Введение механизмов перемены

 

 

64.       Л. Исаев
«L’Echiquier», 1927
I приз

Мат в 2 хода

65.       В. Чепижный
Олимпийский конкурс, 1960
II приз

Мат в 2 хода

 

64)   I. Ке1! (2. Фе4х) 1... Фg6 2. СебХ, 1. . .Лb6 2. Сс6Х.

65)   Иллюзорная фаза: 1. Cg5? Фb6 2. Кс6Х, 1.. .Лg6 2. К : g6x, опровержение — 1. . .Фg6! Решение: 1. Kg4! (2. Kc5x) 1. . .Фb6 2.Cd6x, 1. . Лg6 2. Сf6Х.

Когда была составлена двухходовка 65, многие композиторы, ко­торым она была показана, выражали сомнение в ее оригинальности.

Не было полной уверенности и у самого автора. И только после авторитетного заключения Л. Лошинского — «здесь удвоено со­держание задачи Л. Исаева» — эта композиция была послана на конкурс. Присуждение ей высокого отличия судьей конкурса Г. Альбрехтом, известным знатоком двухходовки, способствовало внедрению данного критерия оригинальности композиций (введение фазы) в судейскую практику.


 

66.       Д. Сване
«Magazinet», 1952
I приз

Мат в 2 хода

67.       Я. Владимиров
«Вечерний Ленинград», 1965
Почетный отзыв

Мат в 3 хода

 

66)   Иллюзорная фаза: 1... К2:d3 2. Ле4х, 1... К4:d3 2. Cd5х, 1… Л:d3 2. Фа4х. Решение: 1. Ке4! (2. Ф:bЗx) 1... К2:d3 2. Kd6x, 1… К4:d3 2. Kd2x, 1... Л:d3 2. Ф:с5x.

67)   Иллюзорная фаза: 1. Се2? Cd4 2. С:d4, 1... СсЗ 2. С:сЗ, 1... С:b2 2. С:b2, опровержение— 1... Cd6!

 Решение: 1. с7! (цугцванг) 1... Cd4 2. Се5!, 1... СсЗ 2. Cd4!, 1... С:b2 2. СсЗ!

В двухходовке 66 и трехходовке 67 по сравнению соответственно с 60 и 41 в решении совпадают все три идейных варианта. Добавление иллюзорной игры фактически удваивает их содержание и делает обе задачи полностью оригинальными.

 

68.       Э. Виссерман
«The British Chess Federation», 1946

 

Maт в 3 хода

69.       Н. ван Дейк
«American Chess Bulletin», 1957
I приз

Maт в 3 хода

 

68)   1. Cg8 (2. Ф:c7+) 1... Ф:d3 2. Ke:f4+ Kpd4 3. Ke2х, 1... Лс:d3 2. К:c5+ Kpd4 3. К: Зx, 1… Лg:d3 2. Kg5+ Kpd4 3. Kf3x, 1... C:d3 2. К:c7+ Kpd4 3. Kb5x.

69)   Иллюзорная фаза: 1... Ф:с4 2. Kg5+ Кр:d4 3. Ке6х, 1...Л7:с4 2. Ке5+ Кр:d4 3. Кс6х, 1… Л1:с4 2. Ke1+ Кр:d4 Кс2х, 1... С:с4 2. К:d2 Кр:d4 3. КbЗx.

Решение: 1. Фb5! (2. Фе5+) 1... Ф:с4 2. Ке6!, 1... Л7:с4 2. Ке6!, 1... Л1:с4 2.Кс2!, 1... С:с4 2. КbЗ!

Решение 68 совпадает с иллюзорной игрой в 69. Действительной же игрой в 69 является новая фаза, введенная автором в содержание задачи. (Замена фронтальной батареи в 68 на диагональную в 69 не имеет существенного значения, так как линия связки черных фигур не меняется.)


 

70.       В. Гебельт, Г. Жук
«Die Schwalbe», 1982

Мат в 2 хода

70   Иллюзорная фаза: 1... Л:е4 2. Ке6x, 1... К:е4 2.сЗх. Решение: 1. Фg1! ~ 2. f4x , 1... Л:е4 2. Фg7x , 1... К:е4 2. Фа1х, 1... de 2. f3x.

 

 Даже тогда, когда вводимая автором иллюзорная фаза затрагивает лишь часть идейных вариантов (естественно, не менее двух!) ранее встречавшейся схемы, то и такая задача, по нашему мнению, должна признаваться вполне оригинальной. Например, в 70 по сравнению с 23 маты меняются только в двух из трех вариантов.

 

71.       Л. Загоруйко
Конкурс Латвийского спорткомитета, 1952
Почетный отзыв

Мат в 3 хода

72.       В. Брон, Ф. Давиденко
«Шахматы», 1979
I приз

Мат в 3 хода

 

71)   1. Лс6 (2. Фс5+) 1... Л:d3 2. Kg6 ЛеЗ 3. Фb4x, 1... С:d3 Kg2 Се4 3. Ф:g7x, 1... К:d3 2. КсЗ Ке5 3. Фс6x.

72)   Иллюзорная фаза: 1. К:е6? (2. Фd4+) 1... Л:е4 2. К:с7 Лd4 3. Фе7х, 1... С:е4 2. Лf8 Cd5 3. Ф:с7x, опровержение — 1... К:е4!

Решение: 1. Лf8! (2. Фg7+) 1... Л:е4 2. Кр:с7 Лd4 Ф:е6х, 1... С:е4 2. К:e6 Cd5 3. Ф:с7х, 1... К:е4 2. С:е6 Kd6 3. Фg7х.

Решения трехходовок 71 и 72 фактически совпадают: каждая из них содержит по три варианта со взаимной обструкцией трех черных фигур и последующим блокированием этими фигурами полей возле черного короля. И здесь, как и в предыдущем примере, авторам удалось ввести иллюзорную игру только для двух из трех тематических вариантов, что тем не менее обеспечило ей оригинальность, а заодно и победу в конкурсе.


 

73.    Д. Зейльбергер, П. Кутсхейд
«Good Companion», 1919
I приз

Мат в 2 хода

74.    Э. Лившиц
«Le Ргоblеmе», I960

Мат в 2 хода

 73)   Иллюзорная фаза: 1... СсЗ+ 2. Кр:сЗx, 1... С:с1+ 2. Кр:c1x. Решение: 1. Фе6! (цугцванг) 1... СсЗ+ 2. К:сЗx, 1... Сс1 + 2 С:с1x.

74)   Первая фаза: 1... Cd5+2. Kp:d5x, 1... Cd3+2. Кр:d3x. Вторая фаза: 1. Фd7? (2. Фg4х) 1... Cd5+ 2. К:d5х, 1... Cd3+ К:d3x, опровержение — 1... f5!

Решение: 1. КрbЗ! (2. Ф:е4Х) 1... f5 2. Kd5x, 1... g4 2. Kd3x.

В 73 представлена простая перемена матов на шахи белому королю. В близкой по схеме 74 автору удалось к двум известным фазам добавить еще одну фазу с переменой матов по Рухлису. По нашему мнению, добавление фазы является таким же четким критерием оригинальности композиции, как и введение фазы.

 

75.    К. Арнштам
«Tidskrift for Schack», 1941
(Редакция)

Мат в 2 хода

76.    К. Гольдсхмединг
«Тijdschrift v.d. KNSB», 1954
I
приз

Мат в 2 хода

75)   Иллюзорная фаза: 1... de 2. Kf6x, 1... fe 2. Kd6x. Решение: 1. Kd3! (2. Фе5x) 1... de 2. Kd6x, 1... fe 2. Kf6x.

76)   Первая фаза: 1... cd 2. Ке6Х, 1... ed 2. Кс6х. Вторая фаза: 1. Ке7? (2. Фd5x) 1... cd 2. Фс5х, 1... ed 2. Сс5х, опровержение— 1... Ф:b5 (стоит отметить, что простой перестановкой черного ферзя на g2 можно добиться более приемлемого опровержения — 1… Фg5! —без взятия белой ладьи). Решение: 1. КеЗ! сd Кс6x, 1… ed 2.Ке6x.

Общими для 75 и 76 являются две фазы с чередованием матов, построенные на аналогичной схеме. Оригинальность 76 — в добавлении третьей фазы с простой переменой матов.

 

77.    В. Руденко
«Problem», 1960
Почетный отзыв

Мат в 3 хода

78.    А. Лобусов, В. Копаев
«Probleemblad», 1979
I приз

Мат в 3 хода

 77)   Иллюзорная фаза: 1. Фh4? (2. Фf2+) 1... Л:d5 2. Ке6+, 1... С:d5 2. Kd3+, опровержение— 1... Лf1! Решение: 1. Фg2! Л:d5 2. Kd3+, 1... С:d5 2. Ке6+.

78)   Первая фаза: 1. Фg5? (2. Ф:f4+) 1... Лс4 2. Kd3+, 1... Сс4 2. Кс6+, опровержение— 1... Лf3! Вторая фаза: 1.Фg8? (2. ФbЗх) 1... Лс4 2. Кс6+, 1... Сс4 2. Kd3+, опровержение — 1... е6! Решение: 1. Фg6! (2. Фе4+) 1... Лс4 2.ФdЗ, 1... Сс4 2. Фе6.

Как и в предыдущем примере, в 78 повторена схема чередования игры трехходовки 77. Однако добавленная фаза с простой переменой здесь является действительной игрой.

 

79.    Я. Буглош
«Madz. p.s.», 1952

Мат в 2 хода

80.    Г. Отье
«Jerusalem Post», 1955

Мат в 2 хода

 79)   Иллюзорная фаза: 1... Kpd6 2. Фd4x, 1... Кре5 2. Фс5х. Решение: 1. СеЗ! Kpd6 2. Фс5х, 1… Кре5 2. Фd4x.

80)   Иллюзорная фаза: 1... Крс4 2. Фе4x, 1... Kpd3 2. Фd5x. Решение: 1. Фf1 Kpd5 2. ФdЗx, 1... Кре4 2. Фс4x.

Элементарные примеры 79 и 80 наглядно иллюстрируют критерий оригинальности, который можно назвать изменением фазы.

Идентичная для обеих задач иллюзорная фаза в 79 связана с решением механизмом чередования, а в 80 — механизмом произвольной перемены матов.

 

81.    Г. Мусанте
«Problem», 1955
Почетный отзыв

Мат в 2 хода

82.    В. Руденко, В. Мельниченко
«Украина», 1982
I-II призы

Мат в 2 хода

 81)   Первая фаза: 1. Kf3? Кb4 2. K3d2x, 1... Кс7 2. Ле5х, опровержение — 1... Фа2! Вторая фаза: 1. Кс2? Кb4 2.K1d2X, 1... Кс7 2. Kg3x, опровержение — 1... d2! Решение: 1. Ке2! (2. Cd5X) 1... Кb4 2. КсЗx, 1... Кс7 2. Keg3x.

82)   Первая фаза: 1. КсЗ? (2. Ф:е5Х) 1... Кс4 2. Ксе2x, 1... Kf7 2. Kd5x, опровержение— 1... Фb5! Вторая фаза: 1. Кс5? Кс4 2. Kd3x, 1... Kf7 2. Ке6x, опровержение— 1... Сb2! Решение: 1. Kd6! (2. Kh5x) 1... Л:еЗ 2. Kde4x, 1… Лg5 2. Kdf5x.

Две фазы с простой переменой матов при перекрытии ферзя и слона черных в 81 и 82 почти полностью совпадают. Различие заключается в третьих фазах: в первом случае происходит простая перемена матов при тех же перекрытиях черных фигур, во втором — произвольная перемена матов с выключением черной ладьи.

 

83.    А. Лобусов
«Шахматы», 1973
Почетный отзыв

Мат в 2 хода

84.    А. Лобусов, С. Шедей
«Шахматы», 1976
I приз

Мат в 2 хода

 83)   Первая фаза: 1. C:d3? ~2. Фа7Х, 1... Лe3 2. Ке6х, опровержение— 1... Фе4! Вторая фаза: 1. Kd1? ~ 2.Фb4х, 1... Фе4 Ке6x, опровержение— 1... ЛеЗ! Решение: 1. Kpf8! (2. Ке8x) 1... ЛеЗ 2. Фb4x, 1... Фе4 2. Фа7x.

84)   Первая фаза: 1. Kf6? ~ 2. Фh2х, 1... Л:d6 2. Kd3x, 1... Фd5 2. Ф:d5x, опровержение—1… f2! Вторая фаза: 1.Лf6? ~ 2. Ф:g5x, 1... Фd5 2. Kd3x, 1... Л:d6 2. Ф:d6x, опровержение— 1... Фе4! Решение: 1. Kpc1 (2. Kd1х) 1... Л:d6 2. Ф:g5x, 1… Фd5 2. Фh2x.

Изменение фазы в 84 по сравнению с 83 заключается в добавлении одного идейного варианта в двух фазах из трех (одна фаза и тематические угрозы в двух других фазах в обеих задачах полностью совпадают). Этот пример в принципе соответствует критерию добавления тематического варианта, хотя идейный вариант добавлен и не во всех фазах.

85.    П. Оверкамп
Мемориал Б. Линдгрена, 1959
I приз

Мат в 2 хода

86.    Л. Лошинский, В. Чепижный
Олимпийский конкурс, 1969
I приз

Мат в 2 хода

 85)   Первая фаза: 1... Cf4 2. Кс4х, 1... Kd7 2. Лb5x, 1... К:а6 2. Ф:а6х. Вторая фаза: 1. Фе4? Cf4 2. Фb4х, 1... Kd7 2.Л:а4x, 1... К:а6 2. Кс4x, опровержение — 1… Сb5! Решение: 1. Фc6! (2. b7x) 1... Cf4 2. Л:а4x, 1... Kd7 2. Фb5x, 1... К:а6 2. Лb5x.

86)   Первая фаза: 1. Фb7? Лh7 2. b4x, 1... Kf7 2. КbЗx, 1... Ле8 2. Фb6x, опровержение— 1... Ле4! Вторая фаза: 1. Фg4? Лh7 2. Фd4х, 1... Kf7 2. Лc4х, 1... Лe8 2. b4x, опровержение — 1... Cd5! Решение: 1. Фе6! (2. d7x) 1...Лh7 2. Лс4х, 1... Kf7 2. Фd5x, 1... Ле8 2. КbЗx.

В данном случае изменение фазы в 86 по сравнению с 85 гораздо существеннее, чем в предыдущем примере. За счет использования механизма трех векторов вместо двух в 86 достигнута полная однородность всех фаз, что обеспечивает не только особую цельность задачи, но и ее полную оригинальность (кстати, авторы 86 не знали о существовании 85).

87.    Л. Лошинский, С. Лейтес, Е. Умнов
«Kulisa», 1930

 

Мат в 2 хода

88.    М. Марандюк
«Шахматы»,
1976
Почетный отзыв

Мат в 2 хода

 87)   1. Ке4 (2. Kd6x) 1... Ксе5 2. Лf8x, 1... Kde5 2. Ф:е7х.

88)   Первая фаза: 1. Cb4? Kbd5 2. Ф:d7x, опровержение — 1... Kcd5! Вторая фаза: 1. Cf4? Kcd5 2. Ле8х, опровержение — 1... Kbd5!

Решение: 1. Са5! (2. Кс6х) 1... Kbd5 2. Ле8x, 1... Kcd5 2. Ф:d7x.

Схемы, идейные варианты и угроза задач 87 и 88 полностью совпадают. Однако автору 88 удалось глубже проникнуть в схему. Тематические ложные следы и новый вступительный ход существенно расширили содержание задачи, обогатив его современными мотивами перемены функции хода (в задаче представлена своеобразная трактовка темы Ханнелиуса), а заодно и гарантировали, по нашему мнению, оригинальность новой задачи.

 

89.    Ж. Савурнэн
«Т hemes-64», 1968
I приз

Мат в 2 хода

89)   Первая фаза: 1... Cd6 2.Кf6x, 1… Лd6 2. Фе5х. Вторая фаза: 1. Cf6? ~ 2. Cg6x, опровержение — 1... Cd6! Третья фаза: 1. Се5? ~ 2. Лf4x, опровержение— 1... Лd6! Решение: 1. Фd2 (2. Ф:еЗx) 1... Cd6 2. Cg6x, 1... Лd6 2. Лf4x.

 

Предположим, что на ранней стадии разработки тематики перемены была составлена задача, подобная 89, но с белым слоном с5 (вместо h8). Содержание ее — двукратная перемена матов при перекрытии Гримшоу — с современной точки зрения весьма тривиально и вряд ли привлекло бы сейчас чье-либо внимание. Однако и здесь композитор отыскал скрытые в схеме возможности. При белом слоне h8 появляются тематические ложные следы, угрозы и опровержения которых вместе с идейными вариантами действительной игры образуют одну из самых популярных тем, связанных с переменой функций ходов — тему Домбровскиса.

По нашему мнению, одна лишь такая перестановка слона была бы достаточна для признания задачи совершенно самостоятельной!

В заключение необходимо остановиться на некоторых общих соображениях. Если та или иная задача явно отвечает рассмотренным выше критериям, то она, бесспорно, должна, по нашему мнению, быть признана оригинальной. Однако в судейской практике не исключены случаи, когда рассматриваемая задача не полностью удовлетворяет определенному критерию оригинальности. Тогда на первый план выдвигаются художественные признаки. Если новая композиция действительно приобрела, с точки зрения судьи, несомненные художественные достоинства по сравнению с более ранней, если налицо творческий прогресс в разработке темы, то он может и должен (здесь решающую роль играют эрудиция, опыт, знание, вкус арбитра) поощрить усилия автора, доказательно аргументировав свое решение в итоговом отчете.

 

90.    В. Кобец
«Шахматный листок», 1928

Мат в 3 хода

91.    Ф. Давиденко
«Шахматы в СССР», 1982

Мат в 3 хода

 90)   1. Ch3! Кh2 2. Лd3+ Крf4 3. g3x, 1... КеЗ 2. Лd5+ Крf4 Се5x, 1... g5 2. Фf6+ Кр:f6 3. Лd7x, 1... с4 2. Л:е4+ Кр:е4  3.Фd4х, 1... С:с6+ 2. bс cd 3. Ф:d4x.

91)   1. Фb8 ~ 2. Л:с4+ Кр:с4 3. Фb4x, 1... ФсЗ 2. Лb5+ Kpd4 3. Сс5х, 1... Сf8 2. ЛbЗ+ Kpd4 3. еЗх, 1... СеЗ 2. Ла4+ Kpd4 3. Ф:b2x .

Задача 91 была признана судьей конкурса неоригинальной ввиду того, что «три из четырех правильных матов уже встречались ранее, в частности, в задаче В. Кобеца» (90). Такое решение арбитра нам представляется совершенно неверным. В данном случае налицо изменение одного идейного варианта в комплексе четырех вариантов с правильными матами. А кроме того (что не менее важно), в 91 идейные варианты объединены механизмом положения («ладейный крест»). По нашему мнению, объединение идейных игр механизмами положения вообще должно служить самостоятельным критерием оригинальности произведения.

 

92.    Э. Цеплер
«Die Schwalbe», 1936
I приз

Maт в 5 ходов

93.    Э. Цеплер
«The British Chess Magazine», 1940

Maт в 5 ходов

92)   1. Ла8! Л:а8 2. e6 Фb8 3. Лg8+ Ф:g8 4. fgФ(Л)+ Л:g8 5. Kf7х.

93)   1. Kpe1! ~ 2. Лg2 Лb8 3. Лg8+ Ф:g8 4. fgФ(Л)+ Л:g8 5. Kf7х, 1... Фа8! 2. Лg2 Лb8 3. f(Л)+! Л:f8 4. Лg8+ Л:g8 5. Kf7x.

Задачи 92 и S3 иллюстрируют пример того, как художественное достоинство логического произведения — тонкий, без применения прямолинейных, сильнодействующих средств, подготовительный план — обеспечивается более глубоким проникновением в схему, реализацией заложенных в ней скрытых возможностей. И как результат — идейная законченность и полная оригинальность новой задачи.

Как известно, не являются дуалями превращения пешки на матующем ходу: ферзь (ладья) или ферзь (слон). В задачах №92 и №93 неоднозначные превращения происходят не на матующем ходу. Интересно бы знать мнение авторов статьи по этому поводу. Дуаль это? Или типа, как в этюдах - сброс фигуры?

 

94.    Л. Лошинский
«II Problema», 1934

 

Мат в 2 хода

95.    Ж. Боулин
«Themes-64», 1981
I-II призы (Редакция)

Мат в 3 хода

94)    (сравнить с 57). 1. Лсс4 (2. Л:f2x) 1... Фd4 2. Kf3x, 1... ФdЗ 2. Лf3x, 1... Ф:d2 2. Лсе4х, 1... Ф:f5 2. Лfе4х.

95)   (сравнить с 29). 1. Лf4 ~ 2. Се6! Л:е6, С:е6 3. Kd7, Кс6x, 1... Ла6 2. Kde6! С:е6 3. Kg6x, 1... Сс8 2. Kfe6! Л:е6 3. Лf5x, 1… Лf6 2. Лf5+! С:f5 3. f4х.

Задачи 94 и 95 наглядно иллюстрируют, как чисто художественный фактор — введение дополнительного, тесно связанного со всей идейной игрой варианта, даже без кардинального изменения схемы,— обеспечивает несомненную самостоятельность композиции стратегического направления.

 

96.    Л. Лошинский
Матч Москва —Ростов-на-Дону, 1930
Специальный почетный отзыв

Мат в 2 хода

97.    А. Ривс
«Probleemblad», 1963

Мат в 2 хода

 96)   Ложные следы: 1. ed? gf!, 1. еЗ? g5!, 1. е4? g6!, 1. ef? gh! Решение: 1. Kfd5!

97)   Ложные следы: 1. cb? ed!, 1. c3? ef!, 1. c4? е6!, 1. сd? e5! Решение: 1. Лb4!

Задача 97 была исключена из конкурса ввиду наличия, по мнению судей, полного предшественника (96). Однако такое решение нельзя признать правильным (на что в свое время указал один из основоположников стратегической двухходовки К. Мэнсфилд). Действительно, в 96 нарушение художественных принципов весьма значительно: два тематических ложных следа представляют грубое взятие сильных черных фигур — ладьи и коня. Автор 97 сумел избежать этого и получил полноценное самостоятельное произведение.

 

98.    Л. Бата
«Magyar Sakkvilag», 1944
Почетный отзыв

Мат в 2 хода

99.    Л. Лошинский
Конкурс памяти М. Чигорина, 1949
1 приз

Мат в 2 хода

 

98)   Иллюзорная фаза: 1... Фе5 2. Лd2x, 1… Kе5 2. Ле4x, 1... Л:d5 2. Ф:b4x, 1... bа 2. СсЗx. Решение: 1. Се4! (2. ЛdЗx) 1... Фе5 2. Ф:b4x, 1... Ке5 2. Фb6x, 1... Л:е4 2. Лd2х, 1 bа 2. ФсЗх.

99)   Иллюзорная фаза: 1... Фе5 2. Ф:d1x, 1... Ke5 2. Ке2x, 1... Л:d5 2. Ла4x, 1...С:d5 2. Cc5x. Решение: 1. Се4! (2. ЛdЗх) 1... Фе5 2. Ла4х, 1... Ке5 2. Сс5х, 1... Л:е4 2. Ф:d1x, 1... С:е4 2. Ке2x.

В 99 за счет весьма незначительного по сравнению с 98 изменения схемы (введение черного слона д2) достигнута исключительная цельность идейного содержания, оставляющая впечатление полной художественной законченности. Именно это позволяет считать задачу 99 совершенно оригинальной.

Предложенные в статье определения и классификация основных критериев оригинальности шахматной задачи, естественно, не являются исчерпывающими и окончательными. Следует ожидать, что в дальнейшем некоторые из критериев будут дополнены и детализированы, удастся также выработать и достаточно четкие критерии оригинальности по признакам художественного и технического совершенствования композиций.