Александр СТАВРИЕЦКИЙ

ЛАДЬЯ МОЗОЛИЛА ГЛАЗА

Испанский шахматист Луис Рамирес Лусена  известен тем, что написал  книгу «Повторение любви и искусство игры в шахматы». Книга состоит из двух частей, однако  только вторая посвящена шахматам. Это не только разбор  дебютов, но и  150 задач, которые собрал автор. Как утверждают историки, руководство Лусены  значительного влияния на развитие шахмат в Европе не оказало. Был слишком малый тираж книги. Однако понятие спертый мат, то есть мат конем, когда свои же фигуры мешают королю уйти из-под удара, как и мат Лусены, в шахматах укоренились навсегда. И эти понятия связаны с такой этюдо-задачей.

Luis Ramirez De Lucena

 Repeticion de amores e arte de axedre con cl juegos de partido, 1497

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

rr4k1/6pp/2Q5/3KN3/8/q7/8/8

  #5                          3+6

 1.Qe6 + ! Kh8  2.Sf7 + Kg8  3.Sh6 + + Kh8  4.Qg8 + R:g8 5.Sf7 #

B комментарии к этому произведению Ф. Бондаренко в своей книге «Становление шахматного этюда» пишет так:  «Этот захватывающий финал встречался в последствии у многих мастеров этюда.» К сказанному им необходимо добавить, что творение Лусены стало классическим, несмотря на то, что в нем есть побочное решение. И  в унисон  Ф. Бондаренко можно сказать, что  мат Лусены как тему, составители  преследуют и поныне…

В который раз листая страницы книги Г. Каспаряна «Замечательные этюды», я как-то обратил внимание на этюд Ф. Конлайна на тему спертого мата. Вообще-то по современным  требованиям, которые предъявляются к этюдам,  этот, может быть, и не выдержал  бы критики. Однако Г. Каспарян все-таки отобрал его для своего сборника, поскольку   посчитал, что в нем, по сравнению со знаменитой этюдо-задачей самого Лусены тема реализована дважды.

 Friedrich Köhnlein

 Akademisches Monatsheft für Schach, 1914

 диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

 2r2r2/ppk3pp/3NQ3/4p2K/8/8/2p3q1/7R

Выигрыш.               4+10

 1.Nb5+  

 А) 1. …Kb8 2. Qd6+  Ka8 3. Sc7+ Kb8 4. Sa6++ Ka8 5. Qb8+  Rxb8 6. Sc7#

 B) 1.... Kd8 2. Qd6+ Ke8 3. Qxe5+ Kf7 4. Sd6+  Kg8 5. Qe6+ Kh8 6. Sf7+ Kg8 7. Sh6++ Kh8 8. Qg8+ Rxg8 9. Sf7#

 

 В комментарии к этюду Г. Каспарян лапидарно написал так: «Известный спертый мат в двух углах доски, конечно, может быть выражен только при форсированной игре.»   Прочитав лаконично написанное  Г. Каспаряном, я, конечно, с ним согласился.  И в то же время уловил, что в целом приятное впечатление  от этюда  очень портит присутствие на доске недвижимой белой ладьи. Без нее мат в углу был бы одним-единственным белым конем, что создает особый эффект от комбинации. Но убирать ладью нельзя. Она нужна для того, чтобы во втором тематическом варианте белые победили и после  3. …Kd7  4.Qd6+ Ke8 5. Re1+.

В книге над диаграммой  указывается, что этюд приводится  в переработкe А. Шерона. Поэтому появилось желание найти тот этюд, который составил сам Ф. Конлайн.

 Friedrich Köhnlein

 Akademisches Monatsheft für Schach, 1914

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

 2r2r2/ppk3pp/3NQ1p1/n3p3/8/8/2PP2q1/2KR4

 Выигрыш                  6+11

 1.Nb5+

   A) 1. … Kb8 2. Qd6+ Ka8 3. Sc7+ Kb8 4. Sa6++ Ka8 5. Qb8+ Rxb8 6. Sc7#

   B) 1... Kd8 2. Qd6+ Ke8 3. Qxe5+ Kf7 4. Sd6+  Kg8 5. Qe6+ Kh8 6. Sf7+ Kg8 7. Sh6++ Kh8 8. Qg8+ Rxg8 9. Sf7#

 Как видим, решение полностью повторяется. От первого до последнего хода в обоих вариантах. При этом очевидно, что автор не добился, чтобы начальная позиция выглядела, как можно экономичнее.  Возможно, что он к этому и не стремился, а был озабочен только  тем, чтобы начальная позиция была похожа на позицию из партии. На это указывают белые пешки на стартовых позициях, а также расположение белой ладьи и белого короля после возможной длинной рокировки. А. Шерон сделал несложные перестановки фигур на доске и в результате добился того, что с доски  сошли не только две белые пешки, но и черный конь. А вот избавиться от  технической белой ладьи ему так и не удалось.

 Белая ладья настолько мозолила мне глаза, что я предпринял попытку избавиться от нее. Анализ позиции привел меня к тому, что удалось выйти на новую схему этюда с двумя спертыми матами в двух углах доски. Вот что получилось.

 Александр  Ставриецкий

Шахматная композиция 2009

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

4k2r/pp2p1pp/4p3/n7/8/4p3/1Q5p/r1B2KR1

 Выигрыш.                5+12

 1. Rh1 и разветвление

   A) 1. ...0-0+ 2.Ke1 Sb3! 3.Q:b3 R:c1+ 4.Ke2 R:h1 5.Q:е6+ Kh8  6.Sf7+ Kg8 7.Sh6++ Kh8 8.Qg8+! R:g8 9.Sf7#

   B) 1. ....Rf8+ 2.Ke1 Sb3! 3.Q:b3 R:с1+ 4.Ke2  R:h1 5.Qb5+ Kd8 6.S:e6+ Kс8 7.Qс5+  Kb8 8.Qe5+ Ka8 9.Sс7+ Kb810.Sa6++ Ka8 11.Qb8+! R:b8 12.Sс7#

 От белой  ладьи я избавился. А второй  спертый мат  с участием одной и той же черной  ладьи  стал возможен, поскольку в одном тематическом варианте черные делают короткую рокировку.  Не ради смеха я вернул черного коня на а5, как и в исходной позиции этюда Ф. Конлайна. Но если в этюде Ф. Конлайна он так и не сдвинулся с места и был явно лишним, то здесь он  делает скачок и жертвует собой. И все это в рамках атаки на белых. Конечно,  атака черных проходит без особого размаха. Однако черные получают инициативу сразу же после  тихого вступительного хода и пользуются ею четыре хода, что вопреки предсказаниям Г. Каспаряна не позволяет говорить о  неизбежности форсированности в решении от начала до конца при реализации такого замысла. Вот так в итоге и был составлен этюд, который  по содержанию уже отличается от этюда Ф. Конлайна.

 Интересно отметить, что избавиться от ладьи, которая мозолила глаза, все-таки удалось еще одному  шахматному композитору.  Причем в позиции очень близкой к позиции Ф. Конлайна. С этим  весьма успешно справился известный американский этюдист Ричард Беккер. Я это понял, когда увидел такой этюд.

Richard Becker

After Friedrich Köhnlein

 StrateGems, 2011

 Special Honorable Mention

диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable

 2k2r2/ppN3pp/8/8/6Kb/8/p1Q5/1r6

 Выигрыш.                 3+9

 1.Sb5+!

  A)  1...Kb8 2.Qh2+ Bg3 3.Qxg3+ Ka8 4.Sc7+ Kb8 5.Sa6++ Ka8 6.Qb8+ Rxb8 7.Sc7#

  B)  1...Kd7 2.Qc7+ Ke6 3.Qd6+ Kf7 4.Qd5+ Kg6 5.Qh5+ Kf6  6.Qf5+ Ke7 7.Qe5+ Kf7 (7...Kd7 8.Qd6+ Ke8 9.Sc7+ Kf7 10.Qe6#) 8.Sd6+ Kg8 9.Qe6+ (9.Qd5+? Kh8 10.Sf7+ Rxf7=) 9...Kh8 10.Sf7+ Kg8 11.Sh6++ Kh8 12.Qg8+ Rxg8 13.Sf7#

 Как видно, Ричард Беккер не стал пренебрегать советом Г. Каспаряна: игра в этюде форсированная от первого до последнего хода. Зато у этюда легкое построение. Очень легкое. От ненужной технической ладьи  автор  смог избавиться  чисто аналитическим путем. И при этом дал даже некоторую нагрузку для белого короля. Этюд оставляет приятное впечатление. Хорошо поработал Ричард Беккер!

 

  Александр Ставриецкий  stavrAG@yandex.ru

 16 октября 2013 г

 


 

COMMENTS (real-time mode) | КОММЕНТАРИИ посетителей
Hint | Помощь
comments powered by HyperComments