Введение тематической угрозы 

49.       Л. Куббель
«Pittsburg leader», 1909

Мат в 2 хода

50.       С. Левман
«Правда Востока», 1928
V приз

Мат в 2 хода

 

49)   1. Ке7! (2. Кс6x) 1... Ф:е4 2. Kf3x, 1... Ла:е4 2. d4x, 1... Лh:е4 2. Cf4x, 1... Kf:е4 2. Cg7x, 1... Kg:e4 2. Лg5x, 1... С:e4 2. Kd3x.

50)   1. Ла4! ~ 2. ФсЗx, 1... Ф:d5 2. Ле4х, 1... Л:d5 2. Cc7x, 1... Ke:d5 2. Cf6x, 1... Kf:d5 2. f4x, 1... ed 2. Kc4x.

Таск 49 содержит шесть вариантов с самосвязыванием черных фигур. В более поздней 50 таких вариантов только пять. Однако тематическая угроза и тонкие защиты черных от нее (защита Нитвельта) делают ее, бесспорно, оригинальным произведением»

 

51.       А. Козлов
I первенство СССР 1947
15-е место

Мат в 3 хода

52.       В. Руденко, В. Чепижный
«Chess Life», 1973

 

Мат в 3 хода

51)   1. Ле7! (2. е4+) 1... Фе5 2. Kd4+ Ф:d4 3. Kd6x, 1... Се5 Kd6+ С:d6 3. Kd4x.

52)   1. Фb8! ~ 2. Лd4+!, 1...Фd4! 2. Фb5+ , 1... Cd4! 2. Cg6+, 1...Сс5 2. e6.

В центральных вариантах 51 и 52 проходит перекрытие Вюрцбурга-Плахутты, которое определяет идейное содержание первой задачи, а во второй является лишь фоном; на передний же план выдвигается парадоксальность и тонкость защит черных, неразрывно связанных с тематической угрозой (защита на поле угрозы). Подобная взаимосвязь защит и угрозы характерна также для тем Шифмана и защиты на поле привлечения.

К числу тематических угроз, образующих вместе с идейными вариантами новый тематический комплекс — тему черной коррекции,— относится и повторная угроза.

 

53.       В. Владимиров
«Шахматы в СССР», 1960
III приз

Мат в 2 хода

54.       А. Копнин
«Шахматы в СССР», 1947
I приз

Мат в 2 хода

 

53)   1. СеЗ! (цугцванг), 1... Ле1 ~ 2. Фе2х, 1... Л1:еЗ! 2. Фf1x, 1... Ле5 ~ 2. Фе4x, 1... Л5:еЗ 2. Ch5x, 1... Kd5 ~ 2.Ф:f4X, 1... К:еЗ 2. Kd2x, 1... Cf4 ~ 2. Л:g3x, 1... С:еЗ! Фg4X.

54)   1. Се4! (2. Фf5x), 1... Лd4 ~ 2. Ф:еЗx, 1… Лd:е4! 2. Лf5x, 1... Ле6 ~ 2. Фе5x, 1... Ле:е4! 2. Фg5X, 1... Kf6 ~ 2.Л:g4x, 1... К:е4! 2. fex.

По сравнению с 39 в 53 число идейных вариантов с блокированием свободного поля уменьшено до четырех. Однако включение в содержание задачи повторных угроз, цементирующих варианты, обеспечивает ей полную оригинальность.

В 54, как в 37 и 38, блокирование одного поля осложнено антидуальным разделением матов, притом число идейных вариантов уменьшено с пяти до трех! Но и здесь наличие повторных угроз — бесспорный признак оригинальности задачи.

 

55.       Г. Хискот
«Hampstead and Highgate Express», 1905
I приз

Maт в 2 хода

56.       С. Крючков
«64», 1926
III приз

Maт в 2 хода

 

55)   1. Лсс7 (2. КсЗx) 1... Ке6 2. Лсd7Х, 1... Ке6 2. Леd7x, 1... Kf5 2. Ле5х, 1... Kf3 2. Фе4х, 1... Ке2 2. Ф:h5x, 1... Кс2 2.b4x, 1... К:bЗ 2. Фd3х, 1... Кb5 2. Лс5х.

56)   1. ФсЗ ~ 2. Фс4х, 1... Kd4 ~ 2. Ле5х, 1... Ке6! 2. Сс4x, 1... Ке6! 2. Л:d7х, 1... Kf3! 2. K:f4x.

Содержание 55 составляет восьмикратная игра черного коня («коневое колесо»), осложненная различными тактическими моментами. В 56 подобных вариантов всего лишь три, но включение в содержание задачи даже одной повторной угрозы обеспечивает ей полную самостоятельность.