Итоги блицконкурса ТТ-46 «Короли и Пешки».

Раздел 1.

Тема: «H#2-5. В начальной позиции на доске, кроме королей, присутствуют только пешки».

 

Откликнулось 14 композиторов из 6 стран (Азербайджан, Германия, Македония, Монголия, Россия и Украина), которые представили 25 задач: Э.Абдулаев – 2, С.Абраменко – 2, И.Агапов – 1, М.Гершинский - 3, В.Копыл – 1, В.Копыл & Г.Козюра – 2, В.Крижановский – 1, А.Максимов – 1, З.Михайлоски - 2, Д.Мюллер – 4, Л.Тогоохуу – 4, Н.Чернявский – 1, С.Шумейко - 1.

На этот раз тема располагала к творчеству и конкурс удался на славу!

Призовые композиции (особенно 2 первые) стали украшением настоящего конкурса.

 

 

Призовые композиции №№1,2 примерно равного качества. Обе демонстрируют квартет превращений. Автор №1 сумел все 4 решения завершить разнообразными правильными матами. В №2 правильных матов только 3, но она сложнее по замыслу: блок в каждом из близнецов! С учётом нового “Положения” арбитр обязан был разделить отличия и арбитр отдал предпочтения №1, которая легче по форме и содержит более интересную игру. Вполне допускаю, что другой арбитр решил бы судьбу этих задач с точностью до “наоборот”.

Ещё одну добротную композицию с квартетом превращений представил Д.Мюллер (Крg8-Крh6 h#3 +Ca5, 3+4), но близнец в ней образуется добавлением Ca5, что нарушает условие темы. Композиция из данного конкурса - исключена. Автор вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, уверен она будет отмечена.

Прелесть данной задачи в сути происходящего. У чёрных нет выжидательного хода и они за 4 хода приводят на клетку “a3” нового блокера в лице коня. Белые решают свою проблему обменом мест между королём и пешкой. В результате: через 3,5 хода выстраивается первоначальный рисунок позиции (подкова), но с ходом белых – ввиду чего проходит первоначальный план (5…b3#). 

 

4 превращения в легкие фигуры с последующей их игрой + правильные маты (автор).

Задача уступает по мощи двум предыдущим, но в целом производит приятное впечатление.

 

 

Большая королевская звезда + минимальная задача (автор).

Единственная задача, где автор отошёл от стандартного подхода с комбинированием превращений, эхо/хамелеонных матов и темпоходов.

 

 

Простая, но очень чёткая реализация темы темпо-ходов, здесь выполнена в игре обеих сторон, что очень ценно.

 

 

Миниатюра. Два варианта с правильными  эхо-хамелеонными матами (автор).

Хорошая разработка темы эхо-хамелеонных матов. Ходами 4.f6(!) и 4.g6(!) чёрные помогают белым достроить матовую картинку.

 

 

Начальная позиция отдаёт симметрией, но за счёт разных слабых превращений матовые картины в итоге различны.

 

 

Польские близнецы (как и близнецы Форсберга или дуплексы) можно рассматривать в качестве самостоятельной темы очень непростой для реализации. Здесь решения ещё объединены превращением.

 

Следующие 8 композиций содержат какую-либо интересную идею, но уступают предыдущим по сложности либо по масштабу игры.

 

Два линейных мата, один из которых превращённой ладьей.

 

Неравноценный выбор точных ходов: у чёрных – темпоход, у белых – преодоление е.р.

 

Элегантные пешечные маты, к сожалению, первый их них – неправильный. Интересны манёвры королей.

 

Задача одного хода! Игра свободным королем в угол доски всегда впечатляет.

 

 

 

№№15,16 содержат манёвр с несколькими превращениями, который, однако, легко угадывается.

 

Специальное отличие №17 за задачу-малышку с похожей идеей из №10, но без близнецов и при идеально экономичной форме.

 

Следующие 6 композиций оставлены без отличий по разным причинам (отсутствие интересной идеи, технические недочёты, предшественники), однако, все они имеют право на публикацию.

Левая и правая доли работают независимо.

 

Форма “зеро” не оправдана игрой.

 

Близнецы второго порядка.

 

Задача-блок со схематичной игрой.

 

 

Игра в титульном близнеце уже встречалась, например, http://www.yacpdb.org/?id=95398 +  близнец: b)Кр>a5.

 

 

Благодарю автора за тонкий юмор и наблюдательность!

 *****************************************************************

Раздел 2.

Тема: «#2-5. В начальной позиции на доске, кроме королей и пешек, присутствует только одна белая фигура».

 7 композиторов из 3 стран представили 12 задач: С.Абраменко – 3, И.Агапов – 1, Г.Атаянц – 1, Д.Мюллер – 2, Е.Пермяков & Ф.Капустин – 1, Н.Чернявский – 4. Общий уровень задач – ниже среднего. Очень приличную задачу пришлось возвратить автору (Бошко Милошески), поскольку она имела нетематическое … задание #11.

Исключены 3 задачи:

-Н.Чернявский (Крa1-Крa3 #4 3+3) – дуаль в первом близнеце: 3.Kc2/Kc1.

-Н.Чернявский (Крa1-Крa4 #9 3+3) – дуаль во втором варианте: 4.Ka3/Kb3.

-Н.Чернявский (Крh6-Крh4 #5 4+3) – удлинённая версия задачи №32 того же автора.

Из “уцелевших” решено отметить отличиями 5 композиции. Идейными оказались только 3 первые задачи, каждая из которых демонстрирует какую-либо редкую идею.

 

Автору при заданном соотношении удалось удачно синтезировать две красивые идеи: правильные маты и геометрический рисунок в виде игры белого ферзя “из угла в угол”, что при таком пресном материале, похоже, ещё не встречалось

 

Подобная мотивация ладейного превращения встречалась неоднократно, но здесь добавлен хороший (идейный) выбор игры белого короля, что делает задачу самостоятельной.

Задача-блок с очень редким типом “Perpetuum mobile”.

 

Автор приводит ещё ложный след:

1.a4? - цугцванг

1...Крc6/Крe6/Крe4  2.Фd6/Фd6/Фe5#               1...Крc4!

Всё достаточно примитивно, но видна хотя бы попытка реализовать геометрическую идею с переменой одного мата (1... Крc6 2.Фd6#).

 

 

Масштабно, но слишком прямолинейно. Собственно борьба заканчивается уже после второго хода белых. Белый конь здесь напоминает сверчка (сказочную фигуру).

Ещё 4 задачи “за корректное выполнение темы” достойны публикации, но не отличий:

Очень вялая игра, а ложная попытка имеет “лобовое” опровержение.

 

 

Арбитр Аристарх Воронцов (Моск. обл.), 24.06.2012

 

Поздравляем дважды победителя ИГОРЯ АГАПОВА!

 

P.S. 

                                         РЕПЛИКА 

«Не все благополучно в нашем королевстве…», если от всех видов близнецов требуется какое-то однообразие, красота, то в последовательных близнецах наблюдается сплошной бардак. И все почему-то считают это нормальным. Каждый «творит» как ему заблагорассудится. Не пора ли навести здесь порядок!?

    Я  не выдвигаю особых претензий к судье Аристарху Воронцову, так как это практикуется и в Альбомах ФИДЕ. Но с этим «винегретом» пора кончать.

                                                               Геннадий Козюра