И всё таки она НЕ погибла ....

 

8 июля 2011 г стало известно, что одна из моих любимых задач КАЗАЛОСЬ БЫ прекратила существование. Причина - неустранимые побочные решения, которые непонятным, мистическим образом преследовали её во всех версиях! Все эти побочные решения были на пределе досягаемости современных программ - в районе 14 ходов и поэтому задача довольно долго - более 4-х лет была на грани бытия и небытия. Интересно, что игра в этих "побочках" складывалась по разному и может послужить основой новых задач или этюдов. Вот как развивались события. В конце 2006 г сделал задачу с забавной маятниковой игрой белого короля возле черного короля. Смог проверить на компе только первые 10 ходов и последние 10 ходов. Отправил в "Probleemblad", её напечатали, а вскоре получил известие о нахождении побочного решения.

Программа  обнаружила другой путь к победе в 14 ходов. Трудно поверить, что в этой позиции пешка ‘e2’ форсированно проходит в ферзи, но это так!  Белые обходятся даже без помощи своего коня. (Этот опровергающий вариант, как и приводимые далее имеют множество разветвлений)

Здесь плохо играть  3. …   Крd6 из-за 4. К:g3 с быстрым матом. Но попытка исправить задачу перестановкой черного слона с ‘g1’ на ‘h2’ , чтобы стало возможным 3. …   Kрd6, успеха не принесла. Программа нашла решение в 13 ходов.

Теперь уже белый конь вырывается на свободу и помогает матовать. Если попытаться вместо перестановки черного слона добавить черную пешку на ‘e3’, то находится еще более короткий путь к мату.

Здесь добавленная пешка мешает слону вырваться на свободу и спастись от мата.

Пришлось добавить еще пару пешек и сдвинуть позицию. Но в приводимой далее редакции задачи, опять нашлось побочное решение со множеством ответвлений.

Нашлась еще одна возможность, хоть как-то попытаться спасти задачу, защитив поле f3. Приводимая далее позиция легальна, Черные пешки побили 7 белых фигур и у белых недостает 7 фигур (слон 'c1' погиб на месте).

 Помощь в компьютерной проверке мне оказывали Johan Beije (Голландия) и Wilfried  Seehofer (Германия), за что я им очень благодарен.

Долгое время был уверен, что здесь всё в порядке, но 8 июля 2011 г судья конкурса Wilfried Neef, сообщил, что программа GUSTAV  3.11 обнаружила другой путь к мату в 14 ходов. Проверка с помощью Houdini_15a подтвердила это. В некоторых подвариантах мат ставит даже пешка f2!

Возможности еще каким либо образом изменить позицию исчерпаны. Начальная позиция чёрного слона оптимальна, иначе последует сразу взятие конём на d3. Боролся за жизнь этой задачи как мог, но увы. Можно только надеяться, что идею этой задачи удастся когда-нибудь осуществить в другой схеме.

 

 

9 июля 2011 г    

--------------------------------------------

 

Непонятно, почему я запаниковал и не нашёл простейшего исправления?!!

Добавить чёрного коня на h1 и всё вроде работает...

Grigory Popov, SuperProblem, 8/4/2015

#14                    7+9

1. Kd8   Bh2  2. Kc7   Bg1 3. Kc6  d4!  4. Kc7  Bh2   5. Kd8  Bg1  6. Ke8  Bh2  7. R:d4  Bg1  8. Rd7  Bh2  

9. Kd8  Bg1  10. Kc7  Bh2  11. Kc6  Bg1 12. Se3  f1Q 13. Sd5   Q:f4, Bc5   14. Re7#, Sc7#.

Первоначальное опровержение уже не проходит.

1. e3 Bh2 2. Rd8 Bg1 3. Rc8 теперь вместо 3. … d4? можно играть 3. … Kd6! и на 4. S:g3 есть 4. … S:g3!

 

Произошло какое-то затмение, зевок.

Хорошо что зевки в шахматной композиции можно исправить и через 8 лет!

 

8 апреля 2015 г

 

Оказалось, что и это не конец всей этой истории. Задачей заинтересовался Алексей Оганесян.

Он задал эту задачу  программе Gustav 3.3 b.  Gustav искал решение 14 часов 16 минут и нашёл таки опровержение задачи!

Вот новое побочное решение -

 1. Re7+ Kd6 2. Kf7 Bh2 3. Kf6 Bg1 4. Re6+ Kc5 5. Kf5 Bh2 6. Ke5 Bg1 7. f5 d4

8. f6 d3 9. e2:d3 Bh2 10. d4+ Kb4 11. f7 Bg1 12. f8Q+ Ka4 13. Rb6 Ka5 14. Qb4#.

Белые успевают за 14 ходов провести пешку f4 в ферзи и заматовать, а белый конь,  держит чёрные фигуры взаперти.

Уже не виделось другого способа исправления, кроме как снять первый ход решения, переставив белого короля на d8 и считать задачей 13-ходовку. Ведь сдвиг влево мало что решал и добавление чёрной пешки e3, на первый взгляд не спасало от указанного выше варианта.

Но оказалось, что добавление чёрной пешки e3 решает проблему побочных решений.

Без чёрного коня h1 это не спасало. Там мат ставится даже в 11 ходов - в начале статьи приводится это опровержение.

 

Таким образом, окончательный вариант задачи -

Grigory Popov, SuperProblem, 17/4/2015

#14                    7+10

1. Kd8   Bh2  2. Kc7   Bg1 3. Kc6  d4!  4. Kc7  Bh2   5. Kd8  Bg1  6. Ke8  Bh2  7. R:d4  Bg1  8. Rd7  Bh2  

9. Kd8  Bg1  10. Kc7  Bh2  11. Kc6  Bg1 12. S:e3  f1Q 13. Sd5   Q:f4, Bc5   14. Re7#, Sc7#.

 

Все последние проверки осуществлял Алексей Оганесян. Огромное ему спасибо.

На этом кажется всё!

 

17 апреля 2015 г

Григорий Попов             PopovGL@yandex.ru