Григорий Попов

Логическая многоходовка с многими предварительными планами.

Характерная черта логических многоходовок, это наличие главного и предварительных планов. Обычно в задаче бывает 1-2-3-  предварительных плана. А какое максимальное число разнообразных предварительных планов может быть в логической задаче?! В не так давно обнародованной задаче предварительных планов получилось 7. Может это рекорд?  Ниже подробный разбор этой задачи.

 

Григорий Попов, 4-й Кубок FIDE по шахматной композиции 2015, 3 приз

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

5n2/2K1p3/pN6/2kP1P2/4R3/1pB5/5r2/3b4

#14                          6+7

Если бы белая ладья стояла на 'd4', то белые матовали бы так -  1. Sa4+ Kb5  2. Rb4+ Ka5 3. Rc4+  Kb5   4. Rc5+ K:a4 5. Ra5#.

Это и есть главный план задачи. Он не проходит сразу из-за - 1. …  K:d5!. 

Предварительной игрой белым надо как-то перевести ладью на поле 'd4', сохраняя возможность проведения главного плана.

Сразу ход 1. Rd4? бессмыслен, он не содержит короткую угрозу – мешает пешка 'd5'. А длинные угрозы, в этой, примерно равной позиции, чёрным не страшны.

От мешающейся пешки 'd5' надо избавиться в первую очередь. Пробуем такую идею -

1. d6?(2. Rd5#) и если  ed?, то 2. Rd4(3. Rd5#)  Rd2  3. Sa4+ и т.д. – главный план проходит. Но у чёрных есть другая защита -  1. … R:f5!.

Пешку d5 можно и нужно устранить с помощью чёрного короля.

Но вначале нужно увести в безопасное место свою ладью, чтобы она не оказалась под боем, после взятия пешки чёрным королём -

1. Rc4+          Kb5     2. Rb4+         Kc5 (это 1-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

Ладья в безопасности и затем проводится аннигиляция(устранение) пешки d5 -

3. Sa4+          K:d5    4. Sb6+          Kc5 (2-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

Пешки 'd5' не стало, но пока что рано брать под контроль поле ‘d5’, так как есть преграда на последнем ходу главного плана -   

5. Rd4?(6. Rd5#)  R:f5!  6. Sa4+ Kb5 7. Rb4+ Ka5 8. Rc4+  Kb5  9. Rc5+ K:a4  10. Ra5+  R:a5!

Поэтому чёрную ладью надо как-то отвлечь от поля ‘f5’.

Хотелось бы увести её на поле ‘e2’, но опять же на 5. Re4?(6. Re5#) есть R:f5!(а не Re2?).

Пока чёрную ладью можно отвлечь от поля ‘f5’ только переводом на поле ‘a2’.

Но нельзя сразу 5. Ra4?(6. Ra5#) из-за Be2!(а не Ra2?). Поэтому, чтобы слон d1 не мог прийти на помощь, переводим чёрного короля на поле 'b5'.

5. Rc4+   Kb5  (3-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

Слон d1 теперь не может помочь и завлекаем чёрную ладью на поле ‘a2’.

 6. Ra4(7. Ra5#)  Ra2  (4-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

Далее черного короля нужно вернуть на “нужное” поле ‘c5’, иначе чёрные ходом a6-a5, могут подготовить ему поле ‘a6’ для бегства.

 7. Rb4+ Kc5 (5-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

и сейчас рано брать контроль над полем ‘d5’, так как чёрная ладья уже на 1-м ходу обрывает главный план, побив коня -  8. Rd4?(9. Rd5#)  Bf3(e6)  9. Sa4+  R:a4!

(Чёрным подфартило – появилась новая защита!) Но чёрную ладью уже можно отвлечь на ‘e2’, что не проходило на 5-м ходу -

8. Re4(9. Re5#)  Re2 (6-й предварительный план)

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

и наконец уже можно взять под контроль поле ‘d5’ –

9. Rd4(10. Rd5#)  Rd2  (7-й предварительный план) 

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

поле ‘d5’ теперь контролируется и главный план наконец-то проходит –

10. Sa4+    Kb5   11. Rb4+   Ka5  12. Rc4+   Kb5   13. Rc5+   K:a4   14. Ra5# -

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

Финальная позиция - правильный мат

 

Всего в задаче 7 предварительных планов и главный план -

1. Rc4+  Kb5  2. Rb4+ Kc5 – отвод ладьи в безопасное место;(1)

3. Sa4+ K:d5 4. Sb6+ Kc5 – уничтожение белой пешки d5; (2)

5. Rc4+  Kb5 – увод короля, для недопущения защиты чёрным слоном; (3)

6. Ra4(7. Ra5#)  Ra2 – отвлечение чёрной ладьи от поля ‘f5’; (4)

7. Rb4+  Kc5 – возврат чёрного короля; (5)

8. Re4(9. Лe5#)  Re2 – отвлечение чёрной ладьи от поля ‘a4’; (6)

9. Rd4(10. Rd5#)  Rd2 – взятие под контроль поля ‘d5’; (7)

10. Sa4+    Kb5   11. Rb4+   Ka5  12. Rc4+   Kb5   13. Rc5+   K:a4  14. Ra5# - главный план

 

В логических задачах есть ещё важное понятие - чистота цели хода. То есть ходы белых в предварительных планах должны преследовать только одну цель – устранять выявленные препятствия и не коим другим образом не улучшать положение белых. Во всех 7 предварительных планах этот принцип здесь соблюдается.

 

Эта #14, в целом, устраивает моим представлениям о том, какой должна быть логическая задача.

Лёгкая 13-фигурная позиция. (Не нравится (без необходимости) нагромождать чёрные фигуры.)

Нет взятия чёрных фигур.  Взятия чёрных фигур(пешек) в логических задачах вообще смотрятся плохо и допустимы только, если это входит в замысел задачи.

 Аннигиляция белой пешки и тихая жертва белого коня смотрятся вполне органично.

Мне не нравятся логические задачи, в которых белая фигура первым же своим ходом приносится в жертву, ради получения ещё одного предварительного плана.

 Задача заканчивается правильным матом.  Хотя, считаю, что правильный мат в логической задаче необязателен, достаточно и того, если просто все белые фигуры, кроме короля, участвуют в мате.

При 8…. Se6+ и 9. … Se6+ возникают технические подварианты, где белые матуют на 14 ходу.

Один из них интересен - 9. …  Se6+ 10. f:e6(11. Rd5#)  Rd2 11. Sd7+ Kb5 12. Rb4+ Ka5 13. R:b3+ Ka4 14. Sc5#.

Здесь есть обмен местами белого коня и чёрного короля по сравнению с позицией после 3. Sa4+. (мат с первоначальной позиции чёрного короля).

В двух технических подвариантах, к сожалению, есть дуали на матующем ходу. Но эти подварианты никак не связаны с основным замыслом, закачиваются матом конём и поэтому мало портят общую картину. Лучше бы, конечно, чтобы технических подвариантов не было совсем. Но, пришлось вводить в игру чёрного коня, который вносит дуальные подварианты.

В задаче плохо только то, что мало тихих ходов – всего 3 из 14.

Забавны “танцы” белой ладьи на участке  a4’-‘e4’, трижды в паре с чёрной ладьёй - "полумагнит" Лошинского(между ладьями 1 поле).

Вообще, логическая задача, впрочем, как и любая другая, должна чем-то запоминаться.

В рассмотренной задаче, кроме множества предварительных планов, есть ещё и такой любопытный момент.

В начальной позиции на - 1. Sa4+? ход 1. … K:d5! – спасал чёрных.

И уже на 3-м ходу белые принуждают чёрных делать этот же ход  3. … K:d5, который становится выгоден уже белым!

Налицо перемена функции хода, которая характерна для коротких задач.

 

Если Вам известны логические задачи с более чем 6-ю разными предварительными планами, то просьба сообщить для занесения в рекорды.

 Речь идёт о разнообразных предварительных планах.

Потому что бывают логические задачи с множеством циклического характера одинаковыми предварительными планами. Их могут быть и десятки…

 

8 марта 2015 г              Григорий Попов PopovGL@yandex.ru

 

 

 

COMMENTS (real-time mode) | КОММЕНТАРИИ посетителей
Hint | Помощь
comments powered by HyperComments