ЗАДАЧИ НА СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

 

№ 52  С. Лойд

 1868

Мат в 2 хода

1. Сb8-е5!!(цугцванг) 1... Фh4-e1(e4) или Kh7~  2. Kd5-e7#;

1... Фh4-d8 2. Kd5-b4#; 1... Крс6-d5 2. c5-c6#;   1... Kf8~  2. Фf5-e6#.

Эта композиция явилась, по существу, первой (если не считать примитивного наброска Ч. Стенли 1849 г.) в ряду задач на фокальную тему. Заключается она в том, что черная фигура (обычно ферзь) защищает два атакованных белыми поля; поля на доске, с которых эта фигура в состоянии одновременно защитить оба фокуса, носят название контрольных (или узловых); белые каким-нибудь способом делают невозможной одновременную защиту обоих фокальных полей и таким образом завоевывают одно из них.

В задаче Лойда фокальными полями являются b4 и е7, а контрольными — h4, el и е4. Первым ходом белые перекрывают вертикаль «е» слоном, делая бесполезными для черных защиты 1... Фе1(е4). Недостаточны попытки 1. g3? Фе4! или 1. g4? Фе1!

Следует отметить пассивную роль белого слона d1, выполняющего второстепенные функции.

Фокальная тема получила в дальнейшем широкое развитие.

 

№ 52a  К. Мэнсфилд

 1923

Мат в 2 хода

Черная ладья защищает фокальные поля d2 и g5 (1... Л~ по 2-й горизонтали 2. Kg3#; 1... Л~ по вертикали «g» 2. K1d2#). Но у белых нет возможности сохранить положение цугцванга для черных (1. Kpe7?  d3!), а потому они меняют фокальные поля на новые — е2 и g6: 1. Фа6!  Л~ по 2-й горизонтали 2. Фg6#; 1... Л~ по вертикали «g» 2. Фе2#;   1... d3 2. Фе6#.

Наибольшие возможности дает эта тема в трех- и многоходовой  форме.

 

№ 52b  Г. Ротцол

 1927

Мат в 4 хода

Эта задача — псевдодвухходовка: 1... Фd1  2. Kg5#;  1... Фh4 2. Kd2#. Так как у белых нет выжидательного хода, они вступают в борьбу за темп:

1. Ch7!  Фd5(1... Фа5 2. Cd4!) 2. Cg6! Фd8 3. Cf5! Ложный след: 1. Cg6? Фd5 2. Ch7 Ф:е4!

 

№ 53  С. Лойд

 1889

Мат в 2 хода

 1. Са3-f8!! (с угрозой 2. Фа4-a1#) 1... Cg7:b2 2. Cf8:h6#; 1... Kpc1:b2 2. Фа4-а3#.

Эта композиция широко известна под названием «Американо-индийской задачи». В задаче много ненужных для проведения темы белых и черных фигур, что в глазах автора оправдывалось желанием приблизить композицию к положению из практической партии.

Известны две задачи Лоуса, где та же идея проведена по диагонали (со слоном) и по вертикали (с ладьей).

 

Б. Лоус

 «чесс плейерс кроникл» 1885

Мат в 2 хода

1. Сс8.

 

Б. Лоус

 «Морнинг пост» 1885

Мат в 2 хода

 1. Ле8!

 

Наиболее совершенную художественную форму тема получила в следующей задаче, отмеченной I призом в конкурсе «Шахматного журнала».

53а  А. Галицкий

«Шахматный журнал»  1892

Мат в 2 хода

1. Са4 (цугцванг) 1... С:е4 2. Cd1#; 1... Кр:е4 2. Сс6#; 1... С~ 2. Фd3#; 1... Кb~  2. Kd2#;  1... Ке~  2. Фf4#;  1... hg 2.  Ле3#.

 

№ 54  С. Лойд

 1892

Мат в 2 хода

1. Лf6-а6!! (с угрозой 2. Фg2-f1#) 1... Ла5:f5 2. Ла6:а4#;  1... Kpf4:f5 2. Ла6-f6#! (тема возвращения); 1... Kh6:f5 2. Ce7-g5#;

1... е3-е2 2. Фg2-f2#;  1... Ла4-a1(a2) 2. Фg2-е4#;  1... Kh6-g4 2. Фg2:g4#.

Та же тема, что и в предыдущей задаче, но с ладьей в качестве тематической фигуры.

 

№ 55  С. Лойд

 1859

Мат в 2 хода

 1. Фh5-а5(цугцванг) 1... Сс8-d7(Cf8-d6) 2. Фа5-d5#; 1... Лс8-d7(Ле8-е6) 2. Ke3-f5#; 1... Cf8-e7(Сс8-е6) 2. Фа5-е5#;

1... Ле8-е7(Лd8-d6) 2. Фа5:b4#; 1... Cf8-c5 2. Фа5-a1#.

На полях d6, d7, е6 и е7 черные слоны и ладьи попарно перекрывают друг другу линии действия — тема, известная под названием пересечения Гримшоу. Любопытно, что эта замечательная задача (сначала опубликованная в трехходовой форме в 1857 г.) появилась в свет спустя всего лишь несколько лет после напечатания В. Гримшоу своей первой композиции на эту тему и была составлена 16-летним  юношей!

Благодаря своеобразному положению тематических черных фигур задача получила название «иrpa на органе». Действительно, эти как бы впаянные в стену фигуры напоминают орган, из которого извлекаются дивные мелодии...

За 100 лет было составлено много десятков произведений на открытый Лойдом оригинальный механизм темы Гримшоу. Однако все они отличались друг от друга главным образом лишь позицией короля черных по отношению к тематическим фигурам, а также различными свободными полями, предоставленными их королю.

Хотя точек пересечения в этом механизме четыре, но матующих ходов также только четыре, а не восемь (в задаче Лойда они попарно совпадают). Лишь спустя 90 с лишним лет голландцу Гартонгу удалось дифференцировать маты на ходы ладей и таким образом увеличить их число до шести. Эта задача была отмечена I призом в конкурсе «Проблем».

 

№ 55а  Я. Гартонг

«Проблем» 1951

Мат в 2 хода

1. ef (цугцванг) 1... Ла7 2. Cf5#;  1... Cd7(Cd6) 2. Фd5#; 1... Ле6 2 Ф:h7#;

1... Се6(Се7) 2. Ле5#; 1... Ла6 2. Кbс5#;  1... Ле7 2. Kdc5#;  1... C:g4 2. Ф:g4#; 1... К~ 2. Kf2#.

Исключительные технические трудности, которые пришлось преодолеть автору, не позволили добиться лучшего вступительного хода.

В современной трактовке тема Лойда представлена в задаче Мэнсфилда (I приз конкурса «Швальбе»).

 

№ 55b  К. Мэнсфилд

 1956

Мат в 2 хода

 Белые могут четырьмя способами при помощи жертвы пешки вызвать взаимное перекрытие черных фигур на одном из тематических полей (f3, f4, g3 или g4), но в трех случаях это будут только ложные следы. Если, например, 1. g3? (с вариантами 1... C:g3 2. Фе3#; 1... Л:g3 2. С:b3#;  1... Kpd4  2. Ф:с3#), то замысел белых опровергается путем 1... Кс2! На 1. f4? (1... С:f4 или Kpd4 2. Ф:е4#;  1... Л:f4 2. С:b3#) следует 1... е3! В случае 1. gf? (1... С:g4 или Kpd4 2. Ф:е4#; 1... Л:g4 2. Фd1#) черные отвечают 1... K:f2!  

Решает задачу 1. f3! С:f3 2.Фе3#; 1... Л:f3 2. Фd1#; 1... Kpd4 2. Ф:с3#;  1... Cf4 2. Ф:е4#;  1... Лf4 2. С:b3#;  1... Кс4 2. С:е4#.

Как известно, взаимное перекрытие черных фигур, вызванное жертвой белой фигуры на поле пересечения, носит название темы Новотного (первая задача А. Новотного на эту тему была опубликована в 1854 р.).

 

№ 56  С. Лойд

 1880

Мат в 2 хода

 1. Лg6-g2! Ch1:g2 2.  Кс3-b5#;  1... Лh2:g2 2. Кс7-b5#;  1... Крс5-d6 или Kb3-d4 2. Кс3-е4#;  1... Крс5-d4 или Лdl-d6+  2. Кс7-е6#.

Характерной особенностью темы Новотного является наличие двух угроз после хода белой фигуры на поле пересечения. Здесь после вступительного хода у черного короля 4 свободных поля.

Задача входила в посылку, отмеченную III призом на конкурсе в честь V Американского шахматного конгресса 1880 г.

 

№ 57  С. Лойд

 1878

Мат в 2 хода

 1. Лb3-f3! Сh1:f3(Лg3-g4) 2. Кс5-e4#;  1... Лg3:f3(Фh3-f1) 2. Кс5-d3#;

1... Kpc2:c1(Ла7-а3) 2. Кс5-b3#;  1... Ла7-а4 2. Кс5:а4#;  1... Ла7-а6 2. Кс5:а6#;

1... b7-b6 2. Кс5-b7#;  1... Лg3-g7 2. Кс5-d7#;  1... Лg3-g6 2. Кс5-е6#.

Снова тема Новотного. Задача интересна тем, что является одной из первых с восьмикратной игрой одного белого коня («коневое колесо»).

Удостоена III приза (за посылку) на Парижском конкурсе 1878 г.

Тема Новотного является популярной и через полтора столетия после ее открытия. Вот рекордное ее воплощение - 6 перекрытий Новотного -

В. Руденко

The Problemist, 2000

4 приз

 

#3                           9+10

№ 58  С. Лойд

 1878

Мат в 2 хода

1. Ла5-f5!(с угрозой 2. Фа8-а4#) 1... Лd3:b3 2. Ke4-g5#!;  1... Kpb4:b3 2. Ке4-с5#.

Интересен способ, каким снимается контроль четырех черных фигур над белой коневой батареей. Нельзя 1. Лg5? Л:b3 2. Kf6+ Фе4 или Крс3.

Посылка Лойда, состоящая из этой двухходовки, одной трехходовки и четырехходовки № 119, получила приз в конкурсе Американской ассоциации любителей шахмат и задач 1878 г.

№ 59  С. Лойд

 1858

Мат в 2 хода

 

1. Фg7-al! (цугцванг) 1... Ла3-d3 2. Фа1-а8#; 1... Ла3:a1(Ке2-с3) 2. Кс4:е3#; 

1... Фb1-b5 2. Фа1-h1#; 1... Фb1:а1(b6-b5) 2. Кс4:b6#;  1... Ке2~ 2. Фа1-d4#; 1... Кf7~ 2.Фа1-е5#.

Белый ферзь становится в засаду за две черные фигуры и одновременно под удар этих фигур. Уход ферзя с первой горизонтали или ладьи с линии «а» позволяет осуществить эффектные маты с дальних угловых  полей.  Задача, опередившая свое время!

 

№ 60  С. Лойд

 1895

Мат в 2 хода

 В начальной позиции на все ходы черных, за исключением Фh8, заготовлены маты:

1... Крс3-b2 2. Фh2:d2#;  1... Kpc3-d4 (Ca1-b2 или Кd2~) 2. Ка3-b5#; 1... Фg7-d4 2. Ке3-d1#;  1... Фg7-e5 2. Фh2:е5#;  1... Фg7-f6 2. Cg5:f6#.

He стой ладья на дороге белого ферзя, был бы мат и на ход черного ферзя в угол доски. Однако нельзя 1. Лg3? из-за 1... Kpd4 или Фе5.

Поэтому белые жертвуют ладью, прокладывая путь своему ферзю:   1. Лh3-h8!  Фg7:h8  2. Фh2:h8#.

 

№ 61  С. Лойд

 1856

Мат в 3 хода

 1. Cd5-h1!  d4-d3 2. Kph3-g2 Kpаf4-e4 3. Kpg2-g3#.

Один из откликов Лойда на «индийскую задачу».

Любопытно сопоставить с этой задачей другую, составленную почти столетие спустя.

Эта позиция отличается от задачи Лойда главным образом положением черной пешки. Теперь черным пат, и у белых нет времени на проведение критического хода. Но им на помощь приходит другой, не менее интересный, маневр (впервые представленный Т. Эрленом в том же 1845 г., когда была напечатана «индийская задача»):

№ 61a  М. Сежер

 1930

Мат в 6 ходов

  1. Сс7 Kpd4 2. Cd6 Kpe4 3. Ch2! Kpd4 4. Cg1+ Кре4 5. Kpf2! Kpd4 6. Kpf3#.

Заключительная часть комбинации совершенно аналогична комбинации из индийской темы, лишь критический ход заменен сложным маневром слона, носящим название обходного маневра Эрлена.

 

№ 62  С. Лойд

 1877

Мат в 3 хода

  1. Лd7-h7! Cf8~ 2. Лg6-g8+ C~-f8 3. Лg8:f8#;  1... Cf8-e7 2. f6:e7 Kpa8:a7 3. e7-е8Ф(Л)#;  

1... Cf8-g7 2. f6:g7 Kpa8:a7 3. g7-g8Ф(Л)# (1... Cc5+ 2. С:c5).

Здесь ладья первым ходом переходит через два критических поля — е7 и g7. Недостаточно 1. Лf7? из-за  1... Cg7!  2. fg — пат.

 

№ 63  С. Лойд

 1867

Мат в 3 хода

Черные грозят запатоваться ходом 1... g3. У белых есть оригинальные способ снять удар своих четырех фигур с поля h3:

1. Лh7-d7! g4-g3 2. Cf5-h7! Kph2:h3 3. Ch7-f5#;  1... Лg2-g3 2. h3:g4+;   1... Kph2-g3 2. Фс8-b8(с7)+.

 

№ 64  С. Лойд

 1876

Мат в 3 хода

 1. Cg1-a7! f5-f4 2. Kd5-b6 Kpf3-e3 Фg6-d3# (1... Kpe4 2. Фg3).

Лойду органически претило эпигонство. К каждой теме он подходил критически, отыскивая новые возможности ее развития, творчески перерабатывая классическое наследие. В решении этой задачи мы встречаемся и с критическим и перекрывающим ходами, и с распатованием черных из индийской темы, но мат неожиданно дается третьей фигурой, а не игрой батареи. Таким образом, здесь выключение критической (и перекрывающей) фигуры носит не временный, а постоянный характер. Новая тема ограничения силы фигуры получила в дальнейшем широкое распространение под названием темы Лойда.

В начале этого века была обнаружена следующая забытая задача американского проблемиста Чини, где осуществлена та же идея.

 

Д. Чини

«Бруклин стандарт»  1860

Мат в 3 хода

1. Са8! fg 2. Kpb7 Kpd5 3. Лd3#.  По этой причине сейчас тема известна под названием темы Чини—Лойда.

 

№ 65  С. Лойд

 1858

Мат в 3 хода

1. Cg2-а8!! (с угрозой 2. Фb1-b7!  ~ 3. Фb7-h1#) 1... Kc8~ 2. Фb1-b6 ~ 3. Фb6-g1#;

1... f5-f4 2. Фb1-g6 ~ 3. Фg6-g1#; 1... Kpe1-f1 2. Фb1:f5+ Kpf1-e1 3. Фf5-f2#.

В центральном варианте задачи представлена новая, открытая Лойдом тема: освобождение линии с устранением мешающей (пассивной) фигуры, причем последняя (слон) движется в обратном направлении движению фигуры (ферзя), для которой линия освобождается. Нетрудно заметить, что ход слоном является критическим, так как он переступает через поле пересечения b7, на которое затем становится ферзь.

Лойдовское освобождение линии родственно теме Тертона (см. № 9). Разница заключается лишь в том, что в последней освобождающая линию фигура в дальнейшем поддерживает вторую, а в теме Лойда — нет.

Задача участвовала в конкурсе, проводившемся в связи с международным шахматным конгрессом в Париже, где посылка Лойда из шести задач (к их числу относятся также № 76, 115, 118, 124, 126) была отмечена II призом. По условиям конкурса разрешалось присылать три уже опубликованных и три оригинальных произведения.

В следующей задаче (IV приз конкурса «Швальбе» за 1942/43 г) автор заставил обоих белых слонов проделать критические ходы, освобождая две смежные диагонали для ферзя.

№ 65а  К. Шмейсер

 1943

Мат в 5 ходов

1. Са7! K:g2(Kd3) 2. Фb6! (угроза) 2... Ке3 3. Ф:е3 ~ 4. Фg1#;

1... Kh3! 2. Ca8! Kg5 3. Фb7! Ke4(f3) 4. Ф:e4(f3) ~ 5. Фh1#,    2... Kf2 3. Фg6 Kh3 4.Фg3+ Kpf1 5. Cg2#;

1... Kd5 2. С:d5.  Просто и остроумно!

 

№ 66  С. Лойд

 1868

Мат в 3 хода

 1. Cg1-c5!! (цугцванг) 1... Кb7:с5 2. Фh7-а7! Кс5~ 3. Фа7-g1#;

1... Kb7-d6(~) 2. Фh7-d7 Kd6~  3. Фd7-d1#.

Будь у белого слона в распоряжении еще одно поле на восьмой линии слева от вертикали «а», задачу решал бы критический ход слоном на это поле. Но такого поля нет, поэтому белые жертвуют слона, расчищая диагональ руками черных. Интересная разновидность лойдовского освобождения линии.

№ 67  С. Лойд

 1868

Мат в 3 хода

1. е4-е5! (с угрозой 2. Фе7-с7+ Kpc6-d5 3. Kh7-f6#) 1... Cg3:e5 2. Kh7-f8!(угроза 3. Фd7#) 2... Ce5-c7(d6) 3. Фе7-е4#;

2... Kpc6-d5 3. Фе7-b7#; (1... Kpd5 2. Kf6+).

Идея главного варианта близка к идее предыдущей задачи. Замысел хорошо подчеркнут тематическим ложным следом 1. Kf8? Cc7!, и белая пешка мешает мату ферзем с поля е4.

 

№ 68  С. Лойд

 1878

Мат в 3 хода

 1. Лh1-h5!! Kg7:h5 2. Фа1-h1! (угроза 3. Кс3-b5#) 2... Kh5:f4 3. Фh1-h8#, 2... Kpd4:c3 3. Фh1-a1#;

1... g4-g3 2. Cf4-e3+ Kpd4-e5 3. f2-f4#;

1... e2-е1Ф 2. Фа1:e1 ~ 3. Фе1-е5#;

1... Kg7:e6 2. Кс3:e2+ Kpd4:d5(e4) 3. Фа1-b1#.

Та же идея, что и в задаче № 66, с тем лишь отличием что направление движения фигуры (ладьи), освобождающей линию для ферзя, совпадает с направлением движения последнего — тема прокладки пути с жертвой фигуры.

Впервые тема прокладки пути (бристольская тема) была осуществлена в следующей задаче Ф. Хили (Бристольский конкурс, 1861 г. I приз):

 Ф. Хили

Бристольский конкурс  1861

Мат в 3 хода

 1. Лh1!! Се8 2. Фb1! Сb5 3. Фg1#.

Задача Лойда приводится в предложенной В. Маеманом редакции (1926), так как в авторской позиции она имела побочное решение.

В следующей задаче бристольская тема присутствует в игре и белых и черных фигур -

M. Vukcevic

“Die Schwalbe”, 1971

4                             9+11

 

№ 69  С. Лойд

 1877

Мат в 3 хода

 1. Фb5-g5 (цугцванг) 1... Ла8-а3 2. Фg5-е7! Ла3~  3. Фе7:е1#, 2... Фе1:е7 3. Лb2-b1#,  2... Фе1-h1 3. Фе7:а3#;

1... Ла8-а7 2. Фg5-е3! Фе1-g1 3. Фе3:g1#;

1... Фе1-h1(f1) 2. Фg5-g2 Фb1-e1 3. Фg2:а8#,  2... Ла8-а7 3. Фg2:h1#.

Совместно с задачей № 80 и еще одной двухходовкой эта композиция отмечена II призом в юбилейном конкурсе III Американского шахматного конгресса 1876 /77 г., где Лойду был также присужден I приз за посылку.

 

Эта идея одновременного нападения на две черные фигуры блестяще разработана Шинкманом.

№ 69а  В. Шинкман

 1881

Мат в 3 хода

1. Kph1! (цугцванг) 1... Ла6 2. Фе2;  1... Ла4 2. Фе4;

1... Л:а2 2. Фf7; 1... Лс8 2. Фf5; 1... Лd8(Лg8) 2. Фd5;  

1... Лh8 2. Фс3;  1... h4 2. Фh5.

 

№ 70  С. Лойд

 1878

Мат в 3 хода

1. Лс1-g1!! (цугцванг) 1... Kpe4-f5 2. Kd3-f2!  g3:f2 3. g2-g4#;

1... Kpe4:d3 2. Лg1-a1! Kpd3-e4(c2) 3. Фh1-b1#,  2... Kpd3-e2(:c4) 3. Фh1-f1#;  

1... h2:g1!  2. Kd3-c5+.

Одна из красивейших задач на тему засады с глубоко замаскированным первым ходом. В варианте 1... Кр:d3 проведена идея прокладки пути  в чистейшем виде.

Как показывает следующая редакция задачи, предложенная Буллем, идея Лойда может быть представлена не только более экономично, но и с интересным усложнением варианта:

№ 70a  С. Булл

(по С. Лойду)

Мат в 3 хода

1. Лс1-g1!! hgФ  2. Kc5+ Ф:с5 3. Фb1#!— руками черных белые освободили для своего ферзя первую горизонталь.

 

№ 71  С. Лойд

 1857

Мат в 3 хода

1. Ch1-d5! Лd7:d5 2. Kg7-f5+ Лd5:f5 3. Kb2-d1#;

1... Лb5:d5 2. Kb2-d1+ Лd5:d1 3. Kg7-f5#;

1... Фa2:d5 2. Kg7-f5+ Фd5:f5 3. Kb2-c4#.

Жертвой фигуры на поле пересечения линий действия двух черных ладей белые вызывают их взаимное перекрытие. Но непосредственно использовать это перекрытие, как в теме Новотного, белые не могут. Они должны предварительно отвлечь ладьи от их прямых обязанностей — ладью d7 от защиты поля dl, ладью b5 от защиты поля f5, после чего мат становится возможным.

Задача входила в посылку (см. №39), отмеченную I призом в конкурсе «Чесе мансли».

Эта тема получила название пересечения Плахутты, по задаче последнего, опубликованной в августе 1858 г.

 

№ 71a  И. Плахутта

 1858

Мат в 3 хода

1. Лg7! Лg:g7 2. Сс7+ Л:с7 3. Фg3#;  

1... Лh:g7 2. Фg3+ Л:g3 3. Сс7#.

Задача Лойда была напечатана еще в ноябре 1857 г. в форме четырехходовки –

С. Лойд

 1857

Мат в 4 хода

Решение начиналось с шаха: 1. Л:f4+ Кре3 2. Cd5 и т. д. Задача имела, однако, побочное решение 1. Ле2+, которое автор позднее устранил взаимной перестановкой слона f6 и пешки f4. Мы поместили задачу без грубого вступительного хода, не имеющего отношения  к теме.

Таким образом, хотя и в неправильной редакции, но тема была впервые представлена Лойдом!

 

№ 72  С. Лойд

 1880

Мат в 3 хода

1. Kf6-е4! Фе2:е4 2. Кс2-d4+ Фе4:d4 3. Фа8:е8# (2... Kpd7 3. Ф:b7#);

1... Лg4:e4 2. Фа8:е8+ Ле4:е8 3. Кс2-d4#;  

1... Крс6-b5 2. Фа8-а4+! Крb5:а4 3. Ке4-с3#;  

1... Крс6-d7 2. Фа8:е8+! Kpd7:e8 3. Ке4-f6#.

Вариация на тему Плахутты с любопытными дополнительными вариантами с жертвами белого ферзя на ходы черного короля.

Задача входила в посылку, отмеченную III призом на V Американском шахматном конгрессе 1880 г. (см. также № 56).

 

В следующей задаче осуществлено перекрытие сразу 4-х ферзей -

Л. Лошинский

“Шахматная Москва” 

1 приз    1964

         #6                          11+13         

 

№ 73  С. Лойд

 1859

Мат в 3 хода

 1. Фg1-f2!(с угрозой 2. Фf2:f4#) 1... Лf4:f2 2. Kd5-e7! (угроза 3. Ке7-с6#) 2... Ch5-f3 3. Ke7-f5#;  

1... Лd2:f2(Лf4-f3) 2. Kc4-a3!(угроза 3. Ка3-b5#)  2... Ch5-e2  3. Ка3-с2#.

Критические ходы могут иметь место не только в игре белых фигур (как, например, в индийской теме, теме лойдовского освобождения линии и т. д.), но и в игре черных. Только здесь они, как правило, носят форсированный характер.

В данной задаче не проходит, например, сразу 1. Ке7? из-за 1... Cf3! Стой черная ладья по ту сторону критического поля f3, был бы возможен мат конем на f5, так как слон перекрыл бы ладью от этого поля. Жертвой ферзя белые и вызывают критический ход ладьей 1... Лf:f2, а затем ее перекрытие.

Аналогичен второй вариант 1... Лd:f2, также подчеркнутый тематическим ложным следом 1. Ка3?  Се2!

 

№ 74  С. Лойд

 1858

Мат в 3 хода

 1. Се5-b8!(цугцванг) 1... Cf5-b1(c2) 2. d2-d4+ c4:d3 3. Kg3-e4#;

1... Cf5-d3(Kf4-d5+) 2. Kpf6-e5;   1... d7-d5(Kf4-d3) 2. Kpf6-e7 ~ 3. Cb8-d6(a7)#.

Нельзя 1. Cc7? ввиду 1... Kd5+ 2.  Kpe5 К:c7.

Очень остроумно вызывается перекрытие слона пешкой, используя правило взятия на проходе. В двух последних вариантах черные слон и пешка блокируют поля для коня, отнимая у него возможность дать шах белому королю.

 

№ 75  С. Лойд

 1867

Мат в 3 хода

 1. Фg5-g8! (цугцванг) 1... Се4-а8(с6) 2. Лh5-d5! (угроза 2. Фg8-g2#) 2... Са8:d5 3. Фg8:d5#;

 1... d6-d5 2. Фg8-g4! Ce4-g2(Cf3, d4) 2. Фg4:g2 (Ф:f3, Ф:e4)# 

 (1... Cf3 2. Kp:f3).

В цугцванге черный слон вынуждается к проведению критического хода, чтобы затем быть отрезанным белой ладьей от защиты поля g2—  чернобелое пересечение. Во втором варианте сказывается ограничение подвижности слона своей же пешкой.

 

№ 76  С. Лойд

 1867

Мат в 3 хода

1. b7:а8К! (цугцванг) 1... Лf6-а6(на любой другой ход последует 2. Фh8-a1+) 2. Ка8-b6! ~ 3. Фh8:h6#,  2... Ла6:b6 3. Фh8-a1#.  

Другим способом, кроме хода конем на b6, нельзя отрезать черную ладью от поля h6.

Задача из посылки, отмеченной II призом в Парижском конкурсе 1867 г. (см. №65).

Удачно переработал эту задачу автор композиции № 76а , правда заменив превращение пешки в более сильную фигуру — ладью.

 

№ 76а  А. Кремер

(по С. Лойду) 1930

Мат в 3 хода

1. b8Л! Ла7 2. Лb7! Если 1. b8Ф(С)?, то 1... Л:g4+ 2. Л:g4 — пат.

Мотивировки превращения пешки в коня могут быть самыми разнообразными. Например, в коллективной задаче только конь может выиграть нужный темп, любая другая белая фигура будет запатована!

 Г. Виттвер Т. Зирс

«Бритиш чесс федерейшн»,  1936

Мат в 4 хода

1. а8К! Кс5+ 2. Кра7 Кb7 3. Кс7! К~ 4. Лb1#,  2... КbЗ 3. Лb4 ~ 4. Лh4# или 3... Kd4 4. Лb1#.  

Нельзя 1. а8Ф(Л, С)?  Kc5+ 2. Кра7 Кb7!, и у белых нет выжидательного хода.

 

№ 77  С. Лойд

 1859

Мат в 3 хода

1. Лd1-a1!(с угрозой 2. Ла1:а2 ~ 3. Кс5-b3(е6)#) 1... Са2-с4 2. Ке3:f5+ Kpd4-d5 3. Cg2:e4#;

1... Ca2-d5 2. Ke3-c2+ Kpd4-c4 3. Cg2-f1#;  

1... Ca2-g8 2. g6-g7! ~ 3. g7:h8Ф(С)#    (1... Cf7 2. gf).

Остроту задаче придает неожиданный вариант 1... Cg8 с замурованием черной ладьи, которая становится добычей маленькой белой пешки.

 

№ 78  С. Лойд

 1858

Мат в 3 хода

1. Сс2-а4! (цугцванг) 1... Са7-b8 2. Кb5-d4! ~ 3. Kd4-c6#, 2... c5:d4 3. c3:d4#,

1... Са7-b6(Cg8-f7)  2. Kb5-d6!  ~ 3. Kd6:c4#; 1... Лb6-b1 2. Kf4-g6+ Kpe5-d5 3. Kb5-с7#.

В этой задаче центральными являются варианты с блокированием полей слоном для коня. Идея первого хода хорошо замаскирована.

Задача получила I приз на конкурсе «Нью-Йорк альбион».

№ 79  С. Лойд

 1857

Мат в 4 хода

 1. Kpa1-а2!! е4-е3 2. Лd1-a1!  e3-е2 3. Кс3-b1 Ce1~ 4. Kb1-d2#.

Очень удачная вариация на индийскую тему. Сначала белый король должен освободить поле для ладьи, которая затем осуществляет критический ход.

Идея Лойда еще долго питала мысль композиторов.

№ 79а  В. Паули

1927

Мат в 3 хода

 В начальной позиции на 1... е2 следует 2. Ке4 edФ 3. Kg3#.

Решение: 1. Ла1! е2 2. Кb1 К~ 3. Kd2#.

Самое любопытное заключается в том, что после первого хода снова возникает задача-блок, которую решает 1. Лd1! е2 2. Ке4 и т. д. Своеобразный «перпетуум мобиле»!

В задаче видного русского проблемиста второй половины XIX в. Коса белый конь, стремясь к полю f2, дважды выключает ладью.

№ 79b  И. Кос

1886

Мат в 5 ходов

1. Ла1! g4 2. Кb1! К~ 3. Кс3+ Kg1 4. Kcd1! К~ 5. Kf2#.

1. Kpf5(d5)? g4! 2. Ke4 — пат.

 

Наконец в следующей композиции маневр конем повторяется уже трижды.

Г. Люкке

«Швальбе» 1953

Мат в 8 ходов

1. Ла1 а4 2. Кb1! Ке2 3. К:а3+ Kg1 4. Кас2 а3 5. Ке1! Ке2 6. Kd3+ Kg1 7. Kc1! Ke2 8. K:e2#

 

№ 80  С. Лойд

 1877

Мат в 4 хода

1. Лd5-d8!! (цугцванг) 1... d3-d2 2. Cf1-h3 е3-е2 3. Ch3-d7! d2:е1Ф 4. Cd7-f5#,  2... Kpd1-e2 3. Ch3-g4+ Kpe2-f2 4. Лd8-f8#;

1... Kpd1:e1 2. Ca3-b4+ d3-d2 3. Лd8-f8 Kpe1-d1 4. Cf1-d3#,  3... e3-e2 4. Cf1-g2(h3)#;

1... Kpd1-d2(e3-e2) 2. Сf1-h3 Kpd2-d1 3. Ch3-g4+ e3-e2 4. Лd8:d3#,  2... Kpd2-c3 3. Лd8:d3+ Крс3:с4 4. Ch3-e6#.

Хотя ладья на первом ходу и уходит из-под удара черной пешки, но выбор поля для отступления можно определить, лишь разгадав замысел автора. Действительно, позиция черных фигур настолько свободна, что трудно предположить их игру на  пат.  По оценке автора, его лучшая задача на индийскую тему.

Задача получила (за посылку) II приз в юбилейном конкурсе III Американского шахматного конгресса 1876/77 г. (см. № 69).

 

№ 81  С. Лойд

 1858

Мат в 4 хода

  1. 0-0! (цугцванг) 1... а5-а4 2. Cb3-g8! g3-g2 3. Лf1-f7 Kpe4-d5 4. Лf7-f4#;

1... g3-g2 2. Лf1-f8! a5-a4 3. Cb3-f7 Kpe4-f3(f5) 4. Cf7-d5#.

Первая задача, в которой индийская тема была представлена в двух вариантах. Особенность задачи в том, что обе тематические фигуры взаимно меняются ролями; если в одном варианте слон осуществляет критический ход а ладья перекрывает его, то во втором варианте, наоборот, ладья делает критический ход, чтобы затем слон перекрыл ее, причем критическое поле в обоих случаях одно и то же.

В конкурсе «Нью-Йорк альбион» задача отмечена II призом.

№ 82  С. Лойд  1857(версия)

Мат в 4 хода

1. Фe8-e1!! f5-f4 2. Ла2-e2! (угроза) 2... f4-f3 3. Лe2-e6+  f7:e6  4. Фe1:e6#,

3... Крf6-f5 4. Фe1-e4#.

Тема Лойда-Тертона (см. № 8), но с ладьей (вместо слона) как тематической фигурой.

Необходимость критического хода ферзем вытекает из рассмотрения ложного следа 1. Лe2? f4! 2. Лe6+ Kpf5, и мата на 4-м ходу нет.

еще одно исправление задачи-

(версия №2)

1. Фd8-d1 и т.д.

В классически простой форме та же тема представлена в миниатюре Э. Цеплера (III приз конкурса памяти Палитча, 1932 г.).

 

Э. Цеплер

 1932

Мат в 4 хода

 1. Фd8! Ke1 2. Лd7 Kd3 3. Л:d3. Не проходит 1. Фd6? Ке1 2. Лd7 Kd3! 3. Ф:d3 - пат.

 

№ 83  С. Лойд

 1885

Мат в 4 хода

 1. Cb8-d6 (с угрозой 2. Cd6-f8, 3. Cf8:g7 ~ 4. Cg7:f6#) 1... Cc6-h1!! 2. b2-b3! (2. Cf8? g2! 3. С:g7 — пат) 2... g7-g6 3. Cd6-e7 ~ 4. Ce7:f6#.

Нельзя в угрозе сразу 2. b3? из-за 2... Cd7!

Читатель без труда определит критический характер хода 1... Ch1!! с целью замурования слона и достижения пата. Эта яркая комбинация в защите встретилась впервые в одном из этюдов И. Клинга (1849 г,), почему и носит название замурования Клинга.

С этой задачей Лойда связана забавная история, относящаяся к 1885 г.

Лойд короткое время был президентом Нью-йоркского шахматного клуба, который часто посещал Стейниц. Темпераментный Лойд пользовался любым случаем, чтобы чем-нибудь поддеть чемпиона мира. Однажды он вызвал Стейница на своеобразный матч. Без предварительной подготовки Лойд брался составить задачу, которую Стейниц должен был тут же решить. Выигрывал тот, кто затрачивал меньше времени. Пари было принято.

Ровно через десять минут Лойд предложил Стейницу решить следующую трехходовку.

 

№ 83а  С. Лойд

 1885

Мат в 3 хода

 Впоследствии Лойд писал, что он считал задачу не очень трудной, но надеялся, что многочисленные варианты решения потребуют значительного времени для их нахождения. Каково же было его удивление и разочарование, когда через пять минут Стейниц представил исчерпывающее решение:

1. fe (цугцванг) 1... g6 2. Фf1! g5 3. Фf5#,   2... h3(Kpg5) 3. Фf4#,  2... g2 3. Ф:g2#;

1... g5 2. Kpd5!  Kpf4(Kpf5, h3) 3. Фе4#;   

1... Kpg5 2. Фf3 ~  3.  Фf5#,  2... h3 3. Ф:g3#;

1... h3 2. Фf3+ Kpg5 3. Ф:g3#.

Лойду пришлось признать себя побежденным. Однако мысль о реванше не давала ему покоя. Осенью того же года Лойд бросил новый вызов чемпиону мира. На этот раз Стейниц должен был дать полное решение четырехходовки № 83, причем неуказание какого-либо варианта расценивалось как проигрыш пари.

После получасового раздумья Стейниц привел вариант с угрозой: 1. Cd6, 2. Cf8 ~ 3. С:g7, а если  1... g5, то 2. Се7. Лойд предложил чемпиону мира еще подумать над задачей. Потратив еще пять минут, Стейниц заявил, что больше никаких вариантов он не видит. Тогда торжествующий Лойд показал тонко завуалированную защиту 1... Ch1!!, которую просмотрел Стейниц. Так был взят реванш за понесенное ранее поражение.

 

№ 84  С. Лойд

 1859

Мат в 4 хода

Если попытаться сыграть сразу 1. Kd4? (с угрозой 2. Kg6+ или 2. Ке6+), то после 1... b5+ 2. Kpd5 белый король окажется под новым шахом:

2... Л:d7+(но не 2... Лd6+? 3. Ф:d6+ cd  4. Ke6(g6)#). Поэтому белые предварительно вызывают перекрытие вертикали «d»:

1. Фf8-d6+! с7:d6, а теперь проводят основной маневр 2. Kf3-d4! с теми же угрозами 3. Kd4-е6+ Kpf4-e5(e4) 4. Лgl-e1# или 

3. Kh4-g6+ Kpf4-e4 4. Лg1-g4#.  Если теперь 2... b6-b5+, то 3. Крс6-d5! с неотвратимым 4. Kd4-е6# или 4. Kh4-g6#. См. также № 17.

 

№ 85  С. Лойд

 1859

Мат в 5 ходов

1. Ла2-f2! а5-а4 2. Kpc1-d2 a4-а3 3. Лf1-a1! a3-а2 4. Kpd2-e1 Cg1:f2+ 5. Kpe1:f2#.   Снова индийская тема.

 

№ 86  С. Лойд

 1868(версия)

Мат в 5 ходов

1. b5-b6 h4-h3 2. Cf1-a6! Cd5-g2 3. Лh8-а8! (с угрозой 4. Са6-b7 ~ 5. Ла8-a1#) 3... Cg2:a8 4. b6-b7!  Са8:b7  5. Са6:b7#.

Жертвуя ладью, белые заставляют черного слона проделать критический ход. Но здесь слон не перекрывается на критическом поле b7 фигурой, выключающей его от защиты определенного поля. Ходом 4. b7! белые запирают слона в углу, и только то обстоятельство, что слон не имеет ходов, приводит черных к гибели.

Впервые тема ограничения подвижности фигуры (или тема замурования) встретилась в задаче И. Зеебергера в 1860  г.

  

№ 87  С. Лойд

 1886

Мат в 5 ходов

1. Ch6-с1!! (цугцванг) 1... h5-h4 (любой ход слоном приводит к тем же вариантам) 2. Cc1-f4! Теперь вынужден ходить черный слон. Сыграй белые неосторожно 1. Cf4?, то после 1... h4 они сами оказались бы в цугцванге: 2. Cb8 Лg7! или 2. Cd6 Лg5! и т. д. При своем же ходе черный слон перекрывает какую-нибудь горизонталь для ладьи, позволяя белым атаковать соответствующее поле на диагонали a7-g1.

Например, 2... Са8-b7 3. Сf4-b8! ~ 4. Сb8-а7+;  

                  2... Са8-с6 3. Сf4-с7! ~ 4. Сс7-b6+;

                  2... Ca8-d5 3. Cf4-d6! ~ 4. Cd6-c5+;

                  2... Ca8-e4 3. Cf4-e5! ~ 4. Ce5-d4+.