Итоги блицконкурса составления ТТ-14 «8 марта».

 

В том вижу парадокс наследия

Литературы и искусства,

Что наши драмы и комедии

От одного исходят чувства.

Виктор Аберман

Прежде всего от имени всех мужчин, композиторов и участников конкурса я хотел бы поздравить всех женщин с Международным женским днем и пожелать вам, дорогие наши спутницы, любви и счастья.  Без вашей любви, заботы, понимания, терпения, участия и даже соучастия шахматная композиция никогда бы не достигла нынешних высот, а шахматный композитор и поэт Виктор Аберман никогда бы не написал свои гениальные и, как оказалось, весьма универсальные четверостишия, которые я использовал в эпиграфе и в комментариях к отмеченным задачам.

На конкурс поступило 14 композиций от 9 авторов из 4 стран. Из-за сомнительной тематичности исключена одна задача. Остальные отмечены. Знаменательно, что наиболее активным оказался земляк основательниц Женского праздника –  Клары Цеткин и Розы Люксембург. Приятно удивило разнообразие затронутых тем и восхитила универсальность шахматных средств для выражения всей гаммы наших отношений с представительницами прекрасного пола.

Порадовала и примерно равная активность участников в обоих заданных разделах. Так что конкурс можно считать весьма удачным, за что хочется поблагодарить организатора этих блицконкурсов Григория Попова. Учитывая форс-мажорные обстоятельства, итоги конкурса предлагаю считать окончательными. Как говорил большой ценитель женщин Киса Воробьянинов: “Я думаю, что торг здесь неуместен.”

 

Раздел задач на прямой мат в 2-4 хода.

Поскольку любовь и юмор идут по жизни рядом и помогают нам в равной мере в отношениях с женщинами, я не стал отдавать предпочтение ни одной из двух задач-победительниц с четкими рисунками без лишних фигур.

Начальная позиция символизирует наше сердце, принадлежащее любимым. Иллюзорная игра:

  символизирует гармонию в отношениях. 

  и нельзя  

Понятно, что грубость неумеcтна, ибо приводит к разрыву существовавших отношений!

К женщинам нужен тонкий подход и лучше пожертвовать своими интересами:

Правильный мат доказывает правильность такого подхода.

 

Я, положа на сердце руку,

Готов в любви к тебе божиться,

Когда рука моя ложится

На сердце на твоё, подруга.

Сюжет этой композиции, наверное, до боли знаком каждому композитору. В начальной позиции муж (Крc4) c соседом  (Крa5) мирно пьют за столом “чай”, забыв закрыть (что символизирует отсутствие ответа на шах 1…d5+!) входную дверь (пешки b7 и d7). В комнате (на диаграмме) “творческий порядок”.  Неожиданно издалека возвращается домой жена (Лh6) и застает не успевшего уйти соседа в дверях.

В итоге – “расправилась” с соседом, досталось “рентгеном” мужу и в комнате навела свой порядок (на диаграмме в матовой позиции – цифра 8)!

В нас погибли рыцари

В полной амуниции,

Наповал сражённые

Боевыми жёнами.

Еще одна “сердечная история” от нашего немецкого друга –  с близнецами, в каждом из которых белые “съедают” по одной черной фигуре.  Почему же эта задача с более четким рисунком  встала ниже, чем предыдущая?  Ответ на этот вопрос, опять же, хорошо знает Виктор Аберман:

Еда для сердца не приманка.

Мужчине на исходе дня

Нужна не скатерть-самобранка,

А самобранка-простыня.

Формально – четыре “парадокса Владимирова”, основанных на чередовании взятий белых и черных фигур на одном поле. Начертанием буквы “Л” автор желает всем женщинам как можно больше любви, хотя события на доске разворачиваются несколько иначе. Потому и приходится согласиться с наличием парадокса.

Из парадоксов бытия

Один особенно отмечу –

Любовь и жизнь и слёзы вечны,

Хотя не вечны ты и я.

Позиция с некоторой долей фантазии символизирует букет цветов, а в содержании задачи можно обнаружить и перемену защит, и перемену матов, и перемену функций ходов.  Но механистичность и искусственность этого достижения очевидны. Увы, аналогии встречаются и в жизни:

Она изящна и спортивна.

Но глядя на нее, увы,

Я думаю не о любви,

А о зарядке интенсивной.

С “восьмеркой” – понятно. А что дальше?  Белая дама… Влево-вправо… И на первой, и на второй… Что-то это мне напоминает. Ну, конечно же, шерше-ля-фам! Слабый предшественник! Наверняка автор придумал комбинацию, долго наблюдая за тем, как паркуется “блондинка”.

Ты можешь на скаку коня

Остановить одной рукою,

Но, лучше, женственность храня,

Оставь животное в покое.

 

Раздел задач на кооперативный и обратный маты в 2-4 хода

Наиболее глобальное и вместе с тем лаконичное и понятное выражение темы! Задача с оригинальным чисто шахматным представлением графической  и арифметической “восьмерок”, символизирующей две половины нашего общества: примитивную – мужскую и более разнообразную – женскую. Игра “женской половины”, как и подобает, совершенно непредсказуема – три фигуры из четырех циклически меняются местами, а четвертая не успевает сделать это из-за ограничения ходов в задании.

Всё начиналось так невинно –

Была моя ты половина.

Стал наш союз иного сорта.

Теперь моя ты “три четвёртых”.

Приятная графическая “восьмерка” с одной неиграющей черной пешкой и тонко, с эротическим подтекстом, выбранная форма Онициу.  После грубоватого вступления белые готовы заканчивать игру сразу, но черные умело “продлевают удовольствие”, заставляя белых дважды использовать скрытые резервы – пешку g2!

Любовь –  не только путь в кровать.

Тому мужчину учат с детства.

Любить  не значит раздевать,

А значит помогать одеться.

 

Единственная в конкурсе задача на обратный мат демонстрирует таинство брака   из фигур, нарисовавших на диаграмме обручальное кольцо, плетется матовая сеть белому королю. Ложный след подчеркивает тот факт, что именно сам король должен сделать первый добровольный шаг к своему пленению. Белые слоны остались на месте как символ стабильности и устойчивости семейного счастья.

С годами связь с женой прочнеет.

Для счастья нет пути иного.

Сначала – узы Гименея.

Потом – семейные оковы.

Наиболее стандартный тип “восьмерки” с правильными эхо-матами. С помощью близнеца-“девятки”  автор предусмотрительно напоминает женщинам, что следующий день тоже выходной, а настоящий мужчина в отношениях с женщинами всегда должен думать и о завтрашнем дне.

Мы приглашаем дам на ужин,

Но нам не ужин с дамой нужен.

У нас на то надежда есть,

Что сможем с дамой завтрак съесть.

Задача имеет сильных предшественников, вполне допускаю, что может быть найден и полный, но в данном случае для меня важно само нахождение механизма с нехарактерным для двухходового коопмата и тематическим (08+03) соотношением белого и черного материала, а также с четким рисунком букета цветов.

Дарите женщинам цветы

Как воплощенье красоты

И как призыв мужского братства:

Почаще надо распускаться!”

Автор дарит каждой женщине (пешка e2) кусочек Франции – Эйфелеву башню и желает всем женщинам дотянуться в любви до ее вершины.

Любовь – не флейты и не скрипочки.

Немногие любить могли

Так, чтоб не только встать на цыпочки,

Но оторваться от земли.

Еще один способ представления “восьмерки”, но с двумя лишними пешками и тематически неоднородными решениями.  В одном варианте чёрная фигура активно жертвуется, а другая однотипная чёрная фигура блокирует поле у короля;  в другом же – белые отказываются от активной жертвы той же фигуры, а забирают однотипную фигуру которая блокировала поле у чёрного короля в первом варианте.

Мужчине в браке, в роли мужа,

Забыть свои ошибки нужно,

Поскольку людям двум негоже

Запоминать одно и то же.

А.Василенко  8.03.2012

------------------------------------

Огромное спасибо Анатолию Василенко за такой шахматно-художественно-литературно-поэтический отчёт - новый вид искусства!  

Просьба победителям Dieter Müller и Юрию Белоконь подготовить темы для очередных ТТ.

08 марта 2012 г  Григорий Попов      Popovgl@pochta.ru