Григорий Попов
Тема ТУРАНО или СЛЕД В СЛЕД
6 ноября 2014 г в трагикомедии Последнее танго была представлена такая задача -
k7/3p4/1K1p4/6R1/8/pb6/1p6/8
#10 10+9
6. Rd5 zz
Rf5 7.
Re5 zz
Rg5 8. Rf5 zz
. R:g6
9.
Rh5+
Rh6
10.
R:h6#
- жалко Турано...
Возникает вопрос - а какая тема здесь реализована?! Напрашивается, что это тема Лошинского(тема магнита), когда белая фигура преследует чёрную фигуру, становясь на соседнее с ней поле. Но решение задачи удовлетворяет также и теме Умнова - белая ладья здесь трижды ходит на поле, только что покинутое чёрной ладьёй. И можно считать, что здесь присутствует множественный эффект "ушёл-пришёл".
Более того. В формулировках упомянутых тем ничего не сказано про "чёрный" магнит и "чёрный" Умнов.
А здесь на 4-м ходу чёрная ладья ходит на только что покинутое белой ладьёй поле d5 и становится рядом с ней, белой ладьёй.
"Раскопки" в базе YACPDB по ключевому слову "Umnov" не выявили похожих композиций.
А по ключевому слову "Loshinski magnet" нашлись 2 таких этюда -
Владимир
Корольков, Шахматы в СССР 1947,
Honorable Mention
8/8/1p6/8/1pK5/kP5p/Pr3RR1/8/
+
5+5
1. Rh2 Rd2 2. Kb5 Re2 3. Ka6 b5 4. Ka5 Rd2 5. Re2 Rc2 6. Rd2 Rb2 7. Rc2 Rxc2 8. Rxc2 h2 9. Rc1 с выигрышем
Здесь свой ТУРАНО b2 исполняет с ДАМОЙ f2 танго, пытаясь спасти своего ДОНА ПАТЕЙРО, но тоже гибнет...
Главная идея реализована также с помощью ладей и этот этюд является наверное частичным предшественником #10.
Михаил Зинар подсказал, что в этюдах это называется фронтальное преследование. И этюдов таких довольно много.
Вот более ранний этюд, с такой же идеей.
Т. Горгиев, "Шахматы в СССР", 1937
8/8/6p1/6P1/4r1PK/p5pB/p1R3Pk/R7
+ 7+6
1. Rc1 Re1 2. Rd1 Rf1 3. Re1 Rg1 4. Rf1 R:f1 5. R:f1 a1Q 6. R:a1 a2 7. R:a2 R:f1 с выигрышем
Нашлось и слоновье "танго".
Исаак Бирбрагер, Československý šach, Oct 1954, 2nd Prize, Problem Ty Praha
88/2p88/2p2p1p/2p5/2p5/2p4n/8/4pp1N/2K1kb1R
+
6+6
1. b7 g4+ 2. Kg3 Be3 3. Bf2 Bd4 4. Be3 Bc5 5. Bd4 Bb6 6. Bc5 Ba7 7. Bb6 Bb8+ 8. Kf2 Bg3+ 9. Kf1 с выигрышем
В этих этюдах, как и в #10, кроме задекларированной темы магнита, есть и тема Умнова и "пришёл-ушёл".
В многоходовом жанре не удалось найти подходящих примеров. Есть много задач, в которых одноимённые фигуры(чаще слоны) движутся параллельно друг другу. Но это без темы Умнова.
(например здесь чёрный слон параллельно белому слону движется первые 3 хода).
Наверное это неправильно, когда одно и тоже решение можно классифицировать по разному. Это приводит к путанице в поискам по базам, ошибкам в судействе. Абсолютно схожие по идее композиции могут оказаться в разных группах по темах.
Для таких последовательных движений одноимённых разноцветных фигур нужно какое-то своё определение.
Чтобы не было путаницы и неопределённости предлагается новая тема - ТЕМА ТУРАНО. В честь главного героя трагикомедии "ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО".
"Танцор ТУРАНО, словно
приведенье.
Он приглашает к танго и манит...
"УШЁЛ - ПРИШЁЛ" всего лишь на мгновенье,
Но захватил нас танцем, как "МАГНИТ""
(Ж.Л.)
Если посерьёзнее, то можно называть такую тему СЛЕД В СЛЕД.
Формулировка темы такая -.
В многоходовой задаче или этюде участвуют 2 разноцветные одноимённые фигуры - "ведущая" и "ведомая".
"Ведомая" фигура ходит только по следу "ведущей" фигуры, занимая покинутое поле за один ход.
В ходе решения возможна перемена ролей - "ведомая" фигура становится "ведущей", а "ведущая" фигура "ведомой".
В композиции суммарно тема должна быть выполнена последовательно не менее двух раз.
В приведенной #10 тема СЛЕД в СЛЕД выполнена четырежды. На 4-м ходу белая ладья "ведущая"фигура, а чёрная ладья "ведомая".
А на 6-7-8 ходах роли поменялись.
В отличие от темы Умнова, в формулировке нет требования занять покинутое поле следующим же ходом. Можно вставлять промежуточные ходы, примерно как в эксцельсиоре, где не все хода решения должны быть только тематической пешкой.
В отличие от темы Лошинского, не обязательно, чтобы фигуры становились рядышком. Главное, чтобы ходили по следу друг друга.
Тематичные пары - кони, слоны, ладьи, ферзи. С королями не получится - "ведомый" король одним ходом не может пойти на покинутое поле "ведущего" короля.
Тематические фигуры, двигаясь по следу друг друга, могут описывать разные фигуры, а не только двигаться по прямой.
Интересно бы реализовать 2 разноцветные замкнутые фигуры (rundlauf)- "след в след"...
Наверняка по этой теме можно придумать много интересных композиций.
При работе над #10 были получены ещё такие позиции. Вначале была схема с запатованным чёрным королём на h6-
Григорий Попов, SuperProblem, 9/11/2014
K7/8/p7/8/p1p5/pkPp4/R2Q4/8
#6
8+81. Rcb3(2. K:d3) Re3
2. Rd3 zz Rf3 3. Re3 zz Rg3 4. Rf3 zz R:g4 5. Rh3+ Rh4 6. R:h4#; 4. ... R:f3 5. R:f3 a3 6. Rh3#
8/6pp/5prk/5Pp1/p5P1/RR1r4/P2B3P/K7
#8
8+81. Rc3 zz Re3 2. Bc1 zz Rd3
3. Kb1 zz Re3 4. Rd3 zz Rf3 5. Re3 zz Rg3 6. Rf3 zz R:g4 7. Rh3+ Rh4 8. R:h4#;
Но "улов" в этой схеме был небольшой и пришлось всё сдвигать, вводить в игру белого слона, для связки пешки g7 -
Григорий Попов, SuperProblem, 9/11/2014
5brk/4p1p1/p3P1P1/RR1r4/P6P/6P1/8/K1B5
#9 9+71. Rc5 Rg5(2…. R:g6) 2. Bb2 Rf5, Re5(3…. Rf1+, Re1+) 3. Ka2 Rd5 zz 4. g4 zz Re5 5. Rd5 zz Rg5 6. Re5 zz Rg5
7. Rf5 zz
R:g6
8.
Rh5+
Rh6
9. R:h6#
Здесь уже просматриваются контуры #
10 из "Последнего танго"Можно достичь и четырёхкратного ладейного воплощения "след в след" -
Григорий Попов, SuperProblem, 9/11/2014
5brk/4p1p1/p3P1P1/RRrq4/P6P/1Q6/KB6/8
#7 9+8
1. Q:d5
R:d5
Конечно, первый ход груб, другого не нашлось. Но по сути это обычный размен ферзей.
Во всех показанных выше позициях одна и та же игра и финал, разные только вступления. Но любопытна такая позиция -
Григорий Попов, SuperProblem, 9/11/2014
5brk/4p1p1/p3P1P1/R1R3r1/P2B4/3P4/3P2P1/6K1
#11 10+7
1. Kh1
Re5
2. Kh2
Rg5
3. g3
Re5 4. Kh3
Rg5 5. g4
Re5 6. Kh4
Rg5 7. Rcb5 Rf5 8. Rb1 R:a5 9. Rh1 Rd5 10. Kg3+
Rh5 11. R:h5#;
9. ... Rh5+ 10. K:h5 a5 11. Kg5#
Как видите, в результате небольшой трансформации получается задача с решением уже не по предложенной теме.
По 5-й линии не удаётся пробиться к чёрному королю и поэтому белый король, с помощью пешки g2, систематическим движением, освобождает от себя вертикаль H, для атаки ладьи. Жаль, не нашлось ещё одного хорошего вступительного хода, чтобы чёрная ладья приходила на g5, а не стояла бы там сразу.
(ТУРАНО здесь удаётся расправиться с первой ДАМОЙ - (Ra5), а вторая ДАМА "огородами" добирается до ДОНА ПАТЕЙРО)****************************
Сергей Абраменко прислал такой вариант преследования чёрной ладьи белой -
Cергей
Абраменко,
ShessStar, 2014
8/8/N1p5/1pP3PK/kP5p/3r2RR/1Pp4P/2N5
#5 10+6
1.Rf3?
1...Rc3 2.Rd3 Rb3 3.Rc3
R:c3 4.R:c3 h3 5.Ra3#;
1...Re3! zz
1.Re3! zz Rc3 2.Rd3!zz Rb3 3.Rc3! zz
R:c3 4.R:c3 h3 5.Ra3#
Михаил Костылев предложил такую версию этой задачи -
8/8/N1p5/1pP3PK/kP5p/3r2RR/1Pp4P/2N5
#6 10+5
1.Bf8! zz Rd3
2.Re3!zz Rc3
3.Rd3!zz Rb3 4.Rc3! zz
R:c3 5.R:c3 h3 6.Ra3#
Сергей Абраменко также напомнил, что такое преследование слонов очень популярно в обратных матах.
Самая первая задача с такой идеей опубликована 122 года назад.
То есть ещё до рождения Умнова и Лошинского создавались произведения с их темами.
Поэтому правильнее назвать такое движение прямолинейных фигур темой Турано.
Gustav Von Broecker, London Chess Fortnightly, 1892
S#
kb4R1/1b6/P7/8/8/7p/6BP/6BK
1. Rc8? Be4! 1. Rd8? Bd5!
1. Re8? Bc6!
1. Rf8! Bc6 2. Re8! Bd5 3. Rd8! Be4 4. Rc8! Bf3 5.
Rh8!! Be4
Здесь вначале идёт противоборство белой ладьи и чёрного слона
6. Bf3 Bd5 7. Be4 Bc6 8. Bd5 Bb7 9. Bc6 B:c6#
и в конце белый слон преследует чёрного "по пятам".
И в дальнейшем создавались обратные маты с противоборствами слонов. Например -
А.Zlatanov,
«ЮК В.Забунова», 1983
№594
S#8
3B4/b7/8/8/6Q1/3Np2p/4P2p/5k1K
1. Be7? Bb6 2. Bd6 Bc7!;
1. Bf6? Bc5 2. Be5 Bd6
1. Bg5? Bd4 2. Bf4 Be5
Здесь на 3-6 ходах идёт оттеснение чёрного слона, чтобы потом побить на h2.
Если Вам известны подобные композиции, то присылайте для публикации в этой статье.
Благодарность Сергею Абраменко, Михаилу Костылеву, Михаилу Зинару
Григорий Попов popovgl@pochta.ru
9 ноября, 7,10, 28 декабря 2014 г
comments powered by HyperComments