Итоги блицконкурса составления ТТ-21 «Общие узловые поля».

На конкурс поступило 11 задач 6 авторов. Из них 3 задачи были отозваны авторами в связи с их нетематичностью, 2 задачи (П.Мурашев) были исключены по той же причине.

         Предложенная мной для блица тема узловых полей сама по себе не нова.

         Еще в 1977 году Ю.Сушков в журнале «Шахматы в СССР» (№4)  определил понятие темы, как наличие в задаче полей, на которых в процессе решения или ложной игры появляются как белые, так и черные фигуры. Тогда же был проведен тематический конкурс на тему узловых полей. Интересно, что 1 место в нем заняла задача А.Василенко (http://www.yacpdb.org/?id=338155)  , который стал победителем и в настоящем конкурсе.

Вышеуказанное определение темы узловых полей не включает условие о  наличии в задаче  соответствия типа вступающих на одинаковые поля белых и черных фигур. Предлагая для блица тему узловых полей с данным дополнительным условием, я руководствовался тем, что в данной трактовке в многофазной двухходовой задаче тема практически не разработана, и тем, что содержание задачи становится более парадоксальным по сравнению с задачами с традиционным выражением данной темы.

         Одним из условий настоящего конкурса было недопущение игры фигур на узловые поля в одной фазе. Данное ограничение было предусмотрено  по следующим причинам. Во-первых, игра на узловые поля с соответствием белых и черных фигур в одной фазе ( в форме цикла)  известна как тема Ставринидиса или львовская тема, которая была достаточно разработана в прошлом веке . Во вторых, я не хотел допустить  для участия в конкурсе задачи с вариантами игры в виде взятий фигур, например 1…Ла6 2.Л:а6#, что при желании можно расценивать как игру на одно поле, а также вариантов с ходами пешек на одно поле  в одной фазе – 1…y 2.d4 #, 1…d4 2.X #. В третьих, наличие в одной фазе подобной игры, на мой взгляд лишало  парадоксальности замысел задачи в целом.

         Напомню, что главным критерием при подведении итогов настоящего конкурса было представление максимального количества узловых полей.

         Предлагается следующее распределение мест.

  

Отличный пример реализации темы. В многофазной двухходовке  представлено четыре узловых поля с вовлечением всех функций белых и черных фигур (вступление, угроза, защита, мат, опровержение). Тема узловых полей  вплетена в механизм белой коррекции.  Оригинальна и  белая обструкция на узловом поле с5.

 

Три узловых поля, которые проявляются в результате развязывания черных в решении с  дифференциацией матов в ответ на шахи белому королю. Перемена функции хода белых с переменой мата на защиты черным ферзем.

 

Вновь три узла. Дуэтом украинских проблемистов найден удачный механизм выражения темы в достаточно легкой для данного замысла форме. Задачу украшает отличный вступительный ход, которым развязывается  тематический черный конь.

 

 

Автором заявлено о наличии здесь четырех узловых полей ( включая ходы 1.Rb6? и 1…Rb6   в решении) .  Не могу согласиться с этим утверждением , так как в ложном следе 1.Rb6? имеется  защита 1…R:b6, что нарушает условия конкурса о запрете однофазного представления темы.

         Итак, три узловых поля, перемена функций ходов белых. Одна  и та же, заготовленная вначале,  игра с включением (блокированием) поля е5 и неизменным матом в ответ-  2.Sg5# , нетематические дуали в ложном следе, тяжелая конструкция  снижают общее впечатление о задаче.

 

 

Тот же замысел, что и в задаче, занявшей 3 место, но с двумя узловыми полями.

 

Несмотря на наличие одного узлового поля, самая оригинальная задача конкурса. При помощи белой батареи показана возможность выражения темы  в виде королевских узловых полей.  Перемена матов и  защит.

 5 апреля 2012 года

 Арбитр  Евгений Пермяков

 

Просьба победителю Анатолию Василенко что-нибудь интересное предложить.

 

----------------------------

7 апреля 2012 г  Григорий Попов      Popovgl@pochta.ru