Final Award in Quick Composing TT-149 | Окончательные итоги блицконкурса TT-149
Theme | Тема
In initial position of an orthodox helpmate in two, a liner piece stands on square X. On the first move, she moves along any line and - on the second move - the same piece moving along the same line in an opposite direction, passing through the square X. At least two phases are required. Fairy pieces and conditions are not allowed.
В начальной позиции задачи на коопмат в 2 хода линейная фигура стоит на поле X. Первым ходом она движется по какой-либо линии, а вторым ходом эта же фигура движется по той же линии в противоположном направлении, проходя через поле X. Требуются по крайней мере две тематические фазы. Сказочные фигуры и условия не разрешены.
119 entries were received from 46 authors representing 17 countries | На конкурс поступило 119 композиций от 46 авторов из 17 стран
RU <-> EN
От директора конкурса Алексея Оганесяна я получил 119 обезличенных композиций (две композиции были представлены в двух версиях). Несмотря на большое количество задач, общий уровень конкурса, на мой взгляд, довольно низкий.
Понимаю дискуссионность следующего заявления, но, тем не менее, считаю, что выполнение какой-либо темы не может выступать главной целью составления; тематический конкурс это всего лишь хороший повод для создания хорошего шахматного произведения.
Поэтому, при оценке задач, тематическое содержание не рассматривалось в качестве доминантного критерия. Я обращал внимание, прежде всего, на оригинальность и сложность замысла, однородность и глубину игры обеих сторон.
Тематическое содержание рассматривалось сквозь призму базовых критериев оценки шахматного произведения, при этом учитывалась тонкость мотивировок тематических ходов.
Задачи с грубыми мотивировками, такими как взятие фигуры, контролирующей поле (поля) матовой линии, исключались сразу, как не соответствующие критерию художественности.
В случаях, когда тема конкурса выражена двумя и более фигурами, я задавался такими вопросами:
1) имеется ли какая-нибудь взаимосвязь между тематическими фигурами, например, перемена их функций?
2) является ли изначальное положение тематической фигуры единственным на тематической линии или же эту фигуру можно без ущерба для корректности задачи переставить на другое поле?
Отсутствие взаимосвязи между тематическими фигурами свидетельствует о недостаточной глубине тематической игры, а произвольное положение тематической фигуры говорит о некоторой искусственности (механистичности) выполнения темы.
Если ответ на оба вышеприведенных вопроса был отрицательным, то такие задачи не рассматривались в качестве претендентов на попадание в присуждение. Отрицательный ответ на один (любой) из вопросов мог повлиять на снижение судейской оценки.
В присуждение также не попали задачи с дальней перестановкой черного короля в близнеце и задачи с перестановкой тематической фигуры.
К большому сожалению, было очень мало задач с тематическими антидуалями (ложным маневром на первом ходу, не проходящим по определенной причине). Мне представляется, что на этом пути можно создать немало интересных произведений, раскрывающих глубину темы.
From the tourney director Aleksey Oganesjan I have received 119 anonymous entries (two compositions were presented in two versions). Despite a huge number of works, the overall level of the tourney is rather low, on my view.
Though it is debatable, I think that implementation of some chess problem theme can not be a main goal of composing; any thematic tourney is just a good occasion to create some good chess problem. So, thematic content was not considered as a predominant criterion. First of all, I was paying attention to the originality and complexity of idea as well as to homogeneity and intensivity of the play of both sides.
Thematic content was viewed through the prism of basic composing criteria involving subtlety of thematic move motivations. The problems having rough motivations (such as capture of a piece controlling any square along a mate line) were excluded from the tourney because of the mismatch to artistic criteria.
In the cases of implementation of the tourney theme with two or more pieces I was asked myself two questions:
1) Is there any connection (interrelationship) between thematic pieces, for example, change of functions?
2) Is the initial position of thematic piece non-alternative on thematic line or it is possible to move it to another square without affecting on soundness?
An absence of connection between thematic pieces indicates a lack of depth of thematic play, and an arbitrary position of thematic piece shows that implementation of the tourney theme is somewhat artificial (mechanical).
If an answer to both questions mentioned above was negative, such works were not considered as candidates for getting into the award. A negative answer to any of the two questions could have affected the judge's evaluation negatively.
The works having distant displacement of black king in twin, along with the works with displacement of thematic piece in twin, were not included in the award.
To my great regret there were very few problems showing thematic dual-avoidance (a false maneuver on the first move that does not lead to the goal by some specific reason). It seems to me that in this way one can create many interesting works showing an intensivity of the theme.
Award is the following | Отличия распределились следующим образом
1st Prize, 1st Place - No 107 Abdelaziz Onkoud TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
2B5/8/1N1B1P2/2PP3p/2pbk1pP/2P1P1Kp/5P1P/4N3 |
h#2**** | 4.1.. | (13+6) |
|
2nd Prize, 2nd Place - No 83A Emanuel Navon TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
1n6/2P5/1N1p4/1pbPp3/1p3rN1/2Bk4/1K2ppB1/4q2b |
h#2 | 2.1.. | (7+12) |
|
3rd Prize, 3rd Place - No 93A Menachem Witztum TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
8/1p2n2b/1Pk4r/3R4/2Bp4/3P2P1/4p2p/br1RK1Bq |
h#2 | b) Pd3<->Pd4 | (8+11) |
|
1st Prize, 1st Place - No 107, Abdelaziz Onkoud (France)
1...Sd3 2.Bxc5 Sxc5#
1...Sd7 2.Bxf6 Sxf6#
1...Sa4 2.Bxc3 Sxc3#
1...Bxg4 2.Bxe3 f3#
1.Bxf6 Sa4 (1...Sd7? 2.Bf6~ Sf6?) 2.Bxc3 Sxc3#
1.Bxc3 Sd7 (1...Sa4? 2.Bc3~ Sc3?) 2.Bxf6 Sxf6#
1.Bxc5 Bxg4 (1...Sd3? 2.Bc5~ Sc5?) 2.Bxe3 f3#
1.Bxe3 Sd3 (1...Bxg4? 2.Be3~ f3?) 2.Bxc5 Sxc5#
Наиболее амбициозный замысел. Указанная автором иллюзорная игра едва ли добавляет парадоксальности, а вот ложные маневры интересны чередованием фаз виртуальной и действительной игры. Решение с блокированием поля е3 не вписывается в комплекс тактически, но мощь и оригинальность идеи с лихвой перевешивают этот досадный диссонанс.
The most ambitious work of the tourney. The set play specified by the author hardly adds paradoxicality to the conception, but false maneuvers are interesting by the fact of reciprocally changed virtual/actual play. Solution with blocking e3 square does not fit to the whole complex tactically but the power and originality of the idea outweigh this unfortunate dissonance.
RU <-> EN
2nd Prize, 2nd Place - No 83A, Emanuel Navon (Israel)
1.Rxg4 c8Q 2.Rd4 Qh3#
1.Bxb6 cxb8Q 2.Bd4 Qxb5#
Интересная стратегия с аннигиляцией белой фигуры и четкой взаимосвязью тематических фигур, производящих эффект взаимного перекрытия Гримшоу.
An interesting strategy based on an annihilation of a white unit with a clear interrelationship between thematic pieces producing an effect of mutual interference Grimshaw.
RU <-> EN
3rd Prize, 3rd Place - No 93A, Menachem Witztum (Israel)
a) diagram: 1.Bxd3 Rxd4 2.Bg6 Rd6#
b) Pd3<->Pd4: 1.Bxd4 Bxd3 2.Bb2 Bb5#
Еще один мощный тактический комплекс, построенный на идее вскрытия линий, в данном случае, - усилиями обеих сторон.
Another powerful tactical complex based on the idea of line-clearance, in this case - by the efforts of both sides.
RU <-> EN
1st Honorable mention - No 12 Illo Krampis TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
b7/6r1/1Qpk4/5P2/1p5b/4r3/5q2/7K |
h#2 | b) Re3->d4; c) Rg7->g5 | (3+8) |
|
2nd Honorable mention - No 89 Ivo Tominic TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
3b4/r1n1p3/6kp/3N3p/7P/1B3qB1/Q4pR1/K4nR1 |
h#2 | b) Kg6->f7 | (8+10) |
|
3rd-4th Honorable mention - No 102 Vidadi Zamanov TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
4n1R1/7B/2qp2P1/2Qp1br1/2n2k2/8/3P4/r5bK |
h#2 | b) Pd2->e2 | (6+10) |
|
1st Honorable mention - No 12, Illo Krampis (Latvia)
a) diagram: 1.Rc7 Qa7 2.Be7 Qd4#
b) Re3->d4: 1.Kd5 Qa6 2.c5 Qe6#
c) Rg7->g5: 1.Re5 Qa5 2.Qc5 Qd8#
Трехкратная тихая игра белого ферзя по трем разным
тематическим линиям с темпоходом на край доски. Игра черных не вполне единообразна, но в трехфазных коопматах добиться полной гармонии, зачастую, бывает не легко.
Сравните с pdb/P1080926.
Triple play of white queen along three different thematic lines with tempo move at the edge of chessboard. The black play is not perfectly matched but, often, it is not easy to achieve a complete harmony in a three-phased helpmate.
Compare to pdb/P1080926.
RU <-> EN
2nd Honorable mention - No 89, Ivo Tominic (Croatia)
a) diagram: 1.Qxd5 Be5+ 2.Qxg2 Bc2#
b) Kg6->f7: 1.Qxg3 Sxc7+ 2.Qxb3 Rxf2#
Достаточно удачный синтез темы конкурса с темой Зилахи, правда, не без шероховатостей.
Сравните с pdb/P0537131.
Suffice it to a successful synthesis of the tourney theme with Zilahi theme but the implementation has some technical shortcomings.
Compare to pdb/P0537131.
RU <-> EN
3rd-4th Honorable mention - No 102, Vidadi Zamanov (Azerbaijan)
a) diagram: 1.Rxg6 Qxd5 2.Rg2 Qxf5#
b) Pd2->e2: 1.Bxg6 Qxg1 2.Bb1 Qxg5#
Грубоватая, но весьма однородная тактически насыщенная игра.
Сравните с pdb/P0538000.
Though the white play is rather rough, the whole setting shows a very homogeneous and tactically intensive play.
Compare to pdb/P0538000.
RU <-> EN
3rd-4th Honorable mention - No 14 Anatoly Stepochkin TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
2n5/8/5P1R/N1pkbr1R/2n1p1b1/q3p3/r3N3/3K4 |
h#2 | b) Kd1->g2 | (6+11) |
|
No 14A (version) Anatoly Stepochkin TT-149, SuperProblem, 13-10-2015 | |
1BR5/1R1p3K/1Pr5/2bp1N2/2k1b3/2pn4/8/5q2 |
h#2 | b) Kh7->f7 | (6+9) |
|
1st Commendation - No 98 Ilija Serafimović TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
8/8/2pNp3/1QP5/1PPq4/5kp1/6Np/7K |
h#2 | 2.1.. | (7+6) |
|
3rd-4th Honorable mention - No 14, Anatoly Stepochkin (Russia)
a) diagram: 1.Rxf6 Sb3 2.Rf3 Sc3#
b) Kd1->g2: 1.Bxf6 Sc6 2.Bb2 Sf4#
Единственная задача (из всех присланных на конкурс) с участием тематических фигур в механизме полусвязки. Первый ход белых, на мой взгляд, не вполне удался.
The only problem (from all which were submitted to the tourney) showing a participation of thematic pieces in a half-pin mechanism. The first white move is not very successful, in my opinion.
RU <-> EN
No 14A (version), Anatoly Stepochkin (Russia)
a) diagram: 1.Rxb6 Be5 2.Rg6 Se3#
b) Kh7->f7: 1.Bxb6 Ba7 2.Bf2 Sd6#
1st Commendation - No 98, Ilija Serafimović (Serbia)
1.Qxc5 Qa5 2.Qf2 Qh5#
1.Qxc4 Qa6 2.Qg4 Qf1#
Сравнительно простая, но красивая тематическая игра обеих сторон.
A beautiful thematic play of both sides, though relatively simple.
RU <-> EN
2nd Commendation - No 97 Michal Dragoun TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
2nR3K/2P1k3/8/3q4/8/1Pp5/B2P1p2/3R4 |
h#2 | b) Pc7->h7 | (7+5) |
|
3rd Commendation - No 82 Franz Pachl TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
3KQr2/3pp3/1p6/1B1r2b1/1P2R3/pk1N4/n7/3n4 |
h#2 | b) Kb3->d2 | (6+10) |
|
4th Commendation - No 4 Vladimir Klipachev TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
r3RK2/2p1p3/8/2Q5/2P1P3/3b4/3kP3/2nr4 |
h#2 | b) Re8->c8 | (6+7) |
|
2nd Commendation - No 97, Michal Dragoun (Czech Republic)
a) diagram: 1.Qxd2 b4 2.Qxd8+ cxd8Q#
b) Pc7->h7: 1.Qxb3 dxc3 2.Qg8+ hxg8S#
Запоминающаяся задача с интересной мотивировкой второго тематического хода.
Сравните с pdb/P0553688.
A memorable problem demonstrating an interesting motivation of the second thematic move.
Compare to pdb/P0553688.
RU <-> EN
3rd Commendation - No 82, Franz Pachl (Germany)
a) diagram: 1.Rc5 (Bf6?) Bxd7 2.Rc3 Ba4#
b) Kb3->d2: 1.Bf6 (Rc5?) Rxe7 2.Bc3 Re2#
Довольно интересная задача с презентацией темы в игре двух белых фигур, но перестановка черного короля в близнеце не могла не повлиять на снижение оценки. Сравните с примером №2 из объявления о блицконкурсе ТТ-149.
A rather interesting problem representing the theme in the play of two white pieces but displacement of black king in the twin has reduced the judge’s evaluation. Compare to example No2 from the tourney announcement.
RU <-> EN
4th Commendation - No 4, Vladimir Klipachev (Russia)
a) diagram: 1.Bxe4 Qxe7 2.Bc2 Qb4#
b) Re8->c8: 1.Bxc4 Qxc7 2.Bxe2 Qc3#
Любопытное сочетание симметрии в игре черных с ассиметричной игрой белых. Взаимная форма темы конкурса.
A curious blend of symmetry/asymmetry in the play of black/white. A mutual form of the tourney theme.
RU <-> EN
Special Commendation - No 78 Ingemar Lind TT-149, SuperProblem, 03-10-2015 | |
7k/8/8/8/5Q2/pp6/6pp/K7 |
h#2 | 2.1.. | (2+5) |
|
Special Commendation - No 78, Ingemar Lind (Sweden)
1.g1R+ Qc1 2.Rg8 Qh6#
1.h1R+ Qf1 2.Rh7 Qf8#
Игру черных можно посчитать псевдо формой темы (pseudo-wigwag). Специальное отличие – за миниатюру.
I would name the black play as pseudo-wigwag.
Special distinction - for miniature.
RU <-> EN
URL address of this web page | Адрес этой страницы
http://superproblem.ru/htm/tourneys/quick-tt/results/tt-149_award.html
|
Sections | Разделы |
---|
H#2 (helpmates in 2 | коопматы в 2 хода)
|
Participants | Участники |
---|
Antipin I. – No 3
Bidlen A. – No 24
Biénabe A. – No 44, 63, 64, 65
Chumakov G. – No 40, 41
Comay O. – No 87*
Djurasevic B. – No 19
Dragoun M. – No 97
Érsek T. – No 22
Grinchenko D. – No 5*
Harl A. – No 26*
Jonsson C. – No 58, 59, 60
József M. – No 70, 71
Kawagoe T. – No 39
Klipachev V. – No 4
Koci V. – No 20, 21, 88
Kostyukov A. – No 51, 57
Krampis I. – No 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 36, 37, 48, 118
Krätschmer R. – No 94, 95, 96
Krivenko V. – No 52
Kuhn R. – No 74, 75
Labai Z. – No 25, 31
Lind I. – No 76, 77, 78, 79, 80
Lozajic M. – No 53
Luett M. – No 90, 91, 92
Martin L.M. – No 61, 62
Mlynka K. – No 2
Müller D. – No 28, 29, 38, 45, 46, 47, 54, 55, 56
Navon E. – No 83A, 83B, 84, 85, 86, 87*
Oganesjan A. – No 30
Onkoud A. – No 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116
Pachl F. – No 32, 33, 34, 35, 43, 81, 82, 99*
Parrinello M. – No 72, 73
Pitton P. – No 17, 18, 119
Retter Y. – No 104, 105, 106
Riva R. – No 49, 50, 66, 67
Ryabtsev V. – No 5*, 42
Semenenko V. – No 100, 101
Serafimović I. – No 98
Shanshin V. – No 1
Stepochkin A. – No 13, 14, 15, 16
Tar G. – No 26*, 27
Tominic I. – No 89
Trommler S. – No 99*
Vieira R. – No 117
Witztum M. – No 23, 68, 69, 93A, 93B
Zamanov V. – No 102, 103
|
The Winner Is | Победитель |
---|
Abdelaziz Onkoud Congrats! | Поздравляем!
|
Judge | Арбитр |
---|
Vitaly Medintsev |
Translation | Перевод |
---|
Vitaly Medintsev |
|