Final Award in Quick Composing TT-151 | Окончательные итоги блицконкурса TT-151
Bicolor Duplex Zilahi | Двуцветный дуплексный Зилахи
Theme | Тема
The helpmate problem has a twin “duplex” which associated with it as follows:
- white phase: mate by white piece A, capture of black piece B (herewith capture of piece B may be perform by piece A or by another piece);
- black phase: mate by black piece B, capture of white piece A (herewith capture of piece A may be perform by piece B or by another piece).
All types of twins are allowed if twins are thematic. Multi-solution form are allowed, but the number of solutions in black phase must be equal to the number of solutions in white phase.
Задача на кооперативный мат имеет близнец «дуплекс», который связан с ней эффектом «двуцветного дуплексного Зилахи»:
- белая фаза: мат белой фигурой А, взятие черной фигуры Б (при этом взятие фигуры Б не обязательно выполняется фигурой А);
- черная фаза: мат черной фигурой Б, взятие белой фигуры А (при этом взятие фигуры А не обязательно выполняется фигурой Б).
Разрешены близнецы любого типа, если они тематичны. Форма нескольких решений разрешена, но количество решений в белой и черной фазах должно совпадать.
54 entries were received from 28 authors representing 13 countries | На конкурс поступило 54 композиции от 28 авторов из 13 стран
RU <-> EN
На конкурс было прислано 54 задачи (среди которых – 7 миниатюр). Больше половины (37 из 54) – это h#2, а также: 9 – h#3.5-n, 7 – h#2.5-3 и 1 – h#1.5. С учетом качества и количества поступивших задач, я решил не делить присуждение на несколько частей, поскольку уровень конкурса считаю чуть ниже среднего. Наряду с довольно качественными задачами (сложный замысел, интересная и однородная игра, хорошая загрузка фигур и т. д.), встречались и задачи менее качественные (неоднородная, симметричная или слишком простая игра, наличие большого количества технических фигур и т. д.).
Несколько общих слов о критериях оценки, которыми я руководствовался при присуждении:
1) составление задач с дуплексом – довольно сложное дело для задач как на прямой, так и на кооперативный мат. Но в последнем случае сложность многократно увеличивается за счет того, что обычное для коопмата требование к участию в игре всех белых фигур теперь переносится и на черные фигуры, поскольку появляется черная фаза. И при этом, разумеется, решения белой и черной фаз должны быть хорошо объединены между собой какой-либо общей идеей, дабы не создалось впечатления, что автор просто решил «до кучи» к привычной белой фазе «прикрутить» черную, случайно заметив, что в ней столько же решений, сколько и в белой. Поэтому из присланных на этот конкурс задач, мною не были отмечены произведения со слишком неоднородной и никак не связанной игрой в фазах. Особенно строго с этой точки зрения я оценивал h#2 – для этого поджанра малейшая неоднородность в игре сразу бросается в глаза;
2) дуплексы в форме нескольких решений или близнецов составлять еще сложнее, поэтому я особо обращал внимание на такие задачи. Но и они для попадания в присуждение должны были иметь более или менее однородную и обязательно интересную игру во всех фазах;
3) я придерживаюсь довольно спорной точки зрения, что, в силу сложности поджанра кооперативного дуплекса, требования к загрузке фигур в общем случае могут быть смягчены, если замысел трудный или тем более тасковый. Однако во-первых, даже в случае большой трудности замысла крайне желательно участие всех белых фигур в белой фазе и всех черных фигур в черной. Во-вторых, если автору конкретной задачи удается добиться максимально возможной загрузки фигур обеих сторон во всех фазах, то это в любом случае создает потрясающее впечатление и очень сильно повышает ценность и качество задачи;
4) авторы многих присланных на этот ТТ задач повторили нюанс примера 1 из объявления, где тематические фигуры бьют друг друга на матующем ходу на одном и том же поле. Но, конечно, наличие одного лишь этого нюанса еще не гарантировало включение в присуждение – необходимо было какое либо дополнительное интересное содержание;
5) несколько авторов прислали почти однотипные пешечные многоходовые задачи с взаимными эксцельсиорами тематических белой и черной пешек, по пути забирающих друг друга. Опять же, если задача не имела других дополнительных интересных нюансов, то она не могла претендовать на отличие, хотя бы в силу наличия pdb/P1007144 – сверхминиатюры с идеальными матами.
Несколько слов о конкретных неотмеченных задачах:
- No 3 (Ke1-Ka8), No 49 (Kc8-Kd1). Идея рундлауфов белого и черного коней с их взаимным взятием уже была реализована, например в совсем недавней задаче pdb/P1284473;
- No 27 (Kf4-Ke6). Масштабный и сложный замысел с более или менее однородной и интересной игрой. Однако считаю, что два (!) превращенных слона, плохой близнец с перестановкой одной фигуры на место другой и наличие 3-4 (!) технических фигур в каждой из четырех фаз – это слишком большая плата за содержание;
- No 42 (Ka8-Kd5), No 43 (Ka8-Ke5). Задачи с «космически» сложным замыслом – AUW в четырех фазах в форме HOTF. Но, к большому сожалению, в каждой фазе (!) обеих задач есть технические фигуры, и в том числе (что особенно неприятно) в обоих близнецах с черной фазой в No 42 есть по одной черной технической фигуре, а в No 43 – даже по две;
- No 51 (Kc7-Kh1). Ненужный в белой фазе wBc2 и некоторая неоднородность игры в решениях черной фазы на втором ходу, увы, не позволили включить в присуждение эту в целом интересную по мысли четырехфазную задачу. Думаю, над задачей вполне можно и нужно поработать еще;
- No 53 (Kc8-Ke1). Полный предок фигура в фигуру – pdb/P1251134.
Я буду только рад, если авторам неотмеченных задач удастся их улучшить и/или если эти задачи получат отличия на других конкурсах.
В целом считаю, что поджанр дуплекса (кооперативного в частности) таит в себе огромный простор для творчества и множество нереализованных возможностей как в части двуцветного Зилахи, так и вообще. И потому желаю всем участникам данного ТТ в будущем реализовать эти возможности!
I have received 54 problems (including 7 miniatures). More than half of them (37 of 54) are h#2, as well as: 9 – h#3.5-n, 7 – h#2.5-3 and 1 – h#1.5. In view of quality and quantity of sent problems, I decided to not separate the award into some sections, because in my opinion a level of the tourney is slightly below average. Together with rather qualitative entries (difficult design, interesting and homogeneous play, good loading of pieces etc), there are problems of lower quality (inhomogeneous, symmetric of too simple play, many technical pieces etc).
A few general words about the evaluation criteria which I have been using during award creation:
1) the composing of problems with duplex is rather difficult both for direct mates and helpmates. But in #h the complexity increases many times in view of the usual (for h#) requirement for participation white pieces in play now also transfers to black pieces too (because black phase is added). And wherein, of course, the solutions of white and black phases should be well combined with each other a common idea (because otherwise we would seem that author just decides to “attach” a black phase to customary white phase). That is why I have not marked the problems with too inhomogeneous and unrelated play in phases. Especially strictly I estimated h#2 – in this subgenre any inhomogeneity is very noticeable at once.
2) duplexes in multisolution or twins form is even more difficult to composing – so, I particularly pay attention to such problems. But these problems should have more or less homogeneous and interesting play in all phases;
3) I hold a following controversial point of view: if the design of the problem is very complex or task then the requirements for loading of pieces in helpmate duplexes may be relaxed (in general case!). However, firstly, even in the case of great complexity of the design, it is highly desirable that all white pieces participate in white phase and all black pieces participate in black phase. And, secondly, if an author of specific problem manages to achieve maximum loading of pieces of both sides in all phases then it produces excellent impression and greatly increases a valuation and a quality of the problem in any case;
4) authors of many sent problems have repeated the nuance from Example 1 (in the announcement) where thematic pieces is captured by each other on mating move on the same square. But, naturally, just only this nuance is not yet guaranteed the inclusion in the award – the problem should have some additional interesting content;
5) some authors have sent almost identical pawn “longmover” problems with mutual excelsiors of thematic white and black pawns which captured each other “en route”. And, again, if such problem has not any other interesting nuances then it cannot qualify for an inclusion in the award – at least because of the presence of pdb/P1007144, 6-piece-problem with ideal mates.
A few general words about specific unmarked problems:
- No 3 (Ke1-Ka8), No 49 (Kc8-Kd1). The idea of mutual rundlaufs of Knights already was realized, for example in recent problem pdb/P1284473;
- No 27 (Kf4-Ke6). Widescale and complex design with more or less homogeneous play. However, I think that the two (!) promoted Bishops, the bad twin (one piece shifts to the square where another piece stands) and the presence of 3-4 (!) technical pieces in every of 4 phases – this is too big fee for the content;
- No 42 (Ka8-Kd5), No 43 (Ka8-Ke5). This is the problems with very complex design – AUW in 4 phases in HOTF form. But, unfortunately, in every (!) phase of both problems there are excess pieces, and (it is especially unpleasant) in both twins of black phase there is one excess black pieces in No 42 and even two excess black pieces in No 43;
- No 51 (Kc7-Kh1). Unnecessary in white phase wBc2 and some inhomogeneity on 2nd move in solutions of black phase do not allow to include this generally interesting four-phase problem in the award. I think that author can and must work on the problem additionally;
- No 53 (Kc8-Ke1). Full anticipation – pdb/P1251134.
I'll just be glad if the authors of unmarked problems will manage to improved its entries and/or if these problems will be marked on other tourneys.
In general, I believe that duplex subgenre (helpmate in particular) carries a “huge scope” for creativity and a lot of unrealized opportunities both in duplex bicolor Zilahi and in general. And so I wish all the participants of this TT to realize these opportunities in the future!
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
1st Prize, 1st Place - No 11 Valery Gurov TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
3R2b1/2p1p3/8/1KB1P3/P1p1kpB1/2r5/2p3P1/8 |
h#2 | 2.1.. duplex | (7+8) |
|
2nd Prize, 2nd Place - No 18 Menachem Witztum TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/2p2p2/Pp2n3/pK3pp1/P1Rp1Pbk/3pR2P/6P1/8 |
h#2 | duplex | (8+11) |
|
3rd Prize, 3rd Place - No 39 Marko Lozajic (version A. Oganesjan) TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
q7/4p3/8/pPP3Q1/P3p1p1/kPKpP3/8/8 |
h#2 | duplex | (7+7) |
|
1st Prize, 1st Place - No 11, Valery Gurov (Russia)
white:
I: 1.Rf3 gxf3+ 2.Kxe5 Bd4#
II: 1.Bd5 Bf3+ 2.Kd3 Rxd5#
black:
III: 1.Bb6 cxb6 2.Kb4 Rb3#
IV: 1.Rd5 Rb3+ 2.Kxc4 Bxd5#
Безусловный победитель конкурса – задача с наиболее сложным и гармоничным замыслом, в форме «дуплексного HOTF»:
- в I и III одна из тематических фигур (wBc5 и bRc3) первым ходом активно жертвуется, чтобы берущая ее пешка подхватила поле (поля). Вторым ходом король идет на матовое поле, где другая тематическая фигура дает правильный мат;
- в II и IV – игра а-ля Маслар, но без начального критического хода. Первым ходом одна из тематических фигур (wRd8 и bBg8) идет на поле d5 для перекрытия линии действия другой фигуры. Используя перекрытие, король идет на матовое поле, где его матует эта другая фигура, забирая первую.
Конечно, фигуры загружены не на все 100% (в I и IV – по одной технической фигуре, а в III – даже две), но это с лихвой перекрывается масштабностью замысла и четкой попарной однородностью игры в решениях. Главное, что все три белые фигуры задействованы в решениях белой фазы и обе черные – в решениях черной.
Unconditional winner. The problem with the most complex and harmonic design, in “duplex HOTF” form:
- in I and III – active sacrifice of one thematic piece (wBc5/bRc3) on 1st move for capturing pawn guards the square(s). On the 2nd move the King goes to the mating square and another thematic piece give a model mate;
- in II and IV – play “a la Maslar”, but without initial critical move. On 1st move one thematic piece (wRd8/bBg8) goes to d5 for interference of line of another piece. By using this interference, the King goes to the mating square and another thematic piece give a mate by capturing first thematic piece.
Of course, not all pieces participate in all phases (in I and IV – one excess piece, in III – even two). But the scale of design and clear pairwise homogeneity play of solutions overcome this shortcoming. The main thing that all three white pieces participate in white phase and both black pieces participate in black phase.
RU <-> EN
2nd Prize, 2nd Place - No 18, Menachem Witztum (Israel)
white: 1.Sxf4 Rc4xd4 2.Sxh3 (Bxh3?) Rxh3#
black: 1.Rxd3 Be2 2.Rd3xd4 (Rc4xd4?) Sxd4#
Отлично выполненный, тактически насыщенный замысел с аннигиляцией двух пешек: первой – для построения полусвязки, а второй – для обеспечения правильного мата со связкой. Перемена указанных функций белых и черных фигур. Сделано очень чётко и со 100%-ной загрузкой всех имеющихся на доске фигур.
Perfectly performed and tactically rich design with annihilation of two pawns: first – for half-pin creation, second – for provision of model mate with pin. It is made very neatly and with full loading of all pieces.
RU <-> EN
3rd Prize, 3rd Place - No 39, Marko Lozajic (Serbia), version Aleksey Oganesjan
white: 1.Qd5 Qg8 2.Qxb3 Qxb3#
black: 1.Qd5 Qd8 2.Qxd3 Qxd3#
Очень красивый замысел с великолепной геометрией: первым ходом каждый из ферзей идет на одно и то же поле, а его коллега «пристраивается» сзади (по ортогонали или диагонали), чтобы забрать его с матом после уничтожения пешки.
В начальной позиции – полное равенство материала, что придает дуплексу дополнительный шарм!
Отрадно, что молодой 17-летний сербский автор смело берется за столь красивые и непростые для реализации идеи. Поздравляю Марко с первым высоким отличием и желаю дальнейших творческих и спортивных успехов в составлении!
It is very beautiful design with excellent geometry: on 1st move every Queen goes to the same square and its “colleague” “fell in behind” (on orthogonal or diagonal) to capture it on mating move after annihilation of a pawn.
In the initial position we see full material equality – it lends additional charm in duplex!
It’s pleasant that young 17-year-old Serbian author set to so nice and rather difficult ideas. I congratulate Marko with his first high distinction and wish him further creative and sporting successes in composing!
RU <-> EN
4th Prize - No 30 Dieter Müller & Michal Dragoun TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
3R4/2p1p1p1/1P2PpP1/n2pk3/4P2B/3Kp1P1/2P5/4r3 |
h#2 | 2.1.. duplex | (9+9) |
|
5th Prize - No 24 Illo Krampis (version) TT-151, SuperProblem, 10-11-2015 | |
8/6p1/B1P1p1P1/p1P3PK/kp2p1p1/3PPbp1/1P3nn1/2N5 |
h#2 | 2.1.. duplex | (10+11) |
|
1st Honorable mention - No 26 Dieter Müller & Rainer Kuhn TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
bB6/8/6p1/5pk1/8/4P2P/2P5/3K1nN1 |
h#3 | duplex | (6+5) |
|
4th Prize - No 30, Dieter Müller (Germany) & Michal Dragoun (Czech Republic)
white:
I: 1.Rg1 Rd6 2.Rxg3 Bxg3#
II: 1.Kxe6 Kd4 2.f5 exd5#
black:
III: 1.Bg5 Sc4 2.Bxe3 Rxe3#
IV: 1.Rc8 cxb6 2.Rc3 dxe4#
Неплохая задача в форме «дуплексного HOTF»:
- I и III – активный дуплексный Зилахи (wBh4/bRe1);
- II и IV – пассивный (wPe4/bPd5), что было редкостью в данном конкурсе.
Однако по тактике эта задача гораздо проще, чем 1 приз. Кроме того, первые ходы сторон в II и IV неоднородны.
Good problem in “duplex HOTF” form:
- I and III – active duplex Zilahi (wBh4/bRe1);
- II and IV – passive (wPe4/bPd5), which was rare in this TT.
But tactically this problem is much more simple than 1st Prize. Also 1st moves of both sides in II and IV is not homogeneous.
RU <-> EN
5th Prize - No 24, Illo Krampis (Latvia), version
white:
1.Sxd3 Sb3 2.Sxc5 Sxc5#
1.exd3 Bb7 2.Bxc6 Bxc6#
black:
1.Se2 Sh1 2.Sxg3 Sxg3#
1.Bc8 e5 2.Bxg4 Bxg4#
По сравнению с предыдущей задачей, здесь игра в фазах примерно так же проста, чуть более однородна, но в то же время более однообразна и «механична»: всюду – простая аннигиляция пешек для мата.
Тем не менее, нельзя не отметить техническое мастерство автора.
Compared to the previous problem, here the play in phases is about the same simple, a little more homogeneous, but at the same time it is more monotonous and “mechanical”: simple annihilation of pawns is everywhere.
Nevertheless, it should be noted the technical skill of the author.
RU <-> EN
1st Honorable mention - No 26, Dieter Müller & Rainer Kuhn (Germany)
white: 1.Sg3 Be5 2.Sh5 Bg7 3.Bf3+ Sxf3#
black: 1.Bg3 Sd2 2.Be1 Sb3 3.Sf3+ Bxf3#
Однозначно лучшая h#3 в данном конкурсе. Добротный, качественный мередит с правильными матами на одном поле, размашистой игрой всех фигур и полной их загрузкой с чередованием функций по схеме:
|
мат |
жертва |
контроль полей |
блокирование |
white |
Sg1 |
Ba8 |
Bb8 |
Sf1 |
black |
Ba8 |
Sg1 |
Sf1 |
Bb8 |
It is surely the best h#3 in the tourney. Qualitative Meredith with model mates on the same square, wide play of all pieces and reciprocal change of its functions according to the scheme:
|
mate |
sacrifice |
guards |
block |
white |
Sg1 |
Ba8 |
Bb8 |
Sf1 |
black |
Ba8 |
Sg1 |
Sf1 |
Bb8 |
RU <-> EN
2nd Honorable mention - No 44 Luis Miguel Martin TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
1R6/4k1p1/5p2/6R1/p1P2b2/2KPn3/2P5/8 |
h#2 | duplex | (6+6) |
|
3rd Honorable mention - No 34 Rodolfo Riva TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/8/1p1b1p2/1pBP1k1p/pK1P1P2/3bP3/5P2/8 |
h#3 | duplex | (7+8) |
|
4th Honorable mention - No 17 Antal Harl TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
7n/8/2P3rp/3BKRPk/4Pp1p/7b/6Pb/8 |
h#2 | duplex | (7+8) |
|
2nd Honorable mention - No 44, Luis Miguel Martin (Spain)
white: 1.Sd5+ cxd5 2.Bd6 Rxg7#
black: 1.Re5+ fxe5 2.Rb4 Sd1#
И вновь неплохой мередит с правильными матами, на этот раз с чередованием функций трех пар фигур:
- wPc4/bPf6 (блокирование / взятие фигуры и контроль поля)
- wRb8/bBf4 (блокирование / контроль поля (полей))
- wRg5/bSe3 (тематическая активная жертва и мат).
Интересно, что все ходы выполняются разными фигурами – таким образом, суммарно в игре из 12 фигур принимают участие 8!
And again good Meredith with model mates, now with reciprocal change of functions of three pairs of pieces:
- wPc4/bPf6 (block / capturing a piece and guarding)
- wRb8/bBf4 (block / guarding)
- wRg5/bSe3 (thematic active sacrifice and mate).
Interestingly, all moves are performed by different pieces – thus total 8 of 12 pieces participate in the play!
RU <-> EN
3rd Honorable mention - No 34, Rodolfo Riva (Italy)
white: 1.Kg4 Bxd6 2.Bg6 f3+ 3.Kf5 e4#
black: 1.Kc3 Bxf4 2.Ba3 Bxe3 3.Kb4 Bd2#
Интересное, нестандартное сочетание темы конкурса и темы Класинца с королем, пропускающим слона. В игре есть некоторая неоднородность (например, тематические фигуры wPe3 и bBd6 берутся на разных ходах), но в целом задача производит хорошее впечатление.
It is interesting, unusual combination of TT theme and Klasinc theme with a King “skipping” a Bishop. There is some inhomogeneity in the play (for example, thematic pieces wPe3 and bBd6 are captured on different moves), but generally the problem produces a good impression.
RU <-> EN
4th Honorable mention - No 17, Antal Harl (Hungary)
white: 1.Rxg5 gxh3 2.Sf7+ Bxf7#
black: 1.Rxf4 Rd6 2.Bf7+ Sxf7#
Самосвязывание на первом ходу и маты бьющими друг друга тематическими фигурами на одном поле. Недостатки –грубоватое взятие 1…gxh3 и бездействие слона h2 в белой фазе.
Еще было бы замечательно, если бы связывание и самосвязывание выполняли бы не две разные черные фигуры, а одна и та же (в данной схеме – bQg3). Но навскидку кажется, что сделать это будет сложновато…
Self-pinning on 1st move and mates by capturing each other thematic pieces. There are shortcomings: rough capture 1…gxh3 and excess bBh2 in white phase.
Also it would be great if self-pinning and pinning would be performed by the same black figure (bQg3 – in this scheme), but not by two different. However, it seems that it will be not easy…
RU <-> EN
5th Honorable mention - No 50 Ingemar Lind TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
6k1/P3PpP1/K4P1P/3rp3/8/8/5p2/8 |
h#2 | duplex | (6+5) |
|
Special Honorable mention - No 54 Ingemar Lind TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
4b3/1BKp4/r1pPp3/p4p2/1P1B4/1P1pP3/3P3k/8 |
h#3.5 | duplex | (8+9) |
|
1st Commendation - No 2 Christer Jonsson TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/1r6/4k3/4B3/R1P2bP1/P4P2/2K5/8 |
h#2.5 | duplex | (7+3) |
|
5th Honorable mention - No 50, Ingemar Lind (Sweden)
white: 1.f1R e8S 2.Rxf6+ Sxf6#
black: 1.e8B f1Q+ 2.Bb5 Qxb5#
Сочетание темы конкурса и смешанного квартета превращений с правильными матами в форме мередита. В подавляющем большинстве задач с подобным смешанным AUW, превращенная фигура слабейшей стороны блокирует поле королю. Но здесь автор использовал другой мотив – самоуничтожение этой превращенной фигуры для достижения мата.
К сожалению, был найден частичный предшественник с девятью фигурами и полной их загрузкой – pdb/P0553174 (М. Отт, 1980). Однако, по моему мнению, «рассинхрон» в превращениях матующих фигур и неправильные маты в задаче Отта дают данной задаче право на оригинальность.
Еще задачу можно сравнить с yacpdb/394806, но там автор до AUW «не дотянул».
The combination of the TT theme and the mixed AUW with model mates in Meredith form. In the vast majority of problems with similar AUW, promoted piece of weak side blocks a square for King. But here the author uses another motif – a self-destruction of this promoted piece for mate achievement.
Unfortunately, I have found a partial anticipation with 9 pieces and full loading of its – pdb/P0553174 (M. Ott, 1980).
But, in my opinion, asynchronous promotions of mating pieces and non-model mates in Ott’s problem give this problem the right to originality.
Also it is possible to compare this problem with yacpdb/394806, but its author has not reached AUW.
RU <-> EN
Special Honorable mention - No 54, Ingemar Lind (Sweden)
white: 1...Bxc6 2.Kg3 Bb5 3.Kf3 Bxa6 4.Ke4 Bb7#
black: 1...Ra7 2.Kb6 Rxb7+ 3.Kxa5 Rb6 4.Ka4 Ra6#
Довольно сложный и красивый замысел – рундлауфы белого слона и черной ладьи с попутными их взаимными взятиями. Однако полное бездействие слона е8 в обеих фазах позволяет дать этой задаче лишь спецотличие.
It’s rather complex and nice design – rundlaufs of white Bishop and black Rook with its mutual captures. But full inaction of bBe8 in both phases allows to give this problem just only a special distinction.
RU <-> EN
1st Commendation - No 2, Christer Jonsson (Sweden)
white: 1...Bh8 2.Rg7 Ra6+ 3.Ke5 Bxg7#
black: 1...Rb1 2.Bb2 Be5 3.Kb3 Rxb2#
Очень красивый и гармоничный замысел – тема Маслара в размашистом исполнении тематических фигур wBe5 и bRb7, которые в другой фазе взаимно меняют свои функции на противоположные. Сделано четко, с отличной экономией и полной загрузкой фигур: две другие фигуры – wRa4 и bBf4 – в «своей» фазе обеспечивают мат, а в «чужой» блокируют поле своему королю.
Задача претендовала на гораздо более высокое отличие, но, увы, был найден очень сильный частичный предшественник с аналогичной игрой и обоими правильными матами – pdb/P0573607 (Т. Линсс и Д. Мюллер, 1986).
Однако считаю, что право на оригинальность данной задаче придают два обстоятельства:
1) больший размах в игре тематических фигур;
2) в задаче немецких соавторов взятия фигур на первом ходу (пусть и однородные) выглядят грубовато, и за счет этого полная загрузка фигур немного искусственна: например, белого слона f1 можно переставить на d3 или а6 – и тогда в белой фазе он будет технической фигурой.
В данной же задаче все 4 имеющиеся на доске фигуры активно участвуют в обеих фазах и остаются на доске до самого последнего хода с тематическим взятием.
Very beautiful and harmonic design – Maslar theme in wide performing of thematic piece wBe5 and bRb7 with reciprocal change of its functions in another phase. It is made clear, with excellent economy and full loading of pieces: two another pieces (wRa4 and bBf4) provide a mate in “own” phase and block a square in “alien” phase.
The problem claimed a much higher distinction, but to the deepest regret, I have found a strong partial anticipation with analogous play and both model mates – pdb/P0573607 (T. Linß & D. Müller, 1986).
But I think that two following things give this problem the right to originality:
1) greater scope in the play of thematic pieces;
2) in the problem of German co-authors the captures on 1st move (although homogeneous) look rough and thus full loading of pieces is a little artificial: for example, we can shift wBf1 to d3 or to a6 – and in this case it will be an excess piece in white phase.
On the contrary, in this problem all 4 pieces actively participate in the play of both phases and remain on the board until last move with thematic capture.
RU <-> EN
2nd Commendation - No 45 Luis Miguel Martin TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/8/3b4/3b4/5k2/1B1p4/3P4/4K2R |
h#2 | duplex | (4+4) |
|
3rd Commendation - No 21 Vitaly Medintsev (after T. Linss) TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
1B6/8/8/2n3K1/2r5/5b1R/5k2/8 |
h#2 | duplex | (3+4) |
|
4th Commendation - No 4 Dieter Müller TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
7k/5p2/7p/8/1p6/1P6/KP2P3/8 |
h#6 | duplex | (4+4) |
|
2nd Commendation - No 45, Luis Miguel Martin (Spain)
white: 1.Kf3 Rg1 2.Bf4 Bxd5#
black: 1.Kd1 Ba3 2.Re1 Bxb3#
В отличие от No 44 (2nd HM) того же автора, здесь игра более проста, хоть и всё так же гармонична.
Тематический пассивный Зилахи в исполнении белопольных слонов с матами на одном и том же поле. Дополнительно: чередование функций wRh1/bBd6 – контроль поля (полей) и блокирование после одноцветного эффекта «ушел-пришел».
In contradistinction to No 44 (2nd HM) of the same author, here the play is more simple, although is harmonic too.
We see thematic passive Zilahi by Bishops with mates on the same square. Additionally: reciprocal change of wRh1/bBd6 functions – guards and block after “one-colored” “come-and-go” effect.
RU <-> EN
3rd Commendation - No 21, Vitaly Medintsev (Russia), after T. Linss, pdb/P0556151
white: 1.Rf4 Rh2+ 2.Kg3 Bxf4#
black: 1.Bf4 Se6+ 2.Kh4 Rxf4#
Как и в одной из пар решений No 11 (1st Prize), здесь мы видим игру по Маслару в исполнении тематических ладьи и слона с матами на одном поле. По сравнению с указанным первоисточником Линсса, потерян небезынтересный и «родственный» тематическому эффект взаимного взятия на первом ходу другой пары фигур. Однако в целом улучшение формы задачи до аристократической миниатюры производит отличное впечатление и, безусловно, достойно включения в присуждение.
As in one pair of solution in No 11 (1st Prize), here we see the play “a la Maslar” performing by thematic Rook and Bishop with mates on the same square. Compared to Linss’s origin, here the interesting effect with mutual captures of two another pieces (effect “related” to the thematic Zilahi) is lost. But generally the improvement a form of problem to aristocratic miniature produces an excellent impression and it worth of including to the award.
RU <-> EN
4th Commendation - No 4, Dieter Müller (Germany)
white: 1.h5 e3! 2.h4 e4 3.h3 e5 4.h2 e6 5.h1R exf7 6.Rh7 f8Q#
black: 1.Kb1 f5 2.Kc2 f4 3.Kd3 f3 4.Kc4 fxe2 5.Kxb4 e1Q+ 6.Ka3 Qa5#
На мой взгляд, это – единственная из присланных пешечных задач с взаимными эксцельсиорами, которая достойна отличия. Тому причиной – дополнительные нюансы в каждой из фаз: слабое превращение в белой фазе и любопытный (почти круговой) маневр белого короля – в черной.
In my opinion, this is the only sent pawn problem with mutual excelsiors which is worth to a distinction. It is due of that the problem has additional nuances in every phase: underpromotion in white phase and curious maneuver (almost rundlauf) of King in black phase.
RU <-> EN
5th Commendation - No 5 Nikita Kravtsov TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/p5p1/1p6/k3B3/2P3PK/8/P5P1/1r6 |
h#2 | duplex | (6+5) |
|
6th Commendation - No 40 Ilija Serafimović TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
N7/8/pP5B/k7/Pp5b/1P3p2/1P2pP2/4K3 |
h#2 | duplex | (8+6) |
|
Special Commendation - No 6 Dmitry Turevski TT-151, SuperProblem, 30-10-2015 | |
8/3K4/8/7q/7R/6k1/8/8 |
h#3.5 | duplex | (2+2) |
|
5th Commendation - No 5, Nikita Kravtsov (Russia)
white: 1.Rb3 axb3 2.a6 Bc3#
black: 1.Bf6 gxf6 2.g3 Rh1#
Мередит с правильными матами. Тематические жертвы для подхвата поля около короля противника и блокирование другого поля пешкой. Как и в No 39 (3rd Prize), особенность задачи в том, что на доске из фигур (не пешек) – только две тематические.
Довольно просто, но четко.
Meredith with model mates. Thematic sacrifices for guard and block another square by a pawn. As in No 39 (3rd Prize), there is only two thematic officers on the board (except pawns).
It is rather simple but clear.
RU <-> EN
6th Commendation - No 40, Ilija Serafimović (Serbia)
white: 1.Bd8 Be3 2.Bxb6 Bxb6#
black: 1.Bd2 Be7 2.Bxb4+ Bxb4#
Простенькая, но забавная и размашистая игра слонов от еще одного молодого (11-летнего!) сербского автора.
Very simple but amusing and wide play of Bishops from another young (11-year-old!) Serbian author.
RU <-> EN
Special Commendation - No 6, Dmitry Turevski (Russia)
white: 1...Rh1 2.Qh2 Ke6 3.Kh4 Kf5 4.Kh5 Rxh2#
black: 1...Kxh4 2.Ke7 Kg5 3.Kf8 Kh6 4.Kg8 Qe8#
Единственная из семи миниатюр конкурса с «длинным» заданием (остальные шесть – это h#2).
Конечно, фазы довольно неоднородны по содержанию. Ведь всё самое интересное – двуцветный Бристоль в сочетании с очень популярной в данном конкурсе темой Маслара – сосредоточено в белой фазе, а в черной можно выделить разве что забавный зигзагообразный маневр черного короля.
Однако сама по себе минимально возможная 4-фигурная реализация темы в «длинном» поджанре и с идеальными матами заслуживает специального отличия.
It is the only sent miniature with long stipulation (the other six miniatures are h#2). Of course, phases have inhomogeneous content. All the interesting – bicolor Bristol combined this Maslar theme (which was very popular in the tourney) – concentrated in the white phase, and we can see only amusing zigzag of black King in black phase.
Nevertheless, the minimum possible four-piece realization of the theme in “long subgenre” and with ideal mates worth to a special distinction itself.
RU <-> EN
URL address of this web page | Адрес этой страницы
http://superproblem.ru/htm/tourneys/quick-tt/results/tt-151_award.html
|
Sections | Разделы |
---|
H# (helpmates | коопматы)
|
Participants | Участники |
---|
Belokonj Y. – No 10, 12, 13, 14
Biénabe A. – No 35
Dragoun M. – No 30*, 31*
Érsek T. – No 20
Gurov V. – No 11
Harl A. – No 17
Jonsson C. – No 2, 3
József M. – No 23
Klipachev V. – No 38
Koci V. – No 19
Kostyukov A. – No 42, 43
Krampis I. – No 24
Krätschmer R. – No 36, 37
Kravtsov N. – No 5
Kuhn R. – No 9, 26*, 27*, 32A, 32B
Lind I. – No 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54
Lozajic M. – No 39
Luce S. – No 1, 8
Martin L. M. – No 44, 45, 46
Medintsev V. – No 21, 22
Mlynka K. – No 7
Müller D. – No 4, 26*, 27*, 28, 29, 30*, 31*
Pitton P. – No 41
Riva R. – No 33, 34
Serafimović I. – No 40
Tar G. – No 15, 16
Turevski D. – No 6
Witztum M. – No 18, 25
|
The Winner Is | Победитель |
---|
Valery Gurov Congrats! | Поздравляем!
|
Judge | Арбитр |
---|
Aleksey Oganesjan |
Translation | Перевод |
---|
Aleksey Oganesjan |
|