Ляпы создателей и издателей

 

Здесь и далее, под создателями подразумеваются шахматные композиторы, а под издателями - те кто о них пишет. Наверное многие из композиторов сталкивались с разного рода ошибками в газетах, журналах или книгах, освещающих их творчество. Частенько этот брак исходит от некачественного изображения диаграмм: то пропустят какую-нибудь фигуру; то перепутают цвет; то, вообще, нотация или комментарии обращены не к той диаграмме.

Но бывают и более серьёзные случаи, когда печатные издания публикуют задачи или этюды с явным браком: нерешаемость; побочные решения и т. д. К ещё большему разочарованию приводят публикации бракованных произведений, отмеченных призами или другими отличиями на конкурсах. Просто какое-то затмение находит сначала на составителя, который не видит явную ошибку в своём произведении, затем на судей конкурса и в конце концов на публикаторов. Порой конкурсные задачи проходят тщательный, всесторонний контроль опытных арбитров и их помощников, но и они почему-то на тот момент «слепнут». Мистика? Вполне возможно! «Завороженные» внешней красотой задачи: лёгким, как бы воздушным, её построением; оригинальным замыслом и неожиданным решением - судьи, видимо, не могут, «или не хотят», нарушать созданную композитором гармонию. А иначе как объяснить явный дефект, например, вот в этой задаче:

Р. Кофман

Revista de sah

1926

1 приз

 

мат в 2 хода

Диаграмма из книги Р. Кофмана «Избранные композиции» В книге даётся такое решение: Тема задачи: «Активный черный ферзь» 1.d8К! – цугцванг, затем приводятся все варианты и указывается ложная попытка: 1.Фс4? Но 1...Фd5!

Автор, видимо, забыл о критических и антикритических ходах. Слон может спокойно перешагнуть через поле (с4) и встать на поле (f7) или (g8) и никакой, даже самый активный, ферзь не сможет помешать коню (b2) дать мат с поля (с4). Но это ещё не всё! У белого ферзя есть возможность вступительным ходом взять пешку (g6) с тремя!!!  угрозами: 2.Фе6, Фf5, Кd3х, и здесь у черных нет никакого спасения. Получается не активный, а пассивный черный ферзь. Главное - не видно ошибки в изображении диаграммы. Задача составлена на цугцванг: каждая дополнительная фигура черных будет требовать новых вариантов. Но их в решении нет. Короче: или у меня «съехала крыша» и я не вижу опровержения побочным решениям, или у арбитра, который подарил задаче первый приз.

 

Следующий пример иллюстрирует «небрежную рассеянность» великого мастера композиции и его искреннее удивление, когда ему об этом намекнули. Но интрига совсем в другом. Вот взгляните на диаграмму. Диаграмма заимствована из книги Я. Владимирова, Р. Кофмана, Е. Умнова «Гроссмейстер шахматной композиции». Задача, конечно же, известна всем и, наверное, многие обратили внимание на безответный шах белому королю в начальном положении. Не такая уж серьёзная помарка для великолепной задачи, однако её можно было избежать. Авторы, комментируя решение, отметили: когда Льву Ильичу задали вопрос: почему он выбрал первый ход 1.С:d5 вместо возможного 1.Лb7 - b4 (имеется в виду, что в начальном положении белый слон (е4) стоит на поле (d5), а ладья (h4) - на поле (b7))?

Лев Ильич ответил, что он не видел этого шаха!?

Л. Лошинский

«64», 1930

1 приз

 

мат в 2 хода

Как я уже заметил выше: интрига не в этом, а в том, что Лошинский-то, видимо, «извлёк урок» и стал более внимательно «смотреть на шахи», а вот авторы примечательного комментария сами «наступили на те же грабли». Посмотрим следующую диаграмму, из той же книги. Над диаграммой указано, что задача публикуется впервые. Публикаторы, не задумываясь над тем, почему Лев Ильич не опубликовал эту задачу, решили явить читателю ещё один пример рассеянности, только теперь своей! Лошинский на этот раз, скорее всего, заметил шах и отправил задачу в архив, не предполагая, что она, стараниями публикаторов, всё же увидит свет.

Л. Лошинский

Публикуется впервые

 

мат в 2 хода

В книге приводится решение: «Тема Шора с шахом белому королю» 1.Ф:b6 Кс5+ 2.Фс7х 1...Кс6 (без шаха) 2. Сd7х Если бы это была схема или черновик, авторы книги должны были бы на это указать.

 

Следующая, очень знаменитая задача, привлекла меня своей анекдотичной публикацией, а не уникальной темой потому, что на момент моего знакомства с ней, о шахматной композиции я ничего не знал. Моя воинская служба проходила в начале шестидесятых годов прошлого века, в городе Баку, в окружном штабе ПВО. При штабе выпускалась еженедельная газета «На страже», где функционировал шахматный отдел. Как-то мне на глаза попалась газета с шахматной диаграммой и небольшой заметкой к ней с заголовком «Индийское чудо». Заголовок меня заинтриговал и я прочел в заметке следующее (начало заметки не сохранилось), я продублирую написанное на этом клочке:

 

 

Ловдей

1845

 

мат в 4 хода

Ляп заключался в том, что я, затратив минуты две-три на обдумывание и не найдя решения, направился к телефону, чтобы позвонить в редакцию. Дозвонившись, я, шутя, спросил: а правильно ли напечатана диаграмма? Редакция почему-то хмурым голосом ответила: смотри ответ в следующем номере газеты. Дождавшись очередного номера, я с нетерпением раскрыл газету где шахматный отдел просил извинение за неприятную ошибку в диаграмме с «индийским чудом». На диаграмме вместо белого слона был напечатан чёрный. Признаюсь, когда я узнал решение, несмотря на ляп, задача произвела на меня огромное впечатление и с тех пор к шахматной композиции я стал относиться с уважением.

 

 

 10/03/2013     Ж.Лийлу

************************** 

Уже через несколько часов после размещения статьи на сайте, поступили отклики от Владимира Тяпкина, Фёдора Капустина и Сергея Шумейко. Все они касались задачи Р. Кофмана -

Владимир Тяпкин сообщил, что в оригинальной версии побочек нет, хотя имеются дуали. Видимо, автор при подготовке сборника решил облегчить конструкцию, не заметив побочек. Владимир отредактировал позицию в yacpdb: http://www.yacpdb.org/?id=36075 .

На наличие в базе yacpdb этой задачи указал и Фёдор Капустин.

Сергей Шумейко прислал такое исследование -

«Мистическая» история задачи  Р. Кофмана имеет продолжение c множеством разветвлений. Расставьте клубок из четырех белых фигур в базе Туревского и поймете насколько «завораживающим» для шахматных композиторов был механизм открытый Рафаэлем Моисеевичем.

 

 http://www.yacpdb.org/?id=322999  (это та же задача -  http://www.yacpdb.org/?id=36075)

Кофман, Рафаэль Моисеевич

(Šahovski glasnik)    Revista de Şah, 1926

1st Prize

#2

1.d8К!

http://www.yacpdb.org/?id=204249 . Mansfield, Comins

L'Italia Scacchistica, 1962

#2

1.Кd1!-zz. Побочное решение: 1.Фc5!

 

http://www.yacpdb.org/?id=215861. Mansfield, Comins

L'Italia Scacchistica, 1962

#2

1.Кd1! – zz

 

http://www.yacpdb.org/?id=169697. Ellerman, Arnoldo

Galitzky-Gedenkturnier

5th Prize, год публикации?

1.Kh5! - 2.Лe2#

 

И т.д….

Присылайте свои замечания, известные вам ляпы. 

 10/03/2013  Григорий Попов    PopovGL@pochta.ru