МНОГОХОДОВЫЕ ЗАДАЧИ И ЭТЮДЫ

 

№ 132  С. Лойд

 1856

Мат в 14 ходов

Белый король должен проникнуть на h4, но только по черным полям (если он станет на белое поле, то черные дадут шах слоном, сыграют f1Ф и развяжут узел фигур на королевском фланге) и притом таким образом, чтобы очередь хода оказалась за противником,— в этом случае на Cg1 последует Л:g3#. Однако нетрудно убедиться, что прямая попытка достичь цели ни к чему не приводит, так как в цугцванг попадут белые, а не черные. Выиграть темп можно лишь следующим оригинальным способом:

1. Kpd4-с5! Сh2-g1 2. Крс5-b6 Cg1-h2 3. Kpb6-a7 Ch2-g1 4. Кра7- а8!! (только здесь белый король обезопасен от шахов слоном)

4... Cg1-h2 5. Кра8-b8! Ch2-g1 6. Kpb8-c7 Cg1-h2 7. Kpc7-d8(d6) Ch2-g1 8. Kpd8(d6)-e7 Cg1-h2 9. Kpe7-f8 Ch2-g1 10. Kpf8-g7 Cg1-h2

11. Kpg7-h6 Ch2-g1 12. Kph6-g5 Cg1-h2 13. Kpg5:h4 Ch2-g1 14. Лh3:g3# или 13... С~ 14. Ch1:g2#.

Эту задачу Лойд составил, когда ему было всего 15 лет! Как и многие другие его находки, задача вызвала многочисленные подражания. Приводим два этюда на ту же тему (по существу, и композиция Лойда больше этюд, чем задача).

 

№ 132a  В. Чеховер

 1937

выигрыш

 В этой композиции, отмеченной II призом в конкурсе «Шахматы в СССР», мы видим такой же «замок» из фигур в нижнем правом углу, как и в задаче Лойда. Для выигрыша белые должны забрать коня h8, но пройти к нему королем не так просто. Например, 1. Kpb2 Kf7 2. Крс3 Kh8

3. Kpd4 Kf7 4. Кре3 Kh8 5. Крf4 Kf7! 6. Кре3 Kh8 7. Kpd4 Kf7 8. Крc5 Kh8 9. Kpd6 Kg6! 10. Kpc7 Kh8 11. Kpd8 Kg6!,

и король нигде не может прорвать блокаду.  Необходимо передать ход черным, а для этого король белых должен побывать в углу а8:

1. Kpb2 Kf7 2. Крс3 Kh8 3. Kpd4 Kf7 4. Крс5 Kh8 5. Крb6 Kf7 6. Кра7 Kh8 7. Кра8! Kf7 8. Kpb8 Kh8 9. Крс7 Kf7 10. Крb6 Kh8

11. Крс5 Кf7 12. Kpd4 Kh8 13. Кре5 Kg6+ 14. Kpf6 Kh8 15. Kpg7 Kf7 16. h8Ф К:h8 17. Кр:h8 и т. д.

Белый король в процессе решения побывал в трех углах доски. Еще тоньше игра в следующем этюде.

 № 132b  В. Чеховер

 1954

ничья

 Здесь не только белый, но и черный король должны двигаться по черным полям: белый — из-за шаха слоном и f1Ф, черный —также из-за шаха слоном и g3, после чего черные не смогут выиграть.

1. Кре7 Kpg7 2. Kpd6. Плохо 2.  Kpd8?  Kpf6 3. Крс7 Kpg5! 4. Kpd6 Kph4 5. Cd7 (5. Kpe5 Ce2 и нельзя 6. g3+ Кр:h3) 5... C:g2

(здесь 5... Ce2 приводило к ничьей: 6. g3+ Kpg5 7. Ch3) 6. Cb5 Kph3, и черные выигрывают по известным образцам.  

2... Kpf6 3. Крс5 Кре5.  Сейчас 3... Kpg5 не опасно, так как белый король поспевает вовремя на помощь: 4. Kpd4  Kph4 5.  Кре3.

4. Крb6! (только так: 4. Kpb4? Kpd4 5. Кра3(а5) Кре3(с5), и приходится становиться на белое поле) 4... Kpd6.

В случае 4... Kpd4 5. Кра7(с7) Кре3 6. Крb6 Kpd2 7. Крс5 Kpe1 8. Kpd4 Ce2 9. g3 Сf1 10. Cd7 Cg2 11. Cb5 Cf3 12. Кре3

ничья очевидна, так как черный король не может попасть на поле g1.

5. Кра7! Крс7 6. Кра8! Крb6 7. Крb8 Крс5 8. Крс7 Kpd4 9. Kpd6 Кре3 10. Кре5 Kpd2 11. Kpd4 Kpe1 12. Kpe3 -ничья.

 

№ 133  С. Лойд

 1879

Мат в 53 хода

 После 1. Фе4-b1 позиция черных фигур фиксируется. Без ущерба для себя они могут играть только ладьей и пешками «f» и «h» (на ход слона последует К:f2#). Но черные будут двигать пешки лишь в крайнем случае — тогда, когда не смогут играть ладьей (т. е. при положении белого короля на b4 и ладьи на а2). По пути к полю b4 белые должны, как в этом легко убедиться, потерять королем темп. Теперь понятен план игры.

1... Ла3-а2 2-9. Kph4-g5-f6(h6)-g7-g8!-f8-е7-d6-с5 Ла2-а3-а2 10. Крс5-b4  h7-h6.

Первая часть задания выполнена: белые заставили черных продвинуть одну из пешек. Теперь король возвращается на поле g7 и, угрожая взять пешку h6, заставляет ее снова играть. И так будет повторяться до тех пор, пока ходы пешками не иссякнут.

11-14. Kpb4-c5-d6-е7-f8 Ла2-а3-a2 15. Kpf8-g7 h6-h5

16-19. Kpg7-f8-e7-d6-c5 Ла2-а3-а2 20. Kpc5-b4 h5-h4 (не меняет дела 20... f5)

21-28. Kpb4-c5-b6-а7- а8!-b8-а7-b6-с5 Ла2-а3-а2 29. Крc5-b4 f7-f5

30-37. Kpb4-с5-b6-а7-а8!-b8-а7-b6-с5 Ла2-а3-а2 38. Крс5-b4 f5-f4

39-41. Крb4-c5-d4-е5 Ла2-а3 (41... f3 укорачивает решение) 42. Kpe5:f4 Ла3-а2

43-51. Kpf4-e5-d6-c7-b8-а8!-а7-b6-с5-b4 Ла2-а3 52. Kpb4:a3 Cf1~  53. Kd1:f2#.

В дальнейшем больших успехов в составлении подобного рода многоходовых «задач-монстров» добились В. Шинкман, Г. Рейхгельм, И. Бэбсон, Г. Мейер и особенно О. Блаты.

№ 134  С. Лойд

 1859

Мат в 14 ходов

 1. Фg1-е3+ Kpc1-b1 2. Фе3-е4+ Kpb1-c1  3. Фе4-f4+  Kpc1-b1 4. Фf4-f5+ Kpb1-c1 5. Фf5-g5+ Kpc1-b1 6. Фg5-g6+ Kpb1-c1

7. Фg6-h6+ Kpc1-b1 8. Фh6-h7+ Kpb1-c1 9. Фh7:c7+ Kpc1-b1 10. Фс7-b6+ Крb1-c1 11. Фb6-с5+ Kpc1-b1 12. Фс5-b4+ Kpb1-c1

13. Фb4:а3! Kpc1-b1 14. Фа3-b2#.

Конечной целью картинного движения ферзя по лестнице (сначала по диагонали вверх, а затем по вертикали вниз) является уничтожение черной пешки, защищающей матовое папе b2. По идее и выполнению задача напоминает знаменитую многоходовку Болтона, известную под названием «Архимедов винт» (название дано И. Шумовым), в которой был впервые осуществлен зигзагообразный марш белого ферзя вверх и вниз.

 № 134а  Г. Болтон

 1850

Мат в 24 хода

 1. Фf3+ Кра7 2. Ке6+ Кра8 3. Kd8+ Kpa7 4. cb+ Кр:b6 5. Фс6+ Кра7 6. Фс5+ Кра8 7. Фа5+ Кра7 8. Фа4+ Кра8

9. Фе4+ Кра7 10. Фе3+ Кра8 11. Фf3+ Кра7 12. Фf2+ Кра8 13. Ф:g2+ Kpa7 14. Фf2+ Кра8 15. Фf3+ Кра7 16. Фе3+ Кра8

17. Фе4+ Кра7 18. Фd4+ Кра8 19. Фd5+ Кра7 20. Фс5+ Кра8 21. Ф:с8 f5 22. Фа6+ Ca7 23. Фе6+ ~ 24. Ф:b7(с8)#.

 

№ 135  С. Лойд

 1860

ничья

 1. Ca4-d7!

Трудно удержаться от искушения сыграть сразу 1. Сс6+?, но на это следует 1... Kpg1 (конечно, не 1... Kf3+? 2. Кре2), и черные успевают перекрыть большую диагональ конем на g2.  Вынуждая продвижение черной пешки, белые добиваются любопытной ничейной позиции.

1... h3-h2 2. Cd7-c6+ Kpg2-g1 3. Cc6-h1!

Красивая жертва слона, имеющая целью завлечь короля противника в угол доски, где он и запирается.

3... Kpg1:h1 (не помогает и 3... Kg2+ 4. Кре2 Kf4+ 5. Kpe1 и т. д.) 4. Kpe1-f2!

Ничья, так как черные не могут передать очередь хода противнику. Грубой ошибкой явилось бы 4. Крf1? Kf3 5. Kpf2 Kd2, и король черных вырывается из заточения. Классическая позиция!

 

№ 136  С. Лойд

 1878

выигрыш

 1. f7-f8Л!  Нельзя превращать пешку в ферзя: 1. f8Ф? Лf4+ 2. Ф:f4, и черным пат.

1... Ла4-с4 2. Лf8-с8. Но не 2. Лf6? Kpg4 3. Кре2 Kpg5 4. Лd6 Kpf5 5. Kpd3 Kpe5! 6. Лh6 Лс1 с ничьей.

2... Kph3-g3 3. с6-с7 Kpg3-f3(f4) 4. Лс8-f8+ ~ 5. с7-с8Ф.

С этой позицией связана следующая любопытная история, которая будто бы была рассказана Лойду Т. Брауном (американский проблемист середины прошлого века). Однажды Браун наблюдал в клубе за игрой двух любителей далеко не первой силы. Партия пришла к позиции на диаграмме, и играющий белыми, не видя путей к выигрышу, предложил противнику ничью. Тогда Браун заметил: «Я думаю, что вы могли бы выиграть, если бы пешку рокировали». Удивленный таким заявлением и не желая показать, что он не понял реплики, любитель промолчал и попрощался. Ночью Браун был разбужен сильным стуком в дверь. Это был любитель, который не спал всю ночь, разыскивая в учебниках по шахматам незнакомый термин. Не будучи в состоянии уснуть от любопытства, он решил тут же выяснить у Брауна значение этого выражения.

Смеясь, Браун сказал ему: «Простите меня за шутку, так же как я извиняю вас за ночное вторжение. Неужели вы думали, что я хотел, чтобы вы рокировали пешкой? Если бы вы превратили пешку в ферзя, то черным был бы пат, но, поставив вместо (ферзя ладью (игра слов:  ладья в средние века называлась «рох»), могли бы выиграть партию!»

№ 137  С. Лойд

 1878

выигрыш

 Как известно, одинокий ферзь не может заматовать короля противника, а белый король не в состоянии прийти ему на помощь, так как находится под «надзором» черных фигур. И все же путь к выигрышу есть. Для этого, прежде всего, нужно поставить черных в положение цугцванга и вынудить ход ладьей или пешкой. Это достигается так: 1. Фа5-с5 Крb7-а6 2. Фс5-b4 Кра6-а7 3. Фb4-b5 Кра7-а8 4. Фb5-b6 Лh2-h3.

Если 4... h3, то белые сначала забирают пешку на g3, затем ладью, пешку h3 и т. д.

5. Фb6-d8+ Kpa8-b7 6. Фd8-d7+ Крb7-b6 7. Фd7:h3 Крb6-с5 8. Фh3:h4 Kpc5-d5 9. Фb4:g3 Kpd5-е4 10. Kpg1-h2 Kpe4-d4 11. Фg3-b3.

Теперь белый ферзь постепенно оттесняет короля противника в угол доски, после чего у черных не остается другого хода, как g1Ф+ и после взятия ферзя белые легко выигрывают.

(1. Фа5-с5 - это кратчайший путь к победе, но выигрывают и многие другие ходы ферзя)

 № 138  С. Лойд

 1878

выигрыш

 Соотношение сил в этом ладейном эндшпиле скорее в пользу черных, и лишь стесненное положение их фигур позволяет белым осуществить выигрышную комбинацию.

1. Лd1-h1+ Kph7-g6 2. Лh1-g1+ Kpg6-f7 3. Лg1-f1+! Kpf7-e7 (на 3... Kpg6 последует мат в 2 хода) 4. Лb2-b7+ Кре7-е8

(если 4... Kpd8, то 5. Kpd6 Kpc8 6. Лfb1 ~ 7. Лb8#) 5. Лf1:f8+! Kpe8:f8 6. Kpe5-f6 или 5... Лg8:f8 6. Kpe5:е6,

и черные могут избежать мата лишь ценой отдачи ладьи. Финальные позиции в обоих вариантах в точности повторяют друг друга, лишь основные фигуры сдвинуты на одну вертикаль. Такие позиции с положением черного короля на полях разного цвета называются эхо-хамелеонами.

(К выигрышу ведет и - 3. Лb7+ Kpe8 4. Лgb1 Лg5+ 5. Kpd6 и т.д. Для устранения этого достаточно пешку a4 переместить на a3.)