Позиции 1-15.
В шахматы я научился играть в 1963 г. Запомнилось даже как это произошло. В то время я любил с друзьями играть в шашки, которые изготавливал сам из пустых деревянных катушек из под ниток. Выбрасывал середину катушки - получал 2 шашки. Но такие шашки часто приходили в негодность, особенно из-за игры в "Чапаева"(щелчками по очереди сшибали с доски шашки противника). Я восполнял потери, иногда под нож шли и не пустые катушки. Сестре надоело с этим бороться и решила купить мне шашки. Но вместо шашек привезла какой-то коробок с непонятными фигурками.
Первая мысль была - обрезать верхушки и получить шашки(с 4-мя запасными!), но меня отговорили родственники, да и жалко было резать. В тот же день нашлись знатоки, которые объяснили, что это такое и как в них играть. Шахматы меня сразу так увлекли, что через 2-3 месяца в школе достойных противников у меня уже не было! Правда о силе этих противников лучше не говорить - шахматы в нашем селе не пользовались популярностью. Однажды обратил внимание на непонятные диаграммы в "Пионерской правде". Поняв что это такое и видя, что многие задачи были придуманы моими сверстниками, решил сам попробовать посочинять. Вскоре получилась, как мне показалось, отличная задача. Я ее тут же оформил и послал в редакцию газеты. Годом ранее я посылал в "Пионерскую правду" свой рисунок, который попал потом на какой-то конкурс и теперь рассчитывал на успех в новом виде творчества. Но вместо публикации, где-то через месяц приходит это письмо -
К сожалению не сохранилась позиция отосланной задачи. Позднее, когда завел тетрадь для записи своих "творений" я записал уже исправленную, с учетом замечаний эту задачу под №2. Как и положено "первому блину", в ней есть и дуали и побочные.
Вот эта 2-х ходовая комбинация, с которой у меня началось увлечение композицией. Я из нее сделал 3-х ходовку - добавив жертву еще и ферзя. Затем добавил еще кучу неиграющих фигур. Считал что силы сторон должны быть равны, все должно быть по-честному! Но у Панова было другое мнение.
------------------------------------
Неудачный дебют не отбил охоту составлять, а наоборот подстегнул. Было составлено еще несколько несохранившихся "произведений". Наконец придумал задачу, которая мне очень понравилась и я тогда завел для записей отдельную тетрадь. Вот эта задача-комбинация -
Что-то уже начало получаться. Ход черной ладьей открывает линию для защиты ферзем, но перекрывает своего слона и открывает белого слона. Эта задача получила очень высокую оценку у моих друзей. Но отсылать я ее побоялся - вдруг Панову еще что не понравится?!
------------------------------------
В задаче №3 сделал новое открытие. Не знал, конечно, что это известно уже лет 500.
------------------------------------
В следующей задаче №4 задумано что-то грандиозное. Но так как решения свои я не записывал - наивно надеялся на память, вспомнить через 45 лет что либо не удалось. Не мог я не видеть сразу 2 мата в 1 ход, видимо ошибка в записи. Может быть пропущен черный слон на f6?. Но тогда даже в 3 хода нет мата.
------------------------------------
Замысел позиции №5 удалось вспомнить. То что здесь есть мат в 2 хода - видимо не заметил.
------------------------------------
В №6 - первая попытка составить этюд. Но в чем здесь пуанта и была ли она - теперь загадка. Напоминает обычную игровую позицию.
------------------------------------
Позиция №7 это схема этюда на пат. Вначале втихую отдаются лишние белые фигуры. Но в этой позиции у белых есть и выигрыш. Хотя при желании можно довести и до ума этот замысел.
------------------------------------
------------------------------------
В позициях № 8 - осваивал двойные вилки. Для меня это тоже было открытие.
------------------------------------
С трудом удалось вспомнить сложнейший, даже для настоящего времени, замысел в №9 с путешествием черного короля. И удивительно, что почти получилось! Не заметил тогда хода королем на с8. А дуалям внимания еще не придавал.
------------------------------------
Задача №10 - наверно первый успех. Жаль что это уже было до меня. Для устранения небольшой дуали, переставил черного коня с e2 на e4 и белого слона на f5. А так вроде все верно.
------------------------------------
И задача №11 - вполне современно смотрится. Зачем то только была черная пешка на с6 и белая на с4.
------------------------------------
В позиции №12 представлена схема этюда на вечный шах, с предварительными жертвами. С кучей всяких огрехов.
------------------------------------
В №13 понял, что если поместить черного короля в угол, то можно найти что-то интересное!
------------------------------------
В №14 продолжились исследования с "угловым" королем.
------------------------------------
В №15 неудачная попытка сделать задачу с голым черным королем. Больше таких попыток я не предпринимал. Была правда, позднее составлена одна 3-х ходовая малютка, но нашелся предшественник.