Михаил Матрёнин
Валерий Коренев
Ниже помещено предисловие к книге В.Коренева «Мои шахматные задачи» (СПБ, Колпино, 2004).
ОБ АВТОРЕ ЭТОЙ
КНИГИ
Валерий Иванович
Коренев родился в 1939 г. на Дальнем Востоке – в Хабаровском крае; вырос в
городе Николаевск-на-Амуре. В школьные годы писал стихи: первое опубликованное
стихотворение написано на смерть Сталина. Любимый поэт – Есенин, впоследствии –
Высоцкий. Увлекался различными видами спорта – боксом, лыжами, шахматами…
Предпочитал агрессивный, атакующий стиль: «Меня всегда привлекала атака». В 1954
г. начал учиться в ремесленном училище на электросварщика. Этой профессии отдал
20 лет (вплоть до 1974 г.). В 1958 г., уже будучи квалифицированным
электросварщиком, вместе с родителями перебрался на Кавказ, в район Пятигорска,
а затем, в 1959 г., в Крым. Работал на монтаже и ремонте оборудования различных
ГРЭС и теплоэлектроцентралей, причем не только в Крыму: по командировкам от «Харьковэнергоремонта»
объездил чуть ли не всю страну. После 1974 г. освоил профессию
машиниста-оператора газовых котельных.
О своем увлечении
шахматной композицией рассказывает так:
- Не было бы
счастья – да несчастье помогло. В 1965 году, работая в Инкермане под
Севастополем на ремонте котла, получил сильный ожог. Вместе со мной пострадало
еще несколько человек. Случайностью это не было – техника безопасности
находилась на низком уровне, работали по принципу «давай-давай». Короче, авария
была настолько серьезной, что с нас даже взяли подписку о неразглашении, а я
провалялся в больнице около двух месяцев. Приходили друзья, и один из них принес
книжку с этюдами. Для меня она стала откровением: до этого я не подозревал, что
в шахматах может таиться такая красота. Я начал самостоятельно решать и
анализировать этюды, стараясь не заглядывать в решения… И вдруг понял, что и сам
могу составлять! Самостоятельное творчество оказалось гораздо интереснее, чем
исследование чужого. Идеи и мысли били ключом: за месяц я составил больше ста
этюдов! Они нигде не публиковались. Может, это и к лучшему – наверное, я там
наизобретал немало велосипедов… Но именно тогда я пережил первый период
увлечения композицией.
Иногда композиторы,
по мере совершенствования техники составления, движутся от двухходовок к
многоходовкам и этюдам. Коренев прошел иной путь: от этюдов – к двухходовкам. Он
работает в разных жанрах, включая сказочные, но его любовь – многофазные
двухходовки с современной реверсивной тематикой. Показательно, что уже первая
его опубликованная задача («Крымская правда», 1967 г.) – это попытка воплотить
тему Домбровскиса.
О «Крымской правде»
здесь следует сказать несколько слов. Ее шахматным отделом «Клуб 64» руководил
Д.И.Гольдберг. Благодаря ему мы с В.И.Кореневым и познакомились – он тогда жил в
Симферополе, я – в Ленинграде (с 1966 г.), но ежегодно приезжал к матери, жившей
в селе Добром, это 14 километров к югу от Симферополя, и регулярно публиковался
в «Клубе-64» (первая публикация – 1963 г.). Объем работы, производимой
Д.И.Гольбергом, я смог оценить много позже, когда сам, в 1980-85 гг., стал
проводить конкурсы составления и решения в газете «Ижорец». Только тогда я
понял, что Давид Исаакович Гольдберг – настоящий энтузиаст и подвижник
композиции! Он успевал обрабатывать огромное количество писем – ведь в крымских
конкурсах решения принимали участие до 380 человек. Это, наверное, рекорд для
небольшого региона – ныне, когда российские шахматные журналы выходят тиражом не
более 500 экземпляров, они счастливы, имея 15-20 постоянных решателей…Коренев
считает Гольдберга своим первым наставником и учителем, хотя, на мой взгляд, в
современной тематике Давид Исаакович разбирался слабо, а на толковую проверку
задач в докомпьютерную эру у него просто не было сил и времени. Тем не менее он,
кандидат в мастера по практической игре, воспитал целую плеяду крымских
проблемистов.
К сожалению, после
смерти Гольдберга «Крымская правда» охладела к шахматам. Помнится, мы с Валерием
Ивановичем даже написали письмо в эту газету с просьбой восстановить в полном
объеме работу «Клуба-64», обещая всяческую помощь и содействие. Письмо осталось
без ответа – и не случайно: спортивным отделом редакции в ту пору руководил
человек, который обожал футбол, а шахматы ненавидел до такой степени, что
демонстративно выходил из кабинета, как только Коренев приходил к нему с
очередной заметкой…
В 1974 г. Коренев
был избран председателем областной комиссии по композиции. Он тут же стал
формировать команду для участия в четвертом командном первенстве Украины.
Крымские проблемисты выступили успешно, заняв 3-4 место. Менее удачным было
участие в 5-м командном первенстве – девятое место, затем команда фактически
распалась. Коренев на несколько лет отошел от композиции, хотя в его творческом
багаже в ту пору уже было немало задач, получивших отличия на самых престижных
конкурсах. Кстати, в отличие от многих композиторов, Валерий Иванович не ведет
подсчет ни числа отличий, ни числа публикаций: очень много задач было
опубликовано в «Крымской правде» вне рамок конкурсов, просто для решателей…
Человек общительный, порядочный, щедрый на идеи, он немало задач составил в
соавторстве, в том числе – со мною, и даже приезжал ко мне в гости в Колпино
вместе с сыном.
Наши контакты
возобновились в 1998 году: внезапно раздался телефонный звонок, и знакомый
глуховатый голос произнес:
- Привет из
солнечного Израиля!
- Господи, -
изумился я, - каким ветром вас туда занесло! Вы же не только по имени, но и по
всем повадкам, по всему складу характера – человек сугубо русский!
- Я тоже так
полагал, - согласился он, - а когда жизнь прижала, вспомнил, что мама у меня –
чистокровная одесситка…
Да, в годы реформ и
«самостийности» жизнь крепко прижала крымчан. Богатый цветущий край в одночасье
обнищал, многие лишились работы, пенсии стали смехотворно маленькими…
Так, в вынужденной
эмиграции, завершилось движение этого незаурядного человека через весь земной
шар, с Дальнего Востока в сторону Ближнего…При переезде Коренев утратил часть
шахматного архива, а в Израиле тяжело заболел и, как он полагает, только сила
воли да придуманная им самим система упражнений помогли «выкарабкаться». Но
оптимизма он не утратил:
- Не было бы
счастья, да несчастье помогло: зато я вновь вернулся к композиции.
Действительно, с
1999 года он вновь стал активно составлять и публиковаться. Его излюбленная
тематика осталась прежней: многофазные двухходовки с современной тематикой.
Любимые композиторы – Чепижный и Руденко.
Мы еще дважды
встречались в Крыму, куда он приезжал в 2000 и 2002 годах, с удовольствием
общались, показывали друг другу свои новые задачи… Так родилась идея этой книги.
Некоторые из опубликованных в ней задач еще принимают участия в конкурсах и,
надеюсь, принесут В.И.Кореневу новые отличия. Во всяком случае, я ему от души
этого желаю.
Михаил МАТРЕНИН
(2004)
Михаил Матрёнин matrenin.mihail@yandex.ru
19 января 2015 г