ЧАСТЬ   IV

ЗАДАЧНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И США

Глава  10

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ В ЕВРОПЕ

Задачная композиция в Голландии, Швеции, Дании, Венгрии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Польше

 

До сих пор мы знакомились с развитием шахматной задачи в основных европейских центрах. Однако задачная композиция не замыкается ими. В большей или меньшей степени, раньше или позже она распространяется уже в XIX веке почти по всей Европе.

Уже в первом международном конкурсе «Эра» наряду с проблемистами Англии, Германии и Австрии принимали участие бельгийские и венгерские композиторы. К концу 70-х годов представительство значительно расширяется. Например, в Нью-Йоркском международном конкурсе 1880 г., проведенном в связи с V Американским шахматным конгрессом, из 53 участников лишь половина была из США, а другая представляла добрым десяток стран, причем, кроме Англии, Германии и Австро-Венгрии*, здесь были участники из Голландии, Швеции, Италии, Греции, Румынии и Канады. А десятилетием-двумя позднее среди призеров конкурсов можно было встретить еще представителей Дании, Испании, Швейцарии,   Норвегии, первых успехов добились польские, финские и сербские проблемисты. О России нам предстоит особый разговор.

*Читателям, конечно, известно, что в этом насильственно сколоченном государственном объединении, распавшемся в 1918 году, под властью австрийской монархии находились не только венгерский, но также чешский, словацкий и ряд югославянских народов.

 

Во всех этих странах понемногу возникает шахматная печать — появляются отделы в общих изданиях и специальные шахматные журналы. Раньше других такой журнал создается в Голландии, затем в Швейцарии, зарождаются журналы в Испании, Дании и других государствах. Не все органы шахматной печати оказываются долговечными, некоторые вскоре прекращаются, другие выходят с перерывами, но так или иначе шахматные журналы получают значительное распространение. Во многих странах выходят книги по шахматной композиции, сборники задач.

Пионером в организации международных конкурсов составления задач в рассматриваемых странах явилась Италия. В приведенном ранее списке первых международных конкурсов упоминался и итальянский конкурс. А к концу века не оставалось ни одной страны из названных выше, в которой не был бы проведен хотя бы один международный конкурс.

Пожалуй, наиболее богатую историю имеет задачная композиция в Голландии. Ее краткое изложение дано в книге М. Нимейера «Антология голландской шахматной задачи за 1792—1933 годы» (41).

Пионером шахматной композиции в Голландии явился Ф. ван Ньевелт (1743—1826 гг.), опубликовавший первую задачу в 1792 г. Он же был автором первых голландских шахматных книг. Период работы предшественников современной композиции продолжается до 1846 г., когда в Голландии начинает выходить шахматный журнал «Сисса», непрерывно издававшийся до 1874 г. Задачный отдел этого журнала пользовался значительным авторитетом, в нем печатались не только голландские проблемисты, но и многие зарубежные мастера задачи.

Из произведений этого периода приведем задачу №241, содержащую тонкие маневры белого слона.

№241

Г. де Бур    «Сисса», 1862 г.                         

Мат в 6 ходов

Будь в начальном положении ход черных, они получили бы мат в 4 хода. Действительно, на 1... Крb5 следует 2. Cd1 Крс6 3. Ch5 с матами

 3... Крb5 4. Се8# или 3... Kpd5 4. Cf3#, в случае же 1... Kpd5 готов ответ 2. Cg6 и после 2... Крс6 снова 3. Сh5 с теми же матами. Однако белые не имеют выжидательного хода и вынуждены потерять два темпа, чтобы вернуться к исходной позиции, но при ходе черных:

1. Cg6 Kpd5 2. Сb1 (или Ch7) 2... Крс6 3. Сс2, после чего проходит указанная игра. При симметричном расположении фигур несимметричное решение.

 

Годы 1874—1892 характеризуются отсутствием периодического печатного издания в Голландии. Композиция продолжает совершенствоваться, но авторы публикуют свои произведения преимущественно в зарубежных изданиях. К этому времени относятся первые успехи голландских проблемистов на международных конкурсах.

Композиция №242 — первая работа голландского автора, получившая в конкурсе высшее отличие.

№242

А. Адама    «Бритиш чесс мэгезин», 1887 I приз                                       

Мат в 3 хода

После хода 1. Фh7, которым ферзь перешел через критическое поле d3, грозит 2. Kd3+. При игре короля на d4 и f4 проходят два чистых мата:

1... Kpd4 2. Фh6 Кр:с5 3. Фb6#  и  1... Kpf4 2. Kd3+ Kpf3 3. Фh1#.

Остальные варианты таковы: 1... Kpd6 2. Kd3;    1... d4 2. Фе4+;  1... Cf5 2. Фс7+;   1... Сb5 2. Фе7+;   1... Kf3 2. Kf:d7+.

Задача в английском стиле и удостоена первого приза на большом английском конкурсе.

 

Оригинальна по конструкции позиция №243 в ней нет пешек.

№243

Л. де Йонг    «Баи фрай», 1890 г. IV приз

Мат в 3 хода

Тонкое вступление 1. Kpg7 ставит черных в положение цугцванга. Наиболее интересен вариант 1... Кра2 2.  Фf7+ с тремя матами  при связке ладьи:  2... Кра1 3. Лf1#,  2... Лbb3 3. Лf2# и 2... Лаb3 3. Ла4#. Последний мат — правильный. Этот вариант объясняет, почему надо играть королем и только на g7, а не на е7. Белый ферзь должен давать шах на f7, так как при 2. Фс4+ Лаb3 мата не будет из-за перекрытия ладьи ферзем. Интересны разветвления 1...Ла6(а8) 2. Фb6(b8) с тихими ходами и правильным матом 2... Л:Ф 3. Ла4#. На другие ответы ладьи следует ее взятие ферзем или ладьей.

 

Двухходовка №244 составлена в англо-американском стиле.

№244

В. Мейнерс     « Иллюстрейтид америкэн», 1891  I приз                                             

Мат в 2 хода

На ходы черной ладьи получаются 7 различных матов:  1. Ле6 Лg4 2. Лf5#;        1... Лf4 2. Ке3# —с перекрытием;

1... Ле4 2. Лd6#;       1...  Лd4 2. Фс6# – с блокированием;

1... Лс4 2. dc#;    1... Лb(а)4 2. Кр:Л#.

При 1... Cg(f)4 перекрывается ладья —2. Крb4# ,

а взятие ладьи позволяет использовать блокирование 1... С:е6 2. Фс5#.

 

1892 г. открывает новый период, связанный с созданием Голландского шахматного союза и его ежемесячного органа «Тийдскрифт», продолжающего выходить до наших дней. Союз начинает регулярно проводить международные конкурсы составления задач.

В задаче № 245

№245

М. Коэйерс     «Амстердамер веекблад», 1896 г.  I приз

Мат в 4 хода

 вступление 1. Kf5 создает угрозу 2. Фg2+. Если черные защищаются, например, ходами пешек 1... g5 или 1... h5,

то проходит вторая угроза 2. Kd6+ Kpd5 3. Крс7 и мат ферзем с полей f5 или f7. Этот же ход конем решает и при 1... Крd3.

Парировать обе угрозы можно, играя пешкой «f», —1... f6, но тогда белые дают правильный мат, используя блокирование поля:

2. Фd2 Кр:f5 (иначе 3. Kg3+) 3. Фd5+Kpg6 4. Kf8#. Центральный вариант получается после 1... Kpd5, на что следует 2. е4+ с тонким продолжением 2... Крс4 3. К:с5 b4 4. Kd6# и еще двумя правильными матами при 2... Кр:е4 3. Фg2+ Kp:f5 4. Фg4+ или 3... Kpd3 4. Ke5#;   2... Крe6 3. Ф:c5.

 

Композиция №246, принадлежащая одному из наиболее активных голландских авторов,

№246

И. Колпа «Лежер ауэ»,   1900 г. I приз

Мат в 3 хода

 решается эффектным ходом 1. Cd4, выключающим белого ферзя и освобождающим черному королю два свободных поля.

Интересно разделение ответов слоном при ходах короля на эти поля:

1... Кр:g4 2. Сс3+ Kpf5 3. Kg7#  и 1... Кре4 2. Се3+г Kpd3(d5) 3. Kf4#. В первом варианте мат правильный.

Еще два правильных мата, образующих между собой эхо, получаются в случае 1... Кре6 2. Kg7+ Kpd5 3. Kf6# и

1… ~ 2. Фd7+ Kpe4 3. Kf2#.  Вторая угроза 2. Kgf6.

 

В середине XIX века зарождается шахматная композиция в Скандинавии, в первую очередь в Швеции и Дании. Первые шаги проблемистов этих стран описаны в вводной статье к сборнику «Северные шахматные задачи 1858-878 годов», составленному совместно шведским композитором А. Ариелем и датчанином С. Серенсеном (42).

Одним из пионеров современной шведской композиции был И. Шульц, начавший составлять задачи в 1857 г. Интересна проблема №247, относящаяся к первым годам его творчества.

№247

И. Шульц    «Дейче шахцейтунг»,    1860 г.                                        

Мат в 5 ходов

Двумя вступительными ходами 1. Ke6+ de 2. Се7+ Л:е7 белые подготовили осуществление красивого маневра с предоставлением черному королю двух свободных полей 3. Лg2 b3 4. Лс2+ bc 5. b4; ходы черного короля также не спасают; 3... Крс6 4. Лd2+ или 3... Kpd5 4. Лg5#.

 

Наибольшую известность в этот ранний период приобрели шведские проблемисты А. Арнель и Р. Сальберг.

Задача № 248 завоевала высшее отличие в одном из американских конкурсов.

№248

А. Арнель   «Детройт фри пресс»,  1877 г. I приз                              

Мат в 4 хода

Первый ход 1. Kpg8 атакует поле f7 и создает угрозы 2. Л:d7+ Kd6 3. Kfe7+ и 2. Л:h4 Кр:е6 (2... ~ 3. е4+) 3. Kg7+.

Главный вариант 1... de содержит красивый тихий ход ладьей, становящейся в засаду за две фигуры—2. Лh5.

Грозит 3. е4+; не спасает 2... cf, так как после 3. e4+ fe следует правильный мат при связанном слоне 4.  Kf4#.

 

В Дании наибольших успехов в ту же пору достиг соавтор упомянутого выше сборника С. Серенсен. Он составлял сложные, трудные для решения задачи. Вероятно, именно его задачи имел в виду Лойд, когда писал о чрезвычайной трудности, отражающей суровость северного климата.

О пятиходовой задаче Серенсена из посылки, получившей I приз па конкурсе Британской шахматной ассоциации 1873 г , даже привыкшие к трудным решениям немецкие комментаторы вынуждены были написать «Kolossal schwer»

С. Серенсен   Конкурс Британской шахматной ассоциации,  1873 г. I приз                              

Мат в 5 ходов

1. Ф:b2, угроза 2. Сс7+ Кр:с7 3. Фb7+, 1… Лb4 2. К:f5 еf 3. Л:е7 Кр:е7 4. Фf6+;  1... К:b2 2. Се8 Ла7 3. Кс:е6 С:е6 4. Л:е6+

Не справившись с трудностями устранения побочных решений. Серенсен вынужден был прибегнуть к грубому первому ходу со взятием слона.

Можно предложить такую версию задачи, с лучшим 1-м ходом -

версия

Мат в 5 ходов

1. Фb2 и т.д.

 

 Задача №249 относится еще не к самым трудным.

№249

С. Серенсен   Конкурс Британской шахматной ассоциации,  1873 г. I приз                              

Мат в 4 хода

Первый ход 1. Лf3 создает угрозу 2. Кс6+, которая проходит и при взятиях ладьи, приводящих к двум вариантам с правильными матами: 

 1... К:f3   2. Кс6+  Кр:е4 3. Фd5+ К:d5   4. Cc2# и  1… С:f3 2. Кс6+ Кр:е4 3. Фе8+ Ле7 4. Фg6#. Больше тонкости и трудности содержится в дополнительных вариантах: 1... Кес2 2. Фf6+(вторая угроза) 2... Кр:е4 3. Ке6;    1... Лg6 2.  Kf5 Кр:е4 3. Фd4+

 

Любопытен пример № 250, где Серенсен осуществляет так называемую римскую идею задолго до открытия ее Котцем и Коккелькорном.

№250

С. Серенсен   «Дейче шахцейтунг»,  1862 г.                

Мат в 3 хода

Нельзя сразу 1. Kd4 с угрозой 2. Кb3# ввиду 1... Cg8. Необходимо сначала отвлечь тематическую черную фигуру таким образом, чтобы при ее дальнейшей защите от угрозы возникало некоторое ослабление. Поэтому  1. Cf3, угрожая 2. С:е4 и  вынуждая 1... С:f5. Теперь, после 2. Kd4, при прежней защите ходом слона на диагональ а2—g8 он окажется под ударом белого коня— 2... Се6 3. К:е6#.

 

В 1873—1881 гг. в Дании издается журнал «Нордиск шахтиденде», а с 1895 г. выходит на шведском языке «Тидскрифт фор скак».

Работы шведских и датских проблемистов последней четверти XIX века были собраны в двух сборниках: И. Рос «370 избранных шведских шахматных задач» (43) и И. Иесперсен «320 датских шахматных задач периода 1878—1902 годов» (44).

В Швеции в эти десятилетия выдвинулся Ф. Гейерштам. Его сложные содержательные произведения принесли ему много отличий на международных конкурсах. По стилю он приближался к немецкой школе. Задача №251 содержит главный вариант с двумя вступительными ходами и двухходовым матовым финалом:

№251

Ф. Гейерштам   Конкурс Западно-Германского шахматного союза, 1877 г.    II приз                                     

Мат в 4 хода

1. К:с5 Л:d3 2. Ке4 Л:f4 3. Фe6# и 4. Фе6#. В зависимости от отступления короля на с4 или е4 получаются два разных правильных мата, объявляемых одним и тем же ходом ферзя. Угроза 2.  Фе6+ c последующим 3. Сb5 или 3. Лf6. На ответ 1... Кс7, защищающий поле е6, проходит другая угроза с тихим вторым ходом 2. Кb7 Л:d3 3. Фс5+.

 

Наиболее известна композиция Гейерштама № 252, завоевавшая I приз в конкурсе Германского шахматного союза.

№252

Ф. Гейерштам    Конкурс Германского шахматного союза, 1883 г.    I приз                                     

Мат в 3 хода

Блестящий первый ход 1. Фh8, удаляющий ферзя из игры и ставящий его под удары обеих ладей, приводит к двум симметричным вариантам с правильными матами: 1...  Лg:h8 2. К:g4 cd 3. Kf2# или 2... Ф : d6 3. Kf6#; 1... Лh:h8 2. Kd7 cd 3. Kc5#  или 2... Ф:d6 3. Кf6#.

 

В самом конце века Швеция дала нового большого мастера И. Фридлициуса, расцвет творчества которого относится уже к XX столетию. Он составлял главным образом трехходовки в чешском стиле и достиг в этом направлении значительных успехов. В дальнейшем по его стопам пойдет знаменитый норвежский композитор И. Шель, который станет признанным мастером ортодоксальной чешской школы.

Проблема №253 выделяется хорошим первым ходом и серией правильных матов, из которых особенно интересны два первых:

№253

И. Фридлициус «С.-Пб. цейгунг», 1898 г. I приз

Мат в 3 хода

1. Лf3 ~ 2. Фh4+ gh 3. Лf4#;

1... C:c4 2. c3+ Kp:d5 3. Лf6#;

1... К:с4 2. Лd3+ С:d3 3. c3#;

1... С:f3 2. Фа1+ Кр:с4 3. Ке3#;

1... Кр:с4 2. Лf4+

 

В задаче №254

№254

И. Фридлициус  Шведский конкурс, 1900 г. I приз

Мат в 3 хода

 вступление 1. Kph4, уводящее белого короля от появляющегося в дальнейшем шаха черной пешкой, подготовляет угрозу 2. Kg6+. Содержание задачи образует комплекс трех идейных вариантов с правильными матами:

1... Л:f6 2. Фd5+ еd 3. Kf5#;  

1... Кс7 2. Фd6+ Кр:d6 3. Ке4#;

1... Фd4 2. Kd7+ Kpd6 3. Се5#.

 

Из датских композиторов, выдвинувшихся в последней четверти XIX века, особо следует отметить И. Иесперсена, добившегося наиболее значительных успехов и продолжавшего активно работать до самой смерти. В 1903 г. он опубликовал свою 2000-ю задачу.

Иесперсен работал в стиле немецкой школы и считался одним из последователей венской группы проблемистов.

Пример № 255 интересен по построению и содержит два идейных варианта с отвлечением черных фигур. 

№255

И. Иесперсен  «Саусерн трейдс газетт». 1883 г. II приз

Мат в 3 хода

 После 1.  Фh5 с угрозами 2. Фd1+ и 2. Ла6+ черные должны защищаться взятием ферзя.

Особенно красив вариант 1... С:h5, в котором после 2. Кb5 Кр:b5 используется критически и характер хода слона, позволяющий белым выключить его от батареи: 3. Лg6#, на 2... Л:b5 матует 3. Ла6#, грозит 3. К:с3#.

При взятии ферзя ладьей используется ее отвлечение от поля е4: 1... Л:h5 2. Ке4 и 3. К:с3#. Последний мат — чистый, правильных матов нет.

 

В дальнейшем Иесперсен совершенствует свою технику и в главных вариантах добивается осуществления правильных матов.

Задача №256 содержит комбинацию, над которой особенно много работал Прадинья:  

№256

И. Иесперсен  «Манчестер уикли таймс», 1898 г.

Мат в 3 хода

1. Фа6 Л:е4 2. Фа8 Л:d4 3. Фе8# или 2... Кр:d4 3. Фа1#. Белая ладья жертвуется на соседнем с королем поле, и при ее взятиях получаются два правильных мата. Дополнительные варианты: 1... Кр:d4 2. Ф:d3+;  1... Кре6 2. Фb7;   1... de 2. Фс4;   1... ~ 2. Л:d5+.

 

Подъем задачной композиции в Италии относится к концу 70-х годов. Первая попытка выпуска шахматного журнала была предпринята в 1859 г., но вскоре он прекратил существование. С 1875 г. начинает выходить «Нуова ривиста дель скакки», издающийся до 1903 г. Этот орган сыграл значительную роль в развитии задачной композиции в Италии, им, в частности, были организованы первые итальянские конкурсы.

Возглавлял развитие итальянской композиции известный мастер Д. Валле, который уже в 1878 г. опубликовал сборник 100 своих избранных задач (45). В 1891 г. он же выпустил работу по истории и теории композиции «Искусство построения шахматных задач» (46). В этой книге обстоятельно излагаются основные принципы задачной композиции. Автор различает необходимые, обязательные качества задачи, относя к их числу идейность, трудность, единственность ходов, отсутствие неиспользованных сил, возможность позиции и свободные, добровольно вводимые качества, как, например, оригинальность, характер ходов, матовых позиций, экономия, богатство вариантов и т. д.

Отдельная часть посвящена характеристике стилей, сложившихся в задачной композиции.

Из произведений самого Валле мы приведем два, отмеченных высокими отличиями на итальянских конкурсах. В задаче № 257 вступлением

№257

Д. Валле   «Нуова ривиста дель скакки», 1880 г. II приз

Мат в 3 хода

1. Фf8 жертвуется слон и создается угроза 2. Ф:d6+. Тихий ход следует на взятие слона пешкой:

1... de 2. Cf5 с правильным матом после 2... Крс6 3. Фс5#.

Взятие королем приводит к двум правильным матам: 1... Кр:е5 2. Фе7+ Kpf4 3. Ф:d6# или 2...  Kpd5 3. Фе4#. 

Четвертый правильный мат получается при взятии слоном  1... С:е5  2. Ф:f7+ Kpd4 3. c3#.

 

Сложная идея расчистки линий для ферзя представлена в примере №258.

№258

Д. Валле   «Нуова ривиста дель скакки», 1893 г. I приз

Мат в 4 хода

Вступление 1. Фh1 создает угрозу вскрытия позиции короля посредством жертвы ферзя 2. Ф:е4+ Кр:е4 3. Лf4+ Кре5 4. Л:е3#.

Если 1... d1K, защищая поле е3, то используется открытие вертикали «d» и жертвуется ладья: 2. Лf5+ Кр:f5 3. Фh5+ или 2... Kpd4 3. Ф:d1+ Главный вариант получается при 1... Л:f6; белые, используя блокирование поля f6, могут, пожертвовав уже обе ладьи, расчистить путь для мата ферзем с поля a1: 2. Лd3 cd 3. Лf5+ Л:f5 4. Фа1# или 3... Кр:f5 4. Фh5#. Оба мата чистые, а первый и экономичный.

После 2. Лd3 грозит мат 3. Лd5# , на 2... Л:f1 проходит другая угроза 3. Фh5+

 

Основные сведения о развитии композиции в Венгрии можно найти в кратком историческом очерке, помещенном в антологии, изданной в 1939 г. (47). Первый период развития венгерской задачи охватывает 1840—1872 гг. К ведущим проблемистам этого времени принадлежат И. Сен — пионер венгерской композиции, являвшийся также выдающимся мастером и теоретиком шахматной игры, Я. Вес, Я. Сирмай, Д. Пап.

Понграч был одним из победителей Бристольского конкурса 1861 г.

Его задача №259 из посылки, получившей там III приз, содержит интересную позицию цугцванга в главном варианте.

№259

А. Понграч    Бристольский конкурс, 1861 г. III приз                                      

Мат в 3 хода

Ход 1. Се8 создает угрозу 2. Лg4+ fg 3. Cg6#. На взятие слона конем 1... К:е8 следует эффектный ход ладьи, перекрывающий слона, - 2. Лg5, после чего черные оказываются в цугцванге.

 

В примере №260 серия тихих ходов приводит к сложной позиции цугцванга:

№260

И. Сирмай   Парижский конкурс,  1867 г.                              

Мат в 5 ходов

1. Кс8 (с угрозой 2. Фd6+ Kpf5 3. Ке7#) 1... Kf5 2. Kh6 (грозит мат ферзем на f5) 2... Cg6 3. Фd7, и черные в цугцванге.

На взятие ферзя 3... К:d7 решает 4. Kg4+ Kpe6(d5) 5. Сс4#; другие варианты: 3... с4 4. С:с4;  3... g4 4. f4+;  3... К:h6 4. Фd6+ и т. д.

Если 1... C:f3, то 2. Фd6+ Kpf5 3. Ке7+ Кре4 4. К:f6#.

Но здесь есть простой мат в 4 хода -   1. К:c6+ Крe6 2. Кd8+ Крe5 3. f4+ gf 4. ef#   Требуется исправление задачи.

 

Остроумный маневр белого короля осуществляется в композиции №261:

№261

Д. Пап  «Остеррейхише  шахцейтунг».  1872 г.

Мат в 4 хода

1. Kpd7 h2 2. Крс8 и либо 2... h1К 3. Кр:b7 и 4. Сс6#, либо 2... h1Ф 3. Cd7 и 4. Сf5#.

Ко второму периоду авторы очерка относят годы 1872—1896. Начинают выходить первые венгерские шахматные издания «Будапешти шакксемле» (1889—1895 гг.) и «Мадьяр шаккуйшаг» (1897 г.). На этот период приходится творчество С. Гольда, выпустившего в 1883 г. сборник 200 своих задач (48), Д. Сабо, А. Хуберта, Э. Шустера. Значительных конкурсных успехов добился выдвинувшийся в начале 80-х годов М. Эренштейн.

 

В примере №262 последовательной жертвой трех фигур белые добиваются замуровывания коня g4, после чего осуществляют решающий маневр слона:

№262

Д. Сабо  «Дейче  шахцейтунг», 1887 г.                 

Мат в 5 ходов

1. Ле5 (с угрозой 2. Кf4#) 1... fe 2. Ксе3 de (2... ~ 3. С:g4#; 2... Лh4 3. Kf5 и 4. Kg7#) 3. Kf6+ С:f6 4. Сс4 и 5. Сf7#.

 

Задача №263 выделяется хорошим вступлением

№263

М. Эренштейн      «Мюнхенер нейесте нахрихтен», 1889 г. II приз     

Мат в 3 хода

1. Фh7, удаляющим ферзя от поля боя, и красивым главным вариантом с выключением этого ферзя и далеким фронтальным правильным матом:

1... еf (блокируя поле f3, что дальше используют белые) 2. Kg6 ~ 3. Фh4#.

В другом разветвлении сначала ферзь возвращается в игру 1... е3 2.  Ф:d3+, а ход конем является матующим: 2... Кре5 3.  Kg6#.

Угроза 2. Ф:g7+.

 

Задача № 264 содержит три варианта, заканчивающихся правильными матами.

№264

М. Эренштейн  «Пешти хирлап», 1900г. I приз     

Мат в 3 хода

Хороший первый ход 1. Лd3, освобождающий поле для коня, создает угрозу,

которая при 1... Л:а6 заканчивается правильным матом 2. Kd4+ Kpf4 3. de#.

На 1... Кре6 следует тот же ответ с другим правильным матом: 2. Kd4+ Kpd5 3. Фg5#.

Взятие ладьи 1... ed3 парируется ходом слона 2. С:d3+ Kpe6 3. Kf4#.

Дополнительные варианты 1... Kd5(е6) 2. Лd5+ и 1... Каb5(с6) 2. Сс8+.

В последнем случае используется перекрытие черного слона.

 

Шахматная композиция в Швейцарии в XIX веке развивалась в основном усилиями ее энтузиаста, активного проблемиста Ф. Капрэца. Швейцарские композиторы мало выступали на конкурсах и почти не завоевывали на них отличий. В 1857—1860 гг. выходил журнал «Швейцерише шахцейтунг», который позднее, в 1900 г., был восстановлен как орган национальной шахматной федерации, созданной в 1889 г. Сборник задач швейцарских проблемистов, составленный М. Геннебергером, был выпущен в уайтовской серии в 1921 г. под названием «Альпийские шахматы» (49).

Творчество Ф. Капрэца относится к раннему периоду развития современной задачи и по кругу идей близко к работам Эрлена, Тертона и других пионеров середины века. Замысел композиции № 265 навеян «индийской задачей» и содержит в главном варианте обходный маневр слона по боковой линии, переходящего за критическое поле d2 с последующим матом на вскрышку:

№265

Ф. Капрэц  «Лейпцигер иллюстрирте цейтунг», 1855 г.                               

Мат в 5 ходов

1. Се7 h6 2. Са3 h5 3. Cc1 h4 4. gh Kpf4 5. Лd4#. Дополнительный вариант 1... h5 2. Cg5 h4 3. g4 h3 4. Kf5 и 5. Kd6#.

 

Другой выдающийся швейцарский проблемист И. Юхли был близок по стилю к немецкой школе. В примере №266 после   

№266

И. Юхли   «Академише монатсхефг». 1891 г.                           

Мат в 3 хода

1. К:с6 черные в цугцванге. Главный вариант 1... Се5 содержит красивый ход ферзем в засаду за белого коня 2. Фа8 и правильный мат со связкой черного слона после 2... Кр:е6 3. Kd4#. Другие варианты 1... Ch2 2.  Фf1+;  1… Кр:е4, Ce1(h4) 2. Фd1.

 

Первые задачи финских композиторов были напечатаны в 1890 г. Тогда же Хельсинкским шахматным клубом, основанным за четыре года до того, был проведен первый конкурс составления задач. Лучшая трехходовка этого конкурса приведена на диаграмме №267.

№267

И. Эквист  Конкурс Хельсинского шахматного клуба,  1890 г. Приз

Мат в 3 хода

После 1. Фh8 грозит 2. Kd7+. В вариантах 1... Крb6 2. Kd7+ Kpa7 3. Фа1# и 1... Kpd6 2. Кf7+ Кр:е6 3. Фс8# проходят два неплохих правильных мата.

 

Автор этой задачи И. Эквист был наиболее активным финским композитором конца века. В 1890 г. он предпринимал попытку издания шахматного журнала. По его предложению в русском «Шахматном журнале» в 1893 г. был проведен тематический конкурс на тему взятия на проходе. Значительных успехов финские композиторы добились уже в XX веке. В 1934 г. очередным выпуском уайтовской серии вышел сборник задач финских проблемистов  под названием «Суоми» (50).

Отдельные испанские композиторы начали выступать в 60—70-х годах. Первых конкурсных успехов добился А. Абела.

Его задача № 268 содержит любопытный вступительный ход

№268

А. Абела  «Нуова  ревиста дель скакки», 1877 г.  III приз

Мат в 3 хода

1. Ch4, создающий позицию цугцванга, и два варианта с пожертвованием ферзя:

1... Кре6 2. Фf5+ Кр:f5 3. Kd4# и 1... Kd3 2. Фс4+ Кр:с4 3. К:b6#.

Дополнительные варианты: 1... е6 2. Крb3;   1... е5 2. К:b6+;  1... Сb7 2. Фb3+

 

В 1892 г. испанский проблемист и теоретик X. Толоса-и-Каррерас выступил с большим руководством по шахматной композиции (51). Здесь он, в частности, высказывал оригинальные мысли о том, что отдельных школ в задаче уже нет: все они слились в общую эклектическую школу, а существуют два основных течения: англо-американское и немецко-чешское, причем последнее обязательно требует правильного мата. Хотя в ту пору еще рано было говорить о слиянии всех направлений, основная тенденция развития композиции от отдельных школ к двум направлениям,

различающимся отношением к правильности матовых позиций, уловлена правильно. Торжество этой тенденции явилось делом недалекого будущего.

Наиболее выдающимся испанским проблемистом был В. Марин, начавший свой творческий путь в 1895 г. Основной период его работы относится к нынешнему веку, но и в конце прошлого столетия он имел значительные успехи и обнаружил некоторое своеобразие стиля.

Марин наиболее близок к венской группе проблемистов. Однако, работая в этом направлении, он особое внимание уделил одной идее, которая наложила отпечаток на все его творчество.

Задача № 269один из его первых конкурсных успехов и ранних примеров разработки излюбленной темы.

№269

В. Марин    Конкурс Вюрцбургского шахматного клуба, 1895г.  I приз                

Мат в 3 хода

Эффектное вступление 1. Фf3 жертвует ферзя для создания позиции цугцванга и подготавливает вторичную его жертву путем 2. Фd3+ на

 1... а5, b4, С~, когда появляется возможность дать мат на уход короля 2... Крс6. Тонкий ответ осуществляется при игре короля на первом ходу. Белые могли бы уже в начальном положении, играя ладьей, создать угрозу мата конем с е7, но ладье некуда отступать. Нельзя, например, 1. Ле6, так как после 1... К:е6 2. Ке7+ король получает выход на е5. Когда же король своим ходом 1... Крс6 сам лишает себя этой возможности, ход ладьей решает: 2. Ле6 К:е6 3. Ке7#. Сильнее кажется в этом варианте 2. Л:е4, но у черных находится единственное опровержение 2... d5. Главный вариант получается в случае принятия жертвы на первом ходу 1... ef. Белые могут, пользуясь открытием линии «е», играть 2. Ле2, создавая угрозу 3. Ке7# , а на взятие ладьи 2... fe дать правильный мат 3. Cg2# с использованием вскрытия диагонали g2-d5. Тонкая игра с жертвами фигур для вскрытия важных линий и является коронной темой Марина, в которой он на протяжении своего 40-летнего творческого пути будет находить все новые интересные нюансы.

 

В композиции № 270 белые фигуры жертвуются для вскрытия четвертой горизонтали.

№270

В. Марин    Испанский конкурс, 1897г.  I приз                

Мат в 3 хода

 Оригинальность первого хода 1. Kf4 в том, что сначала белые сами закрывают нужную им линию, чтобы после 1... gf 2. Kd3 ed полностью ее расчистить и осуществить мат с выключением черной ладьи 3. Лh4#. Этот мат неправильный, однако в том же главном варианте

при ответе 2... Л:h8 проходит правильный  мат 3. Сb2#.  Для  характеристики стиля Марина важно отметить, что он обязательно добивался в главной игре по крайней мере одного правильного мата.

 

История развития задачной композиции в Польше подробно изложена в книге М. Врубеля «Сто лет польской шахматной композиции» (52). Первая задача польского автора была опубликована в 1855 г. Однако только к концу века польская композиция получает достаточное развитие. Появляются шахматные издания, организуются конкурсы составления задач, приходят первые успехи.

Наиболее известными польскими проблемистами конца XIX века были братья Эдуард и Вацлав Потемпские и Освальд Ярошинский (О. Ярош). Проиллюстрируем их творчество, развивавшееся в направлении, близком к чешской школе.

В позиции №271 три варианта:

№271

Э. Потемпский   «Курьер варшавски»,  1893 г.                         

Мат в 3 хода

1. Cf5 Kp:f5 2. Фh5+ Кре4 3. Kf2#;  

1... Кр:d5 2. Ф:f6  Крс4 3. Ф:f7#;

1... Kpd6 2. Фb8+ Кр:d5 2. Kde3# .

Все они проходят в результате цугцванга и заканчиваются правильными матами.

 

В задаче №272 первый ход  

№272

В. Потемпский     «Тыгодник иллюстрованны», 1897 г. I приз (исправление)

Мат в 3 хода

1. Cf8 создает угрозу 2. Л:е3+ Кре6 3. Cd7#.

Защиты конем приводят к двум вариантам с тихими ходами и правильными матами:

1... Kg3 2. Кc6 К:е4 3. Ф:g8# и 1... Kf4 2. Kg4 К:g2 3. К:f6#.

 

Наконец, в примере №273 только два варианта, но в обоих получаются  правильные маты двойным шахом:

№273

О. Ярош «Тыгодник шаховы», 1899 г.   

Мат в 3 хода

1. Ch7 ~ 2. Фf7 Kpd3 3. Лd6# и

1... Лf3 2. Фе4+ Кр:е4 3. Л:g4#.

Задача имеет побочное решение - 1. Лg7! (2. Лd7+ Cd6 3. Фd5#) . Требуется исправление задачи.