Словарь терминов змеиной композиции

Проблемист Украины №4, 2012     (под редакцией М.Басистого, А.Василенко, А.Фролкина)

 

Зеленый змий-1 – классическая тема, получившая наибольшее распространение и  популярность в Украине. Содержание темы со всеми вытекающими из него последствиями заключается, как минимум, в трехлитровый бутыль (см. пример №1). Форма, как правило, не отличается прозрачностью. Для полноценного выполнения темы требуется не более одного хода и не менее трех соавторов.

№1. М.Басистый, А.Василенко, А.Фролкин

Публикуется впервые

#1                       13+8          

№1. Нельзя 1.g4#?, поскольку последний ход черных – только d7:Se6?, но тогда дебаланс черных: 8 (на доске) + 8 (взято белыми пешками) + 1 (Lc8) = 17. Поэтому очередь хода за черными: 1…S:g7#!

 

Зеленый змий-2 – одна из разновидностей французско-советской  темы, берущая свое начало  в местечке Шампань во Франции. От предыдущей темы отличается формой, содержанием и силой эмоционального воздействия на решателя. Количество ходов, вариантов и соавторов не регламентируется. Пример №2.

№2. Ан.Кузнецов

1969

#2                        12+8              

№2. 1.R:d8 cb 2.S:b2#, 1...ef 2.S:f2#, 1...Sc~  2.Sb4#, 1...Se~  2.Sf4#, 1...R:d1 2.R:d1#.

 

Змея гремучая – деликатесная тема, получившая распространение в ряде стран Америки и Азии. Хорошо воспринимается в качестве изысканного блюда в синтезе с предыдущей темой. Количество вариантов-порций напрямую зависит от длины змеи. Пример №3.

№3.  J. A. Åkerblom 

 Tіdskrіft för Schack” 1945

#3                       5+9

№3. 1.Kg1! [2.R:g3!],  1...a2 2.R:a2!  ba 3 B:f3#, 2...g2 3. R:a5#, 1...b2 2.R:b2!  ab, cb 3.B:f3#,  2...g2 3.Rb8#,

 1...c2 2.R:c2!  bc, dc 3.B:f3#, 2...g2 3 Rc8#, 1...d2 2.R:d2!  cd, ed 3.B:f3#, 2...g2 3. Rd8#,

 1...e2 2 R:e2! de 3.B:f3#, 2...g2 3.Re8#, 1... f2+ 2 R:f2+! g2 3.B:g2#

  

 

Змея “кобра” – логическая тема: прежде чем вступить в поединок с коброй, находящейся в боевой стойке, следует хорошо подумать, что может помешать осуществлению Вашего плана. Пример №4.

№4. H.Grasemann

"Weltspіegel" 1947

#3                         5+4

№4. 1.Ka3? ~  2.Sb3# главный план, но 1...Be7! – кобра готова дать отпор..

1.Be6! [2.B:c8!], 1...B:e6+ 2.Ka3! – проходит главный план [3.Ra6, Sb7#],  2...Bc8 3.Sb3#, (2...Be7 3.Ra6#, 2.. Bc4 3.Sb7#).

 

Змей Большой – географическая тема. Большого Змея Чингачгука и Великого Композитора Лойда роднят североамериканские просторы. Первый боролся за свободу на тропах войны, второй – на ортогоналях и диагоналях шахматной доски. Пример №5.

№5.  S. Loyd   1886

#3                            5+8

№5. 1.Qe2!! [2.Q:b2+  K ~ 3.Qg7#], 1...K~ 2.Q:b2! K~  3.Qg7#], 1...Kf6 2.B:b2+  Kf7 3.Q:e8#,   2...Kg6 3.Q:h5#.

Вступительным ходом черному королю предоставляется максимальное количество свободных полей!

 

“Змей-искуситель” – интимная тема, как правило, имеет несколько  вариантов решений в зависимости от ситуации. Грубые вступления не приветствуются, но допускаются – ведь здесь более важен финал. Пример №6.

№6. D. Müller

Super Problem,   TT-14,  

2012,   3 место

#4                            7+3

b) белая пешка e4 

№6. a)1.Rd4+! Sd5 2.Rb:d5+ Ke7 3.Rd8 Kf7 4.R4d7#;  b)1.Se8+! Kd7 2.S:f6+ Kd8 3.Re5! S~  4.Re8#.

 

Змейка – медицинская тема, особенно популярна в синтезе с темой “эксцельсиор” и, как правило, заканчивается капелькой яда в виде слабого превращения! Пример №7.

№7. Л.Куббель

“Шахматы в СССР” 1939

2 приз

#7                          5+13

№7. 1.Rg1! Rg3 2.hg+! Kg4 3.gh+! Kh5 4.hg+! Kg6 5.gh+! Kh7 6.hg+! Kg8 7.ghS#!

Два других варианта также заканчиваются правильными матами:

3...Kf4 4.Bd6+ Ke3 5.Rg3+ Kd4 6.Qd1+ Kc4 7.Qd3#; (5...Kf7 6.Qh5+ Kg8 7.h7#).

.

Змей воздушныйгеометрическая тема с классическим каркасом воздушного змея, образованного линиями контроля ферзем фокальных полей (a1-a8, a1-h8, h1-a8, h1-h8). В сочетании с темой “эксцельсиор” воздушный змей не мешает продвижению пешки, поскольку  он – воздушный. Пример №8.

№8.Aл. Кузнецов

"Шахматы в СССР" 1948

+                             5+7

Нельзя сразу 1.a7? Qh1+ 2.Kg6 c5 3.e4 Qh4! 4.a8Q Qg5+ 5.Kf7 Qh5+! – ничья!

№8. 1.e3+! Kg3 2.a7! (плохо 2.Bd4? e5 3.a7 ed 4.a8Q de 5.h8Q  e2! – c выигрышем у черных) Qh1+ 3.Kg6 c5 4.e4! Qa1 5.e5! Qh1 6.ed! Qa8 7.d7+!!

 

Змея подколодная карточная тема, в которой король одной из сторон оказывается замурованным “колодой” из собственных пешек. Такое отсутствие возможности продолжить игру в шахматах называется патом, а в картах – пасом. В обоих случаях – это спасительная возможность не проиграть в плохой позиции. Пример №9.

№9. G.Nordlohne

Schaakblad” 1911

=                              5+4

№9. 1.f4! Kc7 2.fg a5 3.Kg3 a4 4.Kh4 a3 5.g3 a2=.  Вступительный ход делается одной из пешек, образующих вместе с остальными пешками рисунок бубновой масти. Cработало золотое правило преферанса “хода нет – ходи с бубей”.   

 

Змей-Горынычтема, весьма распространенная в неортодоксальной и сказочной композиции. Очень схожа с темой Зилахи. Если у Змея-Горыныча срубается голова – на ее месте непременно вырастает новая, а если в теме Зилахи “срубается” фигура, то ждите – она непременно о себе еще напомнит! Пример №10.

№10. А.Василенко,  А.Фролкин

13-е ком. перв.

Украины   2005-2006

H#2                         5+8

b)Rf6 > c6  c) Kd5 > e6

 №10. a) 1.ed  Re5+   2.Kd4  Bc3#;  b) 1.B:e3  Bc3 2.Bc5  Bc4#; c) 1. S:b4  Bb5  2.Sd5  R:e4#.

На рисунке диаграммы  летящий трехголовый Змей-Горыныч.  В решении – “циклический Зилахи” с  чередованием игры трех белых фигур в трех близнецах.

 

  

Змея очковая – оптическая тема, может быть выражена как в игре белых, так и черных фигур в любом жанре. Пример №11.

№11. А. Фролкин

Публикуется впервые

КДП10.5                12+14

№11. 1.e3! (с потерей темпа!) b6  2.Bc4 Ba6   3.Be6  de   4.b3 Qd3  5.Bb2 Q:c2 6.B:g7 Qg6  7.B:f8 K:f8  8.d4 Kg7  9.d5  Kh6  10.d6  ed 11.e4!   Забавно, что для построения очковой змеи из черных фигур понадобился 21 полуход (тоже очко!). Игра начинается и заканчивается ходом одной и той же белой пешки. По-видимому, потеря темпа сродни потере зрения.

 

Теща – одна из разновидностей семейных тем с различными типами перемен. Народный эпос часто относит этот вид к рассматриваемому тематическому семейству. Пример № 12.

№12. M.Velіmіrovіc "Phenіx"

1999    2 поч. отзыв

#2                            5+7

№12. На диаграмме  классический вариант: молодая пара – ферзь (он) и ладья (она), оставшаяся цепочка фигур  – понятно, кто. Разрушить стереотип тещи-змеи и даже наладить контакт можно, если решить, кто из персонажей сделает первый шаг навстречу.

1.Qc2? [2. Sb8#], 1...Ra8 2.Sd3#, 1...Rac3 2.Qa4#, 1...Rh8 2.Sb3#, 1...Rhc3! 

1.S:e4! [2.Sb8#] 1...fe 2.Q:e4#, 1...Ra8 2.Sg3#, 1... Rh8 2.Sc3#.

 

Червь сомнений – компьютерная тема с дальним родственником змеи в главной роли. В настоящее время корректность любой составленной задачи, не прошедшей компьютерную проверку, подвергается сомнению. А уж сколько классических шедевров скомпрометировала эта коварная “железяка” - вообще не счесть. Пример №13. 

№13. W.Shinkman  1887 

 

#8                           8+1

№13. Кроме авторского решения 1.0-0-0! K:a7 2.Rd8 K:a6  3.Rd7 K:a5  4.Rd6 K:a4  5.Rd5 K:a3 6.Rd4 K:a2 7.Rd3 Ka1 8.Ra3# возможно еще и 1.Kd2! K:a7 2.Re1! Kb8 3.Re8+ Ka7 (3…Kc7 4.a7!) 4.Kc3! K:a6 5.Re7! K:a5 6.Re6 K:a4 7.Re5 K:a3 8.Ra5#. Еще в “докомпьютерную эру” попытку “исправить” классика предпринял Ю. Селявкин (#9, "64", 1973,  4 поч. отзыв). В его позиции фигуры с вертикали “a” сдвинуты на вертикаль “d” и  решение на ход длиннее: 1.Rb1! K:d7 2.Rb8 K:d6  3.Rb7 K:d5  4.Rb6 K:d4  5.Rb5 K:d3 6.Rb4 Kc2 7.Ke3 Kc1 8.Kd3 Kd1 9.Rb1#. Но безжалостная “Popeye” не пощадила и ее: 1. Rc1! K:d7 2.Rc7+ и т.д. Хочется надеяться, что наступающий 2013-й год окажется счастливым для задачи №13 и поможет кому-либо из наших читателей превратить предлагаемого “червя” в полноценную змею. В этом случае звание почетного серпентолога мы Вам гарантируем! Удачи во всем! С Новым Годом!

 

1 января 2013 г   

 Дополнение от Алексея Оганесяна -

Стоит заметить, что в ТТ-45 (http://popovgl.narod.ru/Bliz/Bliz-45-itog.html) Сергей Абраменко и Алексей Оганесян представили свои оригинальные версии прочтения классической идеи Шинкмана.

Что же касается указанной задачи Селявкина, то она исправляется очень просто:

 

Легко убедиться, что данная позиция легальна. Тонкость здесь в том, что в задаче Шинкмана (все белые пешки стоят на линии «а») белые уже совершили строго 15 взятий, а потому при исправлении этой задачи в таком виде ни одной черной фигуры больше на доску поставить нельзя. Но вот если колонну из шести белых пешек сдвигать вправо, то число необходимых взятий уменьшается (в частности, в задаче Селявкина оно равно 10), а потому при такой схеме на доску уже допустимо добавлять дополнительные черные фигуры.

 

Кроме того, с задачей Селявкина в версии Оганесяна можно совершить несколько манипуляций, от которых легальность, корректность и решение задачи не пострадают: сдвинуть всю позицию на вертикаль влево либо на одну или две вертикали вправо; сдвинуть пешки  f5 и f6 на одну или две горизонтали вниз. Однако, думается, предложенная редакция оптимальна тем, что она предоставляет решателю наибольший простор при поиске решения: белый король наиболее свободен в своих маневрах, а пара пешек f5 и f6 создает иллюзию, что план белых может быть как-то связан с использованием пешки f5 (например, после съедения пешки f6 ладьей или королем в результате марш-броска e1-f2-g3-g4-h5-g6:f6).

 

2 января 2013 г