АЛЕКСЕЙ ИВУНИН
Взятие белых фигур в кооперативном жанре
Специфика кооперативного жанра предполагает взаимопомощь черных и белых фигур в достижении мата черному королю и взятие любых фигур является неожиданностью потому, что как бы уменьшает эту возможность. Например, в шахматной академии, в которой я работал, хорошему решателю предложил решить следующую задачу:
А. Ивунин, Шахматная композиция 2015.
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3,5 3+7
7K/4r3/3nk3/8/2n1q3/3B2N1/2b5/5r2
1…Lxe4 2. Tf6 Lc6 3. Lf5 Se4 4. Se5 Sg5#
Подчёркиваю, хороший решатель затратил на неё 6 минут 38 секунд. На вопрос: «в чём трудность решения?», ответил, что не видел матовую позицию, что на первом ходу надо брать черного ферзя.
Тем более, взятие или жертва белых фигур в кооперативном жанре – это, кажущаяся на первый взгляд, невероятность!
На протяжении нескольких десятилетий особой популярностью пользуется тема Зилахи и появилась убежденность, что она является первоосновой в тематике со взятиями белых фигур в кооперативном жанре. Ради исторической справедливости приходится отметить, что это не так. Рассмотрим задачу, занявшую высокое место в крупнейшем английском конкурсе, вошедшую в дальнейшем в Album FIDE 1914-1944, где черный слон эффектно забирает ферзя и ладью белых, разрушая готовую батарею.
Imre Telkes, 2nd Pr. British Chess Feder., 1931
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 12+11
q7/k1K5/p3P1P1/pbRp1n1P/2p4r/P1PP1PB1/1Pn4b/6Q1
1. Lxg1 Ld6 2. Lxc5 Lc5#
Эту задачу можно считать предтечей дальнейшей работы проблемистов над тематикой взятия белых фигур в кооперативном жанре. Жертва (активное) или взятие (пассивное) белых фигур, когда мат дается другими фигурами, ради справедливости, я предлагал уже называть темой Телкеса. Немного позднее была обнародована задача, где, быть может впервые, была показана связь между взятой фигурой и матом ею.
Charles Fox, 2nd Pr. Pauly Memor. T., 1935
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 b) —Pb4 5+6
3b4/8/4p1p1/R5B1/1p2k1n1/8/4NP2/4K3
a) 1. Lxa5 f4 2. Kf5 Sg3#
b) 1. Lxg5 f3+ 2. Ke3 Ta3#
Вероятнее всего, правомочно тему, где представлены взятие (жертва) одной белой фигуры в одной фазе, которая матует в другой – называть темой Фокса.
Продолжим исторический экскурс.
Венгр Золтан Зилахи (24.04.1904 – 10.05.1975) не называл своим именем никакую тему, а изредка обращался к тематике взятия белых фигур в коопмате.
Оказывается в югославском журнале «Problem» в 1956 году был проведен конкурс с усложнённой (чем в теме Фокса!) тематикой: «Коопмат в 2 хода с иллюзорной игрой. В иллюзорной игре черные бьют одну белую фигуру, а вторая белая фигура матует черных. В решении черные бьют белую фигуру, которая давала мат в иллюзорной игре, а матует белая фигура, которая была сбита в иллюзорной игре». По сути дела, эта была первая формулировка темы Зилахи в форме блока (блоки были весьма популярными в то время!). Тема заинтересовала неординарностью и журнал «Problem» провёл ещё несколько соревнований на эту тему. Судьей одного из них волей случая оказался З. Зилахи. Раньше этих конкурсов журнала в печати, на конкурсах увидели свет несколько задач на названную тему. К примеру:
Antti Ojanen, Tidskrift for Schack, 1945
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3* 5+3
8/8/4K3/5B2/4p3/3pP3/1N2kP2/8
1...Sc4 2. Kf3 Lxe4+ 3. Kxe4 Sd2#;
1. Sf3 Sxd3 2. exd3 Lh3 3. Ke4 Lg2#
Разве эта не форма темы, именуемая в настоящее время активной формой темы Зилахи?
Оставим в стороне ответ и на другой вопрос – достаточно ли судейства в тематическом конкурсе, чтобы в честь тебя была названа тема?
В дальнейшем, из-за ограниченности формы блока, тему распространили на другие формы коопматов (Неймана, близнецы и другие).
И тема зазвучала! Немало задач было составлено с темой Зилахи. Вершиной достижения стала задача-таск венгра Арпада Молнара, представившего циклическую форму темы Зилахи с 5-тью тематическими фигурами!
Arpad Molnar, 2 n. “Olimpiski T”, 1982
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 5 решений 6+6
8/1R6/p1k2p2/n3B3/4p3/1B1NrN2/1K6/8
1. Sxb3 Tc7+ 2. Kd5 Sf4#;
1. exd3 Tb6+ 2. Kc5 Ld4#;
1. fxe5 Sfxe5+ 2. Kd6 Td7#;
1. Sxb7 Lc7 2. Kb5 Sd4#;
1. Txf3 Ld1 2. e3 Lxf3#.
Кстати, к теме Зилахи, всё же по недоразумению, стали относить тему «превращенного Зилахи», взятой фигурой является пешка в одной фазе, которая в другой фазе матует превращённой из этой пешки фигурой. Правомочно называть такое исполнение псевдо-Зилахи. Название предложено мною, чтобы отделить от «непревращённого Зилахи».
Р. Kniest, 3TT Schachmatt, 1947
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2* 3+2
k1K5/P7/rP6/8/8/8/8/8
1...b7 + 2.Ka8*a7 b7-b8=Q #
1.Ra6*b6 Kc7 2.Rb8 a7*b8=Q #
Однако на теме Зилахи, естественно, тематика взятия белых фигур в кооперативном жанре не оканчивается и предлагаю для ознакомления изъятие из «Тематического словаря кооперативного мата», значительные публикации которого были помещены в Проблемiст України №1(51) – №4(54) 2017; №1(55) –№3(57) 2018.
Антибуковинская тема – контролируемое поле белыми вначале блокируется черными, а затем контролирующая белая фигура устраняется. Впервые выполнена в форме цикла с правильными матами в следующей задаче:
А. Ивунин, В. Нефёдов, Р. Усманов, Фестиваль Одесса-97, 1997, 1 приз
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 11+12
4bb2/prR1p1N1/1pP1P3/q1Pk3P/2n2P2/B1P3N1/r3pKn1/8
a) 1.Be8-*c6 Se8 2.Rb7*c7 S*c7 #
b)Rb7→h5 1.Rh5-e5 Sh5 2.Sg2*f4 S*f4 #
c)Rb7→e4 1.Rt4-d4 Se4 2.Qa5*c3 S*c3 #
d)Pb6→f4 1.Sc4-d6 c*b7 2.Qa5*c5+ R*c5 #
Жертва активная – фигура идет под бой или разменивается на менее «ценную» (к примеру, ладью на слона).
А. Ивунин, А. Панкратьев, Альбино, 2013
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3 0.1.1.1.1.1. 7+7
r6B/4p2N/4p2K/3kq2R/4ppPP/5P2/8/8
a) 1…Sg5 2.Qd4 Bh8-e5 3.Kd5*e5(B) S*e4#
b) Kd5→d4 1 …Sf6 2.Qd5 Rh5-e5 3.Kd5*e5(R) Se8#
Жертва освобождающая – фигура жертвуется на поле со взятием для освобождения поля от фигуры соперника для короля или мата.
А. Ивунин, А. Панкратьев, Szachowy, 2013, 10 почётный отзыв
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3 0.1.1.1.1.1. 6+7
8/8/8/2P2r2/2RKbk2/1qRPpr2/2N2p2/8
a) 1…S*e3 2.Q*c3+ K*c3 3.K*e3 R*e4#
b) Kf4↔Rf3 1…d*e4 2.Q*c4+ K*c4 3.K*e4 Rxe3#
Жертва пассивная – фигура берётся без её хода в одной фазе, но она должна принимать участие в игре другой фазы.
А. Ивунин, А. Панкратьев, Оригинальная, 02.08.2016
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3 4+11
1K6/8/4pkp1/6p1/1n6/2RpNB2/n7/1qr2rb1
a) 1.R*f3 Rc7 2.Rf5 Sg4 #
b) Kf6→a5 1.B*e3 Bc6 2.Bb6 Ra3 #
c) Kf6→a6 1.S*c3 Sc4 2.Sb5 Bb7 #
Книста тема – белые бьют черную фигуру на поле, на котором затем матуется черный король, белая фигура бьётся на матовом поле черным королём или уходит, освобождая для него место. Предложил П. Книст (Германия).
А. Ивунин, А. Панкратьев , TK Ясиноватая-28, 2014, 2-3-й поч. отзыв
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 b) Pf4→e6 7+10
8/2pNrBNp/2pR3K/2Ppb3/1Pkrbp2/8/8/8
a) 1. c*d6 Bf7*d5+ 2. Kc4*d5 Sb6#
b) Pf4→e6 1. R*d7 Rd6*d5 2. Kc4*d5 B*e6#
c) Kc4↔Le4 1. R*f7 Sd7*e5 2. Ke4*e5 Re6#
Нагнибиды (Буковинская тема) – первым ходом черные бьют белую фигуру (пешку), контролирующую поле у черного короля, а вторым ходом черные блокируют это поле. Предложил и осуществил в 1978 г. Н. Нагнибида (Украина).
А. Калинин, 1-2 место, Матч городов-героев, 1987
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 3.1.1.1. 4+6
8/4p3/2pp2B1/2bR1p2/4k3/4P3/6K1/8
1.Ke4*e3 Kf1 2.f5-f4 Rd3 #
1.Bc5*e3 Bh5 2.f5-f4 Bf3 #
1.Ke4*d5 Kf3 2.e7-e5 Bf7 #
«Око за око» тема (или взаимное взятие фигур) – в разных фазах одноименные фигуры уничтожают друг друга. Предложил и провел тематический конкурс в 2009 г. В. Горбунов (г. Ясиноватая).
А. Ивунин, А. Панкратьев, Проблеміст України, 2014
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2,5 0.2.1.1.1.1. 6+11
8/6B1/5b2/2ppkrpq/4r2P/4RbpN/7P/2n2K2
1…h*g3 2. Re4*e3 Bg7*f6+ 3. Ke4 Sf2#
1…S*g5 2. Bf6*g7 Re3*e4+ 3. Kf6 Re6#
Онкоуда тема - в первой фазе одна белая фигура связывает черную, а другая белая фигура жертвуется; во второй фазе – наоборот.
А. Семененко, 5th Maroc Echecs 2015, 3 почетный отзыв
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3,5 2.1… 4+9 C+
2BK4/4B1b1/3Pb3/3n4/8/3npp2/4r3/5kr1
1...Be7-h4 2.Be6*c8 d7 3.Sf2 d*c8=Q 4.Ke1 Qc1 #
1...Bc8-a6 2.Sg8*e7 d*e7 3.Bf8 e*f8=Q 4.Re1 Q*f3 #
Телкеса парадокс – жертва (активная) или взятие (пассивное) белых фигур, когда мат дается другими фигурами в одной (нескольких) фазе; в другой (нескольких) фазе мат дается с помощью взятых фигур. Предложил в 2017 г. А. Ивунин.
А. Ивунин, А. Панкратьев, Проблеміст України, 2017
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2,5 3 sol. 6+8 С+
1K6/7b/3p1b2/r2Pk3/1n2p3/3NPB2/4P3/3r4
1...Bg4 2.Rd1*d3 e*d3 3.S*d5 d3-d4 #
1...Rd4 2.e4*f3 e*f3 3.Bf5 f3-f4 #
1...Rd3-c3 2.K*d5 Bh5 3.Be5 Bh5-f7 #
Феникса тема (или тема Ниссля) – жертва фигуры с последующим превращением пешки в фигуру того же типа, что и пожертвованная. Предложил Т. Ниссль (Австрия).
G. Bakcsi , 3 prize, MT Dalla Rosa, 1983
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 b) Pe4↔Pg5 6+12
1rn2b1n/2P1P1p1/2p1K2B/p5P1/pR2pk2/5pp1/8/8
a) 1.a5*b4 c7*b8=R 2.e3 R*b4 #
b) 1.g7*h6 e7*f8=B 2.g4 B*h6 #
Фокса тема – взятие (жертва) одной белой фигуры в одной фазе, которая матует в другой. Разработал в 1935 г. Ч. Фокс (Англия). Термин предложил А. Ивунин.
А. Ивунин, А. Панкратьев, Проблеміст України, 2017
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#3 2.1.1.1.1.1. 4+6
b2q4/2p4K/8/2Rn1r2/3k4/3P4/7B/8
1.Qf6 Bh2-d6 2.c7*d6 Rc4 + 3.Ke5 Re4 #
1.Sf4 Rb5 2.Bd5 Rb6 3.Kc5 Bh2-g1 #
Цайича тема (Zajič theme) – последовательность трех полуходов обеих сторон: 1) ход фигуры (пешки) на свободное поле; 2) взятие этой фигуры (пешки) не королем другой стороны; 3) взятие фигуры, принявшей жертву, королем. Предложил в 1976 г. Helmut Zajič (Австрия).
A. Semenenko, V. Semenenko, T.T. Varsovie 2002, 1° HM
диаграмма - сервер временно недоступен | diagram - server is temporally unavaiable
h#2 2.1.1.1 7+4
2N5/2Rp4/8/4kP2/2P1b3/3nB3/8/1K1R4
1.d7-d5 c4*d5 2.Ke5*d5 Rc5 #
1.d7-d6 Sc8*d6 2.Ke5*d6 Bf4 #
И в заключение.
К тематике взятия белых фигур, естественно, относится и парадокс Зилахи, о котором подробно рассказано в моей статье «Парадокс темы Зилахи», опубликованной в журнале Проблемiст України №3(45) 2015.
Буду удовлетворен, если данная статья будет воспринята, как попытка расширить понятие по тематике взятия белых фигур в кооперативном жанре.


Статья опубликована в журнале Проблемicт Украïни №4(58) жовтень – грудень 2018.


 25/11/2018

 


Алексей Ивунин  
ivunin@bk.ru

 

COMMENTS (real-time mode) | КОММЕНТАРИИ посетителей
ccomments powered by HyperComments