СЭМЮЭЛЬ ЛОЙД И ЕГО ТВОРЧЕСТВО
Пожалуй, нет ни одного композитора
шахматных задач, чьи произведения пользовались бы такой популярностью среди
любителей, особенно любителей-практиков, как Сэмюэль Лойд.
В чем же причины этой
популярности? Какой жизненный и творческий путь прошел прославленный
американский проблемист?
14 апреля 1855 г. читатели газеты
«New
York
Saturday
Courier» познакомились с
трехходовой задачей неведомого автора С. Лойда:
С.
Лойд
“New York
Saturday Courier”
1855 г
Мат в 3 хода
1. Лс8+ Ф:с8 2. Фd6+
Л:d6
3. Ке5#.
Немногие знали, что она
принадлежит 14-летнему композитору. Так начал свой творческий путь Сэмюэль Лойд.
Лойд родился в Филадельфии 30
января 1841 г. в семье, где шахматы пользовались большой любовью. Естественно,
что уже в раннем возрасте Сэм, как ласково называли младшего из восьмерых детей
Томаса Лойда, увлекся шахматами. Вскоре он пристрастился к композиции, сначала
решая, а затем и составляя
шахматные задачи. Время, когда Лойд вступил на поприще шахматной композиции,
середина
XIX века - было
знаменательным периодом в истории этой области шахматной культуры. Именно в эти
годы произошла переоценка взглядов на содержание и конструкцию задачи, были
сделаны важнейшие открытия в тематике, выдвинуты новые художественные принципы
композиции, действующие и поныне.
Деятельность эту начала еще в
30—40-х годах группа композиторов так называемой «старой школы». В их
произведениях еще чувствуется влияние средневековых задач, с их грубыми
позициями и форсированными
решениями, но проступают уже и многие новые черты. Главными требованиями,
предъявляемыми к задаче, стали точность и красота.
Первым выдвинул эти новые принципы
англичанин Г. Болтон (1793—1873). Правда, решение его задачи № 1 начинается с
жертвы сильнейшей белой фигуры, да еще с шахом, но затем следует неожиданный
тихий ход с неотразимой угрозой мата — прием, настолько необычный и эффектный,
что задача вызвала бурю восторгов среди современников и украшала собой обложку
английского шахматного журнала, пока она не была в феврале 1845 г. вытеснена
знаменитой «индийской задачей».
№1
Г.
Болтон
1842
Мат в 3 хода
1. Фh3-f5+!
Кр:f5
2.
Кс5:d7
~
3.
g3-g4#.
Заслугой другого видного
композитора того времени - О. дОрвилля (1804—1864) является осознание важности
принципа экономичности во всех его проявлениях. Задачи д'Орвилля
очаровывают прежде всего
изяществом формы, легкостью конструкции, красотой матовых позиций. Он понял
также, что большинство тем может быть удачно выражено с меньшим числом ходов,
чем у старых авторов. Д'Орвилль настолько сократил число ходов в своих задачах,
что его можно считать зачинателем двухходовки.
Под влиянием работ немецкого
проблемиста Ю. Бреде (1800—1849) начали развиваться задачи с разветвленной,
богатой вариантами игрой.
Наконец первым композитором,
поставившим во главу угла красоту содержания, был знаменитый немецкий шахматист
А. Андерсен (1818—1879). В его задачах встречаются блестящие и глубокие
комбинации, надолго запоминающиеся, поражающие своей неожиданностью ходы. Это
относится и к его задаче №2
№2 А.
Андерсен
1846
Мат в 3 хода
1.
Фе1!
d2:е1Ф
2. Лd4
с угрозой 3. Ла4 + С: а4 4.
b4+
Ф:b4
5.
a3:b4#.
Каждый из указанных авторов
выпустил сборник своих произведений. Возможности для печатания задач значительно
расширились с появлением шахматных журналов (начало было положено в 1836 г.
французским «Паламедом») и отделов.
Новые веяния коснулись также
творчества крупнейшего мастера и, вместе с тем, зачинателя задачной композиции
России А. Петрова (1794—1867). Работая, в основном, в духе старых мастеров,
Петров создал ряд задач, по остроте замысла и выполнению не уступающих лучшим
образцам того времени. Вот одна из них
-
№ 3
А. Петров
1843
Мат в 5 ходов
1. Кg5+
Крh6
2. Лh8+
С:h8
3. Крg8!
Кd6(Ке7+)
4. Кр:h8
К~
5. Кf7#.
Неожиданная жертва ладьи для
завлечения слона под удар белого короля, тихий ход,
приводящий к цугцвангу
черных,— прием, тогда еще малоизвестный, экономичность построения — все это
производит наилучшее впечатление.
Деятельность композиторов «старой
школы» подготовила почву для следующего шага вперед, явившегося в полном смысле
качественным скачком в развитии шахматной задачи.
Важной вехой в этом скачке было
появление задачи, опубликованной анонимно под интригующим девизом «Индийская
задача». Лишь много лет спустя выяснилось, что автором был английский миссионер
в Индии Г. Ловдей (1815-1848).
Если задачи старых авторов можно
решать, находя последовательно ход за ходом, то к задаче Ловдея такой прием
неприменим. Необходимо сначала разгадать замысел автора. Трудность,
заключавшаяся в старых задачах в длине решения, уступает место трудности,
состоящей в глубине замысла.
№ 4
Г.
Ловдей
1845
Мат в 4 хода
Вот путь к
цели: 1. Сc1!!
b5, b6
2. b3, b4 b4,
b5 3.
Лd2
Крf4
4. Лd4#.
Отметим сразу, что ходы белых
допускают перестановки, но в ту пору это мало беспокоило проблемистов.
Замысел «индийской задачи» состоит
из нескольких, логически тесно между собой связанных элементов. Важнейший из них
- критический ход слоном (название дано
И. Котцем и К. Кокелькорном в их
труде «Индийская задача», 1903 г.), имеющий своей единственной целью сделать
возможным использование так
называемого критического поля
c2 (где пересекаются линии
действия обеих дальнобойных фигур белых) для распатования черных. На матующем
ходу созданная батарея вновь оживает, нанося заключительный удар.
«Индийская задача» вызвала
огромный интерес и явилась первой так называемой стратегической комбинацией в
ряду многих, открытых в течение последующих 15 лет.
Известный голландский проблемист и
историк композиции Г. Венинк назвал период между открытием «индийской» темы
(1845 г.) и последней из этой группы — «бристольской» темы (1861 г.) переходным
периодом, так как именно после него начинается формирование различных школ и
направлений в задачной композиции.
Позднее, в разделе, посвященном
разбору задач Лойда на стратегические темы, мы опишем эти открытия подробнее.
Здесь же хочется лишь снова отметить, что именно в середине
XIX в. благодаря новому
подходу к оценке содержания задачи и художественности ее построения утвердился
принцип экономичности и были открыты безграничные возможности для разработки
новых идей и тем.
Таково было положение в шахматной
композиции, когда Лойд выступил со своими первыми
произведениями.
В том же 1855 г., когда увидело
свет его первое произведение, он напечатал еще несколько задач, особенно ничем
не примечательных и составленных по образцам «старой школы». Это влияние будет
чувствоваться в творчестве Лойда в течение еще ряда лет.
Но уже в 1856 г. самобытный талант
юного автора начал проявляться в полной мере. Его композиции сразу получили
признание американских любителей и вскоре выдвинули его на место крупнейшего
шахматного композитора Америки.
И когда в том же году газета
«Фрэнк Леслис иллюстрейтид ньюспейпер» провела первый в США конкурс составления
шахматных задач, именно Лойд завоевал призы по разделам трехходовок и
четырехходовок; кстати, по разделу
пятиходовок они достались И. Лойду (брату С. Лойда) и Н. Марашу.
Познакомимся с четырехходовкой из
конкурса (№ 5).
№ 5
С.
Лойд
1856
Мат в 4 хода
Решение открывается не только шахом черному королю — это еще куда ни шло,— но и грубым взятием коня 1. Лe4:c4+. Отметим, впрочем, что Лойд и в дальнейшем нередко позволял такой прием. На лучший ответ черных 1... Крd3:c2 следует новая жертва ладьи 2. Лd4-d2+! Крc2:d2 и, наконец, жертва ферзя 3. Фe6-e1+! Крc2:e1 4. Сg7-c3#, а если 3... Крd2-c2, то 4. Фe1-c1# или 3... Крd2-d3 4. Фe1-e2#.
Нетрудно заметить, что все три мата чистые и экономичные *.
*
Мат
называется
чистым,
если все
поля
вокруг
черного
короля
недоступны
ему
по
одной
единственной
причине:
либо
они
атакованы белыми
(как
в
данной
задаче),
либо заняты
черными
фигурами;
мат
называется
экономичным,
если
в
нем принимают
участие
все
белые
фигуры
(исключение
делается
для
короля
и
пешек
ввиду
их
малой
подвижности).
Чистый
и
одновременно экономичный
мат
объединяется
в одно
понятие
—
правильный
мат.
По существу первые два хода
решения представляют собой «надстройку», цель которой замаскировать основную
идею с жертвой ферзя. К такому приему прибегали часто композиторы «старой
школы». Главная же тема может быть представлена в форме двухходовки, как это и
сделано в миниатюре Ф. Палитча
Ф. Палитча
“Дейчес вохеншах” 1917
Мат в 2 хода
1. Лe1!
Влияние «старой школы», с которым
противоборствуют новые мотивы, характерно и для следующих двух композиций.
№ 6
С.
Лойд
1857
Мат в 4 хода
Попытка сыграть сразу 1. Фh1+
ничего не дает: 1... Лh4
2. Лa8
g6+
3. Кр:f6
К:f2.
Решает
красивая жертва ферзя: 1. Фc1-h6+
g7:h6,
и теперь после 2. Лa1-h1+
Лa4-h4
3. Кf2-h3!
черные попадают в цугцванг. На 3... Лh4:h3
следует 4. Лh1:h3#,
а на любой другой ход - 4. Кh3-f4#.
Новыми мотивами здесь являются
цугцванг и тихий ход белых, его подготавливающий. Впрочем, с этими
конструктивными элементами мы уже встречались в задаче Петрова, опубликованной
за 12 лет до позиции Лойда.
№ 7
С.
Лойд
1858
Мат в 3 хода
Эта задача (удостоенная
I приза на конкурсе «Америкэн
юнион», где Лойду досталось и высшее отличие по разделу четырехходовок, см. №
116) принадлежит к числу труднейших композиций американского проблемиста.
Открытая позиция белого короля, на первый взгляд, подсказывает, что начинать
следует с шаха. Однако все такие попытки окажутся безрезультатными. Решает
исключительно эффектный тихий отход короля 1. Крe3-d2!
с угрозой 2. Сh5-g4+!
Кh6:g4
(король отошел, чтобы не было шаха!) 3. Лh4-h5#;
1... Фc6-c3(c2,
c1)+
2.
Kpd2:c3
(c2,
c1)
и
3. c7-c8Ф(С)#,
2... Ch7-g8 3. Ch5-g6#; 1...
Фc6-d5(g2)+
2. Kf4:d5(g2) Ch7-g8 3. Kd5(g2)-e3#.
Отметим, что прием использования
неожиданного тихого хода, когда белый король уже в начальной позиции находится
под угрозой шаха, был введен впервые в практику Андерсеном.
Но чем дальше, тем вес больше и
больше «родимые пятна» прошлого исчезали в творчестве Лойда, уступая место тем
чертам, которые сделали его великим новатором в истории задачной композиции.
Задача № 8, получившая
I приз в конкурсе «Нью-Йорк
сcэтерди
курир», тем-то и интересна, что ее идея является первым крупным открытием автора
в области задачной тематики.
№ 8
С.
Лойд
1856
Мат в 4 хода
1. Фd4-g1! с угрозой 2. Cg3-f2! Kpc6-d5 3. Cf2:b6 и 4. Фg1-c5#;
3...
Kpd5:e5
4. Фg1-d4#;
1... Крc6-d5
2. Фg1-g2+.
Любопытно, что за две недели до
того в английской печати была опубликована следующая позиция, где впервые была
проведена новая, очень острая тема.
№ 9
Г.
Тертон
1856
Мат в 3 хода
Вступительным ходом 1. Сc3-h8!
белый слон освобождает для ферзя большую диагональ, переходя при этом через
критическое поле
g7, на которое
затем становится ферзь: 1...
b5-b4
(грозило 2. Фa3#
или 2. Фc3)
2. Фg3-g7!
В главном варианте ферзь затем движется
по той же диагонали в обратном направлении движению слона и дает мат, пользуясь
поддержкой последнего: 2... Лc8-a8
(грозило также 3. Фa7#)
3. Фg7:b2#.
Этот маневр получил название тертоновского освобождения линии. К сожалению,
задача Тертона допускает интересное побочное решение (легко устранимое,
например, добавлением белой пешки на поле
g2): 1. Сb4!
cb
2. Фg1+
Кра2 3. Фа7#;
1...
b1Ф
2.
Фа3+;
1...
b1К
2. Фg1.
Лойд составил свою задачу и
представил ее на конкурс, не зная композиции Тертона. Но к разработке темы он
подошел по-другому: заставил сильнейшую фигуру – ферзя - освободить диагональ
для слабейшей - слона!
Такая разновидность темы сдвоения
впоследствии получила наименование темы Лойда-Тертона.
За этим первым открытием Лойда в
области стратегической тематики последовал ряд новых, о которых мы будем
говорить в специальном разделе.
Период 1856—1860 гг. был самым
продуктивным для Лойда.
Он напечатал за это время около
300 задач — немногим меньше того количества композиций, которое он опубликовал
за последующие полвека! Из этого числа свыше 60 появились на страницах первого
прочного американского шахматного
журнала «Чесс мансли», основанного в 1857 г., в котором Лойд некоторое
время редактировал отдел
композиции.
Многие свои задачи Лойд печатал
под выдуманными фамилиями. Он любил также присваивать задачам девизы, проявляя в
их изобретении поразительную выдумку.
Многие его задачи известны до сих
пор под этими девизами. Иногда они были просто шуткой, как, например, «Все
выше!» (№ 124), «Погоня любви» (№ 19),
«Гамбит Стейница» (№ 106). В других случаях автор хотел ввести в заблуждение
решателей: «Красота предпочтительней трудности» (№ 115).
Ряд своих задач Лойд сопровождал
сочиненными им самим или издателем «Чесс мансли» Д. Фиске рассказами. Широко
известен рассказ «Карл
XII в Бендерах»,
написанный, по-видимому, Фиске.
...Это случилось в 1713 г. во
время шведско-турецкой войны, когда король Швеции Карл
XII был осажден противником
в крепости Бендеры (сейчас Молдавская ССР). Карл проводил время в военных
занятиях и за игрой в шахматы. Он часто сражался со своим министром К.
Гротузеном.
Однажды их партия пришла к
следующей позиции (№ 10), и Карл (белые) объявил мат в 3 хода.
Но не успел он произнести эти
слова, как в окно влетела турецкая пуля и разнесла в щепы белого коня. Гротузен
невольно подскочил. Карл, однако, спокойно попросил его заменить сбитого коня
другим и поискать объявленный мат в 3 хода, заметив при этом, что мат довольно
изящен. Но через мгновение Карл рассмеялся и воскликнул: «Можно обойтись и без
коня! Я могу его вам подарить и все же дать мат в 4 хода!» (№ 11).
Только сошли эти последние слова с
его уст, как просвистела вторая пуля, и пешку
h2 постигла участь коня.
Гротузен побледнел. «Вы имеете на свой стороне хороших друзей — турок,— произнес
Карл беспечно,— трудно предположить, что я смогу одержать победу над такими
союзниками, но все же я хочу
посмотреть, нельзя ли
обойтись без этой злосчастной пешки».
«Я нашел! — прогремел Карл
ликующе.— С большим удовольствием я сообщаю, что теперь вам, без сомнений, мат в
5 ходов!» (№ 12). И Карл не отпустил Гротузена до тех пор, пока последний не
нашел полностью решения задачи.
Не следует очень удивляться тому,
что, боясь повторения подобной истории, министр на следующий день покинул лагерь
и перешел на сторону врага...
Вот решения
задач:
№ 10
С.
Лойд
1859
Мат в 3 хода
1. Лg7:g3
с угрозой 2. ЛgЗ-h3+
Cf2-h4
3.
g2-g4#;
1... Cf2:g3 2. Ke1-f3 Cg3~
3. g2-g4#.
№ 11
С.
Лойд
1859
Мат в 4 хода
1.
h2:g3
Cf2-e3
(1... С:g3
2. Л:g3)
2. Лg7-g4
Ce3-g5 3.
Лg4-h4+
Cg5:h4 4.
g3-g4#.
№ 12
С. Лойд
1859
Мат в 5 ходов
1. Лg7-b7!
Сf2-е3
2. Лb7-b1
Се3-g5
3. Лb1-h1+ Cg5-h4
4. Лh1-h2
g3:h2
5.
g2-g4#;
1... Cf2-g1 2.
Лb7-b1
Cgl-h2 3.
Лb1-e1!
Kph5-h4 (3... Cg1 4.
Л:g1)
4.
Kpf5-g6
~ 5. Ле1-е4#.
Позднее Ф. Амелунг нашел («Балтишешахблеттер»,
1900), что если бы турецкая пуля в позиции № 10 сбила ладью вместо коня, то Карл
мог объявить мат в 6 ходов:
№ 10a
Ф. Амелунг
“Балтише шахблеттер” 1900
Мат в 6 ходов
1.
Ke1-f3
Cf2-e1
(иначе 2.
hg)
2.
Kf3:e1 Kph5-h4 3. h2-h3 Kph4-h5 4. Ke1-d3 Kph5-h4 5. Kd3-f4 h6-h5 6. Kf4-g6#.
Здесь же, в «Чесе мансли», был
напечатан ряд других рассказов Лонда—Фиске, из которых мы далее приводим в
кратком виде один: «Грехопадение монахинь» (№ 153). Лойд и сам впоследствии
сочинял истории к своим задачам: «Анекдот Т. Брауна» (№ 136), «Кошки из Килкенни»
(№ 130, 131) и др.
После первого наиболее
продуктивного периода творчества (1856—1860) по причинам семейного характера, а
также вследствие общего упадка интереса к шахматам в США из-за возникшей
гражданской войны Лойд на некоторое время почти полностью отошел от композиции.
До
1867 г. им было
опубликовано каких-нибудь 10-12 задач. Но к этому времени завершается подготовка
к изданию сборника задач американских авторов (задуманного Ю. Куком и Лойдом еще
в 1859 г.), и Лойд возвращается к активному творчеству.
С. Лойд (80-е гг.)
Сборник вышел из печати в 1868 г.
под названием «Американские шахматные орешки». Он содержал свыше 2400 задач,
принадлежавших 231 автору. Это, пожалуй, самый крупный однотомный сборник задач,
когда-либо опубликованный. Лойду уделено наибольшее место - здесь помещено свыше
350 его задач, 30 из которых увидели свет впервые.
Но этот подъем активности Лойда в
области задачной композиции продолжался недолго. Его отвлекали другие дела, и
композиция оказалась заброшенной на
многие годы.
Возврат к любимому искусству
произошел в 1876 г ,когда Лойд принял на себя редактирование отдела композиции
в новом шахматном журнале «Америкэн чесс джорнэл». Увы, прошло всего полтора
года, и журнал, столкнувшись с безденежьем, перестал выходить. Однако по
настоянию редактора журнала К. Мура Лойд начал подготовку к изданию сборника
собственных задач. Рукопись была завершена уже в 1878 г., но книга увидела свет
лишь в 1881 г. Называется она «Шахматной стратегией» и содержит примерно 500
задач, а также написанный в форме беседы с читателем трактат о сущности и
принципах построения шахматных задач.
Титульный лист книги «Шахматная
стратегия»
Если не считать труда М. Ланге
«Руководство по составлению шахматных задач» (1862 г.), в известной мере
подытожившего творчество композиторов переходного периода, книга Лойда явилась,
по существу, первой попыткой создать стройное учение о шахматной задаче.
Правда, почти одновременно, в 1878
г., немецкий проблемист Ф. Клетт выпустил сборник своих задач («Шахматные задачи
Ф. Клетта») с кратким предисловием «Введение в теорию шахматной задачи», но у
Лойда теоретические вопросы задачной композиции рассматриваются значительно
полнее и глубже.
Шахматную задачу Лойд определил
следующим образом: «Задача—это не что иное, как нахождение кратчайшего пути к
победе в действительно случившемся или придуманном окончании партии, так как для
этого требуются лишь те фигуры, которые используются для осуществления мата, то
с общего молчаливого согласия вошло в практику удалять все ненужные фигуры с
доски».
Большое внимание уделял Лойд
финальным матовым положениям. «Красота матовых позиций,— писал он,— покоится в
высокой степени на том, что мат должен достигаться при помощи возможно более
ограниченного числа фигур». Поэтому требование чистоты матовых положений
вытекает из требований эстетики и тесно связано с экономией сил.
Как известно, чистота и
экономичность мата стали знаменем чешской школы в задачной композиции. Сам Лойд,
хотя и ценил красоту правильного (чистого и экономичного) мата, без колебаний
отказывался от него, если это шло в ущерб красоте замысла
композиции.
Лойд придавал огромную роль
привлекательности позиции, равномерному распределению фигур на доске. В те
времена модно было загромождать доску фигурами с целью максимально затруднить
нахождение решения.
Лойд решительно выступал против
такого понимания «трудности» задачи. «Мы составляем для того,—указывал он,—
чтобы принести радость широкому кругу читателей. Поэтому я придерживаюсь мнения,
что необходимо принимать во внимание вкусы этих читателей и придавать их
суждению больше веса, чем личному взгляду опытного специалиста». Как современно
звучат эти слова!
По той же причине Лойд отвергал
трудность, основанную лишь на многоходовости решения. Он считал, что, как
правило, сокращением количества ходов решения можно лишь улучшить качество
задачи, так как почти все замыслы могут быть осуществлены в 2,3 и 4 хода и очень
редко требуют 5 и более ходов.
Наиболее естественным числом ходов
для задачи, по мнению Лойда, является три. «Хорошая трехходовка в современном
стиле значительно труднее четырехходовки прежних времен. Двухходовки, как
правило, слишком легки для решения, четырехходовки слишком трудны для массового
решателя»,— писал он.
В своем творчестве Лойд
придерживался этих выведенных из практики норм. Свыше 40% его задач составляют
трехходовки, лишь одну пятую часть — двухходовки, около 30% — четырех- и
пятиходовки, а на долю остального приходятся многоходовки, этюды, аналитические
задачи и т. д.
Большую роль в пропаганде
композиции отводил Лойд задачам с небольшим числом фигур. Он рассматривал эти
задачи как необходимую ступень, которую должен пройти начинающий любитель, чтобы
научиться понимать и ценить задачное искусство. Такого рода позиции имеют
большую притягательную силу для шахматиста. Вот почему из общего числа
составленных Лойдом примерно 750 задач свыше 100 составляют миниатюры, т. е.
позиции с числом фигур не более семи.
Приводим пример такой популярной
задачи.
№ 13
С. Лойд
1877
Мат в 2 хода
1.
Фа6-a1!
с угрозой 2.
Kpf6-f7#; 1... Ch7-g8 2. Kpf6:g6#; 1...Kph8-g8 2.
Фа1:a8#.
Хотя двухходовые задачи играют в
творчестве Лойда подчиненную роль, все же число их достаточно велико — около
150. Главное, однако, состоит в том, что и в этой области автор достиг таких
высот, которые позволяют считать его основоположником двухходовки.
Действительно, достаточно взглянуть на прелестную, чарующую нас и поныне
миниатюру № 25 или на блистательную находку № 55, вызвавшую огромное количество
подражаний, чтобы понять вклад Лойда в раздел композиции, получивший глубокое
развитие лишь в конце прошлого и начале нашего веков.
А вот две двухходовки,
опубликованные еще в начальный период творчества композитора.
№ 14
С.
Лойд
1859
Мат в 2 хода
С трудом верится, что в свободной
позиции № 14 черные оказываются в цугцванге после 1. Фh6-е6!
Но легко убедиться, что это действительно так: 1...
Ла4~
2. Лd4:с4#;
1... Ла4-b4
(или 1... Кb5:с7,
Фс4~)
2. Фе6-b6#;
1... Kb5-d6+2.
Фе6:d6#;
1...
Кb5:d4
2. Фе6-е7#; 1... Фс4:е6 2. Кс7:е6#; 1...
Фс4-d5+
2. Фе6:d5#;
1... Фс4:d4
2. Кс7-а6#; 1... Крс5:d4
2. Фе6-е3#;
1... Крс5-b4
2. Фе6:с4#.
Всего в задаче не меньше девяти
вариантов. Такая разветвленность игры была неведома авторам «старой школы»!
№ 15
С.
Лойд
1859
Мат в 2 хода
1. Фh3-с8(цугцванг)
1... Фс5:а3(Сс6-е8) 2. Кс7-d5#;
1... Фс5:е3(Сс6-h1)
2. Кс7-b5#;
1... Фс5-с4(Ка5-с4) 2.
Kb2-d1#;
1... Ке5~ 2.
Лd2:d3#.
Здесь, по-видимому, впервые
представлена игра двух черных фигур, находящихся, по современной терминологии, в
скрытой полусвязке: уход одной из тематических фигур с линии полусвязки
позволяет белым дать мат конем, находящимся на той же линии, используя связку
второй фигуры.
Особое развитие эта тема получила
в начале нашего века.
Лойд считал эту задачу своей
любимой, а П. Морфи дал о ней восторженный отзыв, назвав ее «самой замечательной
двухходовкой из числа существующих».
Лойд одним из первых композиторов
стал придавать огромное значение качеству вступительного хода как элементу
оценки задачи в целом.
Он писал: «Выбор первого хода
требует особого внимания. При этом следует избегать очевидных ходов. . . Широко
распространена также ошибка начинать решение с заманчивой жертвы фигуры, после
принятия которой дальнейшая игра развертывается довольно примитивно. ..
Вступительный ход, после которого сразу грозит мат (имеется в виду
короткая угроза в трехходовке), является несомненной слабостью. Такому
вступлению я скорее предпочитаю шах на первом ходу».
Лойд был непревзойденным мастером
произведений с эффектными, глубокими по замыслу и запоминающимися вступительными
ходами. Вот задача из посылки, получившей на конкурсе, посвященном
I Американскому шахматному
конгрессу (1857,58 г.),
III приз *.
* В середине прошлого века, вплоть до 80-х гг., конкурсы проводились главным
образом по системе посылок из 3-6 задач. Этот метод оценки творчества
композиторов имел тот недостаток, что дефектность одной задачи влекла за собой
исключение всей посылки из конкурса. В посылку Лойда на этот конкурс входили еще
задача № 107 и одна пятиходовка.
№ 16
С.
Лойд
1857/1858
Мат в 4 хода
Бросается в глаза неудачное
положение белого короля. В самом деле, стой он не на поле
el, задача легко решалась
бы путем 1.
Kge6+
Л:е6 2.
Кb5#.
Но это невозможно, так как ладья берет коня с шахом. А увести короля, на первый
взгляд, некуда, так как ему грозят многочисленные шахи.
Решает задачу настолько
неожиданный ход 1. Фh2:f2+!!,
что чрезвычайно трудно даже понять его смысл: ведь после 1...
Фf4:f2+(если
1... gf+,
то 2. Крf1,
и король — в безопасности) кажется, что белому королю некуда деваться от
преследования мощной фигуры противника. Но это не так: 2.
Kpe1-d1,
и белые грозят дать мат путем 3.
Kge6+,
3. Кb5+
или 3. Лh4+.
не говоря уже о простом 3. Ле4#, от чего черные не в состоянии
защититься. Любой же шах ферзем отражается его взятием. Характерная для стиля
Лойда того времени задача!
Лойд старался затруднить решение
задачи созданием ложных следов, и это ему удавалось всегда в полной мере. Мы
хотим сейчас обратить внимание на особый вид ложных следов в ряде его задач,
имеющих тематический характер.
№ 17
С.
Лойд
1855
Мат в 3 хода
Если в примере №17 сделать сразу
напрашивающийся ход 1. Фb2?
с угрозой мата на вскрышку королем, то у черных находится достаточная защита
1... Ла2!
Поэтому белые предварительно вызывают блокирование поля а2
черным слоном: 1. Фе5-b8!
Сb1-а2
(лучшая защита от нескольких угроз:
1...
Л:b8
2. Ке5,
1... Сf5
2.
Kf7+,
1... gf
2.
Ф:а8), а теперь проводят основную идею 2. Фb8-h2!
с неотвратимым
3.
Kph4-g3(:g4)#.
Таким образом, решение задачи (в
главном варианте) можно расчленить на две части:
вступительный, или подготовительный, маневр (1. Фb8
Са2) и основной, или решающий, маневр (2. Фh2
и 3. Кр:g4#).
Логический характер этой комбинации подчеркивается попыткой (тематическим ложным
следом) провести решающий маневр без соответствующей подготовки. Целью
подготовительного маневра является как раз устранение той единственной причины
(1... Ла2), которая
мешает осуществлению
главной части комбинации.
В этом состоит сущность так
называемых логических комбинаций, которые полстолетия спустя легли в основу
новонемецкой, или логической, школы в задачной композиции. Конечно, такие
комбинации встречались и до Лойда, но они носили случайный характер. Лойд
отчетливо представлял себе их привлекательность и осуществлял в ряде задач (№
73, 84 и др.).
К концу своей жизни под влиянием
А. Уайта (1880-1951), своего большого друга, видного американского проблемиста и
издателя «рождественской» серии (с 1905 по 1936 г. в этой серии вышли 44 книги
по композиции), Лойд начал подготовку нового издания «Шахматной стратегии».
Рукопись была почти полностью закончена, но издать ее при жизни автора не
удалось: Лойд умер 10 апреля 1911г., на 71-м году жизни.
А. Уайт в 1913 г. (и через год
дополнения к ней) выпустил книгу «Сэм Лойд и его шахматные задачи», в основу
которой положил первое издание «Шахматной стратегии», неопубликованную рукопись,
а также свои изыскания. В книге приведено свыше 700 задач Лойда. В 1926 г. в
переводе на немецкий язык, с некоторыми дополнениями В. Массмана, эта книга
вышла в Германии.
Сборники задач Лойда выходили
также дважды в Германии (М. Вейс. «120 шахматных задач С. Лойда», 1903 г., и его
же «150 шахматных задач С. Лойда», 1911 г.,) в Швеции (И. Рос. «С. Лойд, 160
избранных задач», 1919 г.) и в Исландии (Д. Фиске. «Избранные задачи С. Лойда»,
1901 г.), где приведено 100 задач американского проблемиста.
С. Лойд (начало ХХ века)
В нашей литературе Лойду посвящено
большое количество статей и публикаций. Наиболее значительными из них являются.
М. Барулин. «С. Лойд (к 25-летию со дня смерти)» («64» № 52 за 1936 г.); М.
Барулин. «Галерея выдающихся шахматистов. Сэмюэль
Лойд»
(«Шахматы в СССР» № 1 за 1938 г.); А. Гуляев. «С. Лойд— к столетию со дня
рождения» («Шахматы в СССР» № 3 за 1940 г.); Л. Гуляев. «Избранные задачи С.
Лойда» («Шахматный бюллетень» № 2 за 1957 г.).
Лойд редко участвовал в конкурсах
составления задач. Он не придавал большого значения призам, да и вкусы его не
соответствовали вкусам большинства судей, особенно европейских. Все же им было
завоевано на различных соревнованиях 12 призов за посылки, из них 5 первых, 4
вторых и 3 третьих, а также свыше 20 отличий за отдельные задачи, в том числе 12
первых, 3 вторых и 3 третьих приза.
Последним его крупным достижением
в конкурсе была задача № 106.
Интересно отметить многолетнее
соперничество в конкурсах между Лойдом и его известным современником немецким
проблемистом К. Байером (1828—1897). Дважды победителем выходил Байер (Нью-Йорк,
1857,58 г. и Париж, 1867 г.), и лишь в Парижском конкурсе 1878 г. Лойд смог
взять реванш. Однако время — этот строгий и справедливый судья — решило вопрос
иначе: большинство задач Байера предано забвению, а композиции Лойда живут и
поныне, принося неизменную радость любителям шахмат.
По характеру своего творчества
Лойд резко отличается как от своих современников, так и от многих композиторов
следующих поколений. Главная черта Лойда заключается в многообразии его
творчества. В каждой из своих задач он стремился осуществить какую-то новую,
оригинальную мысль или идею, избегая шаблона и повторений. В этом отношении его
фантазия была воистину неисчерпаемой.
Лойд является пионером во многих
областях композиции. Открытые им идеи в области стратегической тематики до сих
пор питают творчество составителей задач. Ему принадлежит также приоритет в
разработке двухходовых задач-блоков с переходом к угрозе (№ 88),
задач-близнецов, аналитических задач со взятием пешки на проходе (№ 139, 140) и
др. Если Лойд обращался к уже известным темам, то именно благодаря его ярким
запоминающимся задачам эти темы становились широко известными, например «Все
выше!» (№ 124), задача на кооперативный мат (№ 153) и
т. д.
Наконец Лойд был первым, кто ввел
в шахматную композицию юмор в лучшем смысле этого слова. Увлекательные и
оригинальные замыслы, остроумные девизы, занимательные истории, служившие
сюжетным обрамлением задач,— все это в весьма значительной степени
способствовало популярности Лойда среди шахматистов всего мира.
Почему же Лойд все-таки не создал
своей «школы» в задачной композиции? Потому, отвечают обычно исследователи, что
его творчество настолько самобытно и оригинально, что всякое подражание окажется
шагом назад; нужно обладать талантом самого Лойда, чтобы стать его
последователем. Г. Венинк даже утверждал, что у Лойда не было законченных
творческих взглядов на содержание и конструкцию задач и что мысли, высказанные
им в «Шахматной стратегии», носили якобы путаный характер.
Если первое объяснение еще можно
принять с известной оговоркой, то утверждение Венинка представляется нам
совершенно неверным.
Действительно, о школе можно
говорить только при наличии группы проблемистов, разделяющих определенную
стройную теорию и творящих на основе этих общих принципов. Так обстояло дело,
когда в 70 и 80-х гг. сформировались английская, чешская и немецкая национальные
школы в задачной композиции. Каждой из них были присущи специфические черты.
Так, например, англичане Б. Лоус и Ч. Плэнк основным в задаче признавали
точность игры и полное отсутствие дуалей, чехи А. Кениг и Я. Добруский самым
существенным считали правильные маты, а немцы К. Байер, Ф. Клетт и И. Бергер
ставили во главу угла сложность комбинации. Развитие национальных школ было в
свое время прогрессивным явлением, так как оно привело к созданию подлинных
шедевров в задачной композиции. С другой стороны, нетерпимость к приверженцам
иных взглядов, канонизация определенных элементов содержания и формы задачи,
недопущение каких-либо отклонений от установленных правил — все это, в конце
концов, привело к исчерпанию творческих возможностей и к известному отрыву от
массы шахматистов. Лойд не отдавал предпочтения ни одному из указанных
элементов. В его задачах мы можем встретить и точную игру, и красивые эхо-маты,
и трудную, оригинальную комбинацию, и четко оформленную логическую идею. Он был
композитором широкого диапазона, с разносторонными интересами, а главное, он
никогда не порывал связи со своими читателями и решателями, в чем и следует
видеть главную причину его необычайной и непреходящей на протяжении целого
столетия популярности. Вот почему в том смысле, который вкладывался в понятие
«школа» другими композиторами, Лойд действительно «школы» не создал. Но на его
творческих позициях стояли многие композиторы, в частности другой знаменитый
американский составитель — В. Шинкман (1847—1933) и выдающийся румынский
проблемист В. Паули (1876—1934), творчество которых Лойд очень высоко ценил.
Замечательный русский проблемист
А. Галицкий (1863—1921), говоря о борьбе двух основных направлений в двухходовке
— англоамериканского и чешского,— писал в конце
XIX в.: «Я не буду решать,
кто прав. Мне лично казалось бы, что красивое можно найти во всем том, из чего
слагается игра,— следовательно, и в ходах, и в матовых положениях. Поэтому можно
думать, что та и другая школа, имея в основе правил разумные основания, равно
погрешат против истины, доходя до крайностей в применении этих правил. Весьма
вероятно, что истинный единый художественный стиль с равной любовью будет
относиться как к идеям хода, так и к идеям матовых положений». Как мы видим,
идейные позиции русского композитора не расходились со взглядами
и практикой Лойда.
Творчество Лойда вообще всегда
находило большой отклик в России. Его задачи,
рассказы и шутки охотно
перепечатывались шахматными журналами и отделами. Многие из них мы находим в
первом русском шахматном журнале В. Михайлова «Шахматный листок» (1859—1863) и
во всех последующих русских шахматных периодических изданиях. Многое почерпнули
для себя у Лойда русские проблемисты прошлого. Часто обращался к темам, открытым
Лойдом, например, Галицкий. С глубоким уважением относился к Лойду
И. Шумов
(1819—1881). посвятивший ему одну из своих изобразительных задач в книге
«Собрание скахографических и других шахматных задач. . .» (1867).
№ 18
И. Шумов
1867
Мат в 4 хода
Позиция фигур изображает начальную букву фамилии Лойда — «L».
Решение задачи не очень сложно и к тому же имеет дуали:
1.
Фс2-а4
(угроза
2.
Ke4#)
1...
Kc8-d6
2.
e2-e4
Kc6-b4
3. Лd2-d5+
Kb4:d5
4. Kf2-d3#,
3... Kpc5:c4
4. Фа4:b4#.
Высоко ценил творчество
«знаменитого составителя задач» Чигорин. Он многократно воспроизводил в своих
журналах и отделах композиции Лойда, отмечая остроумие и блеск его комбинаций.
Любопытен такой эпизод. В начале
1907 г. Чигорин напечатал в отделе «Нового времени» трехходовку немецкого
проблемиста Э. Герра
№ 19а
Э. Герра
“Новое время” 1907
Мат в 3 хода
Приводя решение этой задачи (1.
Кс4 Крb5
2. Фd4;
1... Кр:с4
2. К:b4;
1...
Kpd5
2. К:d6),
Чигорин писал: «Прекрасная задача Герра удовлетворит, кажется, самого ярого
поклонника «современной художественной школы» составителей задач. Однако она не
оставляет такого впечатления, как «простенькая» старая задача гениального Лойда.
. . Эта задача печаталась много раз в журналах, вспоминают о ней и теперь. Она
запечатлевается в памяти у каждого любителя, видевшего ее хоть раз, тогда как
задача г. Герра и ей подобные скоро забываются. Почему же так?..»
«Простенькая» старая задача — это
знаменитая задача, известная под девизом «Погоня любви» (подразумевается
настойчивое преследование слона (офицера) ферзем (дамой).
№ 19
С.
Лойд
1869
Мат в 3 хода
1.
Фс4-f1
с угрозой 2. Фf1-b1
~ 3. Фb1:h7#,
a в случае 2...
g7-g6
3. Фb1:a1#;
1... Ca1-c3(d4) 2. Фf1-d3! g7-g6 3. Фd3:c3(d4)#;
1... Ca1-е5(f6) 2.Фf1-f5! g7-g6 3. Фf5:е5(f6)#;
1... g4-g3 2. Kf8-g6+ h7:g6 3.
Фf1-h3#.
*
*
*
Наша характеристика шахматного
облика Лойда была бы неполной, если бы мы не указали, что он был сильным
шахматистом-практиком. Правда, в официальных соревнованиях он участвовал очень
редко.
Единственным международным
выступлением Лойда явилось его участие в качестве представителя США на Парижском
конгрессе 1867 г. В этом турнире играли С. Винавер, И. Колиш, С. Розенталь, В.
Стейниц и другие корифеи того времени, всего 13 человек.
Результаты Лойда оказались весьма
скромными: он занял лишь
X место. Уайт объяснял этот
неуспех тем, что Лойд больше внимания уделял отдельным комбинационным эффектам,
нежели позиционным основам плана. В своей книге «Романтизм в шахматном
искусстве» (1959 г.) П. Романовский особо подчеркивает романтические тенденции в
игре Лойда.
С. Лойд (начало
XX в.)
С. Лойд со своим зятем Д.
Денсмором. известным американским шахматным композитором (1910 г.)
Приводим партию Лойд — Розенталь
(которого Лойд победил в Парижском турнире со счетом 1.5/0.5 с комментариями П.
Романовского из упомянутой книги.
1. е2-е4 е7-е5 2.
Kgl-f3 Kb8-c6 3.Cf1-c4 Cf8-c5 4. d2-d3 Kg8-f6 5.
Ccl-e3 Cc5-b6
6. Kbl-с3
d7-d6.
Разыгран самый классический
вариант итальянской партии, в котором, казалось бы, для мечтаний остается
немного места. Но романтик в любой обстановке способен найти простор для своих
замыслов.
7.
h2-h3
Кс6-а5 8. Сс4-b3
Ка5:bЗ
9. а2:bЗ
Сс8-e6
10. Кс3-b5
Сb6:еЗ
11.
f2:еЗ с7-с6 12. Кb5-сЗ
Фd8-c7
13.
g2-g4.
«Грезы
романтика»,— сказал по поводу этого хода Стейниц. Напротив, защитник немецкого
романтизма шахматный историк Бахман замечает: «Тонкое продвижение, весьма
оживляющее партию». Удивительнее всего, что правым оказался скорее Бахман, чем
Стейниц.
13... а7-а6. Розенталь подготавливает
длинную рокировку. Выходит,
что рокировать в сторону королевского фланга он испугался. В этом свете ход
Лойда начинает приобретать значение. Думается, что ответ 13...
0-0 не требовал
большого мужества.
14. d3-d4 0-0-0 15. d4- d5! Ce6-d7 16.
g4-g5 Kf6-e8 17. Kf3-d2 c6-c5 18. Kd2-c4 h7-h6 19.
Фd1-h5
Лh8-f8
20. g5:h6
Лf8-h8
21. h6:g7! Лh8:h5
22. g7-g8Ф
Лh5:h3
23. Лh1:h3
Cd7:h3 24. Kc3-b5!
№ 20
Отвлечение слона от защиты поля
b5 позволяет белым добиться
решающего перевеса. Несколько элегантных комбинаций в романтическом стиле
следуют одна за другой.
24... Фс7-е7 25. Фg8-h7
Ch3-g4.
Черные многого не предусматривают.
Играя 25...
ab, они еще имели шансы на
спасение.
26. Кb5-а7+
Крс8-b8?
27. Ла1:а6 Ке8-с7 28.Ла6-а5 Фе7-f6
29. Фh7-h1
Лd8-h8
30. Фh1-f1
Cg4-f3.
Конечно, белый король расположен
не особенно безопасно, но мечтать о выигрыше черные все же не имеют оснований.
31. Кс4-b6!
Фf6-h4+
32.
Kpel-d2
Фh4-g4.
Оказать сопротивление можно было
только путем 32... Ка6.
33. Фf1:f3!
Фg4:f3
34. Kb6-d7+ Kpb8-a8 35.
Ка7-с6+
Кс7-а6
36.
Kd7-b6#.
«Этот конец партии достоин
великого композитора задач»,— пишут составители турнирного сборника Г. Нейман и
Ж. Арну де Ривьер.
В том же турнире Лойд (черные) в
партии с испанским шахматистом С. Гольмайо объявил последнему мат в 8 ходов.
№ 21
1... Ла2-al+
2. Ла3:al
Фd8-g5+
3. Kpel-bl Kf3-d2+ 4.
Крb1-c1
Kd2-b3+ 5. Kpcl-bl Фg5-с1+
6. Лh1:cl(?)
Kb3-d2+ 7. Kpbl-a2
Лf8-а8+
8. Фb5-a4
Ла8:a4#.
Вариант этот произвел такое
впечатление на Гольмайо, что тот немедленно сдался. Однако вечером при
совместном анализе было обнаружено, что белые вовсе не обязаны брать ферзя, а
могут сыграть сильнее — 6. Кра2! Правда, черные все равно сохраняют большие
шансы на выигрыш, например 6... Ф:с2 7. К:с7 К:al
8. Ка6 Кb3
9. Ф:b3
Фе6 и т. д.
№ 22
Эта позиция получилась в партии,
игранной в конце 60-х гг. между Лойдом (белые) и К. Муром. Здесь Лойд объявил
противнику мат в 6 ходов (1.
Kf5+ и т. д.). Но в своей
книге «Шахматная стратегия» он указал на возможность дать мат в 3 хода,
используя то обстоятельство, что линии действия черных слона и ладьи а6,
контролирующих белую батарею на вертикали «h»,
пересекаются на поле е6:
1. Фс4-е6!! Сс8:е6 2.
Kh4-f5+
Kph7-g8
3.
Kf5-е7# или 1...
Ла6:е6
2. Kh4-g6+ Kph7-g8 3. ЛhЗ-h8#.
Тема Новотного в партии!
Лойд часто заимствовал идеи для
своих задач из собственных партий. Так, например, в 1879 г. в «Нью-Йорк клиппер»
было опубликовано его окончание против Гебера (черные) –
№ 23
Здесь Лойд дал мат в 6 ходов: 1. Лh4-h8+
Kpg8:h8
2.
Kh3-g5+
Kph8-g8
3. Лh1-h8+
Kpg8:h8 4. Фе6-h1+
и т. д.
Там же Лойд показал, как можно
составить шахматную задачу, в которой осуществлялась бы идея из партии.
№ 24 С.
Лойд
1879
Мат в 8 ходов
Белым ферзь стремится на поле h7, путь к которому преграждают три белые фигуры. Поэтому их необходимо устранить:
1.
Лс6-h6+
Kph8-g8
2. Лh6-h8+!
Kpg8:h8
3.
Лg2-h2+
Kph8-g8
4. Лh2-h8+!
Kpg8:h8
5. Фd1-h1+
Kph8-g8
6.
Ke4-f6+
Kpg8-f8
7. Фh1-b7!
~ 8. Фb7:f7#
или 8.
Kg5-h7#.
Нельзя закончить наш очерк, не
указав еще на одну область творчества, в которой Лонд преуспел не меньше, чем в
шахматных задачах. Это область математических задач, головоломок, ребусов,
различных игр и т. д.
Еще в детстве Лойд отличался
любовью к шуткам, каламбурам, он умел подражать любому музыкальному инструменту,
крику диких зверей, «вещать» животом, показывают фокусы на пальцах. Его
исключительная любознательность, сообразительность, математическая даровитость
позволили ему придумать еще в юношеском возрасте ряд интересных задач и
головоломок, получивших вскоре широкую известность.
Самая знаменитая из игр Лойда —
широко распространенная и у нас «Игра в 15». Любопытна история этой игры. Лойд
изобрел ее в 1878 г., и она сразу получила известность не только в Америке, но и
в Европе. В самое короткое время «Игра в 15» превратилась в настоящее
общественное «бедствие». Не было такого общественного места, не было такой
семьи, где бы не увлекались ею.
Исследователь математических игр,
немецкий ученый В. Арене пишет: «Рассказывали забавные истории о торговцах,
забывавших открывать свои магазины, о почтенных чиновниках, целые ночи напролет
простаивавших под уличным фонарем, отыскивая путь к решению. . . Штурманы,
говорят, из-за игры сажали на мель свои суда, машинисты проводили поезда мимо
станции, фермеры забрасывали свои
плуги. . .»
«…фермеры забрасывали
свои плуги. . .»
Рисунок С. Лойда
Лойд назначил премию в 1000
долларов тому, кто первый укажет решение. Задача состояла в том, чтобы,
последовательно передвигая шашки в коробке, привести их в нормальное положение,
т. е. исправить порядок шашек 15 и 14. Премию, конечно, никто не получил, так
как вскоре было математически доказано, что задача неразрешима (см. подробно в
книге Я. Перельмана «Живая математика», 1955 г., стр. 35—41). По той же причине
Лойду было отказано в патенте. Кстати, этот эпизод был использован Марком Твеном
в романе «Американский претендент».
Известны и другие головоломки и
задачи Лойда: «Сколько лет Марии?», «Гигантские шаги ферзя», «Соседи, ищущие
ссоры», «Исчезнувший с лица земли», «Переход Дуная» и многие другие.
Большое число головоломок Лойда
собрано в сборнике «Стрэнд» (1908 г.).
В 1912 г., уже после смерти Лойда,
вышла из печати красочно оформленная книга для детей «Головоломки Сэма Лойда»,
фотографию обложки которой мы воспроизводим.
Во всех этих сферах деятельности
проявились жизнерадостность и, если можно так выразиться, жизнелюбие Лойда,
которые столь ярко окрашивают и шахматное творчество великого американского
композитора.