Опровержение и соответствующее исправление этюда Троицкого.
No1. А. Троицкий
“Tidskrift fur Schach”,1909
ничья
8/p2ppp2/p4p2/2P3Pp/8/3P2PP/kPP3Pp/rn5K
интересную идею, в этюд так-то изначально заложенную, но к
которой обычным способом подобраться было просто
физически нельзя.
Более подробное обоснование опровержения и
исправления можно посмотреть здесь:
http://chesspro.ru/guestnew/looknullmessage/?themeid=10&id=109&page=42#10-109-12481
Авторское решение:
1. ... h7-h5! 2. f4:Лg5 Лg8-g5 3. e3:Cf4 Ch6-f4 4. c4-c5 Cf8-h6
5. b3:c4 g7:f6 и так далее...
Позиция, на которой заканчивается авторское решение:
5br1/p2ppppp/p4R2/8/2b5/1P1PP1PP/kPP3Pp/rn5K
Нетрудно убедиться, что:
а) король черных может эвакуироваться ТОЛЬКО через поле е3
(которое сейчас занимает пешка);
б) пешку для прохода короля можно убрать ходом е2-е3;
в) ход е2-е3 делает невозможным попадание домой слона f1;
г) постановка в гавань слона f1 делает невозможным попадание
домой ладьи h1;
д) поставив слона на f1 и ладью на g1 мы, казалось бы, решаем
эту проблему
r1b2br1/pp1ppppp/n7/8/8/1P1PP1PP/1PPk2Pp/5BRK
Но!
...после ходов 1. e2-e3 Kpe3-d2
r1b2br1/pp1ppppp/n7/8/8/1P1Pk1PP/1PP1P1Pp/5BRK
мы получаем практически ретропат.
Единственный возможный ход белых а2:b3 делает
невозможным возвращение домой ладьи а1.
Всё настолько просто, как мычание!
И мне совершенно непонятно, как эту очевидность можно
было не видеть сто лет?
Это волшебная сила авторского "и так далее" или что?
Неужели за сто лет ни одного критически мыслящего существа
проверить "и т.д." не нашлось?
Массовое затмение какое-то!
Но этюд хороший. Можно даже его сохранить, заменив "Ничья" на
"Ничья?".
Но белых жалко!
Поэтому предлагаю вашему вниманию модернизированную версию этюда
А.А.Троицкого
А. Троицкий, “Tidskrift fur Schach”, 1909/
С.Нихто, "chesspro.ru", 2017
8/p2ppp2/p4p2/1P4Pp/7P/2P3P1/kPP3Pp/rn5K
Плюсы модернизации:
а) абсолютная корректность;
б) абсолютно точное сохранение авторского решения (копейка в
копейку);
в) отсутствие дуалей (не, ну есть там одна техническая дуаль: у
белых в середине решения есть два разных плана выполнения
задачи, но
тут фокус в том, что второе (назовем его побочным)
решение НЕВОЗМОЖНО до того, как мы РЕШИМ первое (основное) решение_
г) добавлен один небольшой (правда, неочевидный!) и один очень
большой ложный след (более 20 ходов), использующий одну
Как вы видите, одни плюсы, а не этюд.