкурировать с другими в обычном, не тематическом конкурсе.
A047 Š. Sovík. Планировал дать высокое отличие. Однако «проявилась»
http://www.yacpdb.org/#30842.
В.Пильченко. Тот же механизм в игре двух белых ладей, правда с другим вступительным ходом и несколько иной игрой.
А052 М. Басистый и В. Заманов . Ну очень известный механизм. В частности, он использован и в следующей задаче - http://www.yacpdb.org/#244591. К нему авторы добавили вариант с ходом черной пешки, готовый в начальном положении, что позволило говорить о наличии в задаче, помимо основной темы Ханнелиуса, еще и темы Шедея. Считаю, что этого достаточно для признания задачи оригинальной, но недостаточно для отличия в конкурсе.
А053 M. Svitek. Та же история, что и с А052. В целом очень интересная задача. Но как выяснилось уже после публикации, в основу ее положена двухходовка http://www.yacpdb.org/#196008. Всё изменение свелось к тому, что тематический ход черной пешки заменен на ход черного коня, от чего добавилась тема Мэкихови. Отмечу, что словацкий мастер в последнее время активно перерабатывает задачи других проблемистов, публикуя свои переработки как оригинальные задачи. Иногда это у него получается неплохо, иногда не очень удачно.
Лучшие задачи конкурса 2015 года
|
|
|
1st-2nd Prize - A038 Pavel Murashev (Russia)2K1R1B1/1pP1N1p1/5pP1/n2Nk2p/RQ1p3P/1p1P1p2/4n3/b1B5
1...Sf4 (a) 2.Bf4#
1...f5 (b) 2.Sc6# (A)
1. Sc3? – 2.Qc5# (C)
1...Sf4 (a), Sxc1 2.Qxd4#
1...f5 (b) 2.S7d5# (D) 1... b6!
1. Sxf6? – 2.Sd7# (Qc5#?)
1...Kxf6 2.Qd6# (B)
1...gxf6 2.Qc5# (C) 1...Sxc1! (2.Sd7+? Kf4!)
1. Se3! – 2 S7d5# (D) (Qc5#? Sc6#?)
1...Kf4 2.Qd6# (B)
1...de 2.Qc5# (C)
1...Sf4 (a) 2.Sc6# (A)
1...Sc6 2.Sc4#
Многофазная перемена игры, основанная на выборе белыми первого хода, с предоставлением в двух последних фазах свободного поля черному королю, коррекцией угрозы и батарейной игрой. Еще псевдо ле Гранд, дважды каприз ( на полях f6 и f4), объединяющая ложные следы и решение тема Шедея (2.Qc5#), перемена матов и защит. Богатый, современный комплекс тем.
1st-2nd Prize - A034 Valery Shanshin (Russia)6Qr/5r2/7n/2R4P/R1P1k1n1/1N1N1p2/3K1P2/1B3b2
1.Rg5? ~ 2.c5# (A)
1…Ra7(b7) 2.Qd5#
1…Sf5 2.R:g4#
1…Rd7(x)!
1.Rd5?~ 2.Sbc5# (2.c5?)
1…Rc7 2.c5# (A)
1…B:d3(y)!
1.Rf5! ~ 2.Sdc5# (2.c5?)
1…R:f5 2.c5# (A)
1…S:f5 2.Q:g4#
1…K:f5 2.Qg6#
1…Rd7(x) 2.Rf4#
1…B:d3(y) 2.B:d3#
Гармоничная задача с аналогичным замыслом, что и в предыдущей задаче. Отличная форма. Определенную пикантность вносит игра белых в угрозе и матах на одно поле. В решении защиты черных на одно поле, а также подготавливаются маты и на опровержения ложных следов.
3rd Prize - A042 Pavel Murashev (Russia)B3R3/1r4P1/3P2pK/2pPNNQ1/2p1kB2/2r1P1P1/8/bb1R3n
1. Q:g6? ~ 2. Se7, Sh4# (2.Sd4+? K:d5!)
1... R:g7 2. S:g7#
1... S:g3 2. S:g3#
1... Rf7!
1. Sh4? ~ 2. Sd7, Q:g6#
1... Rf7/:g7 2. Sf7#
1... Rd3! (2.Q:g6+ K:d5!)
1. Se7? ~ 2. Q:g6#
1... S:g3!
1. Sd4! ~ 2. Sd7# (2.Q:g6?)
1... Rb8/e7 2. Q:g6#
1... Rf7/:g7 2. Sf7#
1... K:d5 2. Sd3#
1... c:d4 2. R:d4#
Вновь сложная многофазная перемена игра с богатой батарейной игрой, в том числе игрой скрытой полубатареи в решении. Примечателен вариант решения на ход черного короля – в бой вступают одновременно три батареи. Ещё антидуальный выбор угроз, темы Барнса, Урании (2.Qg6), чередование угроза –мат, каприз (поле d5), перемена матов.
|
|
|
4th Prize - A050 Mark Basisty (Ukraine) and Anatoly Vasilenko (Ukraine)8/3Pr3/8/QR1P4/R1ppk1P1/3N2p1/1K2PP1b/3N3b
1.Sc3+? d:c3+! (2.R:c4#?)
1.R:c4? ~ 2.Sc3# 1...g:f2 (a)!
1.d6? ~ 2.Qa8#
1...Re5 (c) 2.Rxe5#
1...Re8 2.d:e8Q#
1...c:d3 !
1.Qb6? ~ 2.Qg6#
1...c:d3 (b) 2.Q:d4#
1...Rf7 (d) 2.Qe6#
1...Re5 !
1.Qd2? ~ 2.Qf4#
1...g:f2 (a) 2.S1:f2#
1...c:d3 (b) 2.Qe3#
1...Rf7 !
1.Qc7! ~ 2.Qf4#
1...g:f2 (a) 2.S3:f2#
1...c:d3 (b) 2.Sc3#
1...Re5 (c) / Rf7 (d) 2.Qe5#
(1...g2 2. f3#, 1...c3+ 2.S:c3#)
Белые решают вопрос – как задействовать в игре своего ферзя, стоящего в стороне от боевых действий, борясь с сопротивлением черной ладьи и используя черную полусвязку. Многофазную игру с дуэлью “ферзь против ладьи” сопровождает перемена матов. В целом получилась интересная задача!
Special Prize - A044 Viktor Aberman (USA)1bR1R3/3p1kp1/1r5p/1pN4P/Q5N1/B7/6K1/8
1. Sс~? ~ 2. Re7#
1... Rd6! (a)
1. Se6? 1... Rd6 (a) 2. Qf4#
1... Bd6! (b)
1. Se4? 1... Rd6 (a) 2. Sge5#
1... d6! (c)
1. S:d7? 1... b4!
1. Sd3! ~ 2. Re7#
1... Rd6 (a) 2. Sde5#
1... Bd6 (b) 2. Qb3#
1... d6 (c) 2. Qf4#
1... b4 2. Q:d7#
1... Re6 2. Rf8#
В легкой форме выполнен синтез ряда тем – Гримшоу, Пикабиш (со взаимными перекрытиями на одном поле) , белая коррекция, белые комбинации, перемена матов и перемена по Рухлису. Очень удачная работа Виктора! Задача вышла из-под пера автора в результате поиска им исправления дефектной задачи M. Banaszek - http://www.yacpdb.org/#390467 , и на мой взгляд, за счет значительного увеличения тематического содержания, стала оригинальной и достойной высокого отличия.
1st Honorable Mention - A043 Pavel Murashev (Russia)4N3/1qp3Kp/2P1pp1p/4P1pk/3R2nP/1B1N4/3p3R/4bQr1
1. Bd1? ~ 2.S:f6# (A)
1... Rf1 (a) 2.B:g4#
1... g:h4! (b)
1. B:e6? ~ 2.Bf7# (B)
1... g:h4 (b) 2.Qf5# (X)
1... S:e5 (c) 2.S:f6# (A)
1... Qb3!
1. Q:f6? ~ 2.Qf7# (C)
1... g:h4 (b) 2.Sf4# (Y)
1... S:e5 (c) 2.Q:h6#
1... S:f6 2.S:f6# (A)
1... Rf1! (a)
1. Qf5! (X) ~ 2.Sf4# (Y)
1... Rf1 (a) 2.Q:g4#
1... S:h2 2.S:f6# (A)
1... e:f5 2.Bf7# (B)
1... f:e5 2.Qf7# (C)
Комплекс современных тем – псевдо ле Гранд – 3 и 4 фазы, псевдо Ерохин -2 и 4 фазы, перемена матов и защит. Заявленную автором тему Шедея ставлю под сомнение, так как мат 2.S:f6# готов вначале на любой ход коня g4, и проходит в фазах задачи на корректирующие ходы этого же коня, т.е. момент перемены игры отсутствует.
|
|
|
2nd Honorable Mention - A029 Valery Shanshin (Russia) dedicatet to TT-124 participants7B/b3n3/p5p1/rb2Npp1/3k4/3PN3/n2P3K/2R4Q
1...Bb~ 2.Rc4#
1...B:d3(a) 2.Sc6# (A) (2.S~? Re5!, 2.Sf3? Ke4!)
1...Sc6 2.Qd5#
1.Qf1? ~ 2.S5~ # ( 2.Sc6#(A),Sf3#(B))
1...B:d3(a) 2.Q:d3#
1...Bb8!
1.Qb7!~ 2.Q:a7#
1...Bb~ 2.Rc4#
1...B:d3(a) 2.Sf3# (B) (2.S~? Re5!, 2.Sc6? Ke4! )
1...Ba~ 2.Q:b6#
1...Bc5 2.Sc2#
1...Sc6 2.Qd7#
1...Sd5/Sc8 2.Q:d5#
Задача посвящена участникам ТТ-124 SuperProblem и составлена на тему конкурса – синтез черной коррекции и коррекции матующего хода. Дополнительно – двукратный эффект Домбровскиса на точную защиту черных 1...B:d3 с переменой матов.
3rd Honorable Mention - A049 Karol Mlynka (Slovakia)3N1b2/q1n1Ppp1/5kNp/p1P2p1P/3P3K/8/8/4BR2
a)
1.Bc3! ~ 2.d5#
1...Se6 (a) 2.e8S#(A)
1...f:g6 (b) 2.e:f8Q#(B)
1...Q:c5 2.d:c5#
1...f4 2.R:f4#
1...Sd5/Sb5 2.e8S#
b) e7 < - > f5
1.Kg4! ~ 2.Bh4#
1...Se6 (a) 2.f:e6#(C)
1...f:g6+ (b) 2.f:g6#(D)
Очень интересная задумка в близнецах. В титульной позиции матует белая пешка с превращениями на 8-й горизонтали. Будучи перемещенной в близнеце, эта же пешка на прежние защиты матует батарейно c переменой матов.
4th Honorable Mention - A046 Pavel Murashev (Russia)n2N4/6P1/2P2PK1/pP1k2P1/Pr6/B1bPPN2/1n5Q/2RR3B
1...Rd4 (a) 2.Qe5#(A), g8Q#(B), Qd6#(C), S:d4#(D)
1...Rf4 (b) 2.g8Q# (B)
1. Se6? ~ 2.Sfd4# (D) (2.g8Q#?)
1...Re4/g4/h4 2.Qd6# (C)
1...Rf4 (b) 2.S:f4#
1...Be5 2.Q:e5# (A)
1...K:e6 2.g8Q# (B)
1...S:d3!
1. d4! ~ 2.Sd2# (2.Qe5, g8Q#?)
1...R:d4 (a) 2.Se5# (2.Sf~?)
1...Ke4 2.Qe5# (A)
1...Kc4 2.g8Q# (B) (2.Sd2+? Kd3!)
Коррекция угрозы и матующих ходов на фоне защиты Шиффмана и темы Сомова. Еще перемена матов и защит, а также каприз – опровергая ложный след, черные освобождают поля с4 и е4 . В решении белые предоставляют свободу черному королю именно на этих полях.
|
|
|
5th Honorable Mention - A040 Alexander Shpakovsky (Russia)6r1/5n2/8/1R6/3Nk3/3p4/1p3Qb1/1KbB4
1... d2 2. Bc2#
1. Sc2? ~2. Qf5# (A), Qd4(B)#
1... d:c2+ 2. B:c2#
1... Se5!
1. Se2? ~ 2. Sc3#
1... Be3 2. Qf5#(A)
1... Bf3 2. Qd4#(B)
1... Rc8 2. Sg3#
1... d:e2/d2 2. Bc2#
1... Bd2!
1. Sc6? ~ 2. Qd4#
1... Se5 2. R:e5#
1... Rd8!
1. Sf5! ~ 2. Qd4#
1... Be3 2. Q:e3#
1... Se5 2. Sd6#
1... Rd8 2. Sg3#
Выбор вступительного хода с темой Руденко, переменой матов и защит, и всё предельно экономно (мередит, белый аристократ) для данного замысла.
6th Honorable Mention - A033 Fedir Kapustin (Ukraine)2Nk4/N1ppp1b1/2P1Pp2/3P3B/3Q4/8/6R1/1K5b
1... d:e6 2. d:e6#
1... d:c6 2. d:c6#
1. c:d7? ~ 2. Sc6#
1... c6 2. Qb6#
1... c5!
1. d6? ~ 2. d:e7#
1... c:d6 2. Qb6#
1... e:d6 2. e7#
1... Bf8!
1. Q:f6! ~ 2. Q:e7#
1... e:f6 2. e7#
1... B:f6 2. Rg8#
1... Bf8 2. Q:f8#
Кто о чём, а Фёдор о пешках! Автор - преданный поклонник пешечной игры . В задаче - разрушение готовой пешечной батареи с произвольной переменой матов и жертвой ферзя в решении.
Special Honorable Mention - A051 Anatoly Vasilenko (Ukraine)r3k3/3pp1p1/4pQK1/8/B1P5/8/8/1R6
1.Q:e6!? ~ 2.Qg8#
1...Kd8 2.Qxd7#
1...Kf8 2.Qf7#
1...Ra6 2.Rb8#
1...O-O-O?? - illegal!
0...O-O-O !?
1.Q:e7! ~ 2.Qc5#
1...R ~ 2.Q:d7#
1...d6 2.Qb7#
1...Kc7 2.Qc5#
Специальное отличие мередиту с элементами парциального ретроанализа и правилом "a-posteriori". Из начальной позиции понятно, что рокировка черных невозможна, так как черные король или ладья двигались. Отсюда есть фаза 1.Q:e6!? с соответствующей игрой. Однако черные заявляют, что они не двигали короля или ладью – в этом случае у них не было последнего хода и поэтому очередь хода за ними. Но доказывая право очереди хода, черные , по правилам "a-posteriori", обязаны сделать рокировку – 0…0-0-0! 1.Q:e7! Черные могут и не рокировать на “нулевом” ходу, но тогда белые без проблем сразу же лишают их возможности провести рокировку в дальнейшем, в результате чего попытка черных становится нелегальной, и в качестве единственного легального выступает решение, начинающееся с хода белых. По сравнению с первой фазой произошла перемена игры. С подобной переменой в базе Д.Туревского нашлось лишь две менее содержательные миниатюры.
|
|
|
1st Commendation - A037 Juri Gorbatenko (Russia)2Q5/8/3p3K/1q2R2p/r2k2b1/2pB1PB1/n2P1nNr/2N5
1... Q:d3(a) 2. Sb3# (A)
1... S:d3(b) 2. Se2# (B)
1. Sf4! ~ 2. Sfe2#
1... Q:d3(a) 2. Rd5#(C)
1... S:d3(Sf~)(b) 2. Re4#(D)
1... Q:e5(x) 2. Sb3#(A)
1... d:e5(y) 2. Sce2#(B)
1... K:e5 2. Qh8#
1... B:f3 2. Se6#
1... S:c1 2. Q:c3#
Полный Рухлис. Задача составлена в известном механизме, но предшественников я не нашел.
2nd Commendation - A039 Suleyman Abdullayev (Azerbaijan)8/1K3R2/2Np4/2k1p3/8/3B2Q1/1P6/8
1. Qg4? ~ 2. Qc4#
1... d5 2. Qb4#
1... Kd5 2. Qc4#
1... e4!
1. Qg5? waiting
1... d5 2. Qe7#
1... Kd5!
1. Qg7? waiting
1... d5 2. Qf8#
1... e4 2. Qd4#
1... Kd5!
1. Rd7! waiting
1... d5 2. b4#
1... Kd5 2. Q:e5#
1... e4 2. Q:d6#
Очень симпатичная перемена игры с четырехкратной переменой матов на ход черной пешки, по два раза меняются маты на ходы другой пешки и короля. Изюминка - чёрное самосвязывание.
3rd Commendation - A035 Gorge Liylu (Russia)8/3Q4/4p3/q2p4/p1pNNB2/3kP3/R1b5/4bK1B
1... d:e4 2. Sb5#
1. Se2? ~ 2. Sc1#
1... Qd2 2. Sc5# (А)
1... Bd2 2. Sf2# (В)
1... c3!
1. Sf3! ~ 2. Se5#
1... Qc3 2. Sc5# (А)
1... Bc3 2. Sf2# (В)
1... Qc7 2. S:e1#
1... d4 2. Q:d4#
1... K:e4 2. Qh7#
Разрушение готовой батареи с выбором первого хода, жертвой фигуры и предоставлением свободного поля королю в решении, c переменой по Рухлису.
|
|
4th Commendation - A045 Vidadi Zamanov (Azerbaijan) and Anatoly Vasilenko (Ukraine) 2n4n/3B1p1b/K1RN1B2/2bk1N2/2p3p1/5p2/3P4/7Q
1. Qh5? ~ 2. Se7# (A), Se3# (B)
1... B:f5 2. Q:f5#
1... S:d6 (a)! 1... B:d6 (b)!
1. Qf1? ~ 2. Qxc4#
1... Sb6 2. Se7#(A)
1... S:d6 (a)!
1. Qe1? ~ 2. Qe5# (C), Qe4# (D)
1... Be3 2. S:e3#(B)
1... B:d6(b)!
1. Qa1? ~ 2. Qe5# (C)
1... Bd4/:d6 2. Q:d4#
1... c3 2. Qa2#
1... Sg6!
1. Qb1! ~ 2. Qe4#
1... S:d6(a) 2. Se7#(A)
1... B:d6(b) 2. Se3#(B)
1... B:f5 2. Q:f5#
Тема A.Żuk ( двойная угроза и опровержения по харьковски с дальнейшей трансформацией угроз в маты на тематические опровержения по Домбровскису) в синтезе с темой Барнса. Не смотря на столь серьезные темы, вся игра сводится к грубым защитам черных в виде уничтожения белого коня d6 с потерей белыми контроля над полем e4, и подхватом данного поля первым ходом решения.
5th Commendation - A030 Vidadi Zamanov (Azerbaijan) and Petr Novitsky (Ukraine)1B1N3K/3p2NB/8/2bk2p1/4R3/2R5/2p2pb1/7Q
1... Bf1 2. Bg8#
1... B:e4 2. Q:e4#
1. Qh2? ~2. Qe5#
1... Bd4/d6 2. Q(:)d6#
1... d6!
1. Rcc4? ~2. Bg8#
1... Bd4 2. Re:d4#
1... f1Q!
1. Sf5! ~2. Re5#
1... d6 2. Se7#
1... Bd4+ 2. R:d4#
1... Bd6 2. Se3#
1... K:e4 2. Q:g2#
1... B:e4 2. Bg8#
Белый аристократ с переменой матов, защит и функции хода белых Bg8.
Благодарю всех участников конкурса за присланные задачи, поздравляю победителей с успехом, а также всех любителей шахматной композиции с Новым Годом и с Рождеством! Всех благ вам!
Judge of the section: Evgeny Permyakov (Russia)Судья раздела: Евгений Пермяков (Россия)