Александр СТАВРИЕЦКИЙ
ЛАДЬЯ МОЗОЛИЛА ГЛАЗА
Испанский
шахматист Луис Рамирес Лусена
известен
тем, что написал книгу «Повторение
любви и искусство игры в шахматы». Книга состоит из двух частей, однако
только вторая посвящена шахматам. Это не
только разбор дебютов, но и
150 задач, которые собрал автор. Как
утверждают историки, руководство Лусены
значительного влияния на развитие шахмат в Европе не оказало. Был слишком
малый тираж книги. Однако понятие спертый мат, то есть мат конем, когда свои же
фигуры мешают королю уйти из-под удара, как и мат Лусены, в шахматах укоренились
навсегда. И эти понятия связаны с такой этюдо-задачей.
Luis
Ramirez
De
Lucena
Repeticion de amores e arte de axedre con cl juegos de partido, 1497
rr4k1/6pp/2Q5/3KN3/8/q7/8/8
#5
3+6
1.Qe6 + ! Kh8
2.Sf7 + Kg8
3.Sh6 + + Kh8
4.Qg8 + R:g8
5.Sf7 #
B
комментарии к этому произведению Ф. Бондаренко в своей книге «Становление
шахматного этюда» пишет так: «Этот
захватывающий финал встречался в последствии у многих мастеров этюда.» К
сказанному им необходимо добавить, что творение Лусены стало классическим,
несмотря на то, что в нем есть побочное решение. И
в унисон Ф.
Бондаренко можно сказать, что мат Лусены
как тему, составители преследуют и
поныне…
В который раз листая страницы книги Г. Каспаряна «Замечательные этюды», я как-то обратил внимание на этюд Ф. Конлайна на тему спертого мата. Вообще-то по современным требованиям, которые предъявляются к этюдам, этот, может быть, и не выдержал бы критики. Однако Г. Каспарян все-таки отобрал его для своего сборника, поскольку посчитал, что в нем, по сравнению со знаменитой этюдо-задачей самого Лусены тема реализована дважды.
Friedrich Köhnlein
Akademisches Monatsheft für Schach, 1914
2r2r2/ppk3pp/3NQ3/4p2K/8/8/2p3q1/7R
Выигрыш.
4+10
1.Nb5+
А)
1. …Kb8 2. Qd6+
Ka8 3. Sc7+ Kb8 4.
Sa6++ Ka8 5. Qb8+ Rxb8 6. Sc7#
B) 1.... Kd8 2. Qd6+ Ke8 3. Qxe5+ Kf7 4. Sd6+ Kg8 5. Qe6+ Kh8 6. Sf7+ Kg8 7. Sh6++ Kh8 8. Qg8+ Rxg8 9. Sf7#
В комментарии к этюду Г. Каспарян лапидарно написал так: «Известный спертый мат в двух углах доски, конечно, может быть выражен только при форсированной игре.» Прочитав лаконично написанное Г. Каспаряном, я, конечно, с ним согласился. И в то же время уловил, что в целом приятное впечатление от этюда очень портит присутствие на доске недвижимой белой ладьи. Без нее мат в углу был бы одним-единственным белым конем, что создает особый эффект от комбинации. Но убирать ладью нельзя. Она нужна для того, чтобы во втором тематическом варианте белые победили и после 3. …Kd7 4.Qd6+ Ke8 5. Re1+.
В книге над диаграммой указывается, что этюд приводится в переработкe А. Шерона. Поэтому появилось желание найти тот этюд, который составил сам Ф. Конлайн.
Friedrich Köhnlein
Akademisches Monatsheft für Schach, 1914
2r2r2/ppk3pp/3NQ1p1/n3p3/8/8/2PP2q1/2KR4
Выигрыш
6+11
1.Nb5+
A) 1. … Kb8 2. Qd6+ Ka8 3. Sc7+ Kb8
4. Sa6++ Ka8 5. Qb8+ Rxb8 6. Sc7#
B) 1... Kd8 2. Qd6+ Ke8 3. Qxe5+ Kf7 4. Sd6+ Kg8 5. Qe6+ Kh8 6. Sf7+ Kg8 7. Sh6++ Kh8 8. Qg8+ Rxg8 9.
Sf7#
Как видим, решение полностью повторяется. От первого до последнего хода в обоих вариантах. При этом очевидно, что автор не добился, чтобы начальная позиция выглядела, как можно экономичнее. Возможно, что он к этому и не стремился, а был озабочен только тем, чтобы начальная позиция была похожа на позицию из партии. На это указывают белые пешки на стартовых позициях, а также расположение белой ладьи и белого короля после возможной длинной рокировки. А. Шерон сделал несложные перестановки фигур на доске и в результате добился того, что с доски сошли не только две белые пешки, но и черный конь. А вот избавиться от технической белой ладьи ему так и не удалось.
Белая ладья настолько мозолила мне глаза, что я предпринял попытку избавиться от нее. Анализ позиции привел меня к тому, что удалось выйти на новую схему этюда с двумя спертыми матами в двух углах доски. Вот что получилось.
Александр
Ставриецкий
Шахматная композиция 2009
4k2r/pp2p1pp/4p3/n7/8/4p3/1Q5p/r1B2KR1
Выигрыш.
5+12
1. Rh1
и
разветвление
A) 1. ...0-0+
2.Ke1 Sb3! 3.Q:b3 R:c1+
4.Ke2 R:h1 5.Q:е6+ Kh8
6.Sf7+ Kg8
7.Sh6++ Kh8 8.Qg8+! R:g8
9.Sf7#
B) 1. ....Rf8+ 2.Ke1 Sb3!
3.Q:b3 R:с1+
4.Ke2
R:h1 5.Qb5+ Kd8 6.S:e6+ Kс8
7.Qс5+
Kb8 8.Qe5+ Ka8 9.Sс7+
Kb810.Sa6++ Ka8
11.Qb8+! R:b8 12.Sс7#
От белой
ладьи я избавился. А второй
спертый мат
с участием одной
и той же черной
ладьи
стал возможен, поскольку в одном тематическом варианте черные делают
короткую рокировку.
Не ради смеха я
вернул черного коня на а5, как и в исходной позиции этюда Ф. Конлайна. Но если в
этюде Ф. Конлайна он так и не сдвинулся с места и был явно лишним, то здесь он
делает скачок и жертвует собой. И все это в рамках атаки на белых.
Конечно,
атака черных проходит без
особого размаха. Однако черные получают инициативу сразу же после
тихого вступительного хода и пользуются
ею четыре хода, что вопреки предсказаниям Г. Каспаряна не позволяет говорить о
неизбежности форсированности в решении от
начала до конца при реализации такого замысла. Вот так в итоге и был составлен
этюд, который по содержанию уже
отличается от этюда Ф. Конлайна.
Интересно отметить,
что избавиться от ладьи, которая мозолила глаза, все-таки удалось еще одному
шахматному композитору.
Причем в позиции очень близкой к позиции
Ф. Конлайна. С этим весьма успешно
справился известный американский этюдист Ричард Беккер. Я это понял, когда
увидел такой этюд.
Richard
Becker
After
Friedrich
Köhnlein
StrateGems, 2011
Special Honorable Mention
2k2r2/ppN3pp/8/8/6Kb/8/p1Q5/1r6
Выигрыш.
3+9
1.Sb5+!
A)
1...Kb8 2.Qh2+ Bg3 3.Qxg3+ Ka8 4.Sc7+ Kb8 5.Sa6++ Ka8 6.Qb8+ Rxb8 7.Sc7#
B)
1...Kd7 2.Qc7+ Ke6 3.Qd6+ Kf7 4.Qd5+ Kg6 5.Qh5+ Kf6 6.Qf5+ Ke7 7.Qe5+ Kf7 (7...Kd7 8.Qd6+
Ke8 9.Sc7+ Kf7 10.Qe6#) 8.Sd6+ Kg8 9.Qe6+ (9.Qd5+? Kh8 10.Sf7+ Rxf7=) 9...Kh8
10.Sf7+ Kg8 11.Sh6++ Kh8 12.Qg8+ Rxg8 13.Sf7#
Как видно, Ричард
Беккер не стал пренебрегать советом Г. Каспаряна: игра в этюде форсированная от
первого до последнего хода. Зато у этюда легкое построение. Очень легкое. От
ненужной технической ладьи
автор
смог избавиться
чисто
аналитическим путем. И при этом дал даже некоторую нагрузку для белого короля.
Этюд оставляет приятное впечатление. Хорошо поработал Ричард Беккер!
Александр Ставриецкий stavrAG@yandex.ru
16 октября 2013 г
comments powered by HyperComments