ПРАВИЛА ШАХМАТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

ПРЕДМЕТ КОМПОЗИЦИИ

Ст. 1. Определение. Шахматная композиция  вид творчества, исторически сложившийся из практической шахматной игры.

Цель композиции — выражение шахматной идеи в художественной форме. Каждая композиция характеризуется определенным заданием (выполняемым обычно белыми), в процессе осуществления которого раскрывается ее содержание.

Выполнить задание (решить композицию) — значит найти вступительный (первый) ход и варианты, возникающие в результате защит от угроз или вследствие цугцванга. Совокупность вариантов решения составляет действительную игру. Эти варианты разделяются на тематические (идейные), входящие в авторский замысел, и нетематические, дополнительные.

Кроме действительной игры возможно наличие иллюзорной игры (варианты, готовые в начальной позиции) и  ложных следов (попытки, находящие опровержение). Иллюзорная игра и ложные следы могут входить составной частью в авторский замысел.

Композиции должны отвечать ряду формальных и художественных требований. Формальные требования являются обязательными, при нарушении композиция дефектна и теряет право на существование. Нарушение художественных требований влияет на оценку композиции.

Ст. 2. Виды композиции. Композиция подразделяется на ортодоксальную (ст. 3), неортодоксальную (ст. 4), сказочную (ст. 5), а также на особые виды композиции (ст. 6).

Ст. 3. Ортодоксальная композиция. Полностью основана на цели (мат), материале (доска, фигура) и средствах (правила) шахмат. Развивается как неотъемлемая часть общего шахматного движения и является основным направлением композиции. Делится на две группы:

1. Этюды с заданием «Выигрыш» (белые начинают и выигрывают) или «Ничья» (белые начинают и делают ничью). Число ходов решения не ограничивается. Допустимо также задание «Ход черных. Выигрыш (ничья)».

2. Задачи с заданием «Мат в  п ходов» (белые начинают и дают мат не позднее п-го хода). По числу ходов задачи делятся на двухходовки ( n = 2 ) , трехходовки ( n = 3 ) , четырехходовки (n=4) и многоходовки (n>= 5).

Примечание . Статьи Правил охватывают в основном ортодоксальную композицию, по с соответствующими поправками могут быть применены и к другим видам.

 

Ст. 4. Неортодоксальная композиция. Это композиция с измененным заданием. Делится на две группы:

1. Задачи с заданием «Обратный мат в п ходов» (белые начинают и вынуждают черных дать мат белому королю не позднее n-го хода).

2. Задачи с заданием «Кооперативный мат в п ходов» (черные начинают и помогают белым дать мат черному королю не позднее n-го хода).

Ст. 5. «Сказочная» композиция. Это композиция, в которую внесено одно из следующих изменений:

форма доски, правила движения фигур, правила игры, новые фигуры (у нас не культивируется).

Ст. 6. Особые виды композиции. Делятся на две группы:

1. Композиции на ретроградный анализ. Основу их содержания составляет восстановление предшествующих ходов с целью доказательства возможности начальной позиции, права взятия на проходе на первом ходу решения, права на рокировку, определения очередности хода, использования правила 50 ходов для ничьей и т. д. Задание может быть различным.

2. Изобразительные (скахографические) композиции,

в которых с помощью фигур на доске изображаются буквы, цифры, рисунки и т. д., а также символические композиции, где процесс решения отображает какое-либо событие.

 

ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ст. 7. Основные принципы. Формальными требованиями к этюдам и задачам являются: легальность начальной позиции (ст. 8), решаемость (ст. 9), единственность решения (ст. 10). При нарушении любого из этих требований композиция теряет право на существование до новой публикации в исправленном виде.

Ст. 8. Легальность начальной позиции. Начальная позиция этюда или задачи должна быть легальной, т. е. должна существовать доказательная партия — серия формально возможных ходов, с помощью которых можно прийти к начальной позиции из исходного положения шахматной партии. В начальной позиции не должно быть занято более основного комплекта фигур.

Примечание. В доказательной партии допускаются превращения пешек обеих сторон.

 

Ст. 9. Решаемость. Задание в этюдах и задачах должно выполняться во всех вариантах. Если хотя бы в одном варианте задание выполнить нельзя, композиция не решается. На первом ходу или в процессе решения допускается рокировка любой из сторон, если невозможно доказать, что король или соответствующая ладья покидали свое место. Следовательно, должна существовать доказательная партия, сохраняющая право на рокировку в соответствующую сторону. На первом ходу решения допускается взятие пешки на проходе, если можно доказать, что на предыдущем ходу двигалась на два поля именно эта пешка. Следовательно, не должно существовать ни одной доказательной партии, заканчивающейся другим ходом.

Ст. 10. Единственность решения. Задание должно выполняться только одним, задуманным автором путем, без побочных решений и дуалей в тематических вариантах (ст. 14). Побочное решение в этюде — выполнение задания в тематическом варианте на любом ходу решения способом, отличным от авторского по плану игры. Требование единственности не распространяется на игру по окончании главного варианта авторского решения (на ходы, не несущие идейной нагрузки). Побочное решение в задаче — выполнение задания способом, отличным от авторского (начиная с первого хода), или выполнение задания в меньшее число ходов.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Ст. 11. Основные принципы. Определяются единством формы и содержания, гармоническим соответствием замысла и средств, использованных для его воплощения. Важнейшими являются:  выразительность замысла (ст. 12), экономичность формы (ст. 13), красота решения (ст. 14). Художественные требования могут меняться в ходе исторического развития композиции.

Ст. 12. Выразительность замысла. Заключается:

а) в четком выделении тематических вариантов, воплощающих замысел автора (второстепенные варианты — дополнительная игра — не должны затушевывать главную игру);

б) в повторении идей в ряде аналогичных вариантов (принцип «эхо»), либо в синтезе нескольких идей в одном варианте, либо в оттенении идеи созданием тематических ложных следов, иллюзорной игры и т. д.;

в) в эффекте пуантировки (концентрации идеи в каком-либо ходе решения), комбинационных жертвах, изобретательной игре другой стороны и т. д.

Ст. 13. Экономичность формы. Состоит в выполнении авторского замысла минимальными средствами. Общие принципы экономичности формы конкретизируются в частные принципы экономичности начальной позиции, игры, финальной позиции.

Экономичность начальной позиции заключается в том, что все фигуры должны принимать участие в решении. Основная группа фигур, необходимая для осуществления задуманной идеи, составляет схему (скелет) композиции. Остальные фигуры являются техническими и играют вспомогательную роль, устраняя побочные решения, дуали, нерешаемость и т. д. Желательно добиваться использования всех белых фигур, обеспечивать легкость построения (равномерное распределение фигурного материала по всей доске, отсутствие скученности в расположении

фигур) и естественность построения, особенно в этюде (максимальное приближение начального положения к позиции практической партии).

Экономичность игры в задаче заключается в том, что число ходов решения должно соответствовать замыслу композиции. Если для полного представления идеи достаточно, например, трех ходов, то будет неоправданным проведение замысла в четырехходовой или многоходовой форме.

Экономичность игры в этюде заключается в том, что все фигуры должны максимально выявлять свои возможности (что, в частности, выражается в их подвижности, в динамичности игры). Желательно, чтобы для создания вступительной игры был использован тот же материал, который реализует основную игру, раскрывает главную идею этюда. Экономичность игры не нарушается, если искусственно удлиняется решение и через несколько ходов возвращается к авторскому.

Экономичность финальной позиции заключается в том, что в ней должны участвовать по возможности все оставшиеся па доске фигуры. Частным проявлением этого принципа является правильный мат (пат).  Правильным называется такой мат (пат), в котором участвуют все фигуры атакующей стороны (экономичность мата, пата), и каждое поле у заматованного (запатованного) короля не доступно ему по единственной причине — атаковано одной фигурой противника или блокировано своей фигурой (чистота мата, пата).

Примечания: 1. Экономичность мата (пата) не нарушается, если в его создании не участвуют король и пешки противника.

2. Чистота мата (пата) не нарушается, если фигура, блокирующая поле у короля, находится в связке и это существенно для создания мата (пата).

 

Ст. 14. Красота решения. Достигается скрытыми, трудными для нахождения ходами (маневрами) обеих сторон. В этюде красивым считается решение, достигаемое динамичной, жертвенной и тонкой игрой, сопровождаемой сильными ложными следами. Желательно добиваться органического единства вступительной игры и финала. В задаче, особенно с малым числом ходов, красивым считается решение, в котором ходы белых не содержат значительного усиления их позиции или грубого ослабления позиции черных, ограничения свободы и подвижности их фигур. Поэтому предпочтительнее ходы тихие — без шахов, взятия фигур, отнятия полей у черного короля и т. д. Красивым вступительным ходом задачи считается ход, создающий видимость ослабления белых и, наоборот, усиления черных. Поэтому нежелательны объявление шаха черному королю, отсутствие ответа на шах белому королю в начальной позиции, превращение пешки в ферзя и т. л.

Ст. 15. Дуали. Дуаль — двойственность в ходах белых в вариантах задачи или этюда. По своей значимости бывают сильные, как правило уничтожающие право композиции на существование, и слабые, могущие влиять па ее ценность.

Сильная дуаль в задаче — выполнение задания в тематическом варианте способом, отличным от авторского, начиная со второго или последующих ходов белых. Сильная дуаль в этюде — выполнение задания в тематическом варианте ходами белых, отличными от задуманных автором, если при этом план игры остается тем же.

Слабая дуаль в этюде (задаче) — двойственность в ходах белых в нетематическом варианте, а также два или более опровержения тематических ложных следов.

 

ПУБЛИКАЦИЯ И ПРИОРИТЕТ

Ст. 16. Публикации. Композиция начинает свое существование с момента ее первой публикации в печатном органе (тиражом не менее 100 экз). Первая публикация должна быть, как правило, выполнена на диаграмме. Сопутствующую информацию рекомендуется давать в таком порядке (сверху вниз): имя и фамилия автора (или авторов), место жительства автора, отличие, полученное в соревновании (если его итоги публикуются впервые), диаграмма, задание.

Ст. 17. Приоритет. Приоритет автора на опубликованную композицию определяется датой ее публикации. Во всех последующих перепечатках в любых изданиях должны быть указаны имя и фамилия автора, время и место (источник) первой публикации композиции или название соревнования, время (год) публикации итогов и полученное отличие. Преднамеренная публикация чужой композиции под своей фамилией (точной или с несущественными изменениями конструкции) является плагиатом, и «автор» ее песет ответственность в соответствии с законом об авторском праве.

Ст. 18. Предшественники и переработка. Предшественник — ранее опубликованная композиция, замысел (идея), схема и оформление которой

в той или иной степени совпадают с замыслом и оформлением вновь публикуемой композиции. Факт наличия предшественника устанавливается путем сопоставления дат выхода в свет печатных органов, где композиции опубликованы впервые. Полный предшественник — композиция, полностью совпадающая по замыслу, схеме и оформлению с вновь публикуемой. Композиция, имеющая полного предшественника, теряет право на существование.

Примечание. Композиция не теряет права на участие и на отличие в данном соревновании, если она не имела предшественника к моменту истечения последнего срока присылки композиций на это соревнование.

Частичный предшественник — композиция, совпадающая по замыслу и схеме, но отличающаяся по оформлению. Композиция, имеющая частичного предшественника, может быть опубликована только с указанием старого автора  «Л» и нового «Б». При незначительном улучшении старой композиции (уменьшение числа фигур, устранение дефектов и т. д.) новая композиция публикуется под фамилией «А», ниже которой указывается: « Переработка «В». Эти переработки не имеют права участвовать в соревнованиях. При существенном улучшении старой композиции

новая публикуется под фамилией «Б», ниже которой указывается: «По «А». Эти переработки могут принимать участие в соревнованиях, при этом автор обязан указывать источник заимствования. Композиция, имеющая дефект, может быть исправлена автором и опубликована в любом шахматном издании (предпочтительнее в том же, где она была опубликована впервые) или повторно (только один раз) принять участие в соревновании как оригинальное произведение. Если автор в течение пяти лет не исправил композицию, то другой композитор по истечении

этого срока может опубликовать свою переработку в соответствии с положениями настоящей статьи.

Примечание. Новая композиция (исправление или переработка старой) по согласованию с автором старой композиции может быть опубликована как совместное произведение «А+Б».

Идейный предшественник — композиция, либо частично совпадающая по замыслу, либо отличающаяся по схеме (характеру тематических фигур). Композиция, имеющая идейного предшественника, может самостоятельно существовать, если ее идея по сравнению со старой выражена:

а) другими тематическими фигурами;

б) в большем числе вариантов;

в) в сочетании с другими идеями, с правильными матами, тематическими ложными следами, иллюзорной игрой;

г) со значительным обогащением игры, улучшением построения и т. д.

 

СОРЕВНОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАЧ И ЭТЮДОВ

Ст. 19. Системы соревнований. Основными видами личных и командных соревнований по составлению задач и этюдов являются конкурсы, турниры, чемпионаты (первенства) и матчи. Соревнования по композиции могут проводить государственные и общественные организации (комитеты по физической культуре и спорту, шахматные федерации, клубы, редакции газет и журналов и др.).

Все условия проведения соревнований, кроме изложенных в настоящих Правилах, включаются в Положение о соревновании.

Ст. 20. Конкурсы. Являются основной формой соревнования. Имеют целью определение лучших произведений из присланных на данное соревнование. По содержанию делятся па общие (на свободные темы) и тематические (на заданные темы), причем они могут проводиться по одному, двум или нескольким разделам композиции. На конкурсах приняты следующие виды отличий:

призы, почетные и похвальные отзывы. Победителям выдаются дипломы, грамоты или свидетельства. Количество и размер призов устанавливает организация, проводящая конкурс, в соответствии с его рангом.

В Положении о проведении конкурса должны быть указаны:

а) организация, проводящая конкурс;

б) разделы композиции, по которым проводится конкурс;

в) характер конкурса (например, тематический, закрытый, для начинающих и т. д.);

г) количество, размер призов, другие отличия;

д) состав судей (судейская коллегия);

е) адрес и срок присылки композиций (не менее трех месяцев со дня опубликования условий);

ж) максимально допустимое количество композиций от одного автора, количество экземпляров каждой композиции и т. д.;

з) срок опубликования предварительных итогов;

и) срок, когда итоги входят в силу.

 

Организаторы конкурса обязаны:

а) не позднее чем через четыре месяца со дня окончания срока присылки композиции опубликовать предварительное присуждение (отчеты судей) и все отмеченные отличия композиции;

б) по истечении трех месяцев после опубликования предварительных результатов объявить окончательное присуждение с учетом полученных замечании;

в) сообщить результаты конкурса и все замечания судей каждому участнику;

г) после утверждения окончательных итогов конкурса разослать отличия победителям;

д) материалы конкурса переслать в Центральную комиссию по шахматной композиции для занесения в карточку и оценки итогов соревнования.

Ст. 21. Турниры. Являются формой соревнования, которое определяет лучших композиторов среди участников. Могут проводиться тренировочные и классификационные турниры по принципу парных встреч или по принципу конкурсов. В турнире по принципу парных встреч участники соревнуются попарно по соответствующему разделу (теме). Победитель каждой пары получает 1 очко, проигравший — 0. При одинаковом качестве композиций оба участника получают по 1/2 очка, а места в турнире распределяются по сумме набранных участниками очков. В турнире по конкурсному принципу для каждого раздела дается тема, все комбинации раздела образуют конкурс и получают оценку в соответствии с их качеством; места в турнире распределяются по сумме очков, набранных во всех разделах.

Примечание . Участник, не представивший композицию

в срок или приславший ее с дефектом, получает 0 очков.

 

Ст. 22. Чемпионаты. Являются формой соревнования, в котором определяются лучшие композиторы и произведения, опубликованные за определенный отрезок времени.

 В Положении о проведении чемпионата должны быть указаны:

а) разделы композиции;

б) состав участников;

в) период времени, за который проводится чемпионат;

г) этапы чемпионата (отборочные соревнования, полуфинал, финал);

д) принцип отбора композиций в финал;

е) адрес и срок присылки композиций;

ж) максимально допустимое количество композиций от одного автора;

з) награждение победителей;

и) состав судейской коллегии;

к) срок опубликования предварительных и окончательных итогов.

Примечание . Композиции, исключенные из-за дефектов из какого-либо предыдущего чемпионата, не могут участвовать в последующем чемпионате, даже несмотря на то, что их исправления и были опубликованы в период времени, за который проводится новый чемпионат.

 

Ст. 23. Командные соревнования. Проводятся для определения сильнейших коллективов композиторов. По составу участников делятся на международные, национальные и местные (командное первенство республик, матчи между командами республик, городов и т. д.). Проводятся по принципу парные встреч или по конкурсному принципу. Порядок в обоих случаях остается тем же, что и при проведении турниров. Персональный состав команд и распределение участников по разделам и темам перед началом соревнования могут не указываться. В этом случае за команду предоставляется произведение, победившее на внутреннем конкурсе, проведенном в пределах республики (области и т. д.), от которой выступает команда.

Ст. 24. Капитан команды. Выделяется, как правило, из состава участников и является руководителем команды и посредником между участниками своей команды и судьей (судейской коллегией). Капитан:

а) информирует участников о положении и других условиях проведения, а также итогах соревнования;

б) оформляет заявку па участие в соревновании;

в) отбирает (совместно с тренером команды) лучшие композиции для соревнования; г) отсылает композиции в судейскую коллегию соревнования;

д) организует проверку композиций других команд на дефектность, предшественников и соответствие заданным темам;

е) направляет замечания и протесты в судейскую коллегию соревнования или во Всесоюзную коллегию судей по композиции.

Ст. 25. Права и обязанности участников. Участник обязан:

а) знать и выполнять статьи настоящих Правил, знать Положение и регламент соревнования (незнание Правил и условий соревнования не может служить оправданием для их нарушения);

б) решать все вопросы, связанные с проведением соревнования, только с капитаном своей команды — в командных соревнованиях — или с судьей-организатором (секретарем судейской коллегии) — в индивидуальных соревнованиях. Он не должен входить в непосредственный контакт с судьей по поводу своих произведений.

Участник имеет право:

а) обжаловать присуждение во Всесоюзную коллегию судей до того, как результаты соревнования войдут в законную силу;

б) исправить, заменить или взять назад свое произведение до окончания срока присылки композиций на соревнование;

в) послать через год после объявления результатов соревнования свои отмеченные отличиями, но ранее не опубликованные по каким-либо причинам произведения на любое другое соревнование.

Примечание. Если дефект в отмеченной отличием композиции обнаружен после того, как результаты вошли в законную силу, она не лишается завоеванного отличия, но после исправления на другие соревнования оригинальных произведений послана быть не может; при последующей публикации этого исправления за ним сохраняется полученное отличие, но указывается:   «Исправление» («Переработка»).

 

СОРЕВНОВАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ И ЭТЮДОВ

Ст. 26. Конкурсы. Являются одной из основных форм массового соревнования по композиции и имеют целью популяризацию лучших произведений среди широких кругов любителей шахмат и определение лучших решателей. Конкурсы могут проводить любые организации. Конкурсы бывают очные и заочные.

Порядок проведения:

а) объявляются условия конкурса (годовой, квартальный, новогодний и т. д.), жанр и количество композиций, предлагаемых для решения, срок и адрес для присылки решения, число отличий для победителей — призов, дипломов, срок опубликования итогов;

б) определяются победители — участники, набравшие по сумме наибольшее количество очков (рекомендуется засчитывать за каждое точное и полное решение или доказательство нерешаемости: двухходовки — 2 очка, трехходовки— 2—3 очка, четырехходовки — 3—4 очка, многоходовки и этюда — 3—5 очков, за указанные дуали в тематическом варианте дополнительно 1 —2 очка).

Решение задач и этюдов должно быть точным и полным: для двухходовки достаточно привести, как правило, только первый ход; для трехходовки кроме вступительного хода следует дать вариант-угрозу, ходы черных, защищающие от этой угрозы (если задача на цугцванг, то все ходы черных), и вторые ходы белых; для четырехходовок варианты можно обрывать за ход до мата; для многоходовок и этюдов необходимо принести все варианты, выражающие тему композиции.

Ст. 27. Матчи, первенства. Существуют другие формы соревнований по решению задач и этюдов:

турниры, личные, командные (или лично-командные) первенства различных масштабов, матчи и т. д.

 

СУДЕЙСТВО

Ст. 28. Коллегия судей. Судейство соревнований по составлению задач и этюдов является одним из видов творческой работы в области композиции.

Общее руководство всей судейской работой осуществляется коллегией судей при Центральной комиссии по композиции Шахматной федерации.

Ст. 29. Права и обязанности судей. Судья (судейская коллегия) обязан в сроки, указанные в Положении о соревновании:

а) рассмотреть представленные композиции, определить степень их оригинальности, выявить дефектные композиции и имеющие предшественников;

б) оценить лучшие композиции;

в) составить отчет, в котором должна быть дана оценка творческих и спортивных результатов участников и организационной стороны соревнования;

г) представить копию отчета через организаторов соревнования в коллегию судей. При проведении крупных соревнований по нескольким разделам рекомендуется создавать судейские коллегии в составе главного судьи, секретаря (судьи-организатора) и судей по разделам.

Главный судья обязан:

а) обеспечивать выполнение Положения о соревновании;

б) координировать деятельность судей по разделам;

в) участвовать в оценке произведений и давать рекомендации судьям;

г) представлять итоги (отчет) через организаторов соревнования в коллегию судей.

 

Решение судьи обязательно для всех участников.

Оно может быть обжаловано до момента, пока результаты соревнования не вошли в законную силу.

Коллегия судей может рекомендовать судье вторично рассмотреть итоги соревнования с учетом поступивших замечаний. После этого решение судьи (судейской коллегии) является окончательным.

В случае явно неправильного или недобросовестного отношения судьи к своим обязанностям присуждение может быть отменено по решению Центральной комиссии по композиции, а материалы соревнования переданы на новое рассмотрение другому судье (судейской коллегии).

Ст. 30. Толкование настоящих Правил. Официальные разъяснения по Правилам дает Центральная комиссия по композиции Шахматной федерации.

1992 год