«Двойное перестроение двух фигур на одной линии»
авторы: Златко Михайлоски и Зоран Гавриловски
Обширное исследование тем Класинца, Рэма и других линейных тем в многоходовых коопматах было недавно дополнено еще одной линейной комбинацией. Ее суть заключается во взаимном изменении положения двух белых (или черных) фигур на разных сторонах одной и той же линии, которое немного напоминает детскую игру “Чехарда”.
Автор двенадцати задач, приведенных в данной статье, определяет эту комбинацию или (новую?) тему следующим образом: две фигуры одного цвета стоят на какой-либо линии шахматной доски. А - передняя фигура, и B - задняя фигура в определенном направлении. Они меняют свои позиции так, что 1) А становится задней фигурой, а B становится передней фигурой; и затем снова - 2) А опять становится передней фигурой, а B - задней.
Ниже мы приводим 14 задач, демонстрирующих эту тему. Тринадцать из них представлены в порядке возрастания силы тематических фигур (пешка, конь, слон, ладья и ферзь) и в завершении статьи приведен двухцветный пример темы.
|
|
|
I ) ♙ и ♔
Задача № 1 показывает двойное перестроение белой пешки и белого короля. Фигура, ближайшая к направлению движения обеих тематических фигур по линии 'c', является передней фигурой (белая пешка после хода 1...dxc3), а белый король - задняя фигура. Белый король становится передней фигурой в два хода (2...Kb3 3...Kc4), а затем белая пешка возвращается на переднюю позицию на тематической линии 'c' (4...cxd4 5...dxc5#).
II ) ♘ и ♔
В задаче № 2 двойное перестроение происходит на 7-й горизонтали: белый король - передняя фигура на линии h7-e7, а белый конь - задняя; на втором ходу белых конь становится перед королем; непосредственно перед финальной позицией белый король вновь становится передней фигурой (4...Ke7).
Минимальная малютка (Tanagra), обозначенная в данной статье под № 3, - наиболее экономичное исполнение темы. Тематическое перестроение здесь происходит на линии h4-d8.
|
|
|
III ) ♗ и ♔
Задача № 4 показывает перестроение белого короля и белого слона (это наиболее часто используемые тематические фигуры) на тематической линии c2-g6 с белым слоном, стоящим впереди короля; но после 3....Ke4 белый король становится передней фигурой. После забавной игры а-ля Бристоль в исполнении черного и белого слонов и после размашистой игры черного ферзя (5.Qa3!) белый слон, играя на поле g6, опять становится передней фигурой на тематической линии (перед движением по этой линии в обратном направлении чтобы дать мат).
Тематичность задачи № 5 спорна, поскольку до прибытия белого короля на другую сторону диагонали g1-d4 (5...Ke3) белый слон уже покинул эту линию (4...Be1). Вне зависимости от решения вопроса тематичности, эта задача примечательна идеальным матом и круизом (round-trip) белого слона - не случайно судья конкурса отметил высокую технику составления автора.
У задачи № 6 очень богатое содержание: в дополнение к выражению темы (в игре белого короля и белого слона), разрабатываемой в данной статье, белый и черный слоны выполняют также тему Рэма, а белый слон после критического первого хода завершает круиз (round-trip) на последнем ходу.
|
|
|
В задаче № 7 белый король становится передней фигурой на 4-м ходу; белый слон после критического первого хода и круиза ( round-trip ) опять становится передней фигурой (6...Bxb5#).
В следующей задаче (№ 8) передней фигурой является белый король. Белый слон становится передней фигурой после 3...Be5, чтобы позволить белому королю совершить проход и отыграть свою тематическую часть. Черные ладьи играют на бристольский манер по 5-й горизонтали и по вертикали 'a'.
Тасковая задача № 9 удваивает тему на второй горизонтали.
|
|
|
IV ) ♖ (♜) и ♔ (♚)
Единственный пример двойного перестроения в форме двух решений - задача № 10. Обратите внимание, как эффективно взаимодействуют белые и черные фигуры, чтобы определить выбор и порядок ходов. Некоторые интересные тактические детали (такие как прибытие фигур на освободившиеся поля) украшают эту интересную задачу.
} 1...Rf2-d2 2.Re5-c5{!} Kd1-e2 3.Ke7-d6 Ke2-d3 4.Kd6-d5 Rd2-f2{!} 5.Rc2-e2{!} Rf2*f4 6.Re2-e5 Rf4*d4 # {(line d1-d4)}
Рокировка как особый тип перестроения
Следующие две задачи представляют собой особый тип темы, поскольку первая часть тематического перестроения выполнена посредством рокировки.
Задача № 11 - самый старый известный нам пример заявленной темы; это единственный пример с черными тематическими фигурами, а также самый короткий. Ладья h8 и король e8 используют один полуход чтобы перестроиться на противоположные стороны тематической линии и затем черная ладья посредством круиза (round-trip) возвращается на свою исходную позицию.
В задаче№ 12 после рокировки белая ладья на манер круиза (round-trip) возвращается на исходную позицию, становясь задней батарейной фигурой.
V ) ♕ и ♔
№ 13 Zlatko Mihajloski The Macedonian Problemist № 46, 2015 |
№ 13 - единственная в данной статье задача, в которой тема реализована с использованием самой сильной белой фигуры (которая возвращается на поле e4 треугольным маневром). Само собой разумеется, что ввиду силы белого ферзя, было бы чересчур требовать от композитора выполнения тематической комбинации в более экономной позиции и с правильным матом. 1...Qe4-e2{!} 2.Bd4-f6 Ke1-f2 3.Qe7-d6 Kf2-e3 4.Kd7-e6 Qe2*d3{[Qxf3?]} 5.Ke6-e5 Qd3-e4 #
| ||
white Qe4 Ke1
black Bd4g2 Kd7 Qe7 Pc3c2d3f3 Sb6 Rd2 | |||
h#4.5 | (2+10) |
VI ) ♗ и ♝
№ 14 F. Abdurahmanović & Z. Mihajloski 1st Prize, StrateGems 2011 |
Парадокс перестроения усиливается, если обе однотипные тематические фигуры могут двигаться по тематической линии, но по какой-то причине необходимо перестроить их дважды. В данной статье № 14 - единственная задача с двойным перестроением фигур разного цвета и без белого или черного короля в качестве тематической фигуры. Судья Кристер Юнссон прокомментировал эту задачу так: “Чистый победитель. Сначала белый слон обходит вокруг черного слона (Ba3-Bd6-Bxe5). Потом, черный слон совершает аналогичный маневр (Bb4-Bf8-Bg7). Блестящий геометрический спектакль!”. 1...Bb2-a3{!} 2.Sc5-d7 Ba3-d6 3.Sd7-f6 Bd6*e5 4.Bc3-b4 + Ke3-f4 5.Bb4-f8 Kf4-g5 6.Bf8-g7 Kg5-g6 7.Sf6-g8 Be5*g7 #{(model mate)}
| ||
white Ke3 Bb2
black Bc3 Kh8 Qg2 Pe6e5e4 Sc5g3 Rb3 | |||
h#6.5 | (2+9) |
Примеры из настоящей статьи иллюстрируют лишь некоторые возможности двойного перестроения фигур на одной линии. Несмотря на то, что в наше время трудно найти что-то новое в сверхисследованной области многоходовых коопматов, вышеупомянутый творческий опус вносит вклад в теорию и практику шахматной композиции путем систематического представления предложенной идеи (темы) в органической связи с типичными мотивами жанра.
Мы просим проблемистов высказать свои мнения относительно того, может ли рассматриваться разработанная в этой статье линейная комбинация в качестве отдельной темы, и может ли она быть названа темой Михайлоски. Приглашаем также к составлению новых тематических примеров, включая задействование черных фигур в качестве тематических, удвоение или сочетание предложенной идеи с другими темами. Мы работаем над написанием новой статьи, в которой могут быть опубликованы ваши оригинальные произведения. Комментарии и/или оригинальные задачи направляйте Зорану Гавриловскому на эл. почту (mprobl@yahoo.com).
Опубликовано на сайте superproblem.ru 28 ноября 2015