Глава   11

ЗАДАЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В США

Первые американские конкурсы. Кук. Чини. Сборник «Американские шахматные орешки».

Лойд. Его творческие взгляды и книга  «Шахматная стратегия».

Шинкман. Двухходовая задача в США

Рассказать о задачной композиции в США относительно легче, чем об эволюции ее в других странах. В 1942 г. вышла обобщающая работа по истории шахматной задачи в США (53), аналогичной которой нет ни в Англии, ни в Германии, ни во Франции. В этой двухтомной книге обстоятельно, в живой форме рассказано о всем пути развития американской задачи и лучших ее представителях.

Начало шахматной композиции в США совпадает с зарождением американской шахматной прессы. Ранние задачи появились в первом шахматном отделе, возникшем в 1845 г. при нью-йоркском издании «Спирит оф таймс».

Попытки издания шахматных журналов, предпринятые в 1846-1847 гг., оказались неудачными, но «Чесс мансли», основанный в 1857 г., просуществовал пять лет.

Это время — середина 50-х годов — было порой значительного подъема шахмат в США, захватившего и область композиции. Подъем этот был непосредственно связан с триумфом П. Морфи. В 1857 г. в связи с международной выставкой в Нью-Йорке был созван I Американский шахматный конгресс. К этому событию был приурочен и первый в Америке международный конкурс составления задач. За год до того состоялись ранние национальные конкурсы составления задач, в которых дебютировал и первенствовал Лойд. В дальнейшем такие конкурсы, организуемые отделами периодических изданий, стали проводиться регулярно — до начала гражданской войны (1861 r,)t когда в шахматной жизни США наступил застой.

Задача №274 принадлежит одному из видных американских композиторов того времени Т. Брауну,

№274

Т. Браун    «Нью-Йорк клиппер», 1859 г.  I приз

Мат в 3 хода

Вступительный ход 1. Kpg5, подготавливающий ответ на имеющимся в начальном положении шах 1… Kpd4+ предоставляет черному королю второе свободное поле и допускает новый шах 1… Кре6+. В ответ на оба шаха следует 2. Kf5(+) с правильным матом в случае 2... Кр:d7 3. К:с5#. Интересен дополнительный вариант 1… Л:а5 2. Кb5+ Крс4 3. Cf7# с критическим ходом черной ладьи и ее последующим перекрытием белым конем.

 

Яркой фигурой начального периода американской композиции был молодой талантливый проблемист Д. Чини. Он занимался составлением задач всего пять лет — в 1861 г. Чини погиб на фронте гражданской войны, но тем не менее оставил в композиции значительный след. Задачи Чини отличаются по тому времени легкостью построения и интересной, четко выраженной стратегической идеей. По стилю они близки к задачам Эрлена.

В примере № 275 осуществлена идея, которая в дальнейшем получила название темы Чини — Лойда. Она относится к категории идей, порожденных «индийской задачей».

№275

Д. Чини   «Бруклин стандарт», 1860 г.                        

Мат в 3 хода

В ней мы находим и критический ход белой фигуры, и выключение этой фигуры на критическом поле, в результате которого получается распатование черных, но, в отличие от индийской темы, выключенная белая фигура дальнейшего участия в игре не принимает, мат дается другой фигурой. Первый ход 1. Са8 перебрасывает слона через критическое поле b7, на котором он после хода 1… fg, ставящего черных в положение пата, выключается белым королем 2. Крb7. Черный король получает выход 2... Kpd5, но теперь у белых нет мата Андерсена, как в «индийской задаче», а следует мат ладьей 3. Лd3#. На 1… f4 решает 2. Се4.

 

 Эта же идея была представлена Лойдом в следующей его задаче -

С. Лойд   «Кливленд лидер», 1876

Мат в 3 хода

 1. Ca7 f4  2. Кb6,    1... Крe4 2. Фg3.

В задаче № 276

№276

Д. Чини  «Сэрка», 1859 г.

Мат в 3 хода

белые ходом 1. Фh8, создающим угрозу 2. Ф:h2#, заставляют черных превращать пешку 1... h1Ф.

Теперь они могут использовать блокирование поля h1 эффектным маневром 2. Фа1, после которого неизбежен мат 3. Kf3.

 

Очень оригинальна комбинация, осуществленная в позиции № 277.

№277

Д. Чини  «Американские шахматные орешки», 1868г.  

Мат в 3 хода

Белые могут легко заматовать черных по вертикали «а». Но … черные сами грозят шахом по восьмой горизонтали. Поэтому белые должны стремиться к заветной вертикали, одновременно защищая собственного короля: 1. Фg8 — шахов нет, а грозит мат 2. Фа2#. Черные могут защищаться, связывая белого ферзя уходом коня. Однако на 1… К:d6(e7) следует 2. Ф:а8#. Черные предупреждают это и играют 1... Ка7. 

После 2. Ф:а8 черным пат, но неожиданное 2. Фb8 создает позицию цугцванга. На 2… Ке6 проходит мат 3. с8Ф#, поскольку белый ферзь перекрыл ладью. Конь может парировать эту возможность, играя 2... Кс8, но тогда ладью перекрывает черный конь, ферзь оказывается развязанным и дает мат 3. Фb7#. Наконец, на взятие белого ферзя ладьей следует мат с превращением пешки в коня 2… Л:b8+ 3. сbК#.

 

Пионером в разработке темы превращения пешки в легкие фигуры был другой видный американский композитор Ю. Кук.

Задача №278 служит примером ранних работ в этой области.

№278

Ю. Кук   «Иллюстрейтид лондон ньюс», 1855 г.       

Мат в 3 хода

Решение ее несложно, но остроумно: 1. e8C Кре6 2. f8C Kpf5 3. Cd7#.

 

Приведем еще один пример из творчества Кука (№279), где он развивает индийскую тему, представляя ее в двух вариантах.

№279

Ю. Кук    «Американские шахматные орешки», 1868г.  

Мат в 4 хода

В разветвлении 1. Лf6 а6 2. Са7 е2 3. Лb6 белый слон делает критический ход по диагонали а7-g1 в одном направлении,

а при 1… е2 2. Cg1 а6 3. Лf2— в другом. В обоих вариантах черному королю предоставляется выход на поле d4, после чего белая ладья вскрывает мат слоном и отнимает одновременно поле c3, играя соответственно 4. Лb3# или 4. Лf3#.

Кук был весьма продуктивным композитором и активным шахматным деятелем. Он явился одним из инициаторов издания первого сборника задач американских авторов. Уже в 1859 г. Кук совместно с Лойдом подготовил коллекцию из 1000 задач. Однако осуществить издание удалось только в 1868 г., зато объем сборника увеличился больше чем вдвое. В сборнике «Американские шахматные орешки» (54) представлен 231 композитор. Задачи ведущей группы проблемистов того времени занимают свыше половины сборника. На первом месте С. Лойд — 353 произведения,

далее Ю. Кук—326. Т. Браун — 229, Д. Чини—ПО. Н.  Мараш — 84,  К.  Джилберг— 75,  Д.  Карпентер—64.

Знаменитый Сэмюэль Лойд не имел себе равных в американской композиции не только по числу представленных в сборнике задач, не только по исключительной продуктивности, но и по самому характеру своего творчества, по богатству и неисчерпаемому многообразию оригинальных замыслов.

Лойд начал составлять задачи в 1855 г. четырнадцатилетним юношей и развился в выдающегося композитора так быстро, что уже в 1857 г., когда стал выходить журнал «Чесс мансли». его пригласили редактировать отдел композиции. Лойд первенствовал на большинстве американских конкурсов, а в Нью-Йоркском конкурсе 1857 г. занял III место.

Успехи Лойда в последующих международных конкурсах невелики, да он и не особенно стремился в них участвовать. Лойд понимал, что его стиль решительно разнился от стиля ведущих европейских мастеров. Задачи американского проблемиста никак не соответствовали нормам и вкусам, господствовавшим в то время и разделявшимся судьями конкурсов. Если построить по годам кривую количества составленных Лойдом задач, то она будет иметь несколько пиков, соответствующих периодам подъема его активности. Первый пик относится к годам 1857—1859, когда он составил больше четверти всех своих задач, второй — к 1867—1868 и третий — к 1877—1878 гг. В дальнейшем активность его падает, хотя с несколькими задачами в год он продолжает выступать почти непрерывно до самой смерти, последовавшей в 1911 г.

Главная особенность творчества Лойда заключалась в том, что он чуть ли не в каждой задаче старался воплотить новую, оригинальную идею, был неутомим в изыскании все новых и новых замыслов и никогда не становился на путь повторения и шаблона. Его главным девизом всегда была оригинальность.

 

Уже в задачах, относящихся к раннему периоду творчества Лойда, мы находим большое количество ярких, разнообразных мыслей.

Вот позиция №280

280

С. Лойд   «Сэтерди курир», 1855 г.

Мат в 3 хода

  Белый ферзь должен освободить поле коню для создания угрозы 2. Ке5 и 3. Кеf7 (:g4)#. Однако от одной этой угрозы черные могут защищаться совместными усилиями ладьи и слона. Надо создать дополнительную угрозу, а заодно привязать черную ладью к восьмой горизонтали. Белые играют 1. Фb8 и создают угрозу 2. Kf7+ При взятии ферзя  1... Л:b8 проходит 2.  Ке5, ибо черные потеряли теми. Ход ладьи с точки зрения координации сил для защиты был бесполезным. Ход 1... Сf5 защищает от 2. Ке5 (2... Се6), но проходит вторая угроза 2. Kf7+ Kph7 3. K3g5#. На 1... gf проходит третья угроза 2. Ф:a8 с неизбежным 3. Фh8#. Но это не все. У черных находится ответ 1... Са2, который защищает сразу от всех трех угроз. Что же делать белым — ведь других нападений нет. Оказывается, черный слон создал в своем лагере слабость, которую можно использовать. У ладьи отнято поле а2, и, пользуясь этим, белые красивым ходом ферзя в обратном направлении 2. Фb2 создают  неотразимую  угрозу мата королевской батареей 3.  Kpg3. Предельная экономия материала, активность всех фигур, включая короля, при очень скрытой и тонкой идее в главном варианте производят сильное впечатление.

 

То же можно сказать о задаче № 281.

281

С. Лойд   «Сэтерди курир», 1856 г. I приз

Мат в 4 хода

  Белый ферзь на боевой позиции рядом с черным королем. Уводить его отсюда как будто бесцельно, надо подтягивать силы и вводить в бой слона. Это, действительно, так, но к цели ведет лишь 1. Фg1. Только этот нелепый, на первый взгляд, ход. лишающий ферзя всех преимуществ начальной позиции, решает задачу. Ферзь должен отступить, чтобы открыть путь слону, который затем проделает тот же путь в обратном направлении. Как бы черные ни играли, они бессильны воспрепятствовать этому плану: 2. Сf2, 3. С:b6, 4. Фс5#. Композиция Лойда воплощает ту же тему Тертона, что и приведенная выше задача № 66, с той лишь разницей, что там слабая фигура освобождала путь более сильной, здесь же наоборот— сильная фигура, ферзь, пропускает вперед себя слона. Такая разновидность темы была названа темой Лойда — Тертона. Следует отметить, что Лойд составил свою композицию независимо от Тертона, да и опубликовал ее лишь на месяц позже.

 

Композиция № 282, по признанию самого Лойда.— случайная находка.

282

С. Лойд   «Чесс Мансли», 1857 г. I приз

Мат в 3 хода

 Между тем это одно из его самых известных произведении. В миниатюрной форме осуществлены четыре варианта с интересной разнообразной игрой. Пусть первым ходом объявляется шах 1. Kg4+, Лойд этого не боялся и не считал слабостью задачи, зато в дальнейшем игра развивается очень тонко. На 1... Kph1 белые жертвуют ферзя 2. Фh2+ и дают правильный мат: 2... gh 3. Kf2#.

На 1... Крb3 следует тихая жертва коня 2. Kh2 с угрозой 3. Лh8# и далеким матом ферзем после 2... gh 3. Фh8#.

При 1… Крf3 черные попадают в положение цугцванга после 2. Фс2; единственный ответ 2... g2 блокирует поле у короля, и ферзь дает мат 3. Фd3#. Наконец, в случае 1... Крf1 решает далекий маневр ладьи 2. Ла8 с неизбежным 3. Ла1#.

Снова легкое, необычайно экономичное построение с богатейшим комплексом разветвлений.

 

Задача № 283снова в другом стиле.

№283

С. Лойд   «Чесс Мансли», 1857 г. I приз

A""""""""S

$m+ + + +%

$+ +tO Nk%

$v+ + Op+%

$+t+ + + %

$ + +lV +%

$O + +r+ %

$wNp+ R P%

$+m+ + +b%

D((((((((F

Мат в 4 хода

 Тяжелое построение, обилие фигур, особенно черных, угрозы белому королю. В этих условиях действовать приходится решительно: 1. Л:f4+. Вступление, надо признаться, грубое, зато после 1... Кре3 следует интереснейшая комбинация — 2. Cd5. Слон жертвуется на точке пересечения линий действия трех тяжелых черных фигур и путает все их карты. При взятии слона ладьями белые используют их взаимное перекрытие:  

2...   Лb:d5 3. Kd1+  Л:d1 4.  Kf5# и 2… Л7:d5 3. Кf5+ Л:f5 4. Kd1# — доподлинная тема Плахутты.

При взятии ферзем 2... Ф:d5 используется еще раз перекрытие ладьи с отвлечением ферзя от поля с4: 3. Kf5+ Ф:f5 4. Кс4#.

Дополнительный вариант: 1... Кре5 2. Ле2+ Kpd6 3. Ке8+ или 2... Кр:f4 3. Ле4+.

В этом случае Лойд не опоздал. Его задача примерно на год опередила первую задачу на эту тему самого  Плахутты  (см.  № 94).

 

В подобном же стиле построена и проблема № 284, содержащая два симметричных варианта с яркой идеей.

284

С. Лойд   «Цинцинати газетт», 1859 г.

Мат в 3 хода

 Первым ходом ферзь нападает на ладью f4 и предлагает себя в жертву обеим ладьям 1. Фf2. Беря ферзя, ладьи совершают критический ход, переходя через поле, на котором каждая из них на следующем ходу будет перекрываться собственным слоном.

В самом деле, 1... Лf:f2 2. Ке7 (с угрозой 3. Кс6#) 2... Сf3 3. Kf5# с использованием перекрытия ладьи.

Аналогично при взятии ферзя другой ладьей: 1… Лd:f2 2. Ка3 ~ 3. Кb5# или 2... Се2 3. Кс2#.

Подобные задачи (а их число можно значительно увеличить) показывают, что Лойд как бы шутя, между прочим, сделал много важных открытий в области стратегических идей, которые в дальнейшем прочно вошли в багаж современной тематики.

Лойд считал, что три хода являются нормальным и достаточным количеством для воплощения любой шахматной идеи. Очень редкие замыслы, по его мнению, получили лучшее представление с большим числом ходов. Позиции в два хода слишком легки, а в четыре — трудны для широкой массы шахматистов. Сам он всегда отдавал предпочтение трехходовкам. В сборнике его задач почти половина — трехходовки.

 

Тем не менее и в области двухходовки Лойд создал ряд выдающихся произведений. Задача № 285 является превосходным образцом двухходовки на цугцванг. В начальном положении трудно заподозрить, что у черных может не оказаться выжидательного хода.

285

С. Лойд   «Филадельфиа ивнинг бюллетин», 1858 г.

Мат в 2 хода

 Однако после блестя­щего 1. Фа1, которым ферзь ставится в засаду, оказывается, что ладья привязана к защите двух полей а8 и е3, а ферзь скован охраной пунктов b6 и h1.

Совсем отрицательно относился Лойд к многоходовкам. Он прямо писал о «причудах наших предков, сомнительные заслуги которых состоят в непомерном растягивании ходов». Сам Лойд многоходовок почти не составлял и весьма скептически относился к начавшемуся в начале

80-х годов развитию этого жанра. Об одной своей многоходовке -

С. Лойд  «Сэтерди курир», 1856

Мат в 14 ходов

он писал, что идея в ней по существу двух- или трехходовая, но он легко переделал ее в 14-ходовку «и не видит основания, почему бы чудище этого рода не довести до тысячи ходов». Король белых должен попасть на h4 в тот момент, когда слон черных стоит на h2. Идти король может только по черным полям, так как в противном случае черные освободятся, объявляя шах слоном f1; поэтому, чтобы выиграть темп, он должен «завернуть» на а8:

1. Крс5, 2. Крb6, 3. Кра7, 4. Кра8, 5. Крb8, 6. Крс7, 7. Kpd8, 8. Кре7, 9. Kpf8, 10. Kpg7, 11. Крh6, 12. Kpg5, 13. Kp:h4, 14. Л:g3#.

Будь в начальном положении ход черных, белый король мог бы двигаться к h4 без захода на а8 — это сокращает решение на несколько ходов. Признанным чемпионом композиторов европейского континента был Байер. Лойд пытался состязаться с ним на больших международных конкурсах, но неудачно. В Нью-Йоркском конкурсе 1857 г. посылка Лойда была оценена ниже посылки Байера. То же повторилось и в Парижском конкурсе 1867 г. И только в следующем Парижском конкурсе 1878 г. Лойду удалось взять реванш —он стал выше Байера. Оценивая теперь, через десятки лет, это соревнование двух титанов задачной композиции, нельзя сказать, что оценки судей были объективными и правильными. Они просто не могли понять своеобразие и необычность стиля Лойда.

Лойд выступил в Парижском конкурсе 1867 г. с посылкой под девизом: «Красота предпочтительнее трудности». Это было прямым вызовом Байеру, задачи которого отличались именно трудностью решения. В соответствии с условиями конкурса Лойд три задачи включил из числа ранее опубликованных. Вот эти произведения.

Позиция №286 при внешней простоте содержит яркую идею.

286

С. Лойд   «Цинцинати диспэтч», 1858 г.

 

Мат в 3 хода

 Не будь слона g2, белые объявили бы мат в 2 хода. Слон мешает, его надо убрать. Единственная возможность увести слона в угол 1. Са8, чтобы по освобожденной линии ферзь мог пройти тот же путь в обратном направлении,— это 2. Фb7 и 3. Фh1#. Замысел этого варианта схож с идеей Тертона, но отличается тем, что здесь сила освобождающей путь фигуры при объявлении мата не используется. Черные в состоянии защититься от угрозы, но белые находят новые пути к мату: 1… Kd6 2. Фb6;   1... f4 2. Фg6, 1... Крf1 2.  Ф:f5+ (не 2. Фb7 e1К!),

 

Задача № 287 — знаменитый «Excelsior» («Все выше!»).

287

С. Лойд   «Эра», 1861 г.

 

Мат в 5 ходов

 Трудно по начальному положению предположить, что «героем» явится скромная пешка b2. Тем более замечательно и достойно удивления, какими простыми средствами это достигается: 1. b4 (грозит 2. Лd(f)5 с матом по первой горизонтали)

1… Лс5+ (лучший ответ; 1... Лс6 2. Лd5, 1... Л:с2 2. К:с2,  1... Cg5 2. Лf5) 2. bc a2 (грозило 3.  Лb1#) 3. c6 (снова грозит мат после 4. Лd(f)5)

3... Сс7 4.  cb. и, независимо от ответа черных, замурованный предыдущим ходом слона черный конь становится жертвой пешки b7, которая дает мат 5. bаФ#. Скромная белая пешка в пять ходов проделала путь от b2 до а8.

 

Впервые тема «эксцельсиор» была представлена в следующей задаче Лабурдоне:

Мат в 7 ходов

 1. Фb3+ Л:b3+ 2. аb+ Крb4 3. bа+ Кра5 4. ab+ Крb6 5. bа+ Кра7 6. ab+ Крb8 7. bаФ#.

 

В примере № 288 оригинально мотивировано превращение пешки в легкую фигуру.

288

С. Лойд   «Иллюстрейтид лондон ньюс», 1867 г.

 

Мат в 3 хода

Белым надо уничтожить слона а8. чтобы подготовить цугцванг. После взятия слона черные смогут играть только ладьей, но зато откроется путь ферзю на а1. Казалось бы, неважно, в какую фигуру превратить пешку на а8. Но оказывается, у черных имеется ход 1… Ла6, защищающий поле a1, и даже если поставить на а8 второго ферзя, белые не смогут дать мат в 2 хода. Парадоксально, но конь на а8 в этой позиции сильнее ферзя!

После 1. baК на 1... Ла6 решает 2. Кb6, Конь выключает ладью от поля h6, с которого грозит дать мат ферзь, а на 2...  Л:b6 матует 3. Фа1#, так как ладья закрыта пешкой b2.

Аналогичный маневр при превращении в ферзя 1. bаФ не проходил, так как после 1…  Ла6 2. Фе6 взятие ферзя 2... Л:с6 защищало от мата.

 

Из трех оригинальных, до того не печатавшихся композиций, входивших в посылку Лойда на Парижском конкурсе, приведем две.

Задача №289 поражает остротой неожиданного вступительного хода.

289

С. Лойд   Парижский конкурс, 1867 г. II приз

 

Мат в 4 хода

Белые отказываются от сильнейшей батареи, уже нацеленной на короля, жертвуют слона, дают черным возможность объявлять шахи на вскрышку: 1. С:а6. Этот самый невероятный в данной позиции ход имеет далекую цель — поле с8, на котором надо обеспечить поддержку ферзя:

1… bа+ 2. b7 (теперь черные снова могут объявлять шахи, но все они бесцельны) 2... Фе6 3. Фс8; 1... Фс5 2. Фе8 Феб 3. Ф:с6;

1... Фс2 2. Се2 Ф:е2 3. Фс8+;    1… Кс3 2. С:b7 Ф:b7+ 3. Кр:b7.

 

В начальном положении примера №290 есть готовые ответы на ходы короля, но черные могут двигать пешки.

290

С. Лойд   Парижский конкурс, 1867 г. II приз

 

Мат в 4 хода

В главном варианте белые играют ферзем с таким расчетом, чтобы вернуться на исходную позицию после исчерпания ходов пешками и заставить двинуться короля: 1. Фа8 g2 2. Фg8 d6 3. Фd5 с матами 3... Кр:с2 4. Фа2# и 3... Кр:е2 4. Ф:g2#.

В варианте 1... d6 2. Фа1 на ходы короля следуют другие ответы: 2... Кр:е(с)2 3. Фf(b)1+.

 

Сравнивая задачи из посылки Лойда с произведениями посылки Байера, участвовавшем в том же конкурсе и получившей 1 приз, нельзя не заключить, что красота задач Лойда превосходит трудность Байера. Задачи Байера академичны, сухи, у Лойда же пленяют искрящееся остроумие, свежесть и новизна. В этой связи уместно привести мнение одного из выдающихся шахматистов того времени Стаунтона, который в рецензии на сборник американских задач писал: «Большинство любителей шахматных задач, которые цель композиции связывают с глубиной стратегии, ставят Байера выше Лойда. Мы подозреваем, однако, что широкая публика предпочитает обратное».

В наши дни мы можем судить об этом соперничестве совершенно беспристрастно. Свершился самый объективный суд — суд времени. И он вынес решение в пользу Лойда. Вряд ли найдется сейчас шахматист самой малой квалификации, лишь начинающий постигать премудрости шахмат, который бы не слышал о Лойде и не знал хотя бы одно его произведение. С задачами же Байера большинство читателей, не принадлежащих к числу композиторов, вероятно, впервые знакомится из этой книги.

Неизгладимое впечатление производит композиция №291.

291

С. Лойд   «Лейпцигер иллюстрирте цейтунг», 1869 г.

 

Мат в 3 хода

 Лойд составил ее во время путешествия по Германии. Она была опубликована в статье И. Цукерторта, который назвал ее «бриллиантом в скромной оправе». Даже Байер отозвался о ней как о «блестящем примере глубокой стратегии». Другие, менее серьезные, критики усмотрели в проходящем красной нитью через задачу упорном преследовании слона ферзем картину настойчивой любви дамы к офицеру.

1. Фf1 с угрозой 2. Фb1, нападая на поле h7, но держа под ударом слона, чтобы иметь ответ 2… g6 3. Ф:al#. Уход слона на b2 дела не меняет.

На 1... Cc3(d4) ферзь нападает с другого поля: 2. Фd3, при 1... Се5(f6) решает 2. Фf5 с аналогичными финалами.

Дополнительный вариант-  1… g3  2. Kg6+  hg  3.  Фh3#.

 

Лойд не мог, конечно, пройти мимо знаменитой «индийской задачи». Одна из его вариаций на эту тему приведена на диаграмме №292.

292

С. Лойд   Филадельфийский конкурс, 1876 г. II приз

 

Мат в 4 хода

  В главном варианте 1. Лd8 d2 2. Ch3 е2 3. Cd7 de 4. Cf5# выключение белой фигуры на критическом пате приводит к развязыванию черной пешки.

 

В кратком очерке, понятно, невозможно охарактеризовать все многообразие идей творчества Лойда, Бьющая через край фантазия и искрящийся юмор выражались и шахматными средствами, в оригинальных ситуациях, развертывающихся на доске, и занимательными историями, связанными с той или иной задачей, и остроумными девизами, которыми Лойд часто снабжал свои произведения. Собрание задач Лойда, любовно подобранных и изданных А. Уайтом (55), представляет для любителя шахмат неисчерпаемый источник удовольствия. В текущем году сборник избранных композиций Лойда впервые вышел на русском языке (автор Р. М. Кофман, 56).

В 1878 г. Лойд выпустил большую работу, назвав ее «Шахматная стратегия» (57). Это очень интересная книга о шахматной композиции, написанная в форме непринужденных бесед с читателем на самые различные темы, связанные с задачами. Книга иллюстрирована большим количеством — более полутысячи — произведений автора. Лойд затрагивает весьма широкий круг вопросов, относящихся и к технике, и к самому существу, идейному богатству задачи. Книга Лойда появилась раньше других книг по теории композиции, которым предстояло выйти в европейских странах в течение ближайших десяти лет. Лойд не пытался формулировать какие-то нормы, правила составления задач. Всякая канонизация неизбежно означает ограничение, а это органически чуждо Лойду. Он не примыкал ни к какой определенной школе, оставляя за собой свободу работать в любом направлении. На всем протяжении творческой деятельности Лойда, а длилась она свыше полувека, его неизменно занимала одна мысль: яркость и неожиданность замысла.

Кто, кроме Лойда, осмелился бы выступить в конце XIX века с задачей, подобной его двухходовке 293?

293

С. Лойд   «Нью-Йорк санди гералд», 1889 г.

 

Мат в 2 хода

Слон покидает сильнейшую позицию, оставляя беззащитной ладью, проделывает длиннейший путь, чтобы стать в засаду за вражеского слона:

1. Сf8 С:b2 2. С:h6#. Эта идея, названная американо-индийской, разрабатывалась многими авторами, которые соревновались в наиболее экономичном ее представлении. Сам Лойд повторил ее через три года в другом, фронтальном, механизме. Но ни в одной из этих композиций не удалось достичь того поразительного эффекта, который производит первое произведение Лойда.

 

Задача 294 является достойным завершающим аккордом всего творчества Лойда.

294

С. Лойд   «Чекмейт», 1903 г.  I приз

 

Мат в 3 хода

Нельзя не согласиться с тем, что эта задача является «самым колоссальным трюком всех времен». Действительно, кому придет в голову, решая задачу, покинуть королем надежное укрытие и пуститься в отчаянное плавание навстречу опасностям и угрозам. Но Лойд делает это!

1. Кре2— черным предоставляется возможность превратить пешку в ферзя и объявить двойной шах, от которого, казалось бы, нет спасения:

1… f1Ф+ 2. Кре3 — наперекор стихиям король идет к заветной цели! Черные могут объявить множество разнообразных шахов, но они не в силах предотвратить мат одной из белых батарей. Если черные, убедившись в беспомощности ферзя, попытаются превратить пешку в коня 1… f1К+ то их ждет ответ 2. Лf2+. Задача имела девиз «Гамбит Стейница». Характеризующий этот гамбит ход короля—

1.с4 е5 2. Кс3 Кс6 3. f4 ef 4. d4 Фh4+ 5. Кре2— совпадает с первым ходом решения задачи.

 

Новый подъем в развитии задачной композиции в США наступает около 1870 г. В этом году возникает новый шахматный журнал «Дюбук чесс джорнэл», уделявший большое внимание композиции и регулярно проводивший конкурсы составления задач. В том же году начинает свой творческий путь замечательный американский композитор В. Шинкман. который явился сподвижником и продолжателем Лойда.

Период наибольшей активности у Лойда закончился в I860 г. Теперь, в 70-е годы, Шинкман стал более ревностным пропагандистом лойдовских идеи, чем даже сам Лойд.

Творческие воззрения этих двух композиторов полностью совпадали. О. Вюрцбург в предисловии к сборнику задач Шинкмана, выпушенному Уайтом в 1929 г. (58), писал: «Я не знаю двух композиторов, которые бы так походили друг на друга. Их взгляды были абсолютно одинаковыми».

Это единство как бы нашло символическое выражение в том, что оба автора независимо и в одно время составили композицию № 295, посланную ими в составе своих посылок на одни и тот же конкурс, который был проведен в связи с III Американским шахматным конгрессом в Филадельфии в 1876 г., приуроченным к празднованию столетии Американской революции.

№295

С. Лойд и В. Шинкман     Филадельфийский конкурс, 1876 г.

Мат в 3 хода

Единственное различие заключалось в том, что у Лойда первый ход 1. Фс3 делался не с bЗ, а с d2, причем у черного короля отнималось поле f3, но зато ему одновременно предоставлялись два других поля. Основные варианты:

1... Kpf4 2. Kd2;  1... Kpd5 2. Лd2+;  1... Kf2 2. Фе5+; 1... Kg3 2. Фd4+; 1... h5 2. Kg5+.

 

Конечно, между Лойдом и Шинкманом были и различия. Лойд начал работать на заре современной композиции, перед ним лежало нераспаханное поле задачной тематики, и он черпал из него идеи, если можно так выразиться, шутя и играючи. Шинкман творил позже, ему труднее было быть таким же оригинальным, но зато он имел большое преимущество в технике, Шинкман иногда возвращается к идеям Лойда и реализует их во всеоружии опыта. Примером может служить задача № 296, в которой получает дальнейшее развитие идея одновременного нападения.

№296

В. Шинкман     «Детройт фри пресс», 1882 г.

Мат в 3 хода

Здесь белый ферзь атакует сразу две черные ладьи, привязанные к защите полей а7 и b8. После 1. Kph1 черные в цугцванге:

1... Ла6 2. Фе2;   1... Ла4 2. Фe4;   1... Л:а2 2. Фf7;    1... Лс8 2. Фf5;   1… Лd8 2. Фd5;   1 Лh8 2. Фс3;   1 h4 2. Фh5.

 

Шинкмана, как и Лойда, отличало необычайное многообразие. Он почти никогда не повторялся. В каждой его задаче находится что-то новое, а ведь его творческое наследие насчитывает свыше 3000 произведений!

Задача № 297 иллюстрирует излюбленный прием Шинкмана при построении первого хода.

№297

В. Шинкман     «Дейче шахцейтунг», 1875 г.

Мат в 3 хода

Казалось бы, что может быть естественнее и сильнее, чем прямая атака на короля 1. Фd7+? Однако после 1... Кр:f6 приходится отрезать королю пути бегства, и 2. Cf4 ведет к пату. Ферзь действительно должен попасть на седьмую горизонталь, но гораздо более «деликатным» способом:

1. Фа7. Теперь в случае 1... Кр:f6 ход 2. Cf4 достигает цели (2… Кр:f5 3. Фf7#), а при других отходах решает 2. Cd6.

 

Шинкман очень любил построение эхо-вариантов. Вот красивый пример №298,

№298

В. Шинкман     «Хаддерсфилд колледж мэгезин», 1880 г.

Мат в 3 хода

 После 1. e3 черные в цугцванге. На безразличный уход черной ладьи следует 2. Ф:с4+.

Ладья предупреждает эту угрозу зашитой полей с4 или е2. Тогда получаются две пары картинных эхо-вариантов с правильными матами:

 1... Л:е3 2. Фb1+ Кре2 3. Kd4#;  1... Лd2 2. Фf5+ Кре2 3. Кс3#;  1... Лd4 2. К:d4 Kpe1 3. Фb1#;  1... Лс3 2. К:с3 Крf2 3. Фf5#.

Дополнительные варианты: 1... Кре2 2. Фh5+ и 1... h3 2. Kg3+.

 

Несложное построение и нетрудное решение имеет задача № 299, но замысел ее очень остроумен.

№299

В. Шинкман     «Миррор оф америкэн спортс», 1885 г.

Мат в 4 хода

Черные беспомощны, у них остались лишь два хода пешками «d», однако белым не просто использовать свое преимущество. Напрашивается мат ферзем по диагонали h8-c3, но как туда попасть, если ферзь загорожен собственными фигурами? Две ладьи должны услужливо проложить ему путь:

1. Лh7 d2 2. Ла8 d3 3. Фа7 и 4. Фg7#. Последовательно дважды проведенное освобождение линий.

 

И снова пример иного рода — миниатюра №300 с несколькими правильными матами и тихими вариантами:

№300

В. Шинкман     «Сент-Джонс илоб», 1890 г. I приз

Мат в 3 хода

1. Фd6 b2 2. Фb4 b1Ф 3. Фа4# или 2... К~ 3. Ф:b2#;   1... К~ 2. Фd2+ Кра3 3. Фа5#;    1… Ке3 2. Фе5 Крb1 3. Фb2#.

 

Проблему № 301 сам Шинкман комментировал так: «Здесь нова и курьезна сама принципиальная основа задачи. На каждом шагу решения необходимо делать чисто выжидательные ходы; это вызывает необходимость первого хода пешкой — в противном случае черные возьмут эту пешку и белые сами могут оказаться без хода.

№301

В. Шинкман     «Америкэн чесс мэгезин», 1898 г.

Мат в 4 хода

Например: 1. Ке6 К:bЗ 2. Ке7 Kd4, и мата не видно». После 1. b4 может ходить только конь. Ладья привязана к защите полей g4 и е3

(1... Л:b4 2. Ф:е3 Лg4 3. hg). Однако и ходы коня недостаточны: 1... Кb3(с2) 2. Кc6 Kd4 3. Ке7, и черные вынуждены снять удар с одного из обороняемых полей. Важно подчеркнуть, что конь перекрыл черную ладью по четвертой горизонтали и лишил ее возможности сыграть, скажем, на b4, что теперь спасало бы от мата.

 

Большое внимание Шинкман уделял многоходовкам. Будь в начальном положении задачи №302 ход черных, мат достигался бы в 4 хода.

Но выжидательного хода у белых нет, и они вступают своим королем в единоборство со слоном черных с целью выиграть необходимый темп:

№302

В. Шинкман     «Детройт фри пресс», 1881 г.

Мат в 12 хода

1. Kpc1 Ce1 (1... d2+ 2. Kpd1 и З. Сb4# или 3. Сс7#) 2. Kpb2 Cd2 3. Кра2 Ce1 4. Kpa1 Cc3+ 5. Крb1 Cd2 6. Kpb2 Ce1 7. Kpc1 Сс3

8. Kpd1 (снова создалась начальная позиция, но с ходом черных) 8... d2 9. Крс(е)2 d1Ф+ 10. Kp:d1 Cd2(e1) 11. Kp:C b5 12. Cc7#.

 

Известным американским композитором являлся Д. Денсмор. Хотя он и не обладал широтой и яркостью таланта своего тестя — знаменитого Лойда, но стиль его был довольно своеобразен и самобытен. Расцвет творчества Денсмора относится к XX веку. Из работ раннего периода приведем его композицию №303

№303

Д. Денсмор  (до 1890 г.)

Мат в 3 хода

Идея ее — в освобождении главной диагонали для ферзя встречным движением слона: 1. Ca1 Крb8 2. Фb2 Крс8 3. Фh8#.

Значительных успехов достиг Отто Вюрцбург, племянник Шинкмана. Опубликовав первое произведение в 1887 г., когда ему было всего лишь 12 лет, Вюрцбург быстро выдвинулся в число ведущих американских проблемистов.

Уже с первых шагов он нашел свой собственный стиль, которого держался во всем последующем творчестве, Он любил работать с ограниченным материалом. Обычно в его задачах у белых, кроме короля, только ферзь и одна-две фигуры без пешек. И в этот ограниченный и довольно трудный для обработки материал ему удавалось вкладывать столь разнообразное содержание, что его по праву следует отнести к последователям Лойда.

 

Знаменитая задача № 304 является классической иллюстрацией темы Тертона -

№304

О. Вюрцбург  «Дейче шахцейтунг», 1895 г.

Мат в 3 хода

Ходом 1. Сh3 белые освобождают путь своему ферзю, угрожая 2. Фg4.

Это проходит и при 1. Kpc7, когда белый ферзь при поддержке слона дает два правильных мата: 2… Крb8 3. Фс8# и 2... Kpd8 3. Фd7#.

Очень красив и эффектен дополнительный вариант с жертвой ферзя 1... а5 2. Фа6+ Кр:а6 3. Сс8#, также заканчивающийся правильным матом.

 

Композиция №305  представляет собой новую вариацию на тему одновременного нападения.

№305

О. Вюрцбург «Америкэн чесс мэгезин», 1899 г.

Мат в 3 хода

После 1. Ke1 грозит 2. Фh6+ Ch2 3. Ф:с6#. Надо уходить слоном с6. В зависимости от отступления белые используют одну из возможностей одновременного нападения. В случае 1... Се4 и 1… Са8 повторяется механизм угрозы, только ферзь шахует с других полей

(соответственно 2. Фh4+ и 2. Фh8+). При иных отступлениях слона одновременное нападение ферзя на того же слона осуществляется другим образом: 1... Сb7 2. Фb6, 1... Cd5 2. Фd4 и 1... Cg2 2. Фf2, во всех случаях с матом 3. Фg1#.

На 2... Са7 следует мат ферзем по вертикали «h», а на 2... Ch2 — мат со взятием слона по главной диагонали, используя блокирование поля h2.

 

Пример №306 содержит два красивых эхо-мата при положении черного короли на полях разного цвета:

№306

О. Вюрцбург «Тийдскрифт», 1900 г.

Мат в 3 хода

 1. Cg4 f2 2. Cf5+ Кре3 3. Фh6# —правильный диагональный мат, черный король стоит на черном поле; 1… Кре3 2. К:f3+ Кре2 3. Фа6# —такой же правильный диагональный мат ферзем с точным повторением расположения остальных белых фигур относительно черного короля, но вся матовая картина зеркально отразилась относительно вертикали «е» и опустилась на один ряд вниз, черный король стоит уже на белом поле.

Есть в задаче и третий правильный мат: 1… Ке2 2. К:е2 fе 3. Фd4#.  Угроза 2. Кb3.

 

Шинкман, Вюрцбург и Денсмор — вот, собственно, и все непосредственные последователи лойдовского стиля.

Следовать Лойду было очень и очень трудно, для этого надо было обладать значительной долей его таланта. Авторы указанной выше работы по истории американской композиции прямо пишут: «Принципы Лойда , . . не смогли явиться объединяющим руководящим началом. Американские проблемисты все более и более понимали, что их надежды на успех в европейских конкурсах заключаются только в исполнении роли второй скрипки за зарубежными мастерами; во многих отношениях это было легче, чем следовать прямо по стопам Лойда». Этот приговор, конечно, излишне суров. Американские проблемисты не просто следовали за европейскими мастерами, но и занялись изысканием новых путей.

В области трехходовки, во всяком случае в пределах XIX века, эти поиски больших успехов не дали. Американские авторы пытались, например, разрабатывать задачи с правильными матами. В примере №307 вступление

№307

В. Мередит    «Дюбук чесс джориэл»,  1871 г. II приз         

Мат в 3 хода

1. Фd6 создает угрозы мата 2. Фf4# и жертвы ферзя на е5—2. Фе5+ Л:е5 3. К:с5#. Шахи белому королю не защищают от второй угрозы, и приходится брать ферзя:  1... С:d6+   2. Кс5+ Кре5 3. Kd7#  или 1… Ф:d6 2. Kf2+ Kpe5 3. Kg4#.

В обоих случаях проходят правильные маты с использованием блокирования поля d6.

 

Работали проблемисты США и в области трехходовки без правильных матов. Иллюстрацией может служить задача №308.

№308

Д. Уэйнрайт    «Миррор оф америкэн спортс»,  1885 г. I приз        

Мат в 3 хода

После хода 1. Лс6, предоставляющего черному королю два свободных поля, грозит 2. Лc5+ Kpd6 3. Лd5#. Это же проходит и на 1… Kpd5.

На 1… Кре4 следует 2. Л:е6+ Kpd3 3. Фа6#. Наиболее тонкий вариант получается при защите черных разблокированием поля с7.

На 1… Сс~ решает просто 2. Cd6+, на 1... Сb8, сохраняющее защиту поля d6,— отступление ладьи 2. Лb6 с угрозой 3. Лb5# и матами слоном

 2… Са7 3. Cd6# и 2… d3 3. Сс3#.

 

Зато в области двухходовки американские композиторы в результате большой систематической работы открыли богатейшую жилу не изведанных ранее идей.

Во вступительной статье к книге «Век двухходовки» (59) Уайт устанавливает пять периодов развития современной двухходовки, из которых два относятся к XIX веку. В течение первого периода, начинающегося с д'Орвилля и кончающегося 1875 г., постепенно вытесняются комбинации с жертвами и форсированной игрой. Именно в эти годы значительное внимание двухходовке уделял Лойд, хотя он и считал эту форму недостаточно интересной.

Второй период, охватывающий последнюю четверть XIX века, характеризуется появлением новых тенденций, идей и критериев, в результате которых, по словам Уайта, двухходовые задачи все более отдаляются от шахматной игры. Главную роль в данном процессе играли английские и американские проблемисты,

В начале второго периода весьма популярны были двухходовки с игрой черного короля, которому предоставлялась относительная свобода.

В задаче № 309 королю доступны все четыре фронтальных поля.

№309

В. Шинкман    «Лебонон гералдс»,  1877 г.  I приз        

Мат в 2 хода

В такой позиции угрозы создать нельзя, дать мат невозможно. Однако вынужденный из-за цугцванга покинуть это убежище, король незамедлительно получает мат: 1. Фа7 Крg3 2. Ле2# и 1... Кр:h2  2. Лg5#, аналогично другой батареей 1… Kpf2 2. Лg4# и 1… Kpg1 2. Ла2#.

 

В том же духе композиция № 310 — черных фигур мало, борьба идет со свободным королем.

№310

Д. Карпентер    «Дюбук чесс джориэл»,  1871 г.  I приз        

Мат в 2 хода

 Блестящий первый ход 1. Фd6 предоставляет королю в добавление к имевшемуся в начальном положении еще четыре свободных поля. Отступления короля приводят к четырем ответам белого коня:

1... Крс4(с2) 2. К:е3#;   1... Крd4(е1Ф) 2. Кb6#;   1... Кре4 2. Ке7#;   1... Kpd2 2. Кb4#.

Очень красиво построение, выполненное экономично, без белых пешек.

 

Интересны проблемы Г. Бордмана, добившегося успехов уже в 12-летнем возрасте. В задаче №311 есть любопытные тонкости.

№311

Г. Бордман    «Холиок трэнскрипт»,  1881 г.  I приз        

Мат в 2 хода

После 1. Фb5 Фb(:а)4 включение белого ферзя на d3 позволяет матовать батареей, для чего надо отнять конем другое свободное поле f5. Однако выполняется это только путем 2. К5е3#, так как другой ход, также отнимающий это поле,—2. Ке7, не проходит из-за развязывания черной ладьи е5. Аналогично на 1… f5 (Л~) годится лишь 2. Кf4#, но не 2. Кb4? Далекий предшественник современных комбинаций в попытках.

 

Пример №312 типичен для английского стиля

 №312

Г. Бордман    Филадельфийский конкурс,  1876 г.  II приз        

Мат в 2 хода

На доске обилие черных фигур, обладающих большой свободой и создающих в результате цугцванга многочисленные варианты.

Мотивы, делающие возможными маты после ходов черных, еще весьма элементарны, в подавляющем большинстве это простое отвлечение:  

1. Cg1 Ле2 2. Ф:a1#,   1... Кb~ 2. Кс6# и т. д. Только три мата, из общего числа 14, осуществляются с использованием момента блокирования:

1... Ле6 2. Лf5#,  1... Ле4 2. Кf3# и  1... Сd4 2. Ch2#.

 

Весьма близка к рассмотренной по механизму позиция №313.

№313

Д. Никс «Дизайн энд уорк», 1881 г.  II  приз

Мат в 2 хода

 Расположение основных действующих сил — белого ферзя и черных ладьей - относительно короля одинаково, совпадают и многие варианты. Однако имеются и различия, и притом настолько существенные, что судьи, несмотря на наличие такого близкого предшественника, сочли возможным отметить задачу высоким отличием. Игра добавленного черного слона d1 создает два интересных варианта с перекрытием черной ладьи: 1. Cc7 Cg4 2. Фf4# и 1... Ch5 2. Ф:h8#. Получающиеся в этих вариантах маты не новы. Они проходили как в первой задаче, так и в самой второй при игре ладьей, однако новой является идейная мотивировка возможности их появления при ходе слона.

 

Задача №314 выделяется красивым и трудным первым ходом

№314

В. Мередит    «Дюбук чесс джориэл»,  1889 г. I приз        

Мат в 2 хода

1. Фd2, уводящим белого ферзя с активной позиции в засаду. Основные варианты:

1... Kpd6 2. Кс4#;   1... Ф:b3   2. Kd7#;  1... Ф:f3 2. Фd4#;   1... Ф:d2 2. Кс4#; угроза 2. Фh2#.

 

Автор этого произведения В. Мередит обычно строил задачи с ограниченным материалом. В честь него двухходовки, в которых общее число участвующих фигур не превосходит 12, стали называть «мередитами». Сборник его 100 задач вышел в 1916 г. (60).

Американские композиторы раньше других обратили внимание на тактические идеи, заключающиеся в ходах черных фигур, и начали их активно разрабатывать в двухходовой форме. В первую очередь это относится к идее перекрытия. В трех следующих иллюстрациях указанный тактический  момент является основой авторского замысла.

В примере №315 мотив перекрытия черных фигур пронизывает все решение.

№315

Д. Уэйнрайт   «Вандерер»,  1886 г. I приз        

Мат в 2 хода

Первый ход 1. Cd6, создающий угрозу 2. e3#, одновременно перекрывает пешку d7, чтобы лишить черных возможности защищаться в варианте

1... с3 2. Фf7#, где белые, как и при 1... е3 2. Фа8#, пользуются перекрытием черной ладьи h3. В варианте 1... ef 2. е4# белые сами на матующем ходе выключают черного слона h7. В разветвлениях 1... d3 2. ed# и 1... Л:f3 2. ef# белая пешка е2 дает еще два мата.

Она проявляет максимальную активность.

 

В проблеме № 316 идея перекрытия осложняется тонкими нюансами.

№316

Г. и Э. Бетманы «Нашвилл америкэн», 1887 г. II приз

Мат в 2 хода

Перекрывается здесь связанный черный ферзь, а использует перекрытие сам белый король: 1. Лес2 Се3 2. Кре2# и 1... Се5 2. Кре3#.

 

Три брата Бетман — Джекоб, Эдгар и Генри — были одними из самых активных американских составителей двухходовок в конце XIX века, особенно последний, который продолжал работать и имел успехи до 20-х годов нынешнего столетия.

Авторы задачи №317 стремились выразить идею перекрытия в наиболее полном виде.

№317

Г. и Э. Бетманы  «Сент-Джонс глоб», 1888 г.  I приз

Мат в 2 хода

Здесь черная ладья h2 четырежды перекрывает слонов: 

1. Ка3 Лg2 2. Кр:h3#;   1… Лf2 2. Kp:g3#;  1... Ле2 2. Лd3#;   1... Лd2 2. Сb2#.

Черные слоны, становясь на поля второй горизонтали, в свою очередь перекрывают ладью, что ведет к 2. К:с2#. Эта композиция показательна в том отношении, что ради максимального представления идеи авторы отступают от одного из основных требований английской школы—отсутствия дуален. Здесь дуали есть в варианте 1... Cg2 и при уходе ладьи d5 с пятой горизонтали. Некоторое ослабление формальных требований вообще характеризует американскую двухходовку конца XIX века в отличие от ортодоксальной английской школы.

 

Намного опередила свое время задача № 318, воплощающая в весьма полном виде и хорошей форме идею развязывания белых фигур.

№318

О. Вюрцбург   «Филадельфиа телефон»,   1892 г.

Мат в 2 хода

Интересно и то, что автор отказывается от характерной для английской школы формы цугцванга и строит задачу на угрозу.

После 1. Сh3 грозит 2. Ле6#. В вариантах 1... Cd7 2. Kg6# и 1... Cf7 2. Кс6# черные развязывают белого слона, а в разветвлениях

1... Кb6 2. Ле4#  и  1... Кс5 2. Лd5# —белую ладью.

Новое в последних композициях заключается в том, что в них основу замысла и содержания составляют тактические идеи, представляемые в ряде параллельных вариантов. Открытие возможности такого построения задач составляет заслугу американских проблемистов, которые проложили путь к быстрому овладению идейным богатством современной двухходовки к началу XX века заняли ведущее положение в данной области. Это открытие оказало значительное влияние на весь дальнейший ход развития двухходовки, в частности на творчество самих английских композиторов.