Александр СТАВРИЕЦКИЙ
ГРАФИЧЕСКИЙ РИСУНОК ЛИБУРКИНА
Этот этюд М. Либуркина автор известного критического очерка «Шахматная поэзия» А. Гурвич приводит в качестве примера на тему систематического движения. Как он сам утверждает, это ему необходимо поскольку «хочется остановиться на этой теме специально в свете общего рассуждения о путях дальнейшего развития советского этюда.»
М. Либуркин «64», 1934, 3 приз.
Белые: Крh1, Cf4,
пп а4, а5, а6 (5) Черные: Крf2, Сg1, па7 (3).
Выигрыш.
1. Сс7 Крf1 2. Сb6 Cf2 3. Крh2 Кре2 4. Крg2 Cе3 5. Крg3 Крd3 6. Крf3 Сd4 7. Крf4 Крc4 8. Кре4 Сс5 9. Кре5 Крb4 10. Крd5 Cg1 11. Крс6! с выигрышем.
А. Гурвич, известный как строгий критик, отмечает, что этюд М. Либуркина построен легко и просто, если не считать неприятной третьей белой пешки на линии «а». Он же отмечает, что при первом взгляде трудно даже предположить, что здесь кроется какая-то систематическая цепная связь. Он же сетует, что стимулом к созданию этюда стал исключительно графический рисунок, который прочерчивают движущие фигуры своим систематическим движением. Несмотря на это, именно этюд М. Либуркина дал стимул многим другим авторам для того, чтобы исключительно графический рисунок был прочерчен движущими фигурами несколько иначе, что в итоге при некоторых нюансах обернулось новыми достаточно интересными произведениями.
В. Братишко Конкурс комитета ФК и С
Украины, 1962, похвальный отзыв.
Белые: Крg1,
Cc8, пп
а2, а6, с5 (5) Черные: Крg3,
Cg2, Ка8 пп а3, с7 (5).
Ничья
Решение. 1. Сb7 Cf3 2. Крf1 Крf4 3. Крf2 Cе4 4. Кре2 Кре5 5. Кре3 Сd5 6. Крd3 С:а2 7. С:a8 Cc4+ 8. Крс3. Ничья.
Через три года появился еще один этюд, в котором встречаются знакомые мотивы.
А. П. Кузнецов «Themes 64», 1965.
Белые: Крf1,Сf5, пп а6, с4 (4) Черные: Крf3,
Ch1, К b6, пс7 (4)
Выигрыш
Решение. 1. с5 Ка8 2.Крg1 Cg2 3. Сс8 Крg3 4. Сb7 Cf3 5. Крf1 Крf4 6. Крf2 Cе4 7. Кре2 Кре5 8. Кре3 Сd5 9. Крd3 Кре6 10. Крd4 c выигрышем. По сравнению с предыдущим этюдом есть некоторая экономия материала. Этого удалось добиться за счет изменения задания. В результате и отличаются и финальные позиции.
Преследование темы продолжилось, и, спустя несколько лет был опубликован еще один этюд , в котором автор из Грузии внес элемент новизны. Он заключался в том, что вместо белого короля роль толкача в систематическом движении исполняет конь.
В. Середа «Шахматы в СССР», 1968.Белые:
Крd1,Сh2, Кс1, пп а3, а4, а6 (6) Черные: Крh1,
Ch8, Ка1,
пп а7,h5, h6
(6)
Выигрыш.
Решение. 1. Сс7 Сd4 2. а5 Крg2 3. Сb6 Cg1 4. Ке2 Сf2 5. Кf4+ Крf3 6. Кd3 Ce3 7. Ке5+ Кре4 8. Кс4 Сd4 9. Кd6 + Крd5 10. Кb5 Cc5 11. С:с5 Кр6:c5 12. К:а7 Крd6 13. Кb5+ Крc6 14. Кd6 c выигрышем.
Как оказалось, с годами интерес к данному систематическому движению не пропал. Появился еще один этюд с систематическим движением, первооткрывателем которого стал М. Либуркин.
Еrkki Puhakka 1.sija « Espoo-Muu» 1981 Белые: Крf3, Сg4, Ка4, пп b4, b6(5) Черные:
Крh4, Лb7,Cb1 (3)
Выигрыш.
Решение. 1. Сс8 Лb8 2.b7 Cf5 3. Кb6 Сh3 4. Крf2 Cg4 5. Крg2 Крg5 6. Крg3 Cf5 7. Крf3 Крf6 8. Крf4 Cе6 9.Кре4 Кре7 10. Кре5 Сf7 11. Кd5+ Крd8 12. Крd6 Л:c8 13. Ке7 Лb8 14. Кс6 с выигрышем.
Вернемся опять к А. Гурвичу и к его оценке систематического движения. С его точки зрения такие этюды могут радовать решателя гармоничностью узора только в первый момент. А потом, как он отмечает, они начинают приедаться. Далее А. Гурвич, размышляя о систематическом движении, приходит к выводу: « Некоторое разнообразие в них может существовать только в узких пределах одного звена, которое, повторяясь, образует цепь систематического движения. Шахматисту, решающему этюд, достаточно уловить схему одного такого звена, и больше ему нечего делать. После первого же повтора он наперед знает предстоящее, и острота проблемы притупляется тем больше, чем удивительнее кажется достижение.» ( А. Гурвич. Этюды. «Физкультура и спорт». Москва. 1961. стр.175.)
А что, если шахматист решающий этюд, уловивший схему одного звена, по инерции начнет передвигать фигуры, а потом вдруг убедится, что задание невыполнимо. Такое может быть, если он нарвется на хороший тематический ложный след. И почему бы ни составить такой этюд? Чтобы продолжить разговор на эту тему, предлагаю перейти с этой странички сайта на другую. Страничку под названием «Несекретные материалы».
* * *