Итоги блицконкурса ТТ-46 «Короли и Пешки
Раздел 1.
Тема:
«H#2-5.
В начальной позиции на доске, кроме королей, присутствуют только пешки».
Откликнулось 14 композиторов из 6
стран (Азербайджан, Германия, Македония, Монголия, Россия и Украина), которые
представили 25 задач: Э.Абдулаев – 2,
С.Абраменко – 2, И.Агапов –
На этот раз тема располагала к творчеству и конкурс удался на славу!
Призовые композиции (особенно 2
первые) стали украшением настоящего конкурса.
Призовые
композиции №№1,2 примерно равного
качества. Обе демонстрируют квартет превращений. Автор №1 сумел все 4 решения завершить разнообразными правильными матами.
В №2 правильных матов только 3, но
она сложнее по замыслу: блок в каждом из близнецов! С учётом нового “Положения”
арбитр обязан был разделить отличия и арбитр отдал предпочтения
№1, которая легче по форме и содержит более интересную игру. Вполне
допускаю, что другой арбитр решил бы судьбу этих задач с точностью до
“наоборот”.
Ещё одну добротную композицию с квартетом превращений представил Д.Мюллер (Крg8-Крh6 h#3 +Ca5, 3+4), но близнец в ней образуется добавлением Ca5, что нарушает условие темы. Композиция из данного конкурса - исключена. Автор вправе распоряжаться ею по своему усмотрению, уверен она будет отмечена.
Прелесть данной задачи в сути происходящего. У чёрных нет выжидательного хода и они за 4 хода приводят на клетку “a3” нового блокера в лице коня. Белые решают свою проблему обменом мест между королём и пешкой. В результате: через 3,5 хода выстраивается первоначальный рисунок позиции (подкова), но с ходом белых – ввиду чего проходит первоначальный план (5…b3#).
4 превращения в легкие фигуры с последующей их игрой + правильные маты (автор).
Задача уступает по мощи двум
предыдущим, но в целом производит приятное впечатление.
Большая королевская звезда + минимальная задача (автор).
Единственная задача, где автор отошёл от стандартного подхода с комбинированием превращений, эхо/хамелеонных матов и темпоходов.
Простая, но очень чёткая реализация темы темпо-ходов, здесь выполнена в игре обеих сторон, что очень ценно.
Миниатюра. Два варианта с правильными
эхо-хамелеонными матами (автор).
Хорошая
разработка темы эхо-хамелеонных матов. Ходами 4.f6(!)
и 4.g6(!)
чёрные помогают белым достроить матовую картинку.
Начальная позиция отдаёт симметрией, но за счёт разных слабых
превращений матовые картины в итоге различны.
Польские близнецы (как и близнецы
Форсберга или дуплексы) можно рассматривать в качестве самостоятельной темы
очень непростой для реализации. Здесь решения ещё объединены превращением.
Следующие 8 композиций содержат какую-либо интересную идею, но уступают предыдущим по сложности либо по масштабу игры.
Два линейных мата, один из которых превращённой ладьей.
Неравноценный выбор точных ходов: у чёрных – темпоход, у белых – преодоление е.р.
Элегантные пешечные маты, к
сожалению, первый их них – неправильный. Интересны манёвры королей.
Задача одного хода! Игра свободным
королем в угол доски всегда впечатляет.
№№15,16 содержат манёвр с несколькими превращениями, который, однако, легко угадывается.
Специальное отличие №17 за задачу-малышку с похожей идеей из №10, но без близнецов и при идеально экономичной форме.
Следующие 6 композиций оставлены без отличий по разным причинам (отсутствие интересной идеи, технические недочёты, предшественники), однако, все они имеют право на публикацию.
Левая и правая доли работают независимо.
Форма “зеро” не оправдана игрой.
Близнецы второго порядка.
Задача-блок со схематичной игрой.
Игра в
титульном близнеце уже встречалась, например,
http://www.yacpdb.org/?id=95398 +
близнец:
b)Кр>a5.
Благодарю автора за тонкий юмор и
наблюдательность!
Раздел 2.
Тема: «#2-5.
В начальной позиции на доске, кроме королей и пешек, присутствует только одна
белая фигура».
Исключены 3 задачи:
-Н.Чернявский
(Крa1-Крa3
#4 3+3) – дуаль в первом близнеце: 3.Kc2/Kc1.
-Н.Чернявский
(Крa1-Крa4
#9 3+3) – дуаль во втором варианте: 4.Ka3/Kb3.
-Н.Чернявский
(Крh6-Крh4
#5 4+3) – удлинённая версия задачи №32
того же автора.
Из “уцелевших” решено отметить отличиями 5 композиции.
Идейными оказались только 3 первые
задачи, каждая из которых демонстрирует какую-либо редкую идею.
Автору при заданном соотношении удалось удачно синтезировать две красивые идеи: правильные маты и геометрический рисунок в виде игры белого ферзя “из угла в угол”, что при таком пресном материале, похоже, ещё не встречалось
Подобная мотивация ладейного превращения встречалась
неоднократно, но здесь добавлен хороший (идейный) выбор игры белого короля, что
делает задачу самостоятельной.
Задача-блок с очень редким типом “Perpetuum mobile”.
Автор приводит ещё ложный след:
1.a4?
- цугцванг
1...Крc6/Крe6/Крe4
2.Фd6/Фd6/Фe5#
1...Крc4!
Всё достаточно примитивно, но видна
хотя бы попытка реализовать геометрическую идею с переменой одного мата (1...
Крc6
2.Фd6#).
Масштабно, но слишком прямолинейно.
Собственно борьба заканчивается уже после второго хода белых. Белый конь здесь
напоминает сверчка (сказочную фигуру).
Ещё 4 задачи “за корректное выполнение темы” достойны
публикации, но не отличий:
Очень вялая игра, а ложная попытка имеет “лобовое” опровержение.
Арбитр Аристарх Воронцов (Моск. обл.), 24.06.2012
Поздравляем дважды победителя ИГОРЯ АГАПОВА!
P.S.
РЕПЛИКА
«Не все благополучно в нашем королевстве…», если от всех
видов близнецов требуется какое-то однообразие, красота, то в последовательных
близнецах наблюдается сплошной бардак. И все почему-то считают это нормальным.
Каждый «творит» как ему заблагорассудится. Не пора ли навести здесь порядок!?
Я не
выдвигаю особых претензий к судье Аристарху Воронцову, так как это практикуется
и в Альбомах ФИДЕ. Но с этим «винегретом» пора кончать.