Иллюзорная игра или побочные решения
в задачах на кооперативный мат?
АЛЕКСЕЙ
ИВУНИН
В начале 20 столетия, когда кооперативный
жанр относился к виду «сказочных шахмат» и проходил стадию
начального развития, задачи на кооперативный мат в основном
составлялись в виде близнецов и задач-блоков.
Форма
задач-блоков выявила необходимость ввести в обиход понятие
иллюзорной игры.
Так,
в ортодоксальном
направлении (#2; #3; #n)
в шахматной композиции задача-блок – это задача, в начальной позиции которой есть ответы
на ходы черных, и выделяют несколько форм (неполный, с
выжидательным ходом, с добавлением игры, с переменой матов, с
переходом от цугцванга к угрозе, псевдоходовки).
Иллюзорная игра
(set
play) – совокупность вариантов,
проходящих до вступительного хода и входящих в
авторский замысел, как самостоятельная фаза,
называемая пассивной (passive).
Варианты иллюзорной игры,
как правило, не должны повторяться в других фазах, если это не
входит в авторский замысел.
Сразу же оговорюсь, что кооперативный жанр,
долгое время относящийся к
неортодоксальному
направлению, несёт характерную для него особенность, где
черные или белые начинают
и помогают заматовать черного короля. Эта особенность
проявляется и на изменения в общепринятых понятиях, характерных
для ортодоксального направления.
В
кооперативном жанре задача-блок – это задача, в начальной
позиции которой есть
варианты (иллюзорная игра)
полностью меняющиеся в действительной игре. Если этот
принцип не выполняется,
то нет задачи-блока, а есть
задача с побочным решением или
условная задача (дать
мат с определённым условием – не меньшего количества ходов!),
которая, естественно, относится к другому жанру (сказочному!).
В историческом плане вопрос, поставленный в
оглавление статьи, возник не сегодня, а в самом начале развития
кооперативного жанра, когда задачи-блоки превалировали, а форма
Неймана ещё не приобрела широты.
Рассмотрим задачу великого венгерского «кооперативщика»
Д. Пароша (1910-1975).
№1. Dr. Gyorgy Paros
h#3*
7+8
1B6/2N5/8/p7/p1pkP3/P1p1p2p/5NpP/6K1
1...Se6#
1.Kc5
Sh1 2.
gxh1L e5 3.
Lc6 La7#.
По-авторски,
вроде бы всё нормально и даже занимательно: сразу же грозит мат, но… ход черных
и они проводят оригинальный манёвр. А что делать с незапланированными вариантами
в
h#2,5:
1...Sxh3
2.
Ke5
Sf2
3.
Kd4
Se6#;
1...Sd5
2.
Kc5
Sf4
3.
Kd4
Se6#
и другим подобным? Ответ один:
задача дефектная.
А
вот у другого венгра, построенная задача по такому же методу, всё нормально.
№2.
Tivadar
Kardos
h#4*
4+5
1...Txb1#
1. Tc1
Tb1 2. Ke1
Tb2 3. Txc4
bxc4 4. Kd1
Tb1#.
Никаких промежуточных вариантов здесь нет, потому – задача
правильная, т. е. блок – блоку рознь.
Обратимся к иному примеру.
№3.
Eduard
Tipary
CSSR-Magyar-Polska-Romina
I c.
1950
h#3 7+8
8/2p1p1B1/2K3p1/3nPpP1/3p3R/3Pk3/4P2p/8
1.
h1S Td4
2. Kxd4 Lh8
3. Se3 e6#.
Авторское решение эффектно, где есть
обоснованность превращения черной пешки в коня. Но что делать с заготовленностью
этого варианта 1...Td4
2.
Kxd4
Lh8
3.
Se3
e6#?
По сути дела, превращение пешки –это выжидательный ход, т. е. решает не
h#3,
а h#2,5.
Не спасает и указание, что это задача-блок, т. к. нет перемены варианта.
Приведу пример из своей практики.
№4. А. Ивунин
Свердловский конкурс
1995
3 почет. отзыв
h#2
3 sol.
7+7
8/4pn2/4P3/5k1p/2ppRPNp/3B4/3K3P/8
1.
h3
Txd4+
2. Kxe6
f5#;
1. hxg4
Te5++ 2. Kxf4
Tf5#;
1. Kxg4
Te2 2. Kh3
Lf5#.
Вроде бы всё нормально, но при
внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что ход
1.
h3
только выжидательный, а по сему этот вариант будет
побочным решением, т. е.
h#2,5.
Задача оказалась
дефектной.
Мне могут задать вопрос – а как быть
с темпоходом на первом ходу? Отвечу – он может быть, но… только не при
иллюзорной игре! И это доказывает знаменитый
Иосиф Крихели (10.05.1931 –
20.10.1988), много работавший над темпостратегией и увековеченный этим вкладом –
темой Крихели.
№5. Иосиф Крихели
h#3
b)
Pf6→d7
3+4
4R3/4n3/3k1p2/8/2q5/3N4/8/7K
a)
1. Dg8 (темпоход!
Df7?)
Td8+ 2. Ke6
Td5 3. Df7
Sf4#;
b) 1. Dc8 (темпоход!
Dc7?)
Sb2 2. Sc6
Te5 3.
Dc7 Sc4#.
Прекрасный образец темы Крихели на первом ходу!
Итак, ответим на вопрос, давным-давно
решённый до нас великими предками: если в
задаче на кооперативный мат в иллюзорной игре есть вариант, повторяющийся в
решении, то эта задача дефектна. Исключения составляют задачи, построенные
именно на этом эффекте. Например.
№6. Владислав Нефёдов
МК З. Пигитса
1998
Суперприз
h#3***
3
sol.
10+11
8/8/2p1P3/3kP2p/PP4Br/2B3pq/1NP2Nnp/3n1Kbr
c)
Lc6→h2
d)
Lc6→h8
1...Le2
2. Tc4
Lc4#;
1...Se4
2. Sf2 Sf6#;
1...Sc4
2.
Sb2
Sb6#;
1. Sxb2
Se4
(Le2?) 2. Sc4 Sf6#;
1. Sxf2
Le2
(Sc4?) 2. Se4 Lc4#;
1. Dxg4
Sc4
(Se4?)
2. De6 Sb6#.
В этой задаче иллюзорная игра и действительная сцеплены
между собой так, что не о каких изъянах между фазами говорить не приходится, но
это исключение, к примеру, для таких тем как тема Лачного, тема Флека.
B
заключении, чтобы поставить точку в рассматриваемом вопросе, приходится
напомнить, что кооперативный жанр сформировался, где в задачах первоначально
ходили только черные (задача М. Ланге, 1854), затем стали первоначально ходить и
белые (первый конкурс составления журнала «Dubuque
Chess
Journal»
США, 1870-1871). Позднее, чтобы разграничить первоначальность, стали отмечать
значком "W" , т. е. white (белые). В дальнейшем, чтобы не вводить специально
этот знак, начали писать h#2,5; h#3,5; h#4,5 и т. д. Это означает не полхода, а
лишь, что первый ход делают белые (как в этюдном жанре есть этюды с начальным
ходом не белых, а черных). В
кооперативном жанре задачи и с первым ходом черных, и с первым ходом
белых – равны! Если заявлено, что
h#1, то это означает лишь, что черные начинают, дают мат всё равно белые. А если
мат ставится без хода черных – это уже побочное решение!
20 апреля
2016 года
г. Екатеринбург
P.
S.
Когда статья готовилась к публикации, состоялся
Мемориальный конкурс «Марсил Гафаров – 80», в котором участвовало 60
проблемистов из 16 ведущих стран по шахматной композиции со 191 задачей на
кооперативный мат. Этому грандиозному соревнованию судейский вердикт пришлось
составлять мне. К сожалению, к трём задачам пришлось предъявить претензии по
вопросу, поднятому в моей статье (во внимание не берутся конкурсные две задачи
T.
Linß,
в которых побочные решения оказались по недоразумению, так как автор прислал
задачи не на диаграммах, а в нотации). Тем не менее, с друзьями-приятелями
вынужен был пообщаться, что пришлось убеждать их в очевидном для меня (которое
один из них назвал, сославшись на корифея прошлого, высказанное им по другому
случаю, «собачьей чушью»!) и заставило меня сделать это послесловие.
Просто всем мастерам и любителям кооперативного
жанра надо ответить на вопрос:
Вы отвергаете в кооперативном жанре
равнозначность начального первого хода белых и черных?
Если вы отвергаете, то это и есть, извините, «собачья чушь»,
потому что утверждение «кооперативный мат – исторически сложившаяся
разновидность шк с заданием: черные начинают и помогают белым дать мат черному
королю в заданное число ходов. В кооперативном мате черные не
противодействуют белым, а наоборот, помогают белым поставить мат себе. Обычно
начинают черные (??), но допускается, если это оправдано (чем??), начинать
решение и ходом белых» – в настоящее время - архаизм.
Дело в том, что эта фразеровка давным-давно устарела, да и
перенесена с той поры, когда кооперативный жанр относился к «сказочным
шахматам». Исторически сложилось, что «Кооперативный
мат – жанр шахматной композиции с заданием: черные или белые
начинают и помогают белым дать мат черному королю в заданное
число ходов». Правильность этого утверждения доказывают конкурсы, пресса и
Альбомы ФИДЕ, начиная, как я уже говорил, с первых конкурсов 19 века по
коопматам.
01 июля 2016 года
Опубликована в журнале
Проблеміст України, №3(49), липень - вересень 2016
Алексей Ивунин
comments powered by HyperComments