Григорий Попов
СЛИЯНИЕ ЖАНРОВ
В многоходовых одновариантных задачах ортодоксального жанра все самые интересные события происходят по ходу решения и на окончание обычно уделяется мало внимания. Хорошо, конечно, если получается правильный мат в финале, но порой удовлетворяешься тем, что все белые фигуры участвуют в матовой картинке. Есть группа одновариантных многоходовок, в которых перед самым финалом решение разветвляется на 2 подварианта. Это в основным такие задачи, в которых в конце проходит перекрытие Новотного или Плахутты. Но и здесь, весь упор делается на построение красивой подготовительной игры. Ведь концовкой в виде обычного перекрытия Новотного или Плахутты никого не удивить. Особняком стоит только знаменитая 6-ти ходовка Лошинского с перекрытием 4-х ферзей. Здесь весь интерес именно в таком необычном перекрытии. Подготовительные первые 3 хода тоже интересны, но ничего сверхнеобычного в них нет, они обеспечивают легальность начальной позиции получаемой трёхходовки.
Вот как развиваются события -
Л. ЛОШИНСКИЙ, “Шахматная Москва”,
1 приз,
1964
#6(3+3) 11+13
Первые 3 хода проходят в одновариантном режиме и подготавливают начальную позицию суперперекрытия.
1. Sd7!(2. Sc5#) g1Q 2. Bc7(3. Re5#) a1Q 3. Bf3(4. B:d5#) d1Q
И возникает такая позиция -
#3 (позиция после 3-го хода) 11+13
4. Rd4! (5. Sc5, Re5, Sf4, B:d5#)
4.
... Qa4:d4 5. B:d5+ Q:d5 6. Sf4#
4.
... Qa1:d4 5. Sc5+ Q:c5
6. Re5#
4.
... Qd1:d4 5. Sf4+
Q:f4 6. B:d5#
Фантастическая задача! Не верится - как это тут всё "срослось"?!
Эта #6, как видите, состоит из двух частей - подготовительная одновариантная часть - 3 хода. И главная 3-ходовка.
Однажды такое деление меня заинтересовало. В 80-х годах прошлого столетия я некоторое время занимался композицией. Работал тогда программистом в проектном институте. Программы писал быстро и обычно делу уделял час, а потехе(композиции) остальное время. На перфокарте рисовал небольшую диаграммку и сидел "соображал". Если в комнату заглядывало начальство, то видело - "человек думает над программой для ЭВМ!".
В то время составил несколько многоходовых задач с идеями более характерными для "коротких" задач. Это в основном задачи с последовательными перекрытиями Новотного и Плахутты. Тогда же задался мыслью - а как в логической одновариантной многоходовке осуществить, например, альбино?! И пришла идея объединения короткого и длинного жанра. То есть вначале, чтобы игра развивалась как в логических одновариантных многоходовках, а финал представлял бы собой готовую двух или трёхходовку в которой и можно осуществить тему, требующую разветвления. Попытался для пробы составить на эту идею такую задачу -
#9(6+3) 6+7
Здесь белым мешает чёрная ладья 'd6' и белые вначале её устраняют -
1.
Sc3+ Kd4
2. Sb5+
Ke4
3. S:d6+
Kd4
4. Sb5+
Ke4
5. Sc3+
Kd4
6. Se2+
Ke4
И теперь, по идее должна получиться трёхходовка с небольшой алгеброй -.
#3 (позиция после 6-го хода) 6+6
7. Sc7
7. …
h4
8.
Sc3+
7. …
S:g4
8. Sg3+
7. …
Sf8
8. Sb5
h4
9. Sc3#
8. ...
S:g4
9. Sg3#
Но трёхходовка, как видите, получилась неудачной. Здесь и угроза нечёткая. И 4-й вариант не получился. И грязи много.
В 2005 году занимался рассылкой задач, составленных в 80-е годы и этот "полуфабрикат" рискнул послать на Московский конкурс. Там тогда судил многоходовки Чепижный и он, конечно эту задачу забраковал. Вряд ли её можно и нужно дорабатывать, т.к. и логика грубовата, не оригинальна и "алгебра" там неудачная. Но сам факт, что такие задачи теоретически возможны - неоспорим. Не знаю, может такие задачи и существуют, но мне они не попадались.
Сам я в последующие годы пытался несколько раз сочинить подобное, но ничего серьёзного не получалось. Например есть такая задача -
#8(6+2) 7+12
План 1.
Rh3?(2.
Sс3#), но есть 1. ...
ef!,
поэтому надо избавиться от белой пешки
f4.
1.
Sс3+
Ke3
2.
Se2+
Ke4
3.
Sg3+
K:f4
4.
Se2+
Ke4
5.
Sс3+
Ke3
6.
Sd5+
Ke4
Первая логическая часть получилась вполне приличная. Строятся и играют 2 батареи. Чёрный король аннигилирует вредную белую пешку.
Но финальная двухходовка не задалась -
#2 (позиция после 6-го хода) 6+12
7. Rh3(8. Sс3#)
7. …
Sd3+
8. cd#;
7. …
Qe3+
8.
R:d3#;
7. …
R:h2,Rf3
8. B(:)f3#;
7. …
f4
8.
B:g6#
Вариантов для #2 вполне достаточно, но все они, увы, разнобойные...
Конечно, сделать задачу с финалом в виде сложной, многофигурной #2 или #3 и при этом с интересной вступительной игрой - маловероятно.
Но кое-что необычное можно делать. Предлагаю свежую задачу, в которой осуществляются - феникс белой ладьи, эксцельсиор белой пешки и малый крест чёрной ладьи.
1. Bc8 R:a4 2. B:e6+ Rg4 3. a4 ~ 4. a5 ~ 5. a6 ~ 6. a7 ~ 7. a8R ~ 8. Ra5 ~
В этой части решения есть феникс белой ладьи и эксцельсиор белой пешки. Пока пешка "идёт в ладьи" черные делают в произвольном порядке ходы своими пешками. И в итоге получается такая двухходовка с крестиком чёрной ладьи -
#2 (позиция после 8-го хода) 9+8
9. ... R:g3 10. Rf3#;
9. ...
Rf4
10. R:f4#
9. ...
Rg5/g6/g7/g8
10. R(:)g5#
Вроде довольно гармонично. Напрашивается такой сценарий для голливудского фильма.
В начале фильма террористка Черная Ладья по заданию Бен Ладена убивает мирную Белую Ладью. Белопольный Белый Слон обнаруживает логово Бен Ладена и пытается его уничтожить, но Черная Ладья успевает вернуться и прикрыть Бен Ладена. Пешка a2 - дочь Белой Ладьи, постепенно взрослеет и вскоре сама становится Ладьёй. Она узнаёт о гибели своей матери и идёт мстить. В финале она расправляется с преступницей! И Бен Ладен повержен. (У него оказалось 4 жизни и поэтому финал имеет 4 подварианта :-))
Можно и не гнаться за тремя темами и исключить эксцельсиор, заодно обойтись без одного слона, нужного только в одном матовом финале и придать задаче логический характер. Вот эта версия -
План - 1. Re4 d4? 2. Re5 zz с финальным крестиком чёрной ладьи не проходит из-за 1. ... de!
Поэтому для такого финала готовится превращённая ладья -
1. Ra4
d4 2.
Ra6
b:a6 3.
b7
a5 4.
b8R a4
5. Rb5 a3
И теперь план проходит -
#2 (позиция после 5-го хода) 10+10
6. Re5 zz
6. ... Re4 7. R:e4#;
6. ... R:g4 7. R:g5#;
6. ... Rf5/f6/f7/f8 7. R(:)f5#;
6. ... R:f3
7. Re3#
Таким способом можно делать многоходовки с самым необычным сочетанием тем. Например, в первой части решения проходит многоходовый эксцельсиор, а в финале типичные для коротких жанров - пикенинни, альбино или аванта...
Можно попробовать сделать задачу с несложным синтезом двух тем в финале и с интересной логической игрой в начале.
Короче, в этом направлении много неисследованного...
Может быть, подобное возможно и в кооперативном жанре? - "а мужики то не знают!?" ...
Григорий Попов popovgl@pochta.ru
23 октября 2013 г
P.S. Даже у пешек есть несколько тем - и альбино и пикенинни и аванта..., ещё взятие на проходе. А у более "серьёзных" фигур - ладьи, слона только "кресты" и "звёздочки". В будущем наверняка появятся и для них новые темы, связанные с двумя парами ходов на соседние поля, как например, в последней задаче ходы - Re5-f5-g5 и Re5-e4-e3 и тогда финал в обеих версиях задачи будет дважды тематичным!
comments powered by HyperComments