Иллюзорная игра или побочные решения

в задачах на кооперативный мат?

 

АЛЕКСЕЙ  ИВУНИН

 

 

В начале 20 столетия, когда кооперативный жанр относился к виду «сказочных шахмат» и проходил стадию начального развития, задачи на кооперативный мат в основном составлялись в виде близнецов и задач-блоков.

Форма задач-блоков выявила необходимость ввести в обиход понятие иллюзорной игры.

Так, в ортодоксальном направлении (#2; #3; #n) в шахматной композиции задача-блок – это задача, в начальной позиции которой есть ответы на ходы черных, и выделяют несколько форм (неполный, с выжидательным ходом, с добавлением игры, с переменой матов, с переходом от цугцванга к угрозе, псевдоходовки).

Иллюзорная игра (set play) – совокупность вариантов, проходящих до вступительного хода и входящих в авторский замысел, как самостоятельная фаза, называемая пассивной (passive). Варианты иллюзорной игры, как правило, не должны повторяться в других фазах, если это не входит в авторский замысел.

Сразу же оговорюсь, что кооперативный жанр, долгое время относящийся к неортодоксальному направлению, несёт характерную для него особенность, где черные или белые начинают и помогают заматовать черного короля. Эта особенность проявляется и на изменения в общепринятых понятиях, характерных для ортодоксального направления.

В кооперативном жанре задача-блок – это задача, в начальной позиции которой есть варианты (иллюзорная игра) полностью меняющиеся в действительной игре. Если этот принцип не выполняется, то нет задачи-блока, а есть задача с побочным решением или условная задача (дать мат с определённым условием – не меньшего количества ходов!), которая, естественно, относится к другому жанру (сказочному!).

 

В историческом плане вопрос, поставленный в оглавление статьи, возник не сегодня, а в самом начале развития кооперативного жанра, когда задачи-блоки превалировали, а форма Неймана ещё не приобрела широты.

Рассмотрим задачу великого венгерского «кооперативщика» Д. Пароша (1910-1975).

 

№1. Dr. Gyorgy Paros

1 dij.  Budapest-Paris  1938 

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

h#3*                            7+8    

1B6/2N5/8/p7/p1pkP3/P1p1p2p/5NpP/6K1

1...Se6#

1.Kc5  Sh1  2. gxh1L  e5  3. Lc6  La7#.

По-авторски, вроде бы всё нормально и даже занимательно: сразу же грозит мат, но… ход черных и они проводят оригинальный манёвр. А что делать с незапланированными вариантами в  h#2,5:  1...Sxh3  2. Ke5  Sf2 3. Kd4  Se6#; 1...Sd5  2. Kc5  Sf4  3. Kd4  Se6# и другим подобным? Ответ один: задача дефектная.

 А вот у другого венгра, построенная задача по такому же методу, всё нормально.

 

№2. Tivadar Kardos

1 dij.  Raketa  1944

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

h#4*                           4+5    

 8/8/8/2p2p2/1pP2p2/pP1KpP2/P3P3/Rr1k4

1...Txb1#

1. Tc1  Tb1   2. Ke1  Tb2   3. Txc4  bxc4   4. Kd1  Tb1#.

Никаких промежуточных вариантов здесь нет, потому – задача правильная, т. е. блок – блоку рознь.

         Обратимся к иному примеру.

 

№3. Eduard Tipary

CSSR-Magyar-Polska-Romina

        I c.          1950

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

h#3                             7+8   

8/2p1p1B1/2K3p1/3nPpP1/3p3R/3Pk3/4P2p/8

1. h1S  Td4  2. Kxd4  Lh8  3. Se3  e6#.

Авторское решение эффектно, где есть обоснованность превращения черной пешки в коня. Но что делать с заготовленностью этого варианта 1...Td4  2. Kxd4  Lh8  3. Se3 e6#? По сути дела, превращение пешки –это выжидательный ход, т. е. решает не h#3, а h#2,5. Не спасает и указание, что это задача-блок, т. к. нет перемены варианта.

         Приведу пример из своей практики.

 

№4. А. Ивунин

Свердловский конкурс  1995

3 почет. отзыв

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

    h#2         3 sol.         7+7

8/4pn2/4P3/5k1p/2ppRPNp/3B4/3K3P/8

1. h3  Txd4+  2. Kxe6  f5#;

1. hxg4  Te5++  2. Kxf4  Tf5#;

1. Kxg4  Te2  2. Kh3  Lf5#.

Вроде бы всё нормально, но при внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что ход 1. h3 только выжидательный, а по сему этот вариант будет побочным решением, т. е. h#2,5. Задача оказалась дефектной.

Мне могут задать вопрос – а как быть с темпоходом на первом ходу? Отвечу – он может быть, но… только не при иллюзорной игре! И это доказывает знаменитый Иосиф Крихели (10.05.1931 – 20.10.1988), много работавший над темпостратегией и увековеченный этим вкладом – темой Крихели.

 

№5. Иосиф Крихели

1 Pr.    Schach    1967  

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

h#3    b) Pf6→d7               3+4   

4R3/4n3/3k1p2/8/2q5/3N4/8/7K

 

a) 1. Dg8 (темпоход! Df7?)   Td8+  2. Ke6  Td5  3. Df7  Sf4#;

b) 1. Dc8 (темпоход! Dc7?)   Sb2  2. Sc6  Te5  3. Dc7  Sc4#.

Прекрасный образец темы Крихели на первом ходу!

 

         Итак, ответим на вопрос, давным-давно решённый до нас великими предками: если в задаче на кооперативный мат в иллюзорной игре есть вариант, повторяющийся в решении, то эта задача дефектна. Исключения составляют задачи, построенные именно на этом эффекте. Например.

 

№6. Владислав Нефёдов

МК З. Пигитса   1998

Суперприз

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

h#3***         3 sol.           10+11

8/8/2p1P3/3kP2p/PP4Br/2B3pq/1NP2Nnp/3n1Kbr

c) Lc6→h2       d) Lc6→h8

 

1...Le2  2. Tc4  Lc4#;

1...Se4  2. Sf2  Sf6#;

1...Sc4  2. Sb2  Sb6#;

 

1. Sxb2  Se4 (Le2?) 2. Sc4  Sf6#;

1. Sxf2  Le2 (Sc4?) 2. Se4   Lc4#;

1. Dxg4  Sc4 (Se4?)  2. De6 Sb6#.

В этой задаче иллюзорная игра и действительная сцеплены между собой так, что не о каких изъянах между фазами говорить не приходится, но это исключение, к примеру, для таких тем как тема Лачного, тема Флека.

         B заключении, чтобы поставить точку в рассматриваемом вопросе, приходится напомнить, что кооперативный жанр сформировался, где в задачах первоначально ходили только черные (задача М. Ланге, 1854), затем стали первоначально ходить и белые (первый конкурс составления журнала «Dubuque Chess Journal» США, 1870-1871). Позднее, чтобы разграничить первоначальность, стали отмечать значком "W" , т. е. white (белые). В дальнейшем, чтобы не вводить специально этот знак, начали писать h#2,5; h#3,5; h#4,5 и т. д. Это означает не полхода, а лишь, что первый ход делают белые (как в этюдном жанре есть этюды с начальным ходом не белых, а черных). В кооперативном жанре задачи и с первым ходом черных, и с первым ходом  белых – равны! Если заявлено, что h#1, то это означает лишь, что черные начинают, дают мат всё равно белые. А если мат ставится без хода черных – это уже побочное решение!

 

                 20 апреля  2016 года                                                  г. Екатеринбург

 

P. S.

         Когда статья готовилась к публикации, состоялся Мемориальный конкурс «Марсил Гафаров – 80», в котором участвовало 60 проблемистов из 16 ведущих стран по шахматной композиции со 191 задачей на кооперативный мат. Этому грандиозному соревнованию судейский вердикт пришлось составлять мне. К сожалению, к трём задачам пришлось предъявить претензии по вопросу, поднятому в моей статье (во внимание не берутся конкурсные две задачи T. Linß, в которых побочные решения оказались по недоразумению, так как автор прислал задачи не на диаграммах, а в нотации). Тем не менее, с друзьями-приятелями вынужен был пообщаться, что пришлось убеждать их в очевидном для меня (которое один из них назвал, сославшись на корифея прошлого, высказанное им по другому случаю, «собачьей чушью»!) и заставило меня сделать это послесловие.

         Просто всем мастерам и любителям кооперативного жанра надо ответить на вопрос:

Вы отвергаете в кооперативном жанре равнозначность начального первого хода белых и черных?

Если вы отвергаете, то это и есть, извините, «собачья чушь», потому что утверждение «кооперативный  мат – исторически сложившаяся разновидность шк с заданием: черные начинают и помогают белым дать мат черному королю в заданное число ходов. В кооперативном мате черные не противодействуют белым, а наоборот, помогают белым поставить мат себе. Обычно начинают черные (??), но допускается, если это оправдано (чем??), начинать решение и ходом белых» – в настоящее время - архаизм.

Дело в том, что эта фразеровка давным-давно устарела, да и перенесена с той поры, когда кооперативный жанр относился к «сказочным шахматам». Исторически сложилось, что «Кооперативный мат – жанр шахматной композиции с заданием: черные или белые начинают и помогают белым дать мат черному королю в заданное число ходов». Правильность этого утверждения доказывают конкурсы, пресса и Альбомы ФИДЕ, начиная, как я уже говорил, с первых конкурсов 19 века по коопматам.

    01 июля 2016 года

 

Опубликована в журнале Проблеміст України, №3(49), липень - вересень 2016

 29 июля 2016 г    г. Екатеринбург

Алексей Ивунин  ivunin@bk.ru 

 

 

 

 

 

 

 










 

COMMENTS (real-time mode) | КОММЕНТАРИИ посетителей
Hint | Помощь
comments powered by HyperComments