Шахматы Фишера и шахматная композиция

Непременным требованием к начальной позиции любого произведения в ортодоксальной шахматной композиции является ее легальность. Вот что говорится об этом в Кодексе шахматной композиции -

Глава IV - Общие условности

Статья 14 - Легальность позиции
  (1)   Позиция является легальной, если ее можно достичь последовательностью ходов из начальной расстановки(
такая последовательность ходов называется доказательной партией). В противном случае позиция называется нелегальной.

В англоязычном оригинале на сайте PCCC имеем следующий текст -

Chapter IV - Miscellaneous Conventions

Article 14 - Legality of Positions
(1) A position is legal if it can be reached by a sequence of moves from the initial array(such a sequence of moves is called a proof game). Otherwise, the position is called illegal.

 В тексте, как видим, имеется по крайней мере неточность - про какую начальную расстановку идет речь? Подразумевались конечно классические шахматы, но в последнее десятилетие не спадает интерес и к так называемым шахматам Фишера. Как знать, вполне может быть, что они вскоре придут на смену классическим шахматам. Вот их краткое описание из WIKIPEDIA-.

 В 1996 г Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:

  1. Расстановка фигур не зависит от игроков — она случайна.
  2. Чёрные и белые фигуры расставляются симметрично.
  3. Слоны обязательно разнопольные.
  4. Добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей.
  5. Одна ладья должна находиться слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях a и h).
  6. Сохранена рокировка, правила которой максимально приближены к правилам классических шахмат.

Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». 

Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:

  1. Независимо от фактического положения короля и ладей, рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «a» (для белых — слева, для чёрных — справа) традиционно называется «длинной рокировкой» (обозначается «0-0-0»), а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали «h» (для белых — справа, для чёрных — слева) — «короткой рокировкой» («0-0»).
  2. В результате короткой рокировки король всегда ставится на вертикаль g, рокируемая ладья — на вертикаль f. В результате длинной рокировки король всегда ставится на вертикаль c, рокируемая ладья — на вертикаль d. Таким образом, независимо от начального положения, после рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, где они оказались бы после рокировки в классических шахматах.
  3. Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже стоит на конечном поле рокировки, то в результате рокировки она остаётся на этом поле, и перемещается только вторая фигура.
  4. Рокировка допустима при следующих условиях:
    1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода (в том числе не рокировались).
    2. Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур.
    3. Конечные поля для короля и ладьи свободны (рокировка не может проводиться со взятием).
    4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находиться под боем).
    5. Король не находится под шахом перед рокировкой (запрещена рокировка «из-под шаха»).
    6. Король не находится под шахом после рокировки (запрещена рокировка «под шах»).

В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:

Король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два шага, как в обычных шахматах).
Король и ладья меняются местами.
Рокировка короля (когда перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции).
Рокировка ладьи (когда перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции).

    Подробнее про эти шахматы смотрите здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Случайные_шахматы

    Очевидно, что классические шахматы являются частным случаем(1 из 960) шахмат Фишера. В шахматной композиции на основе шахмат Фишера раздвигаются рамки дозволенного - множество разных рокировок, не нужно особо заботиться при расстановке слонов. Вот некоторые простые примеры для иллюстрации -

    В этой задаче одним ходом 2 фигуры перебрасываются в нужное место. Вначале король и ладья занимают как бы позиции после 0-0-0. Т.е. одним ходом 0-0-0 превращается в 0-0! Непривычно смотрится.

    А в этой задаче рокировки черных являются фактически прыжками короля через свои ладьи, т.к. ладьи стоят уже на нужных полях. Тоже занятно. И слон прекрасно себя чувствует в углу.

    Большой простор для творчества в кооперативном жанре. Здесь представлен еще один возможный вариант рокировки-обмен местами короля и ладьи.

    В задачах на обратный мат такие рокировки видимо не часто можно применять, но спокойно можно использовать углового слона.

    В ладейных этюдах наверняка можно с успехом применять рокировки Фишера. И вышеприведенное окончание, в котором черным лишний слон не в радость, можно как-то использовать.

    Очень существенно могут повлиять эти нововведения на задачи РА из-за неопределенного положения фигур в начальной расстановке. Но тоже можно насочинять много интересного.

    И наконец попытка сочинить что-то немного посерьезнее. Здесь очевидно, что одна из белых ладей пришла с другого края или превращенная. И она мешает рокировке. Попытки убрать ее сразу с дороги не проходят. Выручает цугцванг. Правда есть такие рассуждения. После 1. ... fe мы делаем предположение, что ладья g1 пришла со стороны и делаем рокировку со 2-й ладьей. Но тогда во втором варианте после 1. ... fg мы не можем делать рокировку с ладьей g1, т.к. мы уже определились, что в данной позиции эта ладья ходячая и переопределять их вроде нельзя! Что-то тут не стыкуется, но если "не брать в голову", то можно на это не обращать внимания и смело рокировать. Здорово было бы осуществить такой таск - 4 односторонних рокировки в одной задаче! Видимо это должна быть 4-х ходовка. В одном варианте проходит одна пара рокировок, во втором - вторая пара.

    У автора статьи первые впечатления от таких новых возможностей самые благоприятные. Плохо только, что проверочные программы не умеют делать новые рокировки, но это не смертельно. Предлагаю всем попробовать что-нибудь сочинить для таких шахмат и прислать на сайт. Потом можно будет организовать отдельную страничку, все таки число поклонников шахмат Фишера растет и многим интересно будет смотреть такие задачи. К сожалению PCCC не примет такое нововведение, т.к. им ближе всякие "сказки", многие из которых вообще непонятно почему относятся к шахматной композиции. А так готовая тема для командного первенства мира - "рокировки Фишера"!

    Григорий Попов, PopovGL@pochta.ru

    21 мая 2010 года

    Предлагаю принять участие в опросе -

    Ваше отношение к этим нововведениям