ЧАСТЬ 1

ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ

 

Глава   1

ПРЕДЫСТОРИЯ  ЗАДАЧНОЙ  КОМПОЗИЦИИ

Средневековые  задачи-мансубы. Первые европейские композиции. Сборники «Цивис Бононие» и «Бонус социус». Задачи на пари

 

Уже в самых ранних рукописях, оставшихся от той далекой поры, когда шахматы существовали еще в виде шатранджа, наряду со сведениями, относящимися непосредственно к игре, например, дебютными позициями — табиями, неизменно приводятся мансубы. Так назывались искусственно составленные положения, в которых одной из сторон ставится задание — достичь выигрыша или ничьей. Выходит, что шахматная композиция так же стара, как и сами шахматы.

До нас дошла, очевидно, лишь малая часть средневековых рукописных трактатов по шатранджу.

Подробное описание всех известных к тому времени манускриптов мы находим в капитальном труде по истории шахмат Мэррея (1). Наиболее древней из рассмотренных Мэрреем 29 восточных рукописей является анонимная «Книга о шахматах, выдержки из работ ал-Адли, ас-Сули и других», датируемая примерно 1140 годом.

После 1913 г.— даты выхода исследования Мэррея — было найдено еще несколько средневековых манускриптов. Особенно ценной находкой является описанная в 1951 г. Ф. Дюммелем и 3. Ходжаевым (2) рукопись таджикского шахматиста Сиджизи Абульфатха, относящаяся к XII, а может быть и XI веку.

На основании уцелевших манускриптов, а также содержащихся в них ссылок на более ранние, не дошедшие до нас источники, до последнего времени считалось, что автором наиболее древнего трактата является арабский шахматист ал-Адли, живший в IX веке. Однако у Абульфатха есть прямое указание на существование более ранней рукописи, принадлежащей таджикскому шахматисту VIIIIX веков Наиму ал-Хадиму.

0бщее количество мансуб, приведенных в рассмотренных Мэрреем манускриптах, достигает 1600. По исключении повторений, оно сокращается до 553. После открытия рукописи Абульфатха это число заметно вырастает: из 287 содержащихся здесь мансуб 127 не встречались ни в одном ранее известном манускрипте.

Первым «коллекционером» мансуб был ал-Адли. Большой сборник мансуб содержался в рукописи другого выдающегося арабского шахматиста ас-Сули (X в.). Упомянутая рукопись XII века позволяет восстановить эти коллекции мансуб ал-Адли и ас-Сули, ибо в ней все мансубы даны с указанием источника.

Как правило, авторы мансуб в дошедших до нас манускриптах не указаны. Исключение составляет рукопись выдающегося мастера XV века самаркандца Али Шатранджи, у которого все 60 мансуб даны с указанием авторов. 19 из них принадлежат самому Али Шатранджи, а среди других встречаются мансубы старых среднеазиатских мастеров — Зайраба (VIII в.) и Абдаллаха Хорезми (IXX вв.). Приведены, в частности, две мансубы Абульфатха.

Первоначально мансубы возникли, вероятно, путем простого воспроизведения интересных положений, случившихся в игранных партиях. Затем подобные позиции стали создаваться искусственно. Решение мансуб доставляло удовольствие другим шахматистам. Оба «гроссмейстера» шатранджа — ал-Адли и ас-Сули — рекомендовали начинающим шахматистам упражняться в решении мансуб для совершенствования в игре.

Ал-Адли сделал попытку классификации мансуб. Он делил их на четыре группы: выигрышные, ничейные, неразрешимые и достопримечательные. У некоторых других авторов выделены в отдельную группу мансубы на выигрыш путем оголения короля противника. В рукописи Абульфатха использована несколько иная классификация. Прежде всего мансубы делятся на выигрышные и ничейные, затем выигрышные подразделяются по материалу: многофигурные (20 и более фигур), средние (10—20) и малофигурные (менее 10). Отдельно приводятся позиции с условным заданием и некоторые специальные типы мансуб, в частности мансубы, в которых в процессе решения король прогоняется по замкнутому кругу.

Деления мансуб на этюды и задачи не было. Задание обычно формулировалось так: белые (черные) выигрывают при своем ходе; белые (черные) выигрывают при ходе противника; ничья при ходе белых (черных). Следовательно, обязательного условия, чтобы выполнение задания осуществлялось белыми, не существовало. Число ходов решения обычно не указывалось. К некоторым мансубам приводилось несколько решений; одно из них бывало короче других.

Мансуб, которые с современной точки зрения можно было бы назвать этюдами, меньше, чем позиций, родственных по духу нынешним задачам. В них выигрыш достигается путем матования, а при указании числа ходов — единственным путем.

Переходя к иллюстрации мансуб-задач, напомним, что в шатрандже ферзь ходил только на соседнее поле по диагонали, слон — через поле по диагонали, пешка могла превращаться лишь в ферзя; выигрышем считалось достижение мата, пата, а также оголение короля.

Классическим образцом средневековой мансубы является позиция №1 

№1

Наим   VIII-IХ век

выигрыш

Жертвуя две фигуры, белые завлекают неприятельского короля в матовую сеть: 1. Kg5+ Л:g5 2. Лf6+ Кр:f6 3. Лd6# — чистый и экономичный мат. Эта позиция пользовалась широкой популярностью у современников — она воспроизведена во всех известных манускриптах, перешла в европейские средневековые сборники и встречается среди произведений Стаммы.

 

Еще более популярной была мансуба №2, также обошедшая всю литературу и даже в XIX веке вызывавшая многочисленные подражания. В манускриптах она иногда называется «девичьей задачей», чаще — «матом Диларам».

№2 

«Мат Диларам»

выигрыш

С ней связывается следующая легенда. Диларам (что по-арабски означает «доброе сердце») была любимой женой некоего визиря. Однажды он играл в шахматы с сильным противником, проиграл ему все имущество и последней ставкой поставил Диларам. Дела сложились для него плохо: он должен был получить мат в следующий ход. В этот момент Диларам, наблюдавшая за игрой, воскликнула: «Пожертвуйте ваши обе ладьи, но спасите меня». Ее возлюбленный понял подсказанный план и одержал победу:

1. Лh8+ Кр:h8 2. Cf5+ Лh2 3. Л:h2+ Kpg8 4. Лh8+ Кр:h8 5. g7+ Kpg8 6. Kh6#.

 

Позиция №3, встречающаяся еще в коллекции ал-Адли, в более позднем манускрипте представляется как окончание партии между одним из визирей Мухаммеда II, завоевателя Константинополя, и послом персидского шаха.

№3 

Из сборника ал-Адли IХ век

Выигрыш

Решение ее: 1. Л:с8+ Л:с8 2. Ле7+ Ф:е7 3. f7+ Kpd8 4. Ке6#.

 

Одной из излюбленных тем в мансубах-задачах было преследование вражеского короля, в результате которого он загонялся в заготовленную матовую сеть.  В задаче №4

№4 

Из рукописи Абульфатха XI-XII вв.

Выигрыш

 черный король сначала прогоняется по верхнему краю доски до а8, а затем спускается на a1, где получает мат:

1. Лh7+ Kpg8 2. Лh8+ Кр:h8 (2... Kpf7 3. Kfe5#) 3. Фg7+ Kpg8 4. Kf6+ Kpf7 5. Ke5+ Kpe7 6. Cg5+ Kpd8 7. Kf7+ Kpc7 8. Ke8+ Kpb7

9. Kd8+ Кра6 (9... Kpa8 10. Kc7#) 10. Kc7+ Kpa5 11. Kb7+ Kpb4 12. Ka6+ Kpb3 13. Ka5+ Kpa2 14. Kb4+ Kpa1 15. Кb3#.

 

Особый интерес представляют мансубы, в которых после более или менее длительного преследования король получает мат на том самом поле, откуда он отправляется в путь.

Примером может служить диаграмма №5, где черный король доходит до поля е2, а затем снова возвращается на h7:

№5 

Из сборника ас-Сули IХ век

Выигрыш

1. Фg7+ Kpg8 2. Лh8+ Kpf7 3. Лf8+ Кре6 4. Лf6+ Kpd5 5. Лd6+ Кре4 6. Лd4+ Kpf3 7. Лf4+ Kpe2 8. Лf2+ Kpd3

9. Cf1+ Kpe4 10. Лf4+ Крd5 11. Лd4+ Кре6 12. Лd6+ Крf7 13. Лf6+ Kpg8 14. Лf6+ Kph7 15. Лh8#.

Кстати, если заменить белого ферзя слоном и внести несущественные коррективы, то задача будет иметь одинаковое решение и по современным правилам. Именно в этом измененном виде задача была опубликована в 1843 г. в «Иллюстрейтид лондон ньюс» неким «корреспондентом из Константинополя» -

Мат в 15 ходов

Решение полностью совпадает с приведенным выше.

 

Еще горше участь матуемого короля в мансубах, образно называемых «водяным колесом». Здесь король, прежде чем получить мат, прогоняется вокруг всей доски, а иногда, как в позиции №6, даже дважды.

№6 

«Водяное колесо»

Выигрыш

Мату конем с поля с6 мешает черная ладья с5. Чтобы ее устранить, белые отправляют вражеского короля в «кругосветное» путешествие:

1. Кb7+ Кре7  2. Кс8+ Kpf7  3. Кd8+ Kpg6  4. Кe7+ Kpg5   5. Кf7+ Kpf4   6. Кg6+ Kpf3   7. Кg5+ Kpe2   8. Кf4+ Kpd2  

9. Кf3+ Kpc3 10. Кe2+ Kpb3 11.  Kf:d4+ Kpa4 12. Кс3+ Кра5 13. Кb3+ Крb6 14. Ка4+ Крb7 15. Kb:с5+ Крс8 16. Кb6+ Kpd8

Теперь надо вернуть белого коня на а5 — король совершает второй круг:

17. Кb7+ Кре7 18. Кс8+ Крf7 19. Кd8+ Kpg6 20. Кe7+ Kpg5  21. Кf7+ Kpf4  22. Кg6+ Kpf3  23. Кg5+ Kpe2  

24. Кf4+ Kpd2 25. Кf3+ Kpc3 26. Кe2+ Kpb3 27.  Kf:d4+ Kpa4 28. Кс3+ Кра5 29. Кb3+ Крb6 30. Ка4+ Крb7,

затем конь следует на а5 (31. Ka5+ Крс8) и после 32. Kb6+ Kpd8 объявляет мат 33. К:с6#.

Очень картинная задача. Еще одна версия «Водяного колеса» -

 

Мы видим, что в мансубах-задачах мат достигается форсированным путем, в результате серии последовательных шахов. Вместе с тем формируются и некоторые эстетические принципы (жертва основных сил, использование скрытых возможностей обороняющейся стороны и т. д.). Позиция мансубы должна быть возможной с точки зрения практической партии, соотношение сил — примерно равным. Очень часто король матующей стороны сам находится под угрозой мата. Таковы основные характерные черты мансуб средневекового Востока.

Почти все задачи, приводимые в первых европейских шахматных рукописях, были заимствованы из древних восточных источников. Новым было лишь появление нескольких типов условных задач, в которых требовалось объявить мат точно в указанное число ходов — ни раньше, ни позже.

Наибольший интерес представляют две латинские рукописи XIII века, составленные в Ломбардии и являющиеся сборниками шахматных задач с решениями и некоторыми комментариями. Авторы этих сборников, скрывшиеся под псевдонимами, остались неизвестными. Более обширный (288 задач) подписан «Цивис Бононие» — «Болонский гражданин», другой, задачи которого встречаются в подавляющем большинстве и в первом собрании,— «Бонус социус», то есть «Добрый товарищ».

В предисловии к последнему сборнику автор любопытно мотивирует причину его составления: «Вследствие первородного греха человеческая память весьма слаба; все, что не находится постоянно пред нашими глазами или о чем мы не думаем непрерывно, легко забывается. Это все равно, что сыпать песок в дырявый мешок. Помнить что-либо более свойственно богу, чем человеку... По сей причине я, «Бонус социус», уступая просьбам моих друзей, постарался собрать в этой книге все задачи, которые где-либо видел или в поте лица составил сам. Упражняясь в изучении сих задач, мои товарищи теперь смогут более легко делать новые задачи с различными комбинациями».

Оба сборника известны в нескольких списках. Так, Мэррей описывает 4 полных и 5 неполных текстов «Цивис Бононие». В 1950 г. итальянский композитор и историк шахмат Кикко опубликовал описание нового найденного им экземпляра «Цивис Бононие», содержащего значительно больше задач, чем известные до сих пор,— 533. Правда, среди них много повторений, так что новых позиций обнаружить не удалось.

В ломбардских сборниках подавляющее большинство задач условных, имеются даже позиции с отсутствующим белым королем, много задач неразрешимых — заданное условие в них не выполняется.

Объясняется это тем, что в ту пору большее распространение получили «задачи на пари». Предлагающий пари расставлял на доске позицию и объявлял задание, скажем мат в 2 хода черному королю. Принимающий пари мог по своему усмотрению выбрать ту или иную сторону, играть за белых или за черных, выполнять предложенное задание или опровергать его. Большое количество таких позиций, предлагавшихся на пари, и собрано в названных сборниках.

По мнению Мэррея, появление столь чуждых шахматам задач на пари объяснялось тем, что шахматная игра в силу медлительного характера, присущего шатранджу, стала нудной и неинтересной. В этом же причина того, что шахматная литература европейского средневековья ограничивалась почти исключительно коллекциями задач. Классическим примером задачи на пари служит позиция №7 представляющая собой концовку популярной арабской мансубы. Белого короля на доске нет.

№7 

Цивис Бононие» 1300 г.

Мат в 2 хода

Мат в два хода достигается путем 1. Лf7+ К:f7 2. Kg6# . Предположим, вы выбрали сторону белых, решения не нашли и пари проиграли. Затем на доске появляется белый король на g5 и пари предлагается снова. Обрадованный решающий опять избирает сторону белых, но оказывается, что и на этот раз он пари теряет, так как после 1. Лf7+ ладья берется... с шахом. Следует новое превращение — белый король переставляется на h6. Кажется, ничего не изменилось, вы злорадно выбираете сторону черных, но... при положении короля на h6 белые выполняют задание — 1. Л:g7 K~ 2. Лf7#.

 

Указанные сборники интересны тем, что в них, хотя и в скромных размерах, представлено оригинальное творчество европейских шахматных композиторов. К числу новшеств относится форма задания, требующая анализа его выполнимости. Новым является и принцип построения задач. Сложные многофигурные и многоходовые восточные мансубы уступают место малофигурным задачам с небольшим числом ходов решения. Во многих случаях нет даже белого короля. На диаграмме №8 представлен пример условной задачи на пари, где требуется объявить мат точно в 2 хода.

8 

Цивис Бононие» 1300 г.

Мат точно в 2 хода

Белые могут сразу дать мат: 1. Лd7# или 1. Сb4#, но как этого добиться лишь через ход? Выжидательный тихий ход невозможен ввиду наличия угроз белому королю 1... С:f6+ или 1... Kf5+. Попытка 1. Крс4 опровергается новым шахом 1... Са6+. Решает только 1. Ле6+ С:е6 2. Сb4#. Перестановка белого коня f4 на с3 делает позицию неразрешимой: на 1. Ле6+ возможно 1... Кр:е6 и мата нет. Добавление в этой измененной позиции белого слона на b3 снова позволяет дать мат точно в 2 хода — красивым тихим ходом 1. Kpd3 с неотразимой угрозой 2. Ке4#.

 

В позиции №9 требуется дать мат точно в 4 хода.

№9 

Цивис Бононие» 1300 г.

Мат точно в 4 хода

Из-за угроз белому королю тихие ходы невозможны, и сохранить готовую в начальном положении возможность мата в 2 хода не удается. Надо шаховать. Не ведет к цели 1. Ке7+ Кр:h7, так как немедленное превращение 2. g8Ф# матует раньше срока, а шах конем 2. Kg5+ позволяет неприятельскому королю ускользнуть от мата: 2... Kph6 (но не 2... Kph8 ввиду 3. Kf7+ Kph7 4. g#), и если 3. Kf7+, то 3... Kph5!

К цели ведет только шах другим конем: 1. Kh6+ Кр:h7 2. g8Ф+ Кр:h6 3. Фg5+ Kph5 4. Kf4#.

 

Ортодоксальных задач в сборниках сравнительно мало. В числе их воспроизведены наиболее экономичные и малоходовые классические восточные мансубы.

Новый подъем шахмат, оставивший далеко позади достижения восточного шатранджа, относится к эпохе Возрождения. Он произошел во второй половине XVI — начале XVII века на юге Европы — в Италии, Испании и Португалии. Этому расцвету шахмат, связанному с общим подъемом культуры после эпохи средневековья, способствовало преобразование самих шахмат. Введение новых правил сделало игру значительно более живой и интересной и привело к ее широкому распространению. Однако задачная композиция отстала. Для нее период подъема наступил позднее.

С конца XV до начала XVII века появляется целый ряд шахматных руководств. Сюда относятся Флорентийская и Геттингенская рукописи конца XV века, названные так по месту отыскания или хранения — первые документы о новых правилах игры, печатные трактаты испанца Лусены (1497), португальца Дамиано (1512), итальянцев Сальвио (1604) и Греко (1624-1625). Во всех этих работах, представляющих собой руководства по шахматной игре, отводится некоторое место и задачам. Наиболее полно композиция представлена в трактате Лусены, где помешено 150 задач. Половина их еще по старым правилам игры, другая половина — по новым. Обратимся к иллюстрациям.

 

Задача №10 — одна из многих, содержание которых навеяно «матом Диларам».

№10 

Дамиано 1512 г.

Мат в 5 ходов

 Белые жертвуют обе ладьи, чтобы освободить путь ферзю: 1. Лh8+ Кр:h8 2. Лh1+ Kpg8 3. Лh8+ Кр:h8 4. Фh1+ Kpg8 5. Фh7#.

 

Композиция №11 иллюстрирует матовую комбинацию с пожертвованием ферзя, известную под названием «мат Полерио»:

№11 

Д. Полерио, конец ХVI века

Мат в 3 хода

1. Фh4+ Кр:h4 2. Kf3+ Kph5 3. Kf4#.

 

№12 

А. Сальвио 1604 г

Мат в 10 ходов

Проблема №12 — пример редкой в тот период многоходовки. Белые дают мат в 10 ходов, причем в процессе решения делаются тихие ходы:

1. Лg7+ Крh8 2. Лh7+ Kpg8 3. Cd4 Лf6+ 4. С:f6 Ke5+ 5. С:е5 Kpf8

6. Kpf6 Kpg8 7. Лg7+ Kph8 8. Kpg6(f7) d1Ф 9. Лh7(g8)+ Kpg8(h7) 10. Лh8#.

 

Задачи, приведенные в упомянутых сборниках, по принципам построения близки к композициям «Цивис Бононие» и «Бонус социус», а то и просто воспроизведены из них, как, например, все 76 задач рукописи итальянца Гуаринуса (1512).