Итоги
блицконкурса составления ТТ-14 «8
марта».
В
том вижу парадокс наследия
Литературы и искусства,
Что наши драмы и комедии
От одного исходят чувства.
Виктор Аберман
Прежде всего от имени всех мужчин, композиторов и участников
конкурса я хотел бы поздравить всех женщин с Международным женским днем и
пожелать вам, дорогие наши спутницы, любви и счастья.
Без вашей любви, заботы, понимания,
терпения, участия и даже соучастия шахматная композиция никогда бы не достигла
нынешних высот, а шахматный композитор и поэт Виктор Аберман никогда бы не
написал свои гениальные и, как оказалось, весьма универсальные четверостишия,
которые я использовал в эпиграфе и в комментариях к отмеченным задачам.
На конкурс поступило 14 композиций от 9 авторов из 4 стран.
Из-за сомнительной тематичности исключена одна задача. Остальные отмечены.
Знаменательно, что наиболее активным оказался земляк основательниц Женского
праздника – Клары Цеткин и Розы
Люксембург. Приятно удивило разнообразие затронутых тем и восхитила
универсальность шахматных средств для выражения всей гаммы наших отношений с
представительницами прекрасного пола.
Порадовала и примерно равная активность участников в обоих
заданных разделах. Так что конкурс можно считать весьма удачным, за что хочется
поблагодарить организатора этих блицконкурсов Григория Попова. Учитывая
форс-мажорные обстоятельства, итоги конкурса предлагаю считать окончательными.
Как говорил большой ценитель женщин Киса Воробьянинов: “Я думаю, что торг здесь
неуместен.”
Раздел задач на прямой мат в 2-4 хода.
Поскольку любовь и юмор идут по жизни рядом и помогают нам в
равной мере в отношениях с женщинами, я не стал отдавать предпочтение ни одной
из двух задач-победительниц с четкими рисунками без лишних фигур.
Начальная позиция символизирует наше сердце, принадлежащее любимым. Иллюзорная игра:
символизирует гармонию в отношениях.
и нельзя
Понятно, что грубость неумеcтна,
ибо приводит к разрыву существовавших отношений!
К женщинам нужен тонкий подход и лучше пожертвовать своими интересами:
Правильный
мат доказывает правильность такого подхода.
Я, положа на сердце
руку,
Готов в любви к тебе
божиться,
Когда рука моя
ложится
На сердце на твоё,
подруга.
Сюжет этой композиции, наверное, до
боли знаком каждому композитору. В начальной позиции муж (Крc4)
c
соседом (Крa5)
мирно пьют за столом “чай”, забыв закрыть (что символизирует отсутствие ответа
на шах 1…d5+!)
входную дверь (пешки
b7
и d7).
В комнате (на диаграмме) “творческий порядок”. Неожиданно
издалека возвращается домой жена
(Лh6)
и застает не успевшего уйти соседа в дверях.
В итоге – “расправилась” с соседом, досталось “рентгеном”
мужу и в комнате навела свой порядок (на диаграмме в матовой позиции – цифра
8)!
В нас погибли
рыцари
В полной
амуниции,
Наповал
сражённые
Боевыми
жёнами.
Еще одна “сердечная история” от нашего немецкого друга –
с близнецами, в каждом из которых белые
“съедают” по одной черной фигуре.
Почему же эта задача с более четким рисунком
встала ниже, чем предыдущая? Ответ
на этот вопрос, опять же, хорошо знает Виктор Аберман:
Еда для сердца не приманка.
Мужчине на исходе дня
Нужна не скатерть-самобранка,
А самобранка-простыня.
Формально – четыре “парадокса
Владимирова”, основанных на чередовании взятий белых и черных фигур на одном
поле. Начертанием буквы “Л” автор желает всем женщинам как можно больше любви,
хотя события на доске разворачиваются несколько иначе. Потому и
приходится согласиться с наличием парадокса.
Из парадоксов бытия
Один особенно отмечу
–
Любовь и жизнь и
слёзы вечны,
Хотя не вечны ты и
я.
Позиция
с
некоторой
долей
фантазии
символизирует
букет
цветов,
а
в
содержании
задачи
можно
обнаружить
и
перемену
защит,
и
перемену
матов,
и
перемену
функций
ходов.
Но
механистичность и искусственность этого достижения очевидны. Увы, аналогии
встречаются и в жизни:
Она изящна и
спортивна.
Но глядя на нее,
увы,
Я думаю не о любви,
А о зарядке
интенсивной.
С “восьмеркой” – понятно. А что дальше?
Белая дама… Влево-вправо… И на первой, и
на второй… Что-то это мне напоминает. Ну, конечно же, шерше-ля-фам! Слабый
предшественник! Наверняка автор придумал комбинацию, долго наблюдая за тем, как
паркуется “блондинка”.
Ты можешь на скаку
коня
Остановить одной
рукою,
Но, лучше,
женственность храня,
Оставь животное в
покое.
Раздел задач на кооперативный и обратный маты в 2-4 хода
Наиболее глобальное и вместе с тем лаконичное и понятное
выражение темы! Задача с оригинальным чисто шахматным представлением графической
и арифметической “восьмерок”, символизирующей две половины нашего
общества: примитивную – мужскую и более разнообразную – женскую. Игра “женской
половины”, как и подобает, совершенно непредсказуема – три фигуры из четырех
циклически меняются местами, а четвертая не успевает сделать это из-за
ограничения ходов в задании.
Всё начиналось так
невинно –
Была моя ты
“половина”.
Стал наш союз иного
сорта.
Теперь моя ты “три
четвёртых”.
Приятная графическая “восьмерка” с
одной неиграющей черной пешкой и тонко, с эротическим подтекстом, выбранная
форма Онициу. После грубоватого
вступления белые готовы заканчивать игру сразу, но черные умело “продлевают
удовольствие”, заставляя белых дважды использовать скрытые резервы – пешку
g2!
Любовь –
не только путь в кровать.
Тому мужчину учат с
детства.
Любить
не значит раздевать,
А значит помогать
одеться.
Единственная
в
конкурсе
задача
на
обратный
мат
демонстрирует
таинство
брака
–
из
фигур,
нарисовавших
на
диаграмме
обручальное
кольцо,
плетется
матовая
сеть
белому
королю.
Ложный след подчеркивает тот факт, что именно сам
король должен сделать первый добровольный шаг к своему пленению. Белые слоны
остались на месте как символ стабильности и устойчивости семейного счастья.
С годами связь с
женой прочнеет.
Для счастья нет пути
иного.
Сначала – узы
Гименея.
Потом – семейные
оковы.
Наиболее стандартный тип
“восьмерки” с правильными эхо-матами. С помощью близнеца-“девятки”
автор предусмотрительно напоминает женщинам, что следующий день тоже
выходной, а настоящий мужчина в отношениях с женщинами всегда должен думать и о
завтрашнем дне.
Мы приглашаем дам на
ужин,
Но нам не ужин с
дамой нужен.
У нас на то надежда
есть,
Что сможем с дамой
завтрак съесть.
Задача имеет сильных предшественников, вполне допускаю, что
может быть найден и полный, но в данном случае для меня важно само нахождение
механизма с нехарактерным для двухходового коопмата и тематическим (08+03)
соотношением белого и черного материала, а также с четким рисунком букета
цветов.
Дарите женщинам
цветы
Как воплощенье
красоты
И как призыв
мужского братства:
“Почаще
надо
распускаться!”
Автор дарит каждой
женщине (пешка
e2)
кусочек Франции – Эйфелеву башню и желает всем женщинам дотянуться в любви до ее
вершины.
Любовь – не флейты и
не скрипочки.
Немногие любить
могли
Так, чтоб не только
встать на цыпочки,
Но оторваться от
земли.
Еще один способ представления “восьмерки”, но с двумя лишними
пешками и тематически неоднородными решениями.
В одном варианте чёрная фигура активно жертвуется, а другая однотипная
чёрная фигура блокирует поле у короля; в
другом же – белые отказываются от активной жертвы той же фигуры, а забирают
однотипную фигуру которая блокировала поле у чёрного короля в первом варианте.
Мужчине в браке, в
роли мужа,
Забыть свои ошибки
нужно,
Поскольку людям двум
негоже
Запоминать одно и то
же.
А.Василенко
8.03.2012