ЧТО Я ЖЕЛАЮ НАЙТИ В КООПМАТАХ, Офер Комаи

(оригинальная публикация в журнале VARIANTIM № 80, апрель 2020)

Шахматная композиция это, прежде всего, вид искусства. Как ценитель искусства, я ищу что-то волнующее, забавное, увлекательное, захватывающее. Что же это? Как и в других областях искусства, в композиции тоже есть место субъективности: у каждого свой вкус, все вкусы хороши.

В этой статье я поведаю о тех вещах, которые составляют предмет моего личного интереса в шахматной композиции в целом и в задачах с кооперативной игрой, в частности.

Гармония это самое первое, что ищет почти каждый любитель шахматной композиции. Она призвана подчеркнуть центральную идею задачи в различных аспектах. Эта тема заслуживает отдельного, более глубокого обсуждения; здесь я исхожу из того, что она более или менее ясна, поэтому в данной статье я затрону другие аспекты, которые мне представляются важными элементами для создания интересной шахматной задачи; элементами, которым некоторые из нас, шахматных композиторов, не придают серьезного веса. В самом деле, даже отдельные блестящие составители не придают никакой важности этим элементам, но они всё же важны для меня.

Я бы хотел изложить свое видение четырех 'семейств' таких элементов, которые, на мой взгляд, имеют важное значение для получения удовлетворения и удовольствия при восприятии или решении хорошей задачи. Эти семейства элементов вносят свой вклад в повышение художественной ценности шахматных композиций.

Назовем первое семейство "визуальные элементы". Второе – "элементы нетривиальности". Третье появится в статье под названием "парадоксальные элементы".

Однако есть четвертое семейство элементов, которое, насколько мне представляется, возводит шахматную задачу на новую высоту. Чтобы понять, что именно представляет собой это четвертое семейство, сначала определим предыдущие три.

(Примечание: каждый щелчок по правой/левой части диаграммы проиграет решение соответствующей задачи на ход вперед/назад)
№ 1 Viktoras Paliulionis
1st Prize Orbit 2012
white Se8 Kb1 black Qf3 Rf2 Kh7
h#6.5*задача-блок(2+3)
№ 2 Shlomo Seider
Schach-Echo 1976
white Kd8 Bb7 Pa6d6e2 Rf1 black Pg4b2c3d2e3c4e6 Bf5a3 Ke4 Rd5e5 Sg5b1 Qd4
h#32.1..(6+15)
№ 3 V. Rudenko & V. Chepizhny
1st Prize Soyouz-Apollo, 1975
white Ke6 Sf5 Rd5d4 Pf2g4 black Ra6e1 Qb6 Pb5d6g6 Sh4h6 Kg5 Be3
h#23.1..(6+10)

№ 1
{Set play:} 1... ... 2.Rf2-h2 Kb1-c1 3.Rh2-h6 Kc1-d2 4.Qf3-h1{!} Kd2-e3 5.Kh7-g6 Ke3-f4 6.Kg6-h5 Kf4-f5 7.Qh1-h4 Se8-g7 # {
            Solution:} 1...Kb1-c1 2.Qf3-a8 Kc1-d1 3.Rf2-f7 Kd1-e2 4.Rf7-b7 Ke2-f3 5.Qa8-a1{!} Kf3-g4 6.Qa1-h8 Kg4-h5 7.Rb7-g7 Se8-f6 #

№ 2
1.Ba3*d6 Rf1-c1 2.Qd4-c5 Rc1*c3 3.Qc5-a3 Rc3*c4 # {,} 1.Qd4-a7 Bb7-c6 2.Ba3-c5 Bc6-a4 3.Bc5-d4 Ba4-c2 #

№ 3
1.Be3-f4 + Sf5-e3 + 2.Bf4-e5 f2-f4 # {,} 1.Sh4-f3 Sf5-h4 + 2.Sf3-e5 Sh4-f3 # {,} 1.Sh6-f7 Sf5-h6 + 2.Sf7-e5 Sh6-f7 #

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Геометрические элементы обычно производят эстетическое впечатление, которого иногда бывает достаточно, чтобы создать красивую задачу. Например, задача № 1, где в процессе решения черный ферзь посещает все 4 угла доски. Линейные элементы, такие как Гримшоу, Тёртон, индийская тема и др., придают колорит и эстетику. Так обстоит дело с Тёртоном, продемонстрированном в очаровательной задаче № 2. Еще один симпатичный визуальный элемент - Умнов, особенно когда он появляется шесть раз (№ 3)!

ЭЛЕМЕНТЫ НЕТРИВИАЛЬНОСТИ

Как правило, коопматы нелегко решать. Будучи решателем, я заметил, что испытываю трудности с решением коопматов. С другой стороны, всякий раз, когда вижу решение одной фазы, в большинстве случаев, все содержание задачи становится сразу очевидным.

Правда, иногда, встречаются дополнительные уровни, которые делают решение нетривиальным. Это семейство подразделяется на два типа: множественный выбор и предвидение.

• Множественный выбор

Он происходит, когда достичь цели можно, якобы, различными путями, и нужно понять, почему решает конкретный путь.

Простейший случай множественного выбора называется антидуальным выбором, характеризующимся наличием выбора между двумя похожими путями. Мы видим это в задаче № 4. Здесь возникает вопрос: почему нельзя изменить порядок ходов черных? Выясняется, что в обоих решениях изменение порядка ходов черных создает связку белой фигуры, которая должна сделать первый ход. Кстати, гармония в попытках (перемена функций черных фигур) важна, т.к. она подчеркивает авторскую идею. Нередко главные составляющие авторского замысла демонстрируются в виртуальной игре, а не в действительной.

№ 4 Emanuel Navon
3rd Prize, TT-199 SuperProblem, 2018
white Pe6a2 Qg4 Kh5 Sg5 black Qh8 Sg8c1 Ph7e7b5a3b2c2 Bf6d3 Kc3 Re1e3
h#2b) bPc2 = wPc2(5+14)
№ 5 Menachem Witztum
4th-5th Prize TT-185 SuperProblem, 2017
white Pc2c3b5 Rf3g5 Kh5 black Pc7d7f4g3h2a4b2a3 Qa2 Ba1b3 Rb1c1 Kh1
h#2b) Kh1 -> d8(6+14)
№ 6 Ofer Comay
1st Prize Israeli Ring Ty, 2014
white Bd8 Rg7 Pd5d4g4b3 Kf1 black Bf6b1 Rd7c2 Se1a3 Qb2d1 Kc1 Pd2d3
h#32.1..(7+11)

№ 4
a) 1.Bd3-f5 {(Re5?)} Sg5-f3 2.Re3-e5 Qg4-d4 #{,} b) wPc2 1.Re3-f3 {(Be2?)} Qg4-a4 2.Bd3-e2 Sg5-e4 #

№ 5
a) 1.Rc1*c2 Rg5*g3 2.Rb1-f1 Rf3*f1 #{,} b) bKh1-->d8 1.Bb3*c2 Rf3-e3 2.Qa2-g8 Rg5*g8 #

№ 6
1.Rd7-c7 Rg7*c7{!} 2.Qb2*b3 Bd8-e7 3.Qb3*d5 Be7*a3 #{,}1.Bf6-g5 Bd8*g5{!} 2.Qd1*g4 Rg7-e7 3.Qg4*d4 Re7*e1 #

Решение задачи № 5 вполне очевидно, а главное заключается в двух удивительных ложных следах. В первой фазе ложный след 1.♗xc2 ♖gxg3 2.♗d1 ♖f1# не проходит из-за связывания ♖f3. Во второй фазе - другой ложный след: 1.♖d1 ♖e3 2.♖d5 ♖g8#, который не проходит из-за связывания ♖g5. Эти ложные следы и составляют главное содержание данной задачи; если сконцентрироваться только на решении (действительной игре), то можно упустить центральную идею. Обозначенные ложные следы не есть лишь антидуальный выбор, описанный выше. Здесь эти следы представляют новые полновесные (соответствующие длине задания) пути решения задачи, отличающиеся от действительной игры. Я считаю, что такие ложные следы относятся к увлекательной, богатой возможностями области, которая еще не была глубоко исследована.

Очень интересная разновидность множественного выбора называется убежище (hideaway). Этот эффект происходит, когда одна сторона должна избавиться от определенной фигуры, и только один ее ход решает, а другие препятствуют выполнению задания.

В задаче № 6 все ходы черных - убежище; почти все содержание этой задачи вращается вокруг вопроса: почему из нескольких возможных ходов черным нужно выбрать один конкретный? Черные с радостью сняли бы с доски ♖d7, если бы могли. Но поскольку ладья на доске, то черные должны найти место, куда ее поставить. 1.♖xg7/♖f7/♖e7 препятствует первому ходу белых. 1.♖xd8 препятствует второму ходу белых; 1.♖xd5 препятствует третьему ходу черных; 1.♖d6 препятствует матующему ходу, а 1.♖b7/a7 защищает от мата. Изучение причин выбора хода 1.♗f6 во втором решении обнаруживает полное соответствие в избегании негативных эффектов с первым решением. Обратите внимание, что в данной задаче попытки 1.♖xd5? и 1.♗xd4? являются в то же время и предвидением, т.е. комбинированным элементом - концепция, которая будет изложена немного ниже. Дополнительный элемент здесь белый псевдо-Гримшоу на e7, как составная часть антидуального выбора, определяющего порядок ходов белых.

• Предвидение

В практической игре нам доставляет удовольствие, когда игрок делает ход, смысл которого выясняется только после нескольких ходов. В задачах с кооперативной игрой немало таких тем, где причина конкретного хода раскрывается только на более поздних этапах решения: дальнее блокирование, предварительное перекрытие линии, засада и т.п.

Задача № 7 демонстрирует предварительное перекрытие линии: вступительным ходом черные перекрывают линию, которая уже перекрыта. Они делают это, потому что изначально перекрытая линия откроется в дальнейшем. Белые на втором ходу также перекрывают уже перекрытую линию. В задаче № 8 после хода белого короля (убежище) происходит засада: белая фигура встает на изначально закрытую линию, которая становится открытой только после ухода с нее двух фигур.

№ 7 Jean Haymann & Shaul Shamir
7th-8th Place WCCT 2016-17
white Bc8 Sb6d6 Kc4 black Ka3 Pc2e3f3c5c6e7 Sd4d5 Rh4g5 Qf7 Bh8
h#3b) Sd6 -> c1(4+13)
№ 8 Mark Erenburg
1st Prize Tel Aviv 2019
white Kc7 Bb6 Re7 Pe3b3 black Ra8f6 Sc8 Bd2b5 Ke2 Pf2h2h3e6d6c2
h#32.1..(5+12)
№ 9 Ofer Comay
1st Prize Israeli Ring Ty 1990
black Pe6d2 Bc8c7 Sd1 Rf1f4 Qh2 Kg6 white Pe3e4 Re5 Kb4
h#4b) wRe5 = wBe5(4+9)

№ 7
a) 1.Sd5-f6 +{!} Kc4-c3 2.Qf7-a2 Bc8-g4{!} 3.Sd4-b3 Sd6-c4 #{,} b) wSd6-->c1 1.Sd4-f5 +{!} Kc4*c5 2.Rh4-a4 Bc8-e6{!} 3.Sd5-b4 Sb6-c4 #

№ 8
1.Ke2-d3 Kc7-d8 2.Kd3-c3 Re7-b7{!} 3.Bb5-d3 Bb6-d4 #{,} 1.Ke2-f3 Kc7-b7 2.Kf3-g3 Bb6-d8{!} 3.Rf6-f3 Re7-g7 #

№ 9
a) 1.Kg6-f6 Re5-a5{!} 2.Rf4*e4 + Kb4-c5 3.Kf6-e5 Ra5-b5 4.Rf1-f6 Kc5-c6 #{,} b) wBe5 1.Sd1*e3 Be5-a1{!} 2.Bc7-d6 + Kb4-c3 3.Kg6-f6 Ba1-b2 4.Kf6-e5 Kc3-d3 #

ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Всякий раз, когда в процессе решения происходит что-то неожиданное, возникает парадоксальный элемент, например, когда черные бьют белую фигуру в задаче на коопмат. Почему это парадокс? Потому что, очевидно, взятие белой фигуры ослабляет матующую сторону, то есть как бы препятствует достижению общей цели – дать мат черному королю.

Парадоксы также можно разделить на несколько типов: парадокс времени, парадокс материала, парадокс пространства, построение и разрушение. Есть и другие типы, например, шах белому королю. На мой взгляд, парадоксальные элементы являются драгоценными камнями в короне шахматной композиции в целом и в коопматах, в частности.

• Парадокс времени

По сути, время (число ходов в задании) является критическим фактором при решении задачи. Большинство двухходовых коопматов имели бы множество легких решений, если бы к решению приводили всего лишь три полухода. Поэтому ход, тратящий (теряющий) темп, парадоксален: соответствующей стороне не только не требуется дополнительного времени (темпа), но ей еще нужно сделать этот ход осторожно, чтобы не нарушить собственных планов.

Примеры парадокса времени: цугцванг, темпоход/выжидательный ход, возврат (switchback), круиз (Rundlauf), зигзаг (когда фигура может пойти на определенное поле сразу, но она сначала ходит на другое - промежуточное - поле и лишь позже на конечный пункт своего назначения).

В задаче№ 9 имеются попытки: 1.♖b5!? и (в близнеце) 1.♗b2!? – которые не проходят по причине цугцванга, возникающего после третьего хода черных.

№ 10 Ofer Comay
1st Prize Sabra 2003 (v)
white Rd8e1 Bc7c4 Qf1 Pg2f3 Ke8 black Pf4c5 Ba5f5 Sh5 Kf6
h#22.1..(8+6)
№ 11 Ofer Comay
6th Com The Problemist 2010
white Rc7 Kg3 Qh8 Sc4d4 Pa4f2 black Ba6d8 Qe1 Pe2b2c5f5 Sc2e5 Kc3 Ra3
h#2b) Kg3 -> a5 (7+11)
№ 12 Ofer Comay
2nd Prize Tzuica 2016
white Ph6e7 Qe8 Se6c5 Bc4 Rf5b8 Kc8 black Kh5 Bh3f6 Pg6g5b4a2 Rc1h7
hs#4b) Kh5 -> a1(9+9)

№ 10
1.Ba5*c7{!} Re1-e5 2.Kf6*e5{!} Qf1-a1 #{,} 1.Ba5*e1{!} Bc4-e6 2.Kf6*e6{!} Qf1-a6 #

№ 11
a) 1.Se5*c4{!} Rc7-d7 2.Kc3-d2 +{!} Sd4-b3 #{,} b) wKg3-->a5 1.c5*d4{!} Qh8-g8 2.Kc3-b3 +{!} Sc4-d2 #

№ 12
a) 1.Rf5-f1{!!} Bh3*e6 + 2.Qe8-d7 Be6*c4 3.e7-e8=S Bc4*f1 4.Qd7-h3 + Bf1*h3 #{,} b) bKh5-->a1 1.Bc4-f1{!!} Rc1*c5 + 2.Qe8-c6 Rc5*f5 3.e7-e8=R Rf5*f1 4.Qc6-c1 + Rf1*c1 #

• Парадокс материала

Чтобы построить матовую сеть для черного короля, обычно стараются использовать всю силу белой армии. Когда белая фигура бьется или белые осуществляют слабое превращение, совокупная сила белых уменьшается, что и создает парадокс. Примеры парадокса материала: взятие белой фигуры в коопматах, взятие белой и/или черной фигуры в кооперативно-обрантых матах, Зилахи, слабые белые превращения в коопматах, слабые белые и/или черные превращения в кооперативно-обрантых матах, превращение в сказочную фигуру.

В задаче (№ 10) черные каждым ходом бьют белые фигуры.

• Построение и разрушение

Когда одна сторона нарушает (разрушает) конструкцию, которая, как кажется, установлена чтобы матовать, возникает парадокс. Порой в процессе решения выполняется разрушение и последующее построение (воссоздание) одного и того же элемента. Например, закрытие линии и ее последующее открытие, связывание - развязывание, разрушение изначально заготовленной матовой позиции, разрушение батареи, феникс (взятие фигуры и ее последующее восстановление посредством превращения пешки). В задаче № 11 стоят две замаскированные белые батареи, нацеленные на черного короля; первый ход черных разрушает одну батарею, а на втором ходу черный король уходит с линии действия другой батареи.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Вот мы и подошли к четвертому наиболее привлекательному семейству элементов.

Внимательно изучив предыдущие три задачи, можно заметить, что художественное впечатление возникает не только из-за наличия парадоксов, но также вследствие интеграции в одной и той же задаче других упомянутых в статье привлекательных элементов. В задаче № 9 впечатление от цугцванговой попытки усилено сочетанием с элементом предвидения: цугцванг возникает не сразу, а только после третьего хода черных. В задаче № 10 пассивное взятие одной белой фигуры сочетается с активной жертвой другой фигуры, мотивированной необходимостью выполнить убежище. Задача № 11 сочетает в себе разрушение белых батарей и тему Зилахи.

№ 13 Ofer Comay
3rd HM, TT Crete 2010
white Qh8 Bg8 Rf8 Ph7g7d6 Ke5 black Kd2 Se1h3 Pf2g3a4b5d7g6 Bf3e3 Rc4
h#3b) Be3 -> g5(7+12)
№ 14 Ofer Comay
Variantim 2019
white Kb1 Ba2f1d1d3h3g4h5f5g6e6f7g8e8d7c6a4a6c2h7 Pb3c4d5e4f3e2h2 BLb7c8b5g2 black Ka5 Pe3f4e5d6c5b4
h#19.5Bishop Lions(31+7)
№ 15 Ofer Comay
3rd Prize The Problemist 2018
white Bc8 Rh8 Pf7e2h2c6g4g5 Ke5 black Qf8 Bg7 Pa3c2d2g2 Ra2g1 Sa1b1 Kc1
h#3.52 solutions(9+11)

№ 13
a) 1.Bf3-g4 Rf8-f3{!!} 2.Kd2-e2 Bg8*c4 + 3.Ke2*f3 Qh8-a8 #{,} b) bBe3-->g5 1.Rc4-b4 Bg8-c4{!!} 2.Kd2-c3 Rf8*f3 + 3.Kc3*c4 Qh8-c8 #

№ 14
1...Kb1-a1{!} 2.Ka5-b6 Bc2-b1 3.Kb6-a7 Bd3-c2 4.Ka7-a8 BLb5-d3 5.Ka8-b8 Bc6-b5 6.Kb8-c7 Bd7-c6 7.Kc7-d8 Be6-d7 8.Kd8-e7 Bf5-e6 9.Ke7-f6 Bg4-f5 10.Kf6-g5 Bh3-g4 11.Kg5-h4 h2-h3 12.Kh4-g3 h3-h4 13.Kg3-h2 Bg4-h3 14.Kh2-h1{!} Bh5-g4 15.Kh1-g1 h4-h5 16.Kg1-f2 h5-h6 17.Kf2-e1 Bg6-h5 18.Ke1-d2 Bh7-g6 19.Kd2-c3 h6-h7 20.Kc3-d4 h7-h8=BL #

№ 15
1...Ke5-e4 2.Qf8*h8{!!} f7-f8=R{!!} 3.Kc1-d1 Rf8-f1 + 4.Kd1*e2 Bc8-a6 #{,} 1...Ke5-d5 2.Qf8*c8{!!} f7-f8=B{!!} 3.Kc1-b2 Bf8*a3 + 4.Kb2-c3 Rh8-h3 #

Сочетание таких элементов в одной задаче весьма притягательно и отвечает моему вкусу, особенно если несколько элементов из разных семейств объединены в одном ходе. Интеграция нескольких элегантных элементов в одном конкретном ходе сродни кульминации в развитии сюжета художественного произведения, когда весь замысел задачи призван высветить некую высшую точку.

В задаче № 12 первый ход белых (1.♖f1!! или 1.♗f1!!) - убежище в форме активной жертвы, которая принимается черными только на третьем ходу. Таким образом, в одном ходе представлены элементы трех семейств: элементы нетривиальности (множественный выбор и предвидение), парадоксальные элементы (парадокс материала) и комбинированные элементы. Черный круиз (Rundlauf) - разновидность парадокса времени - также представляет собой привлекательный визуальный элемент, который дополняет тем самым художественную экспрессию присовокуплением еще двух элементов, принадлежащим к двум разным семействам.

Центральный пункт задачи № 13 появляется на первом ходу белых (1…♖f3!! и в близнеце: 1…♗c4!!). Этот ход сочетает в себе эффект Умнова (визуальный элемент), убежище (множественный выбор) и жертву белой фигуры (парадокс материала) - жертву, которая принимается черными лишь на последнем их ходу (предвидение). Таким образом, в одном ходе объединены элементы четырех семейств.

В задаче № 14, с которой справятся только отважные натуры, есть 4 сказочные фигуры слон-лев (bishop-lion), которые ходят как слон, но должны перепрыгнуть через какую-то фигуру на каком-нибудь ходу. Идея - ходы во все 4 угла - визуальный элемент. В этих ходах имеется и дополнительный элемент: ход 1…♔a1! сочетает в себе предвидение и убежище (1…♔b2? ♔c1?). Ходы 4.♔a8! и 14.♔h1! - предвидение и парадокс времени (потеря темпа), а ход 20…e8=BL# - превращение в сказочную фигуру, что считается наиболее слабым превращением (парадокс материала).

В последней задаче из подборки (№ 15) есть два примечательных момента. После 1…♔e4 ход 2.♕xh8!! объединяет в себе убежище и взятие белой фигуры (проходит тема Зилахи). Белые отвечают ходом 3.f8=♖!!, сочетающим в себе слабое превращение (парадокс материала), выбор которого станет ясным позднее (предвидение) и феникс (разрушение и построение). Во втором решении после 1…♔d5 те же самые элементы возникают, соответственно, при 2.♕xc8!! f8=♗!!

Полагаю, многие композиторы не уделяют особого внимания представленным мною идеям, потому что, как я сказал в начале данной статьи, все это опирается на мой личный, субъективный вкус, не обсуждаемый в композиторских кругах. Думаю, мой опыт шахматного игрока, склонного к далеко просчитанным жертвам, как наиболее красивым комбинациям в шахматной игре, оказал влияние на мой нынешний вкус в составлении. Даже в настоящее время я ищу ход, в котором содержатся парадоксальные элементы с дальним предвидением как наиболее желанное достижение в любой шахматной задаче, включая задачи на кооперативный мат.

Тем не менее, я надеюсь, что какие-то читатели согласятся с этими идеями, и что иных мне удалось подтолкнуть к новым мыслям, представив свой взгляд на оценку коопматов и получив от этого удовольствие.

Наконец, я хочу поблагодарить Амацию Авни за английский перевод.


Опубликовано на Superproblem.ru: 5 мая 2020

КОММЕНТАРИИ посетителей
comments powered by HyperComments