Штурм черно-белого таска Валладао

Автор сайта при работе над одной задачей сохранил некоторые промежуточные позиции, чтобы сделать это повествование. Типа "романа с продолжением". Что получится - сам пока не знаю, прошу строго не судить.... 

Содержание

История таска Валладао

Построение схемы задачи

Первые 3 попытки

Схемы №4-7

Схемы №8-11

Схемы №12-14

Схемы №15-17 - ЕСТЬ ТАСК!?

Схема №18 -  ТАСКА ПОКА НЕТ

ПОБЕДА НАД ТАСКОМ!

 

 

 

История таска Валладао

В шахматной композиции одним из самых популярных тасков является таск Валладао. Он популярен тем, что понятен любому шахматисту. Таск Валладао, это композиция в которой присутствуют три особых хода - рокировка, взятие на проходе и превращение.  Бразилец Joaquim Valladão Monteiro уделил много времени задачам с этими ходами, в 1966 г. организовал тематический конкурс на эту тему и с тех пор композиции содержащие в решении рокировку, взятие на проходе и превращение носят имя таск Валладао. Задачи с этими тремя особыми ходами встречались и ранее. Видимо самым первым композитором, обратившим внимание на эти 3 особых хода и создавшим композицию их включающую, является Алексей Троицкий.

История первой ортодоксальной задачи с 3-мя этими ходами загадочна. Она была опубликована через 3 года после смерти её автора,  американца Darso J. Densmore на его же мемориальном конкурсе. Почему Darso J. Densmore не опубликовал свою задачу при жизни - неясно.

Эти 3 особых хода интересовали композиторов всех жанров. Особенно трудно это делать в кооперативном жанре, тем не менее, известна такая композиция 1936 года. 

 

 

Многие композиторы имеют в своём активе композиции на таск Валладао. Например, Анатолий Стёпочкин периодически обращается к этому таску и сделал интересные задачи практически во всех жанрах. Он посвятил таску Валладао статью “Они такие разные” в журнале “Шахматная поэзия” №43 2008 г.

За всю многолетнюю историю этого таска составлено множество задач и этюдов во всех жанрах композиции. Есть даже миниатюры и есть задачи с двойным выполнением темы(правда в симметрии), например -

 

Но пока не известны задачи, в которых три этих особых хода совершали бы и белые и чёрные. Существует только КДП с черно-белым Валладао-

В начале 2012 года автор этих строк решил попробовать сделать черно-белый таск Валладао.

Итак, на этих страницах будет рассказано о попытке составить многоходовку, в решении которой присутствовали бы все эти 6 особых ходов, то есть рокировка белых, рокировка черных, взятие на проходе белых, взятие на проходе черных, превращение белых, превращение черных. Последовательность этих ходов в задаче любая - таск Валладао это не регламентирует. Было решено сделать из этого подробное повествование. В ходе работы над этим таском сохранялись промежуточные, ключевые позиции. Возможны, конечно, ошибки в оценке некоторых позиций, так как компьютерные программы не позволяют быстро оценивать позиции требующие расчета в 10 и более ходов. Приходилось многое домысливать не прибегая к помощи компьютера. Просьба, при нахождении этих ошибок не спешить сообщать на сайт, так как автор повествования сам постепенно их находил.

Построение схемы задачи

Обычно при создании своих задач использую такие методы - "наобум лазаря", "куда кривая вывезет", "метод научного тыка". Но к этой задаче решил подойти посерьёзнее и после некоторых размышлений была намечена стратегия по созданию серии оптимальных схем многоходовок, реализующих этот черно-белый таск. Общее для них то, что несколько фигур уже изначально должны быть фиксированы на определённых полях. Таких фигур 7(главный каркас) -

Эти фигуры должны обеспечить проведение рокировок за черных и белых и два взятия на проходе – за белых и черных. Ещё одна чёрная пешка должна находиться либо на c4, либо e4, чтобы могла брать на проходе. Рокировки выгоднее проводить разносторонние(белых -  0-0 и черных – 0-0-0), а почему пешки должны находиться там, станет ясно далее. Из обязательных фигур ещё должна быть хотя бы одна белая пешка на 7-й или 6-й горизонтали – кандидат на превращение и одна черная пешка на 2-й горизонтали, тоже для превращения. Всего 10 обязательных фигур(главных действующих лиц).

Был разработан такой примерный сценарий игры -

1.  Первым ходом белые совершают короткую рокировку  1.  0-0  и ладья с поля f1 должна создавать матовую угрозу черному королю. Но при этом не должен проходить ход 1. Лf1?. То есть что-то должно вынуждать заодно уводить белого короля с поля e1. Но так как этим ходом подхватить какое-то поле у черного короля нереально - тот расположен на другом конце доски, то для этого уже в начальной позиции белому королю должна быть серьезная угроза. Конечно, это нарушает принцип, что нет ответа на какой-то ход черных в начальной позиции, но не видно как обойтись без этого. В длинных многоходовках, это более-менее простительно.

1. …   У черных защитой от угрозы должна стать длинная рокировка,  но её проведению должен мешать черный слон стоящий на поле b8 или d8. Этот слон с темпом(с шахом) покинет свою стоянку и позволит рокироваться. То есть 1-й ход черных должен быть – 1. … Cb8-a7+  или  1. … Cd8-b6+. С черным ферзём, выполняющим эту роль решено было не связываться – хлопотно и он сразу защищает поля b8, c7, чего не должно быть по плану.

Смотрите ниже и далее диаграммки с примерным набором главных действующих лиц. Здесь не добавлены черные фигуры(обычно конь на b2), не позволяющие сделать решением 1. Лf1 -

2.    Белым, перед тем как увести короля от шаха, должно быть выгодно сделать ход 2.  d2-d4, сохраняя свою угрозу и открывая диагональ c1-f6 для ферзя или слона, находящихся на поле c1. Отсюда ясно, для чего фиксирована белая пешка на d4.  

2. …    Черным следующим ходом должно быть выгодно забрать на проходе пешку на d4, возобновляя шах. Это может быть 2. … ed e.p. или 2. … сd e.p. Для этого поле d4 должна контролировать ещё одна белая фигура, не допускающая хода чёрных – 2. … C:d4+. (на диаграммках этого нет)

3.   Затем белому королю приходится уходить от шаха, скорее всего на h1 или h2. Например 3. Крg1-h1

 3. …    Черные получают возможность сделать длинную рокировку 3. … 0-0-0.

4.   Следующим ходом белые выводят с поля c1 на поле f4 ферзя или слона, создавая угрозу мата на поле c7 или поле b8. Например 4. Фс1-f4

 4. …   У черных лучшей защитой от этой угрозы должен стать ход 4. … e7-e5. Отсюда ясно, для чего фиксирована белая пешка на d5.  

5.  Так как по замыслу вертикаль f  должна свободна для белой ладьи, то белая пешка должна быть только на d5. И следующий ход белых должен быть взятием на проходе  5.  d5:e6 e.p.  Для этого поле e5 должна контролировать ещё одна черная фигура, не допускающая взятия ферзем(слоном) черной пешки на e5. (на диаграммках этого нет)

Таким образом спланировано осуществление самых трудных 4-х ходов черно-белого Валладао. Осталось добавить превращение белой и черной пешек. Этот заключительный акт спектакля не представлялся трудной задачей. Черного превращённого ферзя(ладью) планировалось тут же побить и организовать превращение белой пешки в ферзя(ладью) на матующем ходу. Примерно так -

 5. … Черные защищаются от мата на c7 ходом слона. Например 5. …  Сa7-b6.

6.  Наиболее перспективно выглядит размещение белой пешки на a6. И белые делают ход 6. a6-a7 с угрозой  7. a8Ф#

 6. … Черные имеют пешку на a2 и делают ход  6. … a2-a(Л).

Примечание. Не стоит обращать на матовую возможность – Кe7#. В ходе строительства реальной позиции это будет учтено.

 

7. Белые чем либо уничтожают эту превращенную фигуру. Например 7. Лf1:a1

 7. … У черных не находится больше защит.(на 7. … С:a7 есть 8. Ф:a7#) 7. … ~

8.  Последний ход белых –   8. a7-a(Л)#

Вышеприведенное схематичное решение показывают, что для достижения цели должна быть создана как минимум 8-ми ходовка, но наиболее вероятно 10-12 ходовка, так как без промежуточных ходов не обойтись.

Первые 3 попытки

После продумывания схемы, была поставлена 1-я позиция по вышеприведенному сценарию. 

Черно-белый таск Валладао. Дубль №1 -

 

Роли исполняют -

Белые(10 фигур).

- Король и ладья делают 0-0. Ладья ещё "пасёт" черные проходные пешки;

- Ферзь должен выйти на f4 и угрожать ходом Фf4:c7#;

- Слон должен ему в этом помогать, участвуя в батарее;

- Конь обеспечивает угрозу Лf1-f8#;

- Пешки d2 и d5 участвуют во взятиях на проходе. Пешка d2 должна открыть дорогу ферзю к полю f4.

Пешка c3 не даёт чёрному слону сделать ход С:d4+, так как этот слон нужен черным;

- Пешка a6 – должна стать ферзём(ладьёй);

- Пешка c6 – контролирует поля d7, b7

 Черные(12 фигур).

- Король и ладья a8 делают 0-0-0;

- Слон, вынужденный уходить, чтобы не мешать рокировке, косвенно помогает белым открыть диагональ 'с1-h6' ходом d2-d4;

- Ладья h5 должна препятствовать ходу Ф:e5, после хода e7-e5;

- Конь должен угрожать ходом Кd3+, вынуждая белых делать рокировку, а не 1. Лf1;

- Пешки e4 и e7 участвуют во взятиях на проходе;

- Пешка a2 – кандидат на превращение;

- Пешка c2 – мешает белому королю уйти от угрозы Кd3+;

- Пешки с7, h3 и h6 – технические, ограничивающие чёрные фигуры.

Первая же “репетиция спектакля” показала, что “гладко было на бумаге, но …”.  Компьютерная проверка выявила, что только полтора хода делались по сценарию, то есть были сильнейшими. А в дальнейшем и за белых и за черных находились не сценарные более сильные ходы -

Короче, многие “артисты” этого “спектакля” захотели играть не только отведенные им роли, но и другие. В этом особенно преуспел белый конь g6. Он не только помогал ладье белой ладье организовывать угрозу Лf8#, но в дальнейшем и сам не прочь был напасть на черного короля – К:d7+, что было совсем не по сценарию. Пришлось его “уволить” и заменить другим артистом. Выяснилось также, что белый ферзь может проникнуть к полю b7 через поля b2 или b4. Пришлось его ограничить. Но хорошо хоть в решение входили обе рокировки. Осталось добавить остальные четыре особых хода.

В результате анализа позиции №1 и действия её фигур нарушающих задуманный сценарий, было принято решение заменить белого коня g6 на пару пешек – g6 и g7. Присматривать за этими пешками пришлось поставить на g8 черного слона. Белому ферзю был перекрыт путь к полю b7 по вертикали b, но открыта дорога к полю c5, с которого он может атаковать черного короля, если тот вместо длинной рокировки попытается укрыться на поле e7, после предварительного e7-e6 или e7-e5. Вместо белой пешки c3 была введена в игру ладья b4. Она, напомню, должна вместо пешки с3 следить за полем d4. (не допуская C:d4). Решено ещё превращённого чёрного ферзя не убивать сразу, а перекрыть линию его действия ходом Лb4-a4, добавив для этого ещё белую пешку b3 и черного коня на b1, чтобы этот конь мешал превращённому ферзю “работать” по первой горизонтали. В итоге получилась схема №2 -

Проверка на компьютере показала более обнадеживающие результаты, по сравнению с первоначальной схемой.

Первые четыре особых хода - 0-0, ed e.p. ,  0-0-0,  de e.p. вроде получались. Но во второй половине игры - сплошные дуали, почти на каждом ходу. Ненужную резвость проявляет взявшая на проходе и очутившаяся на поле e6 белая пешка. Она постоянно на 7-м и 8-м ходу прётся сама атаковать черного короля. Также и ладьи белые не всегда послушны.

Небольшие изменения этой схемы приводили к тому, что в некоторых случаях на 9-м ходу вместо ba проходило Ф:a4. А если убрать белую пешку b3, то черным не выгодно бить на проходе на 5-м ходу, открывая для белого ферзя 4-ю горизонталь и т.д.

Решено было белую ладью b4 убрать, передав её роль следить за полем d4 белой пешке c3 и так как пешка на e6 была активна, попробовать её провести вместо пешки a6, отодвинув ту на a5, препятствуя ходу черных Сb6. Попробовал проверить эту новую схему №3 -

 

Выяснилось, что возникли трудности с контролем поля 'e7', через которое черный король вместо длинной рокировки избегает быстрого мата. И уже на первом ходу вместо шаха слоном на b7, черным вполне достаточно хода 1. … e7-e5. В общем схема №3 это шаг назад по сравнению со схемой №2, но попробовать надо было.

Схемы №4-7

Были предприняты попытки других расстановок фигур. Например такая.

Решено было черного слона переместить с b8 на d8, белую ладью для контроля над полем d4 поместить на d1.

А черного коня с b2 переместил на b4.

Но ничего хорошего не вышло. Опять вместо длинной рокировки есть ход e7-e5.  Ходом 1. … Сb6+ черный слон берёт под контроль поле c5 и не даёт возможности напасть на черного короля, если тот после 3. … e5 пойдет на поле e7. И черный конь на b4 неудачен, т.к. может защищать от мата своего короля ходом К:a6.

Ещё одна перспективная возможность, это поместить белого ферзя на a5, а с поля c1 выводить на поле f4 слона.

В этой 5-й схеме, вроде вся шестерка нужных ходов прорисовывается, но начиная с седьмого хода спошные дуали. И главная неприятность - позиция нелегальна! Белые били 4 раза, а у черных не хватает только 3-х фигур. После недолгих попыток, пришлось отказаться работать и с этой схемой.

 

В следующей схеме решено было попробовать обойтись без контроля черных фигур над полем e5, надеясь, что взятие на проходе, с переводом пешки d5 на e6 будет более сильным ходом чем взятие ферзем на e5. Заодно реабилитировали "уволенного" в 1-й схеме белого коня, приставив к нему для присмотра после длинной рокировки, черного слона. И угроза уже 2-х ходовая -

Но увы, ничего хорошего выжать из такой расстановки не удалось. Пришлось признать, что контроль черных фигур над полем e5 нужен.

Была проверена ещё такая схема, со связанной черной ладьёй на d7-

Но после длинной рокировки эта ладья развязывается и ходом на d6 нарушает задуманный сценарий – черные не обязаны ходить пешкой e7-e5. Кроме показанных 7-ми позиций было проанализировано множество схожих позиций. Помощь компьютера в десятки раз ускоряет этот процесс, хотя у меня и огромные навыки "ручного" анализа сложных позиций. В течении более 20 лет был активным практическим игроком и многие партии откладывались. Анализ отложенных позиций помогал и в составлении многоходовок. И видимо наоборот - составление многоходовок и некоторого количества этюдов было тренировкой перед анализом отложенных партий.

Ну а с черно-белым таском Валладао малость зашёл в тупик и не знал, что ещё попробовать...

Схемы №8-11

В какой-то момент, когда идей корректировки схем, поддерживающих стратегическую линию не было, попробовал многое поменять. Ходом d2-d4 не диагональ c1-h6 открывать, а открывать 2-ю линию для переброски ладьи на поле b2. И второе взятие на проходе должно быть 4  b5 5. ab e.p.    Была поставлена такая позиция -

Но уже с первым ходом белых возникли проблемы. Вместо рокировки было достатоточно и 1. Лf1. В такой схеме трудно сделать угрозы белому королю, вынуждая делать длинную рокировку.

Пришлось вернуться к старому пути, где хоть что-то получалось. Черную ладью вернул на h5, она там лучше работает. И использовал белого коня для создания угрозы мата на первом ходу и контроля над полем e7. И вернул белую ладью на c4 для контроля над полем d4 и присматривать за черной пешкой c2.

 

Но черные оказались сильно ослаблены и белые легко матуют в 8 ходов, при этом с разветвлениями на 5-м ходу.

Попробовал контролировать поле e5 вместо ладьи на h5, черным конём с поля c4. И для усиления черных поставил слона на g8.

 

Но теперь черные стали слишком сильны, конь с c4 не только контролирует поле e5, но и появилась защита – 5. Кd6.

Пришлось вернуть ладью на h5 для контроля над e5. А для удара на f8, попробовать использовать белого коня на d7.

Но уже на 3-м ходу опять, как и ранее сказалось отсутствие контроля над полем e7 – черные не обязаны рокировать.

Черный король спасается от угроз на поле e7, делая ход e7-e5. В общем, увы, по прежнему, ничего хорошего…

Схемы №12-14

Чисто ради эксперимента был опробован вариант с белым конем на a6, вместо слона g3 для помощи ферзю в нанесении удара по полям c7 и b8.

Но быстро выяснилось, что на 5-м ходу ферзь будет господствовать на 7-й горизонтали.

 Затем появилась такая идея. Поле e5 контролировать черным конем с поля f7 и попытаться провести черную пешку c2 с шахом, для этого уведя белую ладью с поля f1, пожертвовав слона на f5.

В итоге в схеме №13  после 6-го хода белых возникают позиции, в которых чтобы заматовать черного короля нужно ещё ходов 9, естественно с разными дуалями, хотя и с включением превращений белой и черной пешек.

Заменив ладью c4 на коня a2 была получена более перспективная позиция схемы №14

 

Больших трудов стоил анализ этой 15-ти ходовки, есть все нужные особые хода, но дуали, особенно неприятные на 12-м ходу.

Шансы одолеть этот таск сохраняются.

Схемы №15-17 - ЕСТЬ ТАСК!?

В следующей схеме была предпринята попытка отказаться от идеи перевода белой ладьи на поле f5, жертвой черного слона.

Почти получилось, нет только превращения черной пешки и дуальный финал.

Вскоре пришла другая идея. Раз не получается превращение черной пешки в конце решения, то необходимо сделать это в начале решения! Имея различные наработки, была быстро поставлена такая позиция -

Довольно неплохо, но самое неприятное то, что на 4-м ходу у чёрных нашёлся более сильный ответ - ход слоном.

  Небольшой модификацией была наконец получена позиция, к которой стремился долгое время -

Здесь все 6 особых ходов в наличии!

Каждый композитор наверно испытывает особое чувство "глубокого удовлетворения", когда после долгих поисков, наконец что-то получилось. Бывает, что благодаря какому-то озарению, быстро составляешь "Альбомную" задачу, а радости почти никакой - даже не всегда запоминаются такие задачи. Здесь же получилась трудовая, "мозолистая" задача. Далее предстояла более приятная работа – шлифовка, хотя возможности для этого минимальны. Малейшее изменение позиции могло погубить задачу. Правда не было ещё стопроцентной гарантии, что всё получилось, т.к. задача составлялась без полной компьютерной проверки. Проверялись первые 6-7 ходов и последние 6-7 ходов, остальное домысливалось. Но не видно было слабых мест и была уверенность, что всё чисто. К сожалению, компьютер часто эту уверенность разбивает напрочь. Поэтому, с некоторым страхом, намечалась и более полная компьютерная проверка.

 

Схема №18 - ТАСКА ПОКА НЕТ

Вначале попытался сократить материал - вместо слона на h7, использовать коня на h6, убрав при этом черного коня на a4. После беглого анализа получившейся позиции, даже почудилось, что на 6-м ходу есть приятное ответвление, в котором жертвуется основной ферзь и матует превращённый ферзь.

Но скоро иллюзии развеялись, нашлась дуаль в этом ответвлении. На 6. … Cb7 кроме 7. e7 проходит и 7. Лd4.

Решение стало выглядеть так -

 

Думал, что это окончательная позиция задачи, но ошибся. Решил проверить вариант вместо 3. d4 сразу уход королём – 3. Крh1 и с ужасом обнаружил, что белые также дают мат в 11 ходов - задача некорректна! С трудом построенная позиция, напоминала 11 этажный хрупкий карточный домик. И теперь выясняется, что на 3-м этаже этого домика обнаружился дефект - стена из 2 карт вместо одной и нужен ремонт.

ПОБЕДА НАД ТАСКОМ!

В схеме №18 ладья b4 проявляет ненужную активность, взятием пешки b5. Попытка защитить пешку b5, поставив чёрную пешку на a6 разрушает финал с матом посреди доски. Пришлось вводить фактически последний резерв черных – слона на a4

Здесь всё верно. В решении присутствуют рокировка белых, взятие на проходе черных, рокировка черных, взятие на проходе белых, превращение черных, превращение белых  черно-белый таск Валладао!

 

Из достоинств задачи, кроме самого факта покорения таска - симпатичный мат в центре доски(жаль ладья f1 не участвует).

Любопытны почти замкнутые маршруты белого ферзя и карьера белой пешки d5, пришедшей на соседнее поле c6 в образе ферзя.

 

Из недостатков. Первым ходом отнимается поле у черного короля и одноходовая угроза.

Превращённый черный ферзь(ладья) совсем не играет - убивается сразу.

Грязноваты доказательные варианты на 3-м и 6-м ходу, заканчивающиеся на 11 ходу.

 

Комментарий судьи конкурса FIDE Olympic tourney 2012 Якова Владимирова -

Таск Валладао проходит в игре и белых, и черных – возможно рекордный замысел. Игра, правда, малоинтересна, первым ходом отнимается важное поле f7, ход 1…с1 нужен только для черного превращения, а тут же уничтожение ферзя ставит под сомнение длительность задания задачи

С оценкой судьи согласен. Как говорится, тут "не до жира", хорошо хоть так получилось...

Интересно сравнить эту задачу с одной из начальных схем -

Из 23 фигур в финальной 18 присутствовали на тех же местах уже в начале поиска. Затем поиск пошёл в разных направлениях, но после безуспешных блужданий, пришлось вернуться к стартовым схемам. Если бы догадался сразу о проведении в ферзя вместо пешки a2, черной пешки c2 и переставил бы белую пешку с a6 на a5 контролировать поле b6, уже в первый день мог бы одолеть этот таск. Правда польза от черновой работы в том, что получилось это повествование и есть большая уверенность, что эта задача - единственно возможная реализация черно-белого таска Валладао для прямого мата.

 

1 августа 2012 г.   Григорий Попов    Popovgl@pochta.ru