Итоги блицконкурса ТТ-77 «Аванта-2013».

 

Тема: «Аванта. Прямолинейная игра двух рядом стоящих пешек (белые - 2 горизонталь, чёрные - 7 горизонталь) на 4 доступных поля».

Theme: «Avanta. Rectilinear play of two neighboring pawns (white: 2nd rank; black: 7th rank) to the 4 squares available to them».

 Разделы: #2-4, H#2-4, S#2-4.

 

Небольшое вступительное слово.

Тема Аванта формальна по своей сути, как и большинство подобных ей тем, формулировки которых не включают в себя указание на наличие конкретных тактических идей. Таковы, например, все квартеты: пикенинни, альбино, звездочки, крестики,  превращение пешки. Наполнение «таких» тем интересным содержанием – главная цель композитора! Как достичь этой цели? Столбовой путь – синтез с другими темами и тактическими идеями. Здесь крайне важно не затушевать основную идею, как это случилось с задачами №№ 4,14,32, которые претендовали на более высокие отличия. Неожиданно оказалось, что Пикенинни + «черная» Аванта, а также Альбино + «белая» Аванта – не лучшие пары для синтеза ибо тематические пешки начинают конкурировать между собой, напоминая обстановку в известном доме Облонских. Есть и другие пути – украшение содержания отдельными элементами, например: логикой, правильными матами, эффектным вступлением и т.п. Предпочтение в данном тематическом конкурсе было отдано композициям, где Аванта была представлена зримо и выпукло.

 

Раздел задач #2-4.

 

 

Поступило 25 композиции от 14 авторов из 6 стран:

№1-3 – D.Mueller (Германия)

№4,10-12 – Е.Пермяков & Ф.Капустин (Россия-Украина)

№5, 5a – С.Абдуллаев (Азербайджан)

№6 – M.Mladenovic (Сербия)

№7 – Е.Пермяков & П.Новицкий (Россия-Украина)

№8 – П.Новицкий (Украина)

№8а – П.Новицкий & Ф.Капустин (Украина)

№9 – А.Бахарев (Россия)

№13 – Г.Атаянц (Россия)

14 – А.Василенко (Украина)

№15 – S.Trommler (Германия)

№16,20 – R.Krätschmer (Германия)

№17-19 – B.Miloseski (Македония)

№21,22 – Г.Игнатенко (Россия)

№23 – G.Hadzi-Vaskov (Македония)

 

Оставлены без отличий:

№1 (#2) – 2 решения в каждом из близнецов. Неформат.

№2 (#2)Аванта выполнена в опровержениях, но они … двойные. Ещё раз Аванта звучит в решении, но на четыре защиты - только два мата. У меня две версии происходящего: либо это Modern, либо это «новая» (?) тема!

№3 (#4) – нет чёткости. Тема не звучит.

№5 (#2) – отнятие свободного поля без достаточной игровой компенсации. Увы.

№17 (#2) – предшественник: И.Агапов, ЮК Ф.Капустин, 2011, Special Com - http://www.yacpdb.org/?id=328651 .

№19 (#2) – облегченная версия №18.

 

Секция задач #2.

Задача таскового плана в хорошем художественном исполнении. Посмотрите «женскую» двухходовку: E.Baird (1894) - http://www.yacpdb.org/?id=31038. Понадобилось почти 120 лет, чтобы сделать единственный, но столь желанный четвертый шаг-мат пешкой. Супер-оригинально!

 

 Похожую позицию «нашли» сразу несколько авторов. Но наиболее интересно эту схему обработал сербский композитор, он объединил пары одинаковыми тактическими моментами. Дополнительные защиты 1…c:b6 и 1…d:e6 позволяют говорить о такой разновидности темы как «расширенная» Аванта. На эту особенность ещё год назад обратил внимание Г.Попов (TT-27/1, SuperProblem, 2012, 1st HM) - http://www.yacpdb.org/?id=352917. Особый лоск №6 придаёт наличие только двух тематических пешек. Говорю автору: Молодец!

 

Аванта украшена отменным вступительным ходом в стиле Лойда. Задача надолго врезается в память. Это дорогого стоит. Браво Находка, браво Бердянск!

 

У призовой задачи должен быть красивый сюжет. Тематические пары вариантов у №8а очень гармоничны: попеременно матуют ферзь и конь, ослабляющие моменты также объединены: перекрытие + блокирование. Даже пара дополнительных вариантов объединена игрой бокового коня «а4» и отвлечением. Даешь приз!

«Аванта с трехфазной переменой игры» - Авторы.

Достоинство этой схемы в экономичности (мередит) и двукратном Пикенинни. Мне показалось, что эти грозные парни по имени Пикенинни отчасти затмили юную красавицу по имени Аванта

 

Перемена игры выглядит забавно. Это достигнуто за счёт формы близнецов, а потому нет ощущения парадоксальности. Зато есть главное: оригинальность!

 

Аванта в игре белых пешек. В решении проходит сложное блокирование. Здесь всё очень чётко, тема представлена достаточно выпукло.

 

Хороший вступительный ход при легкой позиции с последующим антидуальным разделением матов. Оригинальный механизм.

Следующие задачи отмечаются похвальными отзывами (Com), они достойны публикации.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Секция задач #3.

Оригинальная задумка: Аванта в защитах и опровержениях! Не хватило одного шага в опровержениях (1…d5!), тем не менее, эта работа заслуживает высокого призового отличия.

 

 

 «Альбино d2, Аванта е2, f2, перемена функций ходов “опровержение-защита”. Количество фигур: 7+7 = TT-77 = 14 = 1.4.= 1 апреля!» - Автор.

Формально здесь даже 3 (!) белых пешки (d2,e2,f2) играют мелодию Аванты. Вкупе с заявленной тематикой всё выглядит настолько серьезно, что захотелось вдруг … просто улыбнуться! Что, собственно, и сделал автор в своём комментарии.

 

Первое воплощение «белой» Аванты в миниатюре (для прямого мата)! Пока удалось только в форме близнецов. Не менее сложна для миниатюры и «чёрная» Аванта, известны всего 3 такие задачи (очень хороша первая): http://www.yacpdb.org/?id=162446, http://www.yacpdb.org/?id=339431,  http://www.yacpdb.org/?id=339432.

 

Повторение таска: Аванта + Пикенинни. Не всё удалось автору: есть повторы ходов, а четвертый тематический мат (3.e3#) проходит лишь в угрозе. Чётко и без повторов этот таск воплощен в единственной (пока) задаче: И.Агапов, УП, 2011, спецприз - http://www.yacpdb.org/?id=328655.

 

Учебный пример. Обратите внимание: тематическими здесь являются матующие ходы белых. Однако, два из них повторяются еще и на втором ходу. Этого по возможности следует избегать.

 

Раздел задач H#2-4.

 

Поступило 31 композиция от 13 авторов из 6 стран:

№24 – Г.Чумаков (Россия)

№25-27 – М.Пасталака (Украина)

№28 – R.Krätschmer (Германия)

№29 – А.Воронцов (Россия)

№30 – D.Mueller (Германия)

№31 – А.Бахарев (Россия)

№32 – В.Аберман (США)

№33-38,44-48 Z.Mihajlovski (Македония)

№39-42 – А.Максимов (Россия)

№43 – S.Trommler (Германия)

№49 – Ч.Якубовский (Беларусь)

№50 – G.Hadzi-Vaskov (Македония)

№50a,b,c,d B.Miloseski (Македония).

 

Оставлены без отличий:

№33 (Kc3-Ke5 H#2) – этот замысел отлично воплощен в задаче А.Василенко & Д.Мюллер (ТТ-27/2 SuperProblem, 2012, 1 приз) - http://www.yacpdb.org/?id=342752 .

№34 (Kd4-Kb4 H#2*) – заявлена как задача-блок, однако, один выжидательный ход все-таки имеется. Значит это не блок…

№50a,50c (Kc8-Kd4 H#3, Ka5-Kc4 H#3) – из трех версий (№№50а-с) предпочтение отдано №50b, которая отмечена призовым отличием.

№38 (Kh1-Kd6 H#3) - нелегальная позиция. 

 

Секция задач H#2.

 

Циклическое чередование вкупе с Авантой выглядит весьма органично и основательно. Способ формирования близнецов – архиважная штука! Полной гармонии достигнуть не удалось, а потому только специальное отличие.

 

   

 Самый оригинальный замысел в данной секции: играют только тематические пешки! Близнецы второго порядка не позволяют поставить задачу выше.

 

Перемена игры достигнута за счет симметрии. Но все равно: идея оригинальная!

 

 

Автор доработал следующую свою задачу - http://www.yacpdb.org/?id=343826 , добавив одно недостающее звено. С новым сюжетом задача смотрится более полновесно. Увы, пропал один правильный мат.

 

Эта идея уже встречалась неоднократно, но автор воплотил ее в форме Неймана и всего при 10 фигурах (гравюра).

 

 

No comment…

 

Секция задач H#2.5-3.

 

Амбициозный замысел: двойная (двухсторонняя) Аванта на первом и матующем ходу! Есть недочеты (например: повтор Kd4 и Re5), но я оценивал замысел в целом. Талантливый автор из Твери представил целую галерею H#3 задач на тему Аванта.

  

 

 И снова амбициозный замысел: Аванта + звездочка белого слона! Один ход (Ba6), правда, получился с опозданием. Важный нюанс: тематические пешки по ходу решения играют только по одному разу - в этом особый шик!

 

Единственная задача с игрой 3 пешек. Уступает по масштабу и сложности двум предыдущим, но превосходит их по изящности. Полная гармония! Привет Новосибирску…

№№ 41,42 похожи по замыслу: Аванта на 1-м (№42) и на 3-м (№41) ходу с правильными матами. Чуть лучше №42, где тематические черные пешки играют только по одному разу и затем терпеливо дожидаются пленения своего монарха.

 

Картинная позиция. У белых только 2 тематические пешки. Особенно интересны вступительные ходы 1…b3 и 1…c3 на тему «Anti En passant». Даже симметрия не помешала положительному восприятию этой задачи.

 

 

 

Эхо-хамелеонные правильные маты.

 

Автор соединил Аванту с темой Ушел-пришел (Come-to-go). Способ образования близнеца – не самый лучший.

 

 

 

Второе решение уступает первому – по красоте.

Следующие задачи отмечаются похвальными отзывами (Com), они достойны публикации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция задач H#3.5-4.

 

Оба маневра довольно замысловаты, а сам сюжет выстроен очень гармонично. Лучшая задача раздела! Оказалось, что при матовании в 4 хода Аванта может быть выполнена на более дальних полях, что и доказали авторы задач №№ 24,27,29. И это полностью укладывается в формулировку темы! Я глубоко ценю стремление участников тематических конкурсов, выразить заданную тему в оригинальной манере - ведь это удел художников…

Ремарка от автора №24: «Относительно надписи над диаграммой. Я решил посвятить ее Игорю Агапову, ведь именно он буквально вытащил эту тему из небытия и стал активным её популяризатором. Я  хочу “прилюдно” это засвидетельствовать. И делаю это от всей души!»

 

Идеальные эхо-хамелеонные маты. Слон «h1» превратился из пешки «h2» и я искренне рад за него! На мой вкус «розовые» слоны картины не портят. Другое дело: близнец второго порядка (2 перестановки) с таким «приданным» на призовое отличие рассчитывать не приходится. Разве, что только на «Special» и только в апреле…

 

Выбор игры за белых с дополнительными тактическими нюансами.

 

 

 

Выбор игры за белых без дополнительных тактических нюансов.

 

Самая богатая в игровом отношении композиция. Для данного тематического конкурса требовалось выразить наиболее выпукло именно заданную тему (Аванта). Основная идея №32 - Темпоигра, а собственно Аванта здесь скорее - фон, чем лейтмотив.

 

 

 

Раздел задач S#2-4.

 

Поступило 10 композиций от 6 авторов из 4 стран:

№51 – D.Mueller (Германия)

№52,53 – M.Mladenovic (Сербия)

№54-57 – Z.Mihajloski (Македония)

№58 – R.Krätschmer (Германия)

№59 – B.Miloseski (Македония)

№60 – G.Hadzi-Vaskov (Македония)

 

Решил не отмечать №№ 51,59,60 (S#2). По большому счету это задачи S=2 с псевдо-угрозой и одним и тем же матующим ходом. Ценность подобных опусов весьма условная…

 

 

 Очень цельный и острый замысел. Дополнительный вариант пришёлся «ко двору», т.к.  существенно увеличилась амплитуда движений черной ладьи.  Классная задача!

 

Похожий замысел, но накал борьбы пониже, чем у №52.

 

С элементами перемены игры.

 

Эту схему автор воплотил в нескольких вариациях. Органический недостаток схемы – повтор матующего хода.

 

Задачи №№ 55-57 отмечаются похвальными отзывами (Com) как достойные публикации.

 

 

 

Благодарю всех композиторов, принявших участие в этом конкурсе. Я поздравляю Вас с наступившим Апрелем-2013! Этот месяц приходит каждый год, но в этот раз он грянул неожиданно. Все Вы были со мной 01.04.2013 в моих мыслях и мечтах. Победителей не судят, проигравших не голубят. Объявляю о творческом отпуске…

 

Игорь Агапов, арбитр, 07.04.2013   igoragapov64@mail.ru

 

Победители конкурса - Евгений Пермяков & Пётр Новицкий,

                                                                  Григорий Атаянц,

                                                                  Sven Trommler,

                                                                  Александр Максимов,

                                      Геннадий Чумаков,

                                                     Miodrag Mladenovic

Просьба победителям присылать новые темы блицконкурсов на адрес - PopovGL@pochta.ru Григорий Попов

 

 14.04.2013