Словарь терминов змеиной композиции
“Проблемист
Украины”
№4, 2012
(под редакцией М.Басистого, А.Василенко, А.Фролкина)
Зеленый змий-1
– классическая тема, получившая наибольшее распространение и
популярность в Украине. Содержание темы
со всеми вытекающими из него последствиями заключается, как минимум, в
трехлитровый бутыль (см. пример №1). Форма, как правило, не отличается
прозрачностью. Для полноценного выполнения темы требуется не более одного хода и
не менее трех соавторов.
№1. М.Басистый, А.Василенко, А.Фролкин
Публикуется впервые
#1
13+8
№1.
Нельзя 1.g4#?,
поскольку последний ход черных – только
d7:Se6?,
но тогда дебаланс черных: 8 (на доске) + 8 (взято белыми пешками) + 1 (Lc8)
= 17. Поэтому очередь хода за черными: 1…S:g7#!
Зеленый змий-2
– одна из разновидностей французско-советской
темы, берущая свое начало в
местечке Шампань во Франции. От предыдущей темы отличается формой, содержанием и
силой эмоционального воздействия на решателя. Количество ходов, вариантов и
соавторов не регламентируется. Пример №2.
№2. Ан.Кузнецов
1969
#2
12+8
№2.
1.R:d8 cb 2.S:b2#, 1...ef 2.S:f2#, 1...Sc~
2.Sb4#, 1...Se~ 2.Sf4#,
1...R:d1 2.R:d1#.
Змея гремучая
– деликатесная тема, получившая распространение в ряде стран Америки и Азии.
Хорошо воспринимается в качестве изысканного блюда в синтезе с предыдущей темой.
Количество вариантов-порций напрямую зависит от длины змеи. Пример №3.
#3 5+9
№3.
1.Kg1! [2.R:g3!], 1...a2 2.R:a2!
ba 3 B:f3#, 2...g2 3. R:a5#, 1...b2 2.R:b2!
ab, cb 3.B:f3#, 2...g2 3.Rb8#,
1...c2
2.R:c2! bc, dc 3.B:f3#, 2...g2 3 Rc8#,
1...d2 2.R:d2! cd, ed 3.B:f3#, 2...g2 3.
Rd8#,
1...e2
2 R:e2! de 3.B:f3#, 2...g2 3.Re8#, 1... f2+ 2 R:f2+! g2 3.B:g2#
Змея “кобра”
– логическая тема: прежде чем вступить в поединок с коброй, находящейся в боевой
стойке, следует хорошо подумать, что может помешать осуществлению Вашего плана.
Пример №4.
№4.
H.Grasemann
"Weltspіegel"
1947
#3
5+4
№4.
1.Ka3?
~ 2.Sb3#
– главный план, но 1...Be7!
– кобра готова дать отпор..
1.Be6!
[2.B:c8!],
1...B:e6+
2.Ka3!
– проходит главный план [3.Ra6,
Sb7#],
2...Bc8
3.Sb3#,
(2...Be7
3.Ra6#,
2..
Bc4
3.Sb7#).
Змей Большой
– географическая тема. Большого Змея
Чингачгука и Великого Композитора Лойда роднят североамериканские просторы.
Первый боролся за свободу на тропах войны, второй – на ортогоналях и диагоналях
шахматной доски. Пример №5.
№5.
S.
Loyd
1886
#3
5+8
№5.
1.Qe2!! [2.Q:b2+ K ~ 3.Qg7#],
1...K~ 2.Q:b2! K~ 3.Qg7#], 1...Kf6
2.B:b2+ Kf7 3.Q:e8#,
2...Kg6 3.Q:h5#.
Вступительным ходом черному королю предоставляется
максимальное количество свободных полей!
“Змей-искуситель”
– интимная тема, как правило, имеет
несколько вариантов решений в
зависимости от ситуации. Грубые вступления не приветствуются, но допускаются –
ведь здесь более важен финал. Пример
№6.
№6. D. Müller
Super Problem, TT-14,
2012, 3
место
#4 7+3
b)
белая
пешка
e4
№6.
a)1.Rd4+! Sd5 2.Rb:d5+ Ke7 3.Rd8 Kf7 4.R4d7#;
b)1.Se8+! Kd7 2.S:f6+ Kd8 3.Re5! S~
4.Re8#.
Змейка –
медицинская тема, особенно популярна в синтезе с темой “эксцельсиор” и, как
правило, заканчивается капелькой яда в виде слабого превращения! Пример №7.
№7. Л.Куббель
“Шахматы в СССР” 1939
2 приз
#7
5+13
№7.
1.Rg1!
Rg3
2.hg+!
Kg4
3.gh+!
Kh5
4.hg+!
Kg6
5.gh+!
Kh7
6.hg+!
Kg8
7.ghS#!
Два других варианта также заканчиваются правильными матами:
3...Kf4
4.Bd6+
Ke3
5.Rg3+
Kd4
6.Qd1+
Kc4
7.Qd3#;
(5...Kf7
6.Qh5+
Kg8
7.h7#).
.
Змей воздушный
– геометрическая тема с классическим
каркасом воздушного змея, образованного линиями контроля ферзем фокальных полей
(a1-a8,
a1-h8,
h1-a8,
h1-h8).
В сочетании с темой “эксцельсиор” воздушный змей не мешает продвижению пешки,
поскольку он – воздушный. Пример №8.
№8.Aл.
Кузнецов
"Шахматы в СССР" 1948
+
5+7
Нельзя
сразу
1.a7? Qh1+ 2.Kg6 c5 3.e4 Qh4! 4.a8Q Qg5+ 5.Kf7 Qh5+! –
ничья!
№8.
1.e3+! Kg3 2.a7! (плохо
2.Bd4? e5 3.a7 ed 4.a8Q de 5.h8Q
e2! – c
выигрышем
у
черных)
Qh1+ 3.Kg6 c5 4.e4! Qa1
5.e5!
Qh1
6.ed!
Qa8
7.d7+!!
Змея подколодная
– карточная тема, в которой король одной
из сторон оказывается замурованным “колодой” из собственных пешек. Такое
отсутствие возможности продолжить игру в шахматах называется патом, а в картах –
пасом. В обоих случаях – это спасительная возможность не проиграть в плохой
позиции. Пример №9.
№9.
G.Nordlohne
“Schaakblad”
1911
=
5+4
№9.
1.f4!
Kc7
2.fg
a5
3.Kg3
a4
4.Kh4
a3
5.g3
a2=.
Вступительный ход делается одной из пешек, образующих вместе с остальными
пешками рисунок бубновой масти.
Cработало
золотое правило преферанса “хода нет – ходи с бубей”.
Змей-Горыныч
– тема, весьма распространенная в
неортодоксальной и сказочной композиции. Очень схожа с темой Зилахи. Если у
Змея-Горыныча срубается голова – на ее месте непременно вырастает новая, а если
в теме Зилахи “срубается” фигура, то ждите – она непременно о себе еще напомнит!
Пример №10.
№10. А.Василенко, А.Фролкин
13-е ком. перв.
Украины 2005-2006
H#2
5+8
b)Rf6
>
c6
c)
Kd5
>
e6
№10.
a)
1.ed
Re5+
2.Kd4
Bc3#;
b)
1.B:e3
Bc3
2.Bc5 Bc4#; c)
1.
S:b4 Bb5
2.Sd5
R:e4#.
На
рисунке
диаграммы
–
летящий
трехголовый
Змей-Горыныч.
В решении – “циклический Зилахи” с
чередованием игры трех белых фигур в трех близнецах.
Змея очковая
– оптическая тема, может быть выражена
как в игре белых, так и черных фигур в любом жанре. Пример №11.
№11. А. Фролкин
Публикуется впервые
КДП10.5
12+14
№11.
1.e3! (с
потерей
темпа!)
b6 2.Bc4 Ba6
3.Be6 de
4.b3 Qd3 5.Bb2 Q:c2 6.B:g7
Qg6 7.B:f8 K:f8
8.d4 Kg7 9.d5
Kh6 10.d6
ed 11.e4!
Забавно, что для построения очковой змеи из черных фигур понадобился 21 полуход
(тоже очко!).
Игра начинается и заканчивается ходом одной и той же белой пешки. По-видимому,
потеря темпа сродни потере зрения.
Теща –
одна из разновидностей
семейных тем с различными типами перемен.
Народный эпос часто относит этот вид к рассматриваемому тематическому семейству.
Пример № 12.
№12.
M.Velіmіrovіc
"Phenіx"
1999 2 поч. отзыв
#2
5+7
№12.
На диаграмме классический вариант:
молодая пара – ферзь (он) и ладья (она), оставшаяся цепочка фигур
– понятно, кто. Разрушить стереотип
тещи-змеи и даже наладить контакт можно, если решить, кто из персонажей сделает
первый шаг навстречу.
1.Qc2? [2. Sb8#], 1...Ra8 2.Sd3#, 1...Rac3 2.Qa4#, 1...Rh8 2.Sb3#, 1...Rhc3!
1.S:e4! [2.Sb8#] 1...fe 2.Q:e4#, 1...Ra8 2.Sg3#, 1... Rh8 2.Sc3#.
Червь сомнений
– компьютерная тема с дальним родственником змеи в главной роли. В настоящее
время корректность любой составленной задачи, не прошедшей компьютерную
проверку, подвергается сомнению. А уж сколько классических шедевров
скомпрометировала эта коварная “железяка” - вообще не счесть. Пример №13.
№13.
W.Shinkman
1887
#8
8+1
№13.
Кроме авторского решения 1.0-0-0!
K:a7
2.Rd8
K:a6
3.Rd7
K:a5
4.Rd6
K:a4
5.Rd5
K:a3
6.Rd4
K:a2
7.Rd3
Ka1
8.Ra3#
возможно еще и 1.Kd2!
K:a7 2.Re1! Kb8 3.Re8+ Ka7 (3…Kc7 4.a7!) 4.Kc3! K:a6 5.Re7! K:a5 6.Re6 K:a4
7.Re5 K:a3 8.Ra5#.
Еще в “докомпьютерную эру” попытку “исправить” классика предпринял Ю. Селявкин
(#9, "64", 1973, 4 поч. отзыв). В
его позиции фигуры с вертикали “a”
сдвинуты на вертикаль “d”
и решение на ход длиннее: 1.Rb1!
K:d7
2.Rb8
K:d6
3.Rb7
K:d5
4.Rb6
K:d4
5.Rb5
K:d3
6.Rb4
Kc2
7.Ke3
Kc1
8.Kd3
Kd1
9.Rb1#.
Но безжалостная
“Popeye”
не пощадила и ее: 1.
Rc1!
K:d7
2.Rc7+
и т.д. Хочется надеяться, что наступающий 2013-й год окажется счастливым для
задачи №13 и поможет кому-либо из наших читателей превратить предлагаемого
“червя” в полноценную змею. В этом случае звание почетного серпентолога мы Вам
гарантируем! Удачи во всем! С Новым Годом!
1 января 2013 г
Стоит заметить, что в ТТ-45
(http://popovgl.narod.ru/Bliz/Bliz-45-itog.html)
Сергей Абраменко и Алексей Оганесян представили свои оригинальные версии
прочтения классической идеи Шинкмана.
Что же касается указанной
задачи Селявкина, то она исправляется очень просто:
Легко убедиться, что данная
позиция легальна. Тонкость здесь в том, что в задаче Шинкмана (все белые пешки
стоят на линии «а») белые уже совершили строго 15 взятий, а потому при
исправлении этой задачи в таком виде ни одной черной фигуры больше на доску
поставить нельзя. Но вот если колонну из шести белых пешек сдвигать вправо, то
число необходимых взятий уменьшается (в частности, в задаче Селявкина оно равно
10), а потому при такой схеме на доску уже допустимо добавлять дополнительные
черные фигуры.
Кроме того, с задачей Селявкина в версии Оганесяна можно совершить несколько манипуляций, от которых легальность, корректность и решение задачи не пострадают: сдвинуть всю позицию на вертикаль влево либо на одну или две вертикали вправо; сдвинуть пешки f5 и f6 на одну или две горизонтали вниз. Однако, думается, предложенная редакция оптимальна тем, что она предоставляет решателю наибольший простор при поиске решения: белый король наиболее свободен в своих маневрах, а пара пешек f5 и f6 создает иллюзию, что план белых может быть как-то связан с использованием пешки f5 (например, после съедения пешки f6 ладьей или королем в результате марш-броска e1-f2-g3-g4-h5-g6:f6).
2 января 2013 г