Итоги
блицконкурса
ТТ-77 «Аванта-2013».
Тема:
«Аванта. Прямолинейная
игра двух рядом стоящих пешек (белые - 2 горизонталь, чёрные - 7 горизонталь) на
4 доступных поля».
Theme:
«Avanta.
Rectilinear play of two neighboring pawns (white: 2nd rank; black: 7th rank) to
the 4 squares available to them».
Разделы:
#2-4,
H#2-4,
S#2-4.
Небольшое вступительное
слово.
Тема
Аванта формальна по своей сути, как и
большинство подобных ей тем, формулировки которых не включают в себя указание на
наличие конкретных тактических идей. Таковы, например, все квартеты: пикенинни,
альбино, звездочки, крестики, превращение
пешки. Наполнение «таких» тем интересным содержанием – главная цель композитора!
Как достичь этой цели? Столбовой путь – синтез с другими темами и тактическими
идеями. Здесь крайне важно не затушевать основную идею, как это случилось с
задачами №№ 4,14,32, которые претендовали на более высокие отличия. Неожиданно
оказалось, что Пикенинни + «черная» Аванта, а также Альбино + «белая» Аванта –
не лучшие пары для синтеза ибо тематические пешки начинают конкурировать между
собой, напоминая обстановку в известном доме Облонских. Есть и другие пути –
украшение содержания отдельными элементами, например: логикой, правильными
матами, эффектным вступлением и т.п. Предпочтение в данном
тематическом конкурсе было отдано
композициям, где Аванта была
представлена зримо и выпукло.
Поступило 25 композиции от
14 авторов из 6 стран:
№1-3 –
D.Mueller
(Германия)
№4,10-12 – Е.Пермяков &
Ф.Капустин (Россия-Украина)
№5, 5a – С.Абдуллаев
(Азербайджан)
№6 –
M.Mladenovic (Сербия)
№7
– Е.Пермяков &
П.Новицкий (Россия-Украина)
№8
– П.Новицкий (Украина)
№8а – П.Новицкий &
Ф.Капустин (Украина)
№9
– А.Бахарев (Россия)
№13 – Г.Атаянц (Россия)
№14 – А.Василенко (Украина)
№15 –
S.Trommler (Германия)
№16,20 – R.Krätschmer (Германия)
№17-19 –
B.Miloseski
(Македония)
№21,22 – Г.Игнатенко
(Россия)
№23 –
G.Hadzi-Vaskov
(Македония)
Оставлены без отличий:
№1 (#2)
– 2 решения в каждом из близнецов. Неформат.
№2 (#2)
– Аванта выполнена в опровержениях, но они … двойные. Ещё раз
Аванта звучит в решении, но на четыре
защиты - только два мата. У меня две версии происходящего: либо это
Modern, либо это «новая» (?) тема!
№3
(#4)
– нет чёткости. Тема не звучит.
№5 (#2)
– отнятие свободного поля без достаточной игровой компенсации. Увы.
№17 (#2)
– предшественник: И.Агапов, ЮК Ф.Капустин, 2011,
Special
Com -
http://www.yacpdb.org/?id=328651
.
№19 (#2)
– облегченная версия №18.
Секция задач #2.
Задача таскового плана в
хорошем художественном исполнении. Посмотрите «женскую» двухходовку:
E.Baird
(1894) -
http://www.yacpdb.org/?id=31038. Понадобилось почти 120 лет, чтобы сделать
единственный, но столь желанный четвертый шаг-мат пешкой. Супер-оригинально!
Аванта украшена отменным вступительным ходом в стиле Лойда. Задача надолго
врезается в память. Это дорогого стоит. Браво Находка, браво Бердянск!
У призовой задачи должен
быть красивый сюжет. Тематические пары вариантов у
№8а очень гармоничны: попеременно
матуют ферзь и конь, ослабляющие моменты также объединены: перекрытие +
блокирование. Даже пара дополнительных вариантов объединена игрой бокового коня
«а4» и отвлечением. Даешь приз!
«Аванта
с трехфазной переменой игры» - Авторы.
Достоинство этой схемы в
экономичности (мередит) и двукратном Пикенинни. Мне показалось, что эти грозные парни по имени
Пикенинни отчасти затмили юную
красавицу по имени Аванта…
Перемена игры выглядит
забавно. Это достигнуто за счёт формы близнецов, а потому нет ощущения
парадоксальности. Зато есть главное: оригинальность!
Аванта в игре белых пешек. В решении проходит сложное блокирование. Здесь всё
очень чётко, тема представлена достаточно выпукло.
Хороший вступительный ход
при легкой позиции с последующим антидуальным разделением матов. Оригинальный
механизм.
Следующие задачи отмечаются
похвальными отзывами (Com),
они достойны публикации.
Секция задач
#3.
Оригинальная задумка:
Аванта в защитах и опровержениях! Не
хватило одного шага в опровержениях (1…d5!),
тем не менее, эта работа заслуживает высокого призового отличия.
Формально здесь даже 3 (!)
белых пешки (d2,e2,f2)
играют мелодию Аванты. Вкупе с
заявленной тематикой всё выглядит настолько серьезно, что захотелось вдруг …
просто улыбнуться! Что, собственно, и сделал автор в своём комментарии.
Первое воплощение «белой»
Аванты в миниатюре (для прямого мата)!
Пока удалось только в форме близнецов. Не менее сложна для миниатюры и «чёрная»
Аванта, известны всего 3 такие задачи
(очень хороша первая):
http://www.yacpdb.org/?id=162446,
http://www.yacpdb.org/?id=339431,
http://www.yacpdb.org/?id=339432.
Повторение таска:
Аванта +
Пикенинни. Не всё удалось автору: есть повторы ходов, а четвертый
тематический мат (3.e3#) проходит лишь в угрозе. Чётко
и без повторов этот таск воплощен в единственной (пока) задаче: И.Агапов, УП,
2011, спецприз -
http://www.yacpdb.org/?id=328655.
Учебный пример. Обратите
внимание: тематическими здесь являются матующие ходы белых. Однако, два из них
повторяются еще и на втором ходу. Этого по возможности следует избегать.
Раздел задач
H#2-4.
Поступило 31 композиция от
13 авторов из 6 стран:
№24 – Г.Чумаков (Россия)
№25-27 – М.Пасталака
(Украина)
№28 –
R.Krätschmer (Германия)
№29 –
А.Воронцов (Россия)
№30 –
D.Mueller
(Германия)
№31 –
А.Бахарев (Россия)
№32 –
В.Аберман (США)
№33-38,44-48
–
Z.Mihajlovski (Македония)
№39-42 – А.Максимов (Россия)
№43 –
S.Trommler
(Германия)
№49 – Ч.Якубовский
(Беларусь)
№50 –
G.Hadzi-Vaskov (Македония)
№50a,b,c,d –
B.Miloseski
(Македония).
Оставлены без отличий:
№33
(Kc3-Ke5
H#2) – этот
замысел отлично воплощен в задаче А.Василенко & Д.Мюллер (ТТ-27/2
SuperProblem,
2012, 1 приз) -
http://www.yacpdb.org/?id=342752 .
№34
(Kd4-Kb4
H#2*) – заявлена
как задача-блок, однако, один выжидательный ход все-таки имеется. Значит это не
блок…
№50a,50c
(Kc8-Kd4
H#3,
Ka5-Kc4
H#3) – из трех
версий (№№50а-с) предпочтение отдано №50b,
которая отмечена призовым отличием.
Секция задач
H#2.
Циклическое чередование
вкупе с Авантой выглядит весьма
органично и основательно. Способ формирования близнецов – архиважная штука!
Полной гармонии достигнуть не удалось, а потому только специальное отличие.
Перемена игры достигнута за
счет симметрии. Но все равно: идея оригинальная!
Автор доработал следующую
свою задачу -
http://www.yacpdb.org/?id=343826 , добавив одно недостающее звено. С новым
сюжетом задача смотрится более полновесно. Увы, пропал один правильный мат.
Эта идея уже встречалась
неоднократно, но автор воплотил ее в форме Неймана и всего при 10 фигурах
(гравюра).
No comment…
Секция
задач
H#2.5-3.
Амбициозный замысел: двойная
(двухсторонняя) Аванта на первом и
матующем ходу! Есть недочеты (например: повтор
Kd4
и Re5), но я
оценивал замысел в целом. Талантливый автор из Твери представил целую галерею
H#3
задач на тему Аванта.
Единственная задача с игрой
3 пешек. Уступает по масштабу и сложности двум предыдущим, но превосходит их по
изящности. Полная гармония! Привет Новосибирску…
№№ 41,42
похожи по замыслу: Аванта на 1-м (№42) и на 3-м (№41) ходу с правильными матами. Чуть
лучше №42, где тематические черные
пешки играют только по одному разу и затем терпеливо дожидаются пленения своего
монарха.
Картинная позиция. У белых
только 2 тематические пешки. Особенно интересны вступительные ходы 1…b3
и 1…c3 на тему «Anti
En
passant». Даже симметрия не
помешала положительному восприятию этой задачи.
Эхо-хамелеонные правильные
маты.
Автор соединил
Аванту с темой
Ушел-пришел (Come-to-go).
Способ образования близнеца – не самый лучший.
Второе решение уступает
первому – по красоте.
Следующие задачи отмечаются похвальными отзывами (Com), они достойны публикации.
Секция задач
H#3.5-4.
Оба маневра довольно
замысловаты, а сам сюжет выстроен очень гармонично. Лучшая задача раздела!
Оказалось, что при матовании в 4 хода Аванта может быть выполнена на более дальних полях, что и доказали
авторы задач №№ 24,27,29. И это
полностью укладывается в формулировку темы! Я глубоко ценю стремление участников
тематических конкурсов, выразить заданную тему в оригинальной манере - ведь это
удел художников…
Ремарка от автора
№24: «Относительно надписи над диаграммой. Я решил посвятить ее Игорю Агапову,
ведь именно он буквально вытащил эту тему из небытия и стал активным её
популяризатором. Я хочу “прилюдно” это засвидетельствовать. И делаю это от всей
души!»
Идеальные эхо-хамелеонные
маты. Слон «h1» превратился
из пешки «h2» и я искренне рад за него! На
мой вкус «розовые» слоны картины не портят. Другое дело: близнец второго порядка
(2 перестановки) с таким «приданным» на призовое отличие рассчитывать не
приходится. Разве, что только на «Special» и
только в апреле…
Выбор игры за белых с
дополнительными тактическими нюансами.
Выбор игры за белых без
дополнительных тактических нюансов.
Самая богатая в игровом
отношении композиция. Для данного тематического конкурса требовалось выразить наиболее выпукло именно
заданную тему (Аванта). Основная идея
№32 -
Темпоигра, а собственно Аванта
здесь скорее - фон, чем лейтмотив.
Раздел задач
S#2-4.
Поступило 10 композиций от 6
авторов из 4 стран:
№51 –
D.Mueller
(Германия)
№52,53 –
M.Mladenovic
(Сербия)
№54-57 –
Z.Mihajloski
(Македония)
№58 – R.Krätschmer
(Германия)
№59 – B.Miloseski
(Македония)
№60 –
G.Hadzi-Vaskov (Македония)
Решил не отмечать №№ 51,59,60 (S#2).
По большому счету это задачи
S=2
с псевдо-угрозой и одним и тем же матующим ходом. Ценность подобных опусов
весьма условная…
Похожий замысел, но накал
борьбы пониже, чем у №52.
С элементами перемены игры.
Эту схему автор воплотил в
нескольких вариациях. Органический недостаток схемы – повтор матующего хода.
Задачи
№№ 55-57 отмечаются похвальными
отзывами (Com)
как достойные публикации.
Благодарю всех композиторов,
принявших участие в этом конкурсе. Я поздравляю Вас с наступившим
Апрелем-2013! Этот месяц приходит
каждый год, но в этот раз он грянул неожиданно. Все Вы были со мной 01.04.2013 в
моих мыслях и мечтах. Победителей не судят, проигравших не голубят. Объявляю о
творческом отпуске…
Игорь Агапов, арбитр, 07.04.2013
Победители конкурса - Евгений Пермяков & Пётр Новицкий,
Григорий Атаянц,
Sven Trommler,
Александр Максимов,
Геннадий Чумаков,
Miodrag Mladenovic
Просьба победителям присылать новые темы блицконкурсов на адрес - PopovGL@pochta.ru Григорий Попов