Дуплексная тема
Алексей Ивунин
Более 40 лет
назад мною, тогда ещё малоизвестным автором, в шахматном отделе
Свердловской областной молодёжной газеты «На смену!», была
опубликована задача №1.
№1. А. Ивунин
«На смену!» 1970
h#2 2 sol. 5+9
B7/B3nr1b/2N5/2b5/1n5p/4N2K/r7/1q5k
Решение задачи
вроде бы ничего особенного не выражало. Наоборот, не все белые фигуры
участвовали в формировании матов, что по меркам того времени (часто и
нынешнего!) было просто недопустимо. И всё-таки пытливый взгляд мог обнаружить,
что в одном решении 1.
Sc2
Sf5
2.
Lb4
Sxe7#, а в другом –
1.
Sf5
Sc2
2.
Le7
Sxb4#. То есть первые ходы черных и
белых поменялись между собой. Или первый
полуход одного решения взаимно заменяется вторым
полуходом в другом, и наоборот.
Опубликовав
эту задачу, надолго (из-за работы агрономом!) оставил шахматную композицию и
вспомнил о задаче только тогда, когда в 1986 году собрался впервые поехать на
Одесский фестиваль – этот форум ведущих шахматных композиторов Советского Союза
того времен. А всё потому, что, ни много ни мало, решил там выступить с докладом
на новую идею, названную мной тогда как
тема взаимозаменяемости ходов, (позднее я назвал её
Дуплексной темой). Для этого
мне нужно было немного потрудиться, чтобы составить достаточное количество
примеров, и точно сформулировать желаемое.
Заметим, что для реализации
предложенной темы предполагается любая форма задачи (близнецы, Неймана и
другие), но необходимо число вариантов (или ходов!) должно быть не менее двух
или кратное двум. Естественно, взаимозаменяемость первых ходов черных и белых
может начинаться с первого полухода (чёрные), так и со второго (белые).
№2. А. Ивунин
«На смену!» 1970
h#2 b) Tf1→d8 4+7
8/8/1q5b/1n2pp2/4k3/3p4/4NP2/1K3R2
1.
De3 f4
2. Sd4 Sc3#;
b) 1. Le3 Sd4
2. f4 f3#.
№3. А. Ивунин
«На смену!» 1970
h#2 b) Kd6→e6 4+6
b6B/2r5/1K1k2N1/5r2/4B3/6b1/7q/8
В
задаче №3 взаимозаменяемость приходится уже на второй ход
a) 1.
Tf4
Lf5
2.
Ld5
Le5#;
b) 1.
Tb7
Kc6
2.
Le5
Ld5#.
№4. А. Ивунин
Из архива 1986
h#2 b)Pb6→g4 6+5
2B5/7b/1P6/K3n1r1/2PNk3/1q6/8/2B5
Но могут взаимно заменяться крайние полухода (задачи
№4 и №5).
Так, в
задаче №4:
a)
1.
Lf5
Sf3
2.Sd3
Lb7#;
b)1.
Tg6
Sc6
2.
Sf3
Lf5#.
№5. А. Ивунин
Из архива 1986
h#2 2 sol. 5+4
В задаче №5: 1.
Lc6
Lb7
2.
Ld5
La6#;
1.
La6
Ld5
2.
Kb5
Sc3#.
Несколько иной оттенок
несёт тема, когда взаимнозаменяемость идёт со сдвигом на один полуход, например,
вправо (№6) или влево (№7 и №8), но сущность ее не изменяется, т.
к. чёрный полуход меняется на белый и наоборот.
№6. А. Ивунин
Из архива 1986
h#2 b) Sd2→d3 3+3
8/6R1/3K1k2/8/8/5n2/3N4/r7
№6:
a) 1. Ta7 Tg5 2. Tf7 Se4#;
b)1. Tg1 Se5
2. Tg5 Tf7#
№7. А. Ивунин Из архива 1986
h#2 b) Kd2↔Ke4 2+4
5q2/8/8/8/4k3/5p2/1p1K4/5Q2
№7:
a) 1. Df4+ Kc3 2. Ke3 De1#;
b)1. Kc3 Ke3 2. Db4 Dd3#
№8. А. Ивунин
Из архива 1986
h#2 b) Kc4↔Sb4 4+6
2K5/2N5/2n5/p7/1nkb4/1N1r4/1P6/8
№8:
a) 1. Lc5 Kb7 2. Sd4 Sa5#;
b)1. a4 Sd4 2. Sa5 Sa6#
Как видим, тема
реализовывается в игре одноименных фигур и на одни и те же поля. Но есть
исключение – это ход рокировки (№9), который, естественно, не может
производиться на одних и тех же полях для белых и чёрных. Здесь требование одно
– одинаковость рокировок: длинных или коротких.
№9. А. Ивунин
«На смену!» 1986
h#2 b) Ke8→c3 3+8
r3k3/2b5/8/8/1p6/4n1rq/4B3/R3K2b
№9:
a) 1. 0-0-0 Lf3
2. Kb8 Ta8#;
b) 1. Sc4 0-0-0
2. Lf3 Td3#
Полной формой
Дуплексная тема может считаться тогда, когда парно взаимно заменяются все
полухода. Полная форма темы, видимо, самая трудновыполнимая и, вероятно,
найдётся немного механизмов для её реализации (№10).
№10. А. Ивунин «На смену!» 1970
h
# 2
2
sol.
3+3
n2N4/5K2/k7/n2N4/8/8/8/8
№10:
a) 1. Sb7 Sc6
2. Sb6 Sc7#;
1. Sb6 Sc6
2. Sb7 Sc7#
b) 1. Sc6 Sb7
2. Sc7 Sb6#;
1. Sc7 Sb7
2. Sc6
Sb6#.
Доклад на Одесском фестивале был сделан,
но идею
взаимозаменяемости ходов (Дуплексную тему), как новую
разработку интересной возможности расширения тематики композиции
не поддержали.
Составилось мнение, что это
частный случай Львовской
темы (за границей её называют темой Ставридиниса). Но это не
так! Попробуем разобраться.
Дуплексную тему
можно выразить формулой
Aa–Bb=Ab–Ba,
то есть одноимённые
парные фигуры (к примеру, белый король – черный король или
белая пешка – черная пешка и т. д.)
попадают на одни и те же
поля.
Львовская тема
выражается формулой
Aa–Bb–Cc=Ab–Bc–Ca.
Как видим, в Львовской теме
происходит сдвиг полей и
фигур, там нет
попадания парных одноимённых фигур на одно и то же поле.
После Одесского фестиваля я опубликовал
часть доклада в статье «Специально для нашей газеты» в газете
«На смену!» 27 ноября 1986 года, о которой впоследствии сообщил
в книге А. В. Ивунин «Полёт фантазий неуёмных (Избранное
творчество)» Москва 2002.
В заключение всего сказанного хочется
пожелать композиторам-проблемистам взять на вооружение
Дуплексную тему, как
полноценную в ряду других замечательных тем шахматного
искусства.
Статья опубликована в журнале Шахматная композиция №117
2014.
Алексей Ивунин
6 марта 2016
*************************************************************************************************
Дополнение к статье
«Дуплексная тема»
Алексей Ивунин
Как говорят,
не успели высохнуть чернила по написанию статьи, как объявилась хорошая новость
от украинских друзей-проблемистов.
В седьмом выпуске
(г. Ясиноватая 9 мая 2015)
«Ясиноватских
конкурсов» за 2013 год опубликованы итоги тематических конкурсов «Ясиноватая –
25», «Ясиноватая – 25-2), с заданием – «монопольный
двуцветный повтор». Неожиданным образом это задание у известных авторов
кооперативного жанра образовала синтез с
Дуплексной темой!
С большим
удовольствие привожу эти произведения, делая акцент только на
дуплексной теме.
Василь Крижанівський
«Ясиноватая-25»
2013
2-й приз
h # 2 2 sol. 6+7
1. Sb5
axb5
2.
Lxd6+
Txd6#
1.
Ke6
Sb5
2.
axb5
Td6#
Василь Крижанівський
«Ясиноватая-25»
2013
1-й приз
h # 3 b) Te4→f1 4+11
7B/8/6pn/3k4/1p2r1P1/1pb1p1K1/2rp1N2/3b4
c)Kg3→h4
+d)Pg6→c5
b) 1.
Kc4
Kf4
2.
Le5+
Kxe5
3.
Kc3
Kd5#
c) 1.
Ke6
Lf6
2.
Kxf6
Kg3
3.
Kg5
Sxe4#
d) 1.
Rc4
Kg5
2.
Bf6+
Kxf6
3.
Kd4
Ke6#
Oлег Шалыгин,
Георгий Обляшевский
«Ясиноватая-25»
2013
2-й приз
h#3
b) Th1→h2
5+13
а) 1.axb1L+!
Kxb2
2.
Le4
Sd3
3.
Ka5
Ta1#
b) 1.e1S+!
Kd1
2.bxc1S
Le4
3.
Sсd3!
Txa2#
Василь Крижанівський
«Ясиноватая-25»
2013 Почетный
отзыв
h#3
2 sol.
5+6
8/6p1/8/8/2Bp1k1P/8/3P3K/bqB2b2
1. d3
Lxd3
2. Le5 Le2
3. Df5 d3#
1. Kg4
d3 2.
Lxd3
Lg5 3. Lf5
Le2#
Rolf Wiehagen,
Christen Jonsson
«Ясиноватая-25-2»
2013 Приз
h#2,5
b)Pc3→d5
5+6
a) 1… Se3 2.
dxe3 Th5+
3.
Kd4
dxc3#
b) 1… Tf1 2.
Se3+ dxe3
3.
Le6
exd4#
Эти примеры показывают,
что пожелание к композиторам-проблемистам взять на вооружение
Дуплексную тему, как полноценную в
ряду других замечательных тем шахматного искусства уже (хотя бы непроизвольно!)
дает свои положительные результаты.
Специально для SuperProblem
07.03.2016
Алексей Ивунин
comments powered by HyperComments