Позиции 61-75.

В №61 есть тихий ход, жертва слона и правильный мат. Жаль, что всего только один вариант 

------------------------------------

Много времени было уделено поиску позиций в которых легкие белые фигуры противостоят черному ферзю. №62 первая из них.

------------------------------------

После несложной №63 последовало длительное увлечение этюдами.

------------------------------------

В №64 черная пешка g3 помогает пешке f пройти в ферзи и "помогает" поставить мат своему королю.

------------------------------------

Если бы в позиции №65 придумать вступление - мог получиться этюд.

------------------------------------

В "наброске" №66 превращенный черный ферзь получает возможность играть, но не долго.

------------------------------------

В позиции №67 тоже стоит пометка "набросок", но вспомнить замысел не удалось.

------------------------------------

В №68 белые, несмотря на меньшие силы, выигрывают "тихими" ходами

------------------------------------

Идею №69 не удалось вспомнить. Для победы достаточно просто перевести коня на 'd6'.

------------------------------------

В №70 после 2-го хода, возникает интересная позиция, в которой ни один из возможных 25 ходов не позволяет черным избежать размена или потери ферзя!

------------------------------------

В №71 для спасения короля черные вынуждены отдавать ферзя.

------------------------------------

В №72 ставилась цель поймать свободную черную ладью, хотя в этой позиции и у белых и у черных есть лучшие продолжения.

------------------------------------

В первоначальной №73 были дуали. Для устранения пришлось добавить 3 черные пешки.

------------------------------------

Наконец №74 - настоящая находка для меня! Решил послать этот этюд в "Шахматы в СССР".

Вскоре пришел ответ -

Воодушевленный таким ответом, принялся искать вступление. И в №12 за 1966 год был напечатан мой этюд. Еще и получил гонорар - 3 руб 50 коп - первый в жизни заработок!

К сожалению, "нехороший" компьютер нашел "дыру" в моем анализе. У белых есть еще один, довольно сложный путь к победе на 6-м ходу. Жаль, конечно, но "вручную" проанализировать это продолжение было довольно сложно.

------------------------------------

То, что в позиции №75 ферзь может побить коня, увидел еще в 1966 году. Запись сохранил, надеясь в будущем что либо придумать. Но вскоре композиция была надолго заброшена.

После поступления в Харьковский университет началось увлечение практической игрой. Партнеров было предостаточно. Достаточно сказать, что у нас на мехмате учился сильнейший молодой шахматист того времени Михаил Штейнберг!

(подробнее - http://ru.wikipedia.org/wiki/Штейнберг,_Михаил)

Миша никогда не отказывался играть даже в простейших для него соревнованиях. Играл за команду мехмата на 1-й доске, я на 2-й. После партий разбирал мои ошибки. Бесконечно жаль, что он так рано ушел из жизни.

Вот еще статья о Михаиле Штейнбергеокончание статьи

В студенческое время иногда возвращался к композиции, в основном чтобы показать друзьям свои способности. Сохранилась, например, такая задача составленная в 1972 году и опубликованная в 2004 году -

Подводя итоги разбора позиций этой тетради можно сделать вывод, что занятия шахматной композицией приносят большую всестороннюю пользу, даже если композиция не становится главным увлечением. Я считаю, что каждый шахматист должен в жизни посадить дерево, построить дом, вырастить сына и составить шахматную задачу!

 

Григорий Попов    Popovgl@pochta.ru